Объектив Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM: фотографический практикум

Ранее мы опубликовали наш традиционный обзор объектива Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM, в котором обещали подготовить отдельный материал, посвященный его практическому использованию. Исполняем обещание.

Появление в арсенале полнокадровой оптики Canon телеобъектива для макросъемки — событие не только желанное для поклонников, но и знаковое для индустрии в целом, так как оно является очередным свидетельством укрепившихся намерений производителя. Очевидно, что для Canon смещение акцента с зеркальной системы на беззеркальную — это, как говорится, «всерьез и надолго».

Возможности

Главное назначение Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM — конечно же макрофотография. Это, так сказать, основной профиль нашего специалиста, и на этом поприще он может очень многое, хотя и не все.

F16; 1/100 c: ISO 100

Но есть у объектива потенциал и в другой области применения. Фокусное расстояние 85 мм и оптические свойства этого инструмента позволяют рассчитывать на успех при съемке портретов. Подобная бивалентность представляет особый интерес для фотолюбителей, поскольку позволяет ограничиться лишь одним объективом для макро и портретов вместо двух, каждый из которых имеет более узкую специализацию.

F4; 1/100 c: ISO 400

Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM весит всего 500 г при длине чуть более 90 мм и поперечнике 78 мм. Поэтому он необременителен в составе экипировки фотографа и хорошо сбалансирован в связке с беззеркальными камерами от Canon EOS R до Canon EOS R5. К тому же объектив оснащен оптической стабилизацией, которая, по данным производителя, обеспечивает выигрыш до 5 ступеней экспозиции по длительности выдержки при съемке с рук без «смаза» изображения.

В темных помещениях при сильной нехватке света мне удавалось снимать с рук при выдержке ½ с без возникновения «смаза» изображения, что подтверждает выигрыш в пять раз по длительности экспозиции.

F4; ½ c: ISO 800

Будучи представителем оптики бюджетного класса (59 тысяч рублей в официальном российском интернет-магазине), объектив отличается от профессиональных аналогов L-серии некоторыми компромиссными решениями, которые позволили производителю понизить себестоимость изделия и сделать цену более привлекательной.

1. Приводом автофокусировки (АФ) служит не знаменитый кэноновский кольцевой ультразвуковой мотор (Ultra Sonic Motor, USM), а шаговый двигатель (STepper Motor, STM), который не столь проворен и не бесшумен при работе, зато значительно дешевле в производстве.

2. В оптической схеме Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM нет дорогостоящей асферики, которую обычно используют для улучшения резкостных характеристик. Впрочем, при этом обычно ухудшается картинка размытия фона в соответствии с правилом: «выигрывая в резкости, проигрываешь в рисунке». Поэтому не всегда можно говорить с уверенностью, что асферика желанна. Зато в оптической схеме присутствует элемент из стекла со сверхнизкой дисперсией, который позволяет более эффективно бороться с хроматическими аберрациями.

3. Значимым компромиссом является максимальное увеличение. В то время как профессиональные макрообъективы дают возможность снимать в масштабе 1:1, Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM предлагает довольствоваться вдвое меньшим (1:2) при минимальной дистанции фокусировки (МДФ) 35 см. Разумеется, в традиционной любительской практике это не слишком важно, и для магнитов на холодильнике такого масштаба вполне хватит.

F5,6; 1/100 c: ISO 100

Но при фотографировании небольших предметов, например насекомых или ювелирных украшений, объект должен, по замыслу, заполнять бо́льшую площадь кадра, чем позволяет объектив.

F22; 1/160 c; ISO 100

Пустоты, образующиеся вокруг центрального объекта, приходится заполнять тенями и световыми пятнами, которые, на самом деле, отвлекают внимание от логического центра сцены.

F22; 1/160 c; ISO 100

4. При фокусировке на макродистанции объектив удлиняется и при достижении МДФ (0,35 м) выезжает вперед на 3 см. Конечно, внутренняя фокусировка (без удлинения) мне нравится больше, но подобный недостаток свойственен и многим аналогам. Пенять здесь не на что, кроме того обстоятельства, что у негерметизированного объектива подобные выдвижения тубуса чреваты попаданием внутрь оптической системы пыли и влаги.

Устройство

Корпус объектива изготовлен из поликарбоната, а байонетное крепление — из тщательно обработанного металла. Для фотографа предусмотрены пять органов управления.

Органы управления Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM. Объяснения в тексте

На снимке, приведенном выше, отметим следующее: 1 — настраиваемое кольцо управления, 2 — кольцо ручной фокусировки, а также три механических слайдера: А — ограничитель диапазона АФ (полный, от 0,5 м до бесконечности и макродистанция 0,35—0,5 м), Б — выбор автоматической или ручной фокусировки и В — выключатель оптической стабилизации.

Здесь следует заметить, что подобного рода ограничители «разбега» используются не только в макрообъективах Canon, но и в аналогах из арсенала других фотосистем, и это вполне традиционное и технологически оправданное решение. Ведь массивную комбинацию линз трудно заставить одинаково проворно реагировать на изменения зоны фокусировки и на макродистанции, и в диапазоне традиционного телевика (1 м и более — бесконечность). Поэтому ничего, компрометирующего Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM, здесь решительно нет.

Иное дело — реализация ручной фокусировки. Она в нашем случае чисто электронная, то есть вращение кольца ручного наведения на резкость механически никак не связано с перемещаемыми линзами, но лишь передает управляющие сигналы шаговому двигателю. Поэтому, во-первых, при таких манипуляциях всегда ощущается инерция в их отзывчивости, а во-вторых, при перемещении зоны резкости от бесконечности к МДФ приходится делать множество движений пальцами и невозможно контролировать скорость сдвига фокуса по реальному отклику соответствующих элементов оптической схемы объектива. Вообще же, как мне кажется, ручная фокусировка с электронным управлением есть занятие утомительное и к тому же избыточно расходующее драгоценное время при съемке, особенно в динамичной сцене. Впрочем, здесь есть и положительный момент: таким образом обеспечивается высокая точность наведения на резкость. Однако мои симпатии все равно останутся на стороне оптических инструментов с механической ручной фокусировкой.

В камере Canon EOS R5, которой я пользовался в связке с объективом Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM, следует особо оценить помощь при ручном наведении на резкость. Оно реализовано в видоискателе и на дисплее в виде маркеров, появляющихся над зоной фокусировки, которые для достижения максимальной резкости следует совместить путем вращения соответствующего кольца управления.

Помощь при ручной фокусировке. Слева направо:
«недолет», положение резкости, «перелет».
Фото Canon Asia

По умолчанию в настройках камеры фокусировочное кольцо при АФ попросту бездействует. Для того чтобы получить возможность перехватывать управление в ручной режим, нужно воспользоваться четвертой вкладкой меню аппарата.

Затем активировать верхнюю позицию (кнопка ОК) и переключить режим в «Покадровый → включено» или «Покадровый → вкл. (увелич.)». Во втором случае это означает еще и увеличение объекта в поле зрения.

Макрофотография

АФ при макросъемке капризен не меньше, чем у любого взятого наугад макрообъектива, и если пренебрегать переключением ограничителя диапазона фокусировки, то фотографа ждут весьма серьезные испытания. В положении «разбега», установленно в позиции Full (полный диапазон от 0,35 м до бесконечности), автоматика упорно фокусируется на заднем плане, игнорируя нужный объект на переднем. Пытаешься захватить его при работе АФ — и после повторных неудачных попыток вынужденно переключаешься в ручной режим. Правда, иногда даже сдвиг переключателя в положение 0,35—0,5 м не слишком помогает.

F11; 1/250 c; ISO 400

Замечу, что по традиции макросъемка все-таки подразумевает ручное, а не автоматическое наведение на резкость, и автоматом с макрообъективами пользуются в других случаях (портрет, репортаж). Но если требуется именно АФ, то приходится делать пару шагов назад от объекта, затем наводиться автоматом на удалившийся объект и постепенно приближаться, повторяя попытки фокусировки.

При съемке объектов живой природы на пленэре, когда в кадре все движется, проблем добавляет даже слабый ветерок. Приходится выбирать более короткую выдержку для предотвращения «шевеленки», что лишает возможности закрыть диафрагму до приемлемого минимума с целью расширения глубины резкости.

F8; 1/200 c; ISO 400

Это последнее обстоятельство отражает не особенность Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM, а общие сложности макрофотографии и свидетельствует в пользу применения дополнительного искусственного света даже при достаточном количестве естественного. В условиях студии, когда можно установить свет в соответствии с замыслом и использовать штатив и прочие механические решения, макросъемка удается объективу очень хорошо и не вызывает нареканий (кроме упомянутой нехватки масштаба 1:2 при фотографировании мелких объектов). Главные признаки высокого качества изображения — отличная резкость, хороший контраст и высокое качество рисунка размытия зоны нерезкости.

F8; 1/100 c; ISO 100

Минимальное значение диафрагмы у Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM составляет F29, но я бы не стал использовать не только его, но и F22 из-за ощутимого понижения резкости в результате неблагоприятного влияния на картинку известного явления дифракции. Конечно, в макрофотографии подобные последствия не столь критичны, как, например, при съемке пейзажа с помощью широкоугольной оптики, поскольку масштаб деталей на макро неизмеримо больше, но все-таки иногда дифракционные артефакты становятся достаточно заметными. К тому же в сюжете, представленном на фото ниже, даже при F22 на макродистанции не удается поместить в зону резкости все нужные объекты (в нашем случае — ювелирные украшения), хотя расстояние между их передним и задним рядами составляет всего 3 см.

F22; 1/160 c; ISO 100

Это опять-таки не свойство конкретной модели объектива, а особенность макросъемки вообще. В подобной ситуации неизменно выручает брэкетинг по зоне фокусировки с последующей склейкой полученных нескольких снимков.

На дистанциях в метр и более АФ срабатывает вполне уверенно, хотя и не так быстро, как хотелось бы тем, кто избалован профессиональной L-оптикой с ультразвуковым мотором (USM). Однако же если приноровиться к особенностям работы привода на основе шагового двигателя, то в режиме однокадровой фокусировки никакого брака на фото, сделанных с помощью Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM, не будет — это я готов обещать. Конечно, тут слишком многое в весьма высокой степени зависит от камеры, с помощью которой производится съемка, но, насколько мне известно по опыту, практически все модели полнокадровых беззеркалок Canon обладают отличной реализацией АФ. Замечу, что с ними даже не обязательно переключаться из положения Full в положение от 0,5 м до бесконечности, хотя это и желательно, поскольку уменьшает «рысканье» при прицеливании.

Репродуцирование

Благодаря отличной резкости объектив можно использовать, например, при репродуцировании живописи, и это даже не требует штатива и специального освещения — всё можно сделать с рук и потом просто обрезать картинку в соответствии с нужными пропорциями. Вот несколько снимков любимых полотен из экспозиционного пространства Государственной Третьяковской галереи.

Н.Н. Дубовской. «Притихло». 1890 г. F4; 1/60 c; ISO 500

Н.Н. Ге. «Голгофа». 1893 г. F4; 1/60 c; ISO 800

А.И. Куинджи. «После дождя». 1879 г. F4; 1/50 c; ISO 500

В.А. Серов. «Девочка с персиками». 1887 г.
F4; 1/100 c; ISO 400

Для съемки живописных миниатюр без специального освещения уже не обойтись. Снимок росписи фарфора из частной коллекции (см. ниже) сделан при свете двух импульсных источников по 250 Дж.

В.А. Юрьева. «Старая Рига». 1980 г. F16; 1/100 c; ISO 100

Фото интересно хотя бы тем, что позволяет выявить технику живописи: на нем виден каждый мазок кисти.

Портрет

Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM — удачный выбор для фотографирования людей. Как я заметил в начале этого материала, качество получаемой картинки гарантирует успех и на этом поприще. При съемке портретов крупным планом прикрытие диафрагмы на одну ступень, до F2,8, не позволяет поместить в зону резкости все части лица. Это свойство любого телевика с ФР 85 мм следует учитывать.

F2,8; 1/100 c; ISO 100

Если нет насущной необходимости посильнее размыть фон, лучше работать при F4.

F4; 1/100 c; ISO 100

Ростовые портреты на пленэре можно снимать и на полном раскрытии, но эффект размытия фона будет не слишком сильно выражен.

F2; 1/2000 c; ISO 100

Репортаж

Я взял на себя труд проверить состоятельность Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM при съемке репортажа, который в моем случае является вариацией на тему одиночного и группового портретов в помещении. Учитывая, что на дистанциях от 1 м АФ объектива работает достаточно точно, я предпринял съемку в одной из частных школ Москвы. Для освещения использовал отраженный от потолка свет четырех вспышек. Все фото сняты с одинаковыми параметрами (F4; 1/100 c; ISO 400).

На перемене

Между предыдущим и последующим уроками в классе было довольно тихо, хотя правильнее сказать — недостаточно громко. Вспоминая свои собственные школьные годы, я не могу не заметить, что тогда ученики вели себя немного иначе: вероятно, отыгрывались за 45 минут гробовой тишины во время очередного сеанса занятий.

Отрадно, что ребята не обращали на меня особого внимания. Разве что в тех случаях, когда я мешал им передвигаться по освободившемуся пространству.

Урок французского

На уроках иностранных языков учеников делят на подгруппы, поэтому в классе остается лишь около десятка школьников. Преподаватель выбранной подгруппы любезно разрешила мне не только вдоволь пощелкать затвором, но и производить при каждом таком щелкании по четыре яркие вспышки импульсными источниками освещения, уверяя меня при этом, что я совершенно не мешаю вести урок. Большое спасибо!

Высокое качество изображения, создавамое Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM, позволяет без труда читать текст о Козетте из романа Викто́ра Гюго «Отверженные» с расположенным поверх него вспомогательным переводом избранных слов на русский язык.

Я надеюсь, что в зоне резкости читателю видны даже самые мелкие детали. На всех фото «законсервирован» хороший контраст изображения, цветопередача сцены правильная, а полутоновые переходы бережно сохранены во всем богатстве своих тональных градаций.

Фото, представленные в настоящем материале, и другие, не вошедшие в него, можно полистать в моем альбоме на ixbt.photo.

Итог

Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM вышел из рук производителя хорошим инструментом, исправно выполняющим свои обязанности: основные при макросъемке и репродуцировании и расширенные при портретировании и фоторепортаже. Высокая эффективность оптической стабилизации (в моих руках — 5 ступеней экспозиции по длительности выдержки при съемке с рук без возникновения «шевеленки») достойна высокой похвалы. А компромиссные решения, продиктованные экономическими ограничениями, наподобие не самого быстрого и не бесшумного привода автофокусировки, неполновесного масштаба макросъемки (1:2 вместо 1:1) и некоторых прочих явно отступают на второй план при учете весьма доступной цены Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM, особенно на фоне конкурентов из стана профессиональной оптики, и вряд ли станут препятствием для фотолюбителя из числа поклонников беззеркальной системы Canon на пути к обладанию этим объективом.

Благодарим компанию Canon за объектив и фотокамеру, предоставленные для съемок

Полный текст статьи читайте на iXBT