Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm F1.2 Pro: сверхсветосильный портретный телеобъектив системы Микро 4:3

В очередном материале, посвященном профессиональной оптике Olympus, мы суммируем сведения, полученные при тестировании M.Zuiko Digital ED 45mm F1.2 Pro — портретного телевика со сверхвысокой светосилой.

Камеры Микро 4:3 обладают кроп-фактором 2, то есть масштаб изображения по сравнению с полнокадровыми системами у них вдвое больше. Поэтому объектив с фокусным расстоянием 45 мм формирует изображение, которое создает на матрице 36×24 мм оптика с фокусным расстоянием 90 мм — это востребованный вариант умеренного телевика, предназначенного для съемки портретов.

Технические характеристики

Приступим к исследованию возможностей Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm F1.2 Pro, начав с его спецификаций. Приводим данные производителя:

Полное наименование Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm F1.2 Pro
Байонет Микро 4:3
Фокусное расстояние 45 мм
Эквивалент фокусного расстояния для формата DX 90 мм
Максимальное значение диафрагмы F1,2
Минимальное значение диафрагмы F16
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Оптическая схема 14 элементов в 10 группах, включая 4 линзы из стекла с высоким коэффициентом преломления, 1 сверхнизкодисперсионный и 1 асферический элементы
Минимальная дистанция фокусировки 0,5 м
Угол обзора 27°
Максимальное увеличение 0,1×
Диаметр светофильтров ∅62 мм
Автофокусировка высокоскоростная (High-speed Imager AF) MSC*
Привод автофокуса шаговый двигатель
Стабилизация нет
Защита от пыли и влаги есть
Размеры (диаметр/длина) ∅70/84,9 мм
Вес 410 г
Средняя цена
Розничные предложения

* MSC (Movie and Still Compatible) означает совместимость системы автофокусировки как с фото-, так и с видеорежимами.

Как и другие профессиональные оптические инструменты производителя, Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm F1.2 Pro содержит весьма значительную массу стекла. В отличие от более доступных, но менее светосильных аналогов, он оснащен достаточно сложным диафрагменным механизмом и защищен от попадания внутрь корпуса пыли и брызг жидкости. Минимальная дистанция фокусировки не столь мала, как у других про-объективов с фиксированным фокусным расстоянием, но для телевика она все же весьма привлекательная.

Конструкция

Внешне объектив выглядит точь-в-точь как другие профессиональные инструменты с фиксированным фокусным расстоянием. Широкое кольцо наводки на резкость можно сдвинуть на себя (то есть к байонету) и таким образом перехватить фокусировку в ручном режиме. В таком сдвинутом положении это кольцо открывает нанесенную на корпусе шкалу дистанций и позволяет учитывать гиперфокальное расстояние с определением по этой шкале глубины резкости при заданном значении диафрагмы.
Помимо кольца ручной фокусировки у объектива есть всего один орган управления — кнопка L-Fn. Ее функции можно настраивать, воспользовавшись соответствующим пунктом меню управления фотокамерой. По умолчанию она выполняет традиционную задачу — блокирует фокусировку на выбранном объекте, предотвращая смещение зоны резкости при работе автофокуса.
Объектив в разрезе

Корпус Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm F1.2 Pro цельнометаллический, изготовлен из сплава алюминия и магния и не содержит внешних пластмассовых деталей.

Для герметизации используются многочисленные уплотнения

Оптическая схема

Конструкция объектива довольно сложная; в ней используются передовые технологии оптикостроения. Оптическая схема состоит из 14 элементов, объединенных в 10 групп. Четыре линзы в переднем, среднем и фокусировочном блоках изготавливаются из стекла с высоким коэффициентом преломления (HR, High Refractive index). Они позволяют эффективно бороться с хроматическими и сферическими аберрациями. Один элемент отличается сверхвысокой дисперсией (ED, Extra-low Dispersion) и один — асферической конструкцией (Aspherical). Они дают возможность устранить аберрации нехроматического типа и тем самым повысить резкость изображения.

Диафрагма представлена девятью лепестками со скругленными ламелями. Такая конструкция должна способствовать формированию приятной структуры размытия заднего плана (бокэ).

На поверхности оптических элементов нанесено «фирменное» покрытие производителя Zero Coating Nano. Оно состоит из наночастиц, размеры которых меньше длины полуволны света видимого спектра. Эти частицы располагаются поверх традиционного многослойного просветления и препятствуют образованию паразитных отражений, направленных вглубь оптической среды.

Z Coating Nano: 1 — воздух; 2 — наночастица; 3 — падающий свет; 4 — отраженный свет; 5 — стекло; 6 — традиционное многослойное просветление

MTF

Производитель публикует графики MTF (Modular Transfer Function), или частотно-контрастной характеристики. На них сплошными линиями представлены кривые для сагиттальных структур (S), пунктирными — для меридиональных (M); теплыми цветами обозначены характеристики для 20 линий/мм: розовым при F1,2, темно-красным при F2,8. Холодными цветами выделены характеристики для 60 линий/мм: голубым при F1,2, синим при F2,8. По оси абсцисс отложена дистанция от центра изображения к периферии в мм.

Напомним, что для идеального объектива кривые должны располагаться максимально высоко по оси ординат, иметь строго горизонтальное расположение и не содержать «завалов».

Частотно-контрастная характеристика (MTF)

Кривые MTF представляются нам весьма привлекательными, особенно при невысоком разрешении. При 60 линиях/мм наблюдается постепенное снижение разрешения при F2,8, которое к краям кадра выравнивается — вероятно, благодаря введенному в оптическую схему асферическому элементу.

Глубина резкости

Производитель размещает на своих ресурсах таблицу диапазонов глубины резкости (в метрах) для нашего испытуемого. Мы приводим эти данные ниже с сокращениями. В заголовках столбцов — дистанция фокусировки в метрах, в заголовках строк — раскрытие диафрагмы в F-стопах.

  0,5 1 2 4 6 8 12
1,2 0,498–0,502 0,990–1,010 1,960–2,042 3,837–4,178 5,637–6,414 7,364–8,758 10,617–13,802 91,233–∞
2 0,497–0,503 0,986–1,015 1,939–2,066 3,753–4,283 5,454–6,670 7,053–9,246 9,977–15,064 58,422–∞
2,8 0,496–0,504 0,980–1,021 1,914–2,094 3,659–4,413 5,256–6,994 6,723–9,886 9,326–16,854 41,314–∞
4 0,494–0,506 0,972–1,030 1,881–2,136 3,535–4,610 5,001–7,510 6,308–10,957 8,541–20,252 29,256–∞
5,6 0,491–0,509 0,960–1,043 1,836–2,198 3,373–4,923 4,678–8,391 5,801–12,953 7,632–28,389 20,702–∞
8 0,488–0,513 0,945–1,063 1,776–2,293 3,169–5,446 4,290–10,058 5,212–17,446 6,639–65,736 14,673–∞
11 0,483–0,518 0,924–1,091 1,698–2,442 2,919–6,417 3,840–14,026 4,560–34,460 5,610–∞ 10,405–∞
16 0,477–0,526 0,896–1,135 1,599–2,692 2,629–8,595 3,347–31,971 3,877–∞ 4,606–∞ 7,382–∞

Лабораторные испытания

Разрешающая способность объектива при полном раскрытии диафрагмы не рекордно высокая (на уровне 80%). Однако уже при F2,8—F5,6 разрешение достигает 90%, что является практическим максимумом для оптики и сенсора. При этом во всем диапазоне диафрагмирования разрешение на краю кадра отстает от центра всего на 10% (это не так уж много), а в центре кадра удерживается выше 80%, несмотря на «горбатый» график.

При F1,2 заметны хроматические аберрации, которые по мере диафрагмирования полностью пропадают в центре кадра и остаются едва видимыми по краям. Дисторсия отсутствует.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Практическая фотосъемка

Фотосъемку в реальных условиях мы проводили в связке с камерой Olympus OM-D E-M10 Mark III. При этом первоначально устанавливали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Впоследствии время от времени у нас появлялась необходимость изменить некоторые установки, в особенности это касалось расположения точки фокусировки и режима замера экспозиции.

Для сохранения фото и видео использовали карту Sony SDXC емкостью 64 ГБ (скорость записи 299 МБ/с). Фотоснимки записывались в несжатом формате RAW (12-битный ORF), а затем подвергались «проявке» и сохранению при помощи Adobe Camera RAW в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией.

Общие впечатления

В пользовании объектив привычно удобен. Сожалеть можно лишь об отсутствии кольца ручного диафрагмирования — оно бы очень пригодилось именно при портретной съемке, для которой предназначен объектив. Но это следствие автоматизации ныне распространено во всех системах.

Объектив быстро и точно фокусируется и позволяет доводить резкость вручную, мгновенно перехватывая ее у автомата. При портретной и репортажной съемке потребность в этом возникает очень редко, но при фотографировании крупным планом мелких объектов при значительном раскрытии диафрагмы это особый плюс.

Резкость весьма высока даже при значительном раскрытии; цветопередача правильная, не требующая ручной доводки баланса белого на снимках, сделанных в более-менее типичных условиях освещения.

Качество изображения

Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm F1.2 Pro отлично справляется с типичными задачами, для которых обычно выбирают умеренный телевик.

Снимки изобилуют хорошо проработанными мелкими деталями, полутона бережно сохраняются во всей гамме. Рисунок интересен в самых разных условиях: на открытом воздухе, в помещении, при естественном и искусственном свете. Однако более всего объектив подходит, разумеется, для портретной съемки.

Даже на открытой портретные снимки получаются достаточно высокого качества. Диафрагмирование до F4 позволяет и вовсе получить отличную резкость.

Теперь подойдем к изучению возможностей объектива по резкости более последовательно, в специальной серии кадров.

Объектив демонстрирует высокую резкость уже начиная с максимального раскрытия. При F2—F4 она увеличивается, но выражено это не слишком сильно, при F5,6—F8 достигает максимума, а при дальнейшем диафрагмировании начинает понижаться — видимо, вследствие дифракции. Отметим, что значимой разницы в резкости и детализации между центром и периферией кадра почти не видно; стабильность по всему полю — отличительная черта Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm F1.2 Pro.

Размытие фона (бокэ)

Структура размытия изображения в зонах расфокусировки представляется нам очень приятной. Причем это относится не только к традиционному фоновому (заднему), но к фронтальному (переднему) бокэ. Размытие носит очень мягкий характер и вполне соответствует по структуре термину «кремовое» (так любят выражаться западные англоязычные фотографы). Пятна от источников света (третье фото) мономорфные, бесструктурные, с плавными границами.

Лучистость

В принципе, телевикам редко поручают рисование лучиков от солнца и других источников света, однако объективы с эквивалентным фокусным расстоянием 90 мм (на полном кадре) могут использоваться для съемки пейзажей. Поэтому мы считаем нелишним оценить это свойство у нашего сегодняшнего героя.

С сожалением признаем, что по части лучистости нашему подопечному похвастать совершенно нечем. На всех снимках видим лиловый крест вокруг светила, а в нижней части снимков — россыпь ярких паразитных рефлексов с поверхностей линз. Для получения приемлемых по структуре лучей объектив приходится диафрагмировать до F11, но выраженность артефактов, которые при этом появляются, безнадежно портит картинку.

Галерея

Тестовые снимки мы собрали в галерею без подписей и дополнительных комментариев. Данные Exif во всех случаях сохранены.

Авторский альбом Михаила Рыбакова со снимками, сделанными при помощи Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm F1.2 Pro, можно полистать здесь: ixbt.photo

Итог

По меркам телевиков наш герой обладает поистине сверхвысокой светосилой: для полнокадровых систем пока невозможно найти оптику с фокусным расстоянием 90 мм и максимальным раскрытием F1,2. Объектив быстро и точно фокусируется, позволяет доводить резкость вручную, а это важно при съемке крупным планом мелких объектов при значительном раскрытии диафрагмы. Резкость отличная по всему полю кадра даже на максимальном раскрытии. Полутоновые переходы плавные и нежные. Цветопередача правильная (при типичных условиях освещения). Но главным достоинством Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm F1.2 Pro является его способность рисовать великолепное размытие в зонах нерезкости, причем не только фона, но и переднего плана, не только при F1,2, но и при существенном диафрагмировании.

Благодарим компанию Olympus за объектив и камеру, предоставленные для тестирования

Полный текст статьи читайте на iXBT