Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm F1.2 Pro: стандартный светосильный объектив системы Микро 4:3

Очередной материал по итогам тестирования профессиональной оптики Olympus мы посвящаем M.Zuiko Digital ED 25mm F1.2 Pro — стандартному объективу с высокой светосилой, предназначенному для решения широкого спектра фотографических задач.

Сенсоры системы Микро 4:3 обладают кроп-фактором 2, то есть масштаб изображения по сравнению с полнокадровыми системами увеличивается вдвое. Поэтому объектив для Микро 4:3 с фокусным расстоянием 25 мм формирует изображение, которое создает на матрице 36×24 мм оптика с фокусным расстоянием 50 мм. Нам предстоит иметь дело с так называемым стандартным объективом, создающим картинку примерно такого же масштаба, как ее видит глаз человека.

Технические характеристики

Приводим данные производителя:

Полное наименование Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm F1.2 Pro
Байонет Микро 4:3
Фокусное расстояние 25 мм
Эквивалент фокусного расстояния для формата DX 50 мм
Максимальное значение диафрагмы F1,2
Минимальное значение диафрагмы F16
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Оптическая схема 19 элементов в 14 группах, включая один асферический элемент, один Super ED и один E-HR, а также две линзы ED и три HR
Просветление Zero Coating Nano
Минимальная дистанция фокусировки 0,3 м
Угол обзора 47°
Максимальное увеличение 0,11×
Диаметр светофильтров ∅62 мм
Автофокусировка высокоскоростная (High-speed Imager AF) MSC*
Привод автофокуса шаговый двигатель
Стабилизация нет
Защита от пыли и влаги есть
Размеры (диаметр/длина) ∅70/87 мм
Вес 410 г
Средняя цена
Розничные предложения

* MSC (Movie and Still Compatible) означает совместимость системы автофокусировки как с фото-, так и с видеорежимами.

Эти характеристики формируют впечатление очень сложно организованного оптического инструмента, довольно тяжелого (410 г) и крупного для системы Микро 4:3, но отличающегося от бюджетных объективов защитой от пыли и брызг жидкости и продуманным диафрагменным механизмом. Минимальную дистанцию фокусировки нельзя назвать очень малой (30 см), но многие стандартные «полтинники» из стана других производителей не имеют и этого.

Конструкция

Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm F1.2 Pro устроен достаточно сложно. Он отличается от оптических инструментов любительской ориентации своей массой, основная доля которой — стекло. В объективе реализованы передовые технологии оптикостроения последнего времени.

Конструкция объектива сложна и тщательно продумана

Корпус Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm F1.2 Pro цельнометаллический, изготовлен из сплава алюминия и магния.

Система уплотнений обеспечивает адекватную герметизацию

Объектив защищен от попадания внутрь корпуса пыли и брызг жидкостей. На схеме производителя, приведенной выше, красным показаны области, где установлены специальные уплотнения.

Кольцо наводки на резкость, сдвинутое на себя (справа), открывает шкалу дистанций (1)

Конструкция Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm F1.2 Pro позволяет мгновенно перехватывать автоматическую фокусировку и производить доводку вручную. Для этого рифленое широкое металлическое кольцо на объективе нужно сдвинуть на себя, то есть к байонету. При этом обнажается шкала дистанций. Ее можно использовать для фотографирования вообще безо всякой фокусировки, с использованием гиперфокальной установки.

Оптическая схема

Оптическая схема очень сложная, она состоит из 19 элементов, объединенных в 14 групп. Особые свойства присущи 8 линзам.

Элемент Наименование Описание К-во Назначение
A Aspherical асферический элемент 1 подавление аберраций и дисторсии, повышение резкости
ED Extra-low Dispersion элемент из высокодисперсионного материала 2 подавление аберраций, повышение резкости и контраста изображения
HR High Refractive index элемент из материала с высоким коэффициентом преломления 3 подавление хроматических и сферических аберраций
E-HR Extra-High Refractive index элемент из материала со сверхвысоким коэффициентом преломления 1 подавление хроматических и сферических аберраций
Super ED Super Extra-low Dispersion элемент из сверхвысокодисперсионного материала 1 подавление аберраций, повышение резкости и контраста

На поверхности стекол нанесено «фирменное» покрытие производителя Zero Coating Nano. Оно состоит из наночастиц, размеры которых меньше длины полуволны света видимого спектра. Эти частицы располагаются поверх традиционного многослойного просветления и препятствуют образованию паразитных отражений, направленных вглубь оптической среды.

Z Coating Nano: 1 — воздух; 2 — наночастица; 3 — падающий свет; 4 — отраженный свет; 5 — стекло; 6 — традиционное многослойное просветление

Диафрагменный механизм 9-лепестковый, причем края лепестков скругленные. Такая конструкция должна способствовать формированию приятной структуры размытия заднего плана (бокэ), но затрудняет рисование красивых лучиков вокруг источников яркого света.

MTF (частотно-контрастная характеристика)

Производитель публикует графики MTF (Modular Transfer Function), или частотно-контрастной характеристики. На них сплошными линиями представлены кривые для сагиттальных структур (S), пунктирными — для меридиональных (M); теплыми цветами обозначены характеристики для 20 линий/мм: розовым при F1,2, темно-красным при F2,8. Холодными цветами выделены характеристики для 60 линий/мм: голубым при F1,2, синим при F2,8. По оси абсцисс отложена дистанция от центра изображения к периферии в миллиметрах.

В идеале кривые должны располагаться максимально высоко по оси ординат, иметь максимально пологий горизонтальный ход и не содержать «завалов».

Частотно-контрастная характеристика

На своих ресурсах производитель публикует таблицу глубины резкости (в метрах) для нашего испытуемого. Ниже мы приводим эти данные с сокращениями. В заголовках столбцов — дистанция фокусировки в метрах, в заголовках строк — раскрытие диафрагмы в F-стопах.

>

  0,3 0,5 1 3 5
1,2 0,298–0,302 0,494–0,506 0,972–1,030 2,734–3,326 4,289–6,000 29,35–∞
2,0 0,297–0,303 0,491–0,510 0,957–1,048 2,607–3,538 3,978–6,750 18,81–∞
2,8 0,296–0,304 0,487–0,514 0,940–1,069 2,473–3,825 3,668–7,908 13,32–∞
4 0,295–0,305 0,482–0,520 0,918–1,101 2,306–4,326 3,305–10,46 9,450–∞
5,6 0,293–0,308 0,475–0,529 0,888–1,149 2,106–5,310 2,903–19,31 6,703–∞
8 0,290–0,311 0,465–0,542 0,849–1,226 1,879–7,866 2,480–∞ 4,768–∞
11 0,286–0,316 0,453–0,561 0,800–1,356 1,632–25,28 2,061–∞ 3,397–∞
16 0,281–0,323 0,436–0,592 0,741–1,599 1,381–∞ 1,669–∞ 2,427–∞

Наиболее важными в практическом плане следует признать крайние значения, помещенные в верхней левой и нижней правой ячейках таблицы. Первое свидетельствует, что при максимальном раскрытии (F1,2) и минимальной дистанции фокусировки (30 см) глубина резкости составит всего несколько миллиметров, а при максимальном диафрагмировании (F16) и фокусировке на бесконечность она простирается от 2,4 м до бесконечности. Собственно, ничего нового в этом нет, но приведенная к месту убедительная иллюстрация всегда полезна.

Лабораторные испытания

Разрешающая способность довольно высокая практически во всем диапазоне диафрагмирования, причем она держится на уровне 80% и в центре, и на краю кадра. С учетом кроп-фактора результат не кажется таким уж высоким, но стабильность разрешения все равно сильно подкупает.

Хроматические аберрации едва заметны, и то лишь на краю кадра. Дисторсия отсутствует.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Практическая фотосъемка

Тестовую фотосъемку в реальных условиях мы проводили при помощи камеры Olympus OM-D E-M10 Mark III. Первоначально устанавливали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Впоследствии время от времени у нас появлялась необходимость изменить некоторые установки, в особенности это касалось положения точки фокусировки и режима замера экспозиции.

Для сохранения фото и видео использовали карту Sony SDXC емкостью 64 ГБ (скорость записи 299 МБ/с). Фотоснимки записывались в несжатом формате RAW (12-битный ORF), а затем подвергались «проявке» и сохранению при помощи Adobe Camera RAW в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией.

Общие впечатления

В связке с камерой Olympus OM-D E-M10 Mark III объектив оказывается сбалансированным не слишком удачно: при ношении аппарата на шейном ремне конструкция переворачивается вниз передней линзой и вверх дисплеем. Зато пользователю гарантирована защита от пыли и брызг. Автофокус работает очень быстро и в однокадровом режиме практически не ошибается.

На тестовых снимках хроматические аберрации едва заметны, причем найти их можно только на периферии кадра. Дисторсия даже в сценах с правильной геометрией объектов практически не выявляется. Сколько-нибудь значащего виньетирования (более −0,5 EV) без съемки чистого листа бумаги выявить не удается, а этим мы при практической фотосъемке не занимаемся.

F1,2; 1/640 c; ISO 200 (экспокоррекция +0,7 EV)

Качество изображения

Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm F1.2 Pro отлично справляется с любой задачей, которую может предложить практическая съемка. Цветопередача в большинстве типичных случаев правильная, не требующая ручной коррекции при постобработке.

Объектив замечательно резок уже начиная с максимального раскрытия диафрагмы и при этом рисует очень удачную картину размытия фона. Полутона хорошо воспроизводятся в широком спектре градаций, «выбивание» деталей происходит лишь в пятнах света от ярких источников. Микроконтраст изображения весьма хорош.

Рассмотрим свойства Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm F1.2 Pro более подробно, в специально подобранной серии снимков.

Резкость великолепна уже при F1,2. Диафрагмирование до F2–F2,8 практически не изменяет ее степени в центре кадра и позволяет лишь чуть-чуть усилить на периферии. При F4–F5,6 резкость и детализация достигают максимума, а при F11–F16 совсем ненамного понижаются из-за влияния дифракции.

Размытие фона (бокэ)

Стандартному объективу предстоит работать и в репортаже, и при портретировании, и иногда даже при съемке макро, поэтому большую значимость у него приобретает способность создавать приятное глазу размытие переднего и заднего планов (фронтальное и заднее бокэ). Оценим, как с такими задачами справляется наш нынешний герой.

Назвать бокэ просто удачным — значит, не сказать ничего. Бокэ великолепное, очень нежное и плавное, «кремовое», как любят иногда выражаться западные коллеги. Производитель именует его feather (мягкое, как перышко). Следует обратить внимание, что это относится к размытию не только фона, но и переднего плана (на втором фото). Конечно, фронтальное бокэ не столь сильно востребовано, как традиционное, но в этом, на наш взгляд, виновата скорее распространенная привычка фотографов. Рисунок нерезкости переднего плана тоже выглядит замечательно мягко.

Лучистость

Для объектива, которому предстоит снимать, в том числе, пейзажи, важно умение рисовать приятные глазу лучики вокруг солнца. Испытаем в этом качестве нашего героя.

При F4 картина малопривлекательная: солнце предстает как пятно с мутными краями и неприятно подчеркнутыми двумя горизонтальными снопами света. При F5,6 структура лучей становится лучше, но неприятные горизонтальные составляющие сохраняются. Приемлемую лучистость можно наблюдать начиная с F8. При дальнейшем диафрагмировании лучи лишь подчеркиваются и становятся лучше выраженными. Но уже при F8 появляется россыпь сине-фиолетовых «зайцев» (паразитных рефлексов с поверхностей оптических элементов).

Галерея

Тестовые фотографии мы собрали в галерею без подписей и комментариев. Данные Exif сохранены.

Авторский альбом Михаила Рыбакова со снимками, сделанными при помощи Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm F1.2 Pro, можно полистать здесь: ixbt.photo

Итог

У нас нет причин сомневаться в том, что герой нашего нынешнего обзора — настоящий инструмент для профессионалов. Он обладает весьма высокой светосилой, которая дает возможность снимать репортажи в условиях нехватки освещения и при невозможности использовать штатив. Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm F1.2 Pro обеспечивает высокую резкость по всему полю кадра начиная уже с максимального раскрытия. Одновременно за пределами выбранной глубины резкости он позволяет создавать красивое размытие фона или переднего плана. Объектив практически лишен таких недостатков, как виньетирование, дисторсия и аберрации. Из-за сложного устройства и значительной массы стекла он не так хорошо сбалансирован в связке с камерой, как этого ожидают поклонники системы Микро 4:3, но это наименьший из недостатков оптики, с которым давно привыкли мириться. Зато производитель гарантирует защиту своего изделия от пыли и брызг, а это очень важно для съемок на воздухе в неблагоприятных условиях.

Благодарим компанию Olympus за объектив и камеру, предоставленные для тестирования

Полный текст статьи читайте на iXBT