Немного о современной интернет-рекламе, или почему чуда не происходит
Введение
Написать эту статью меня сподвиг случай с моим ноутбуком. Время от времени я стал замечать, что мои любимые интернет-сайты стали тормозить на моем ноутбуке в любом из браузеров: увеличилось время загрузки страниц, стал подтормаживать скроллинг, да и аккумулятор теперь не позволял работать в интернете более 2 часов. Сначала я грешил на видавшее виды железо, но постепенно стал понимать, что оно вовсе здесь не при чём! Все дело в том, что мои любимые сайты просто пестрили различного рода рекламой, подгружаемым контентом и объявлениями. А чтобы просмотреть какой-нибудь ролик из Youtube, я вынужден был постоянно закрывать многочисленные рекламные объявления и ждать, когда же закончится рекламный ролик.
Я поступил просто — установил бесплатный плагин AdBlock Plus для Safari, включил в настройках обновления сигнатур (все серьезно, как у антивирусов) — и очутился в мире интернета 2005–2006 годов: без рекламы, без объявлений, даже без навязчивых рекламных роликов на YouTube. Всегда считая, что реклама позволяет зарабатывать создателям контента, я вдруг встал на противоположную сторону баррикад и решил поделиться с вами своими мыслями о текущем виде интернет-рекламы.
Я продавал интернет-рекламу в интернете еще до того, как это стало мейнстримом. Занимаясь своим делом с 1998 года, я могу сказать, что преуспел в чем-то, хотя космических высот и не достиг. Я продавал баннеры, рекламные тексты, продакт-плейсмент, поневоле коснулся вирусного маркетинга и чуть-чуть затронул видео-каналы. Хотя, с видеообзорами было твердо решено не связываться.
К моменту публикации обзора, Adblock у меня заблокировал уже более 50 000 баннеров
Работая с рекламой, моя позиция была простая: во-первых — реклама это источник дохода для редакции и сотрудников издания, а во-вторых — реклама это часть самого издания, без которой и выходить в свет нет никакого смысла. Позвольте привести вам аналогию: в большинстве глянцевых журналов рекламные плакаты печатаются сразу на всю полосу, на всю страничку, а иногда даже на разворот или вкладку в виде раскрывающегося огромного листа. Когда ты потребляешь информацию глазами и эмоциями, тебе не важно, рекламный плакат перед тобой, или отчет с выставки: я покупаю журнал, чтобы видеть красоту, и мне все равно, репортаж это, какая-то статейка, или целый разворот с огромным новым BMW или Jaguar. Мне нравится смотреть на красивых девушек, рекламирующих какие-то там туфли или часы, мне нравятся блестящие катера и яхты, виды курортов и отелей, новые дорогие машины. Именно за это я платил деньги, когда покупал какой-то журнал. Да, я не был потенциальным покупателем ни Jaguar, ни яхт и катеров, да и отелям дорогих курортов не удалось меня заманить, но как любят говорить рекламщики, «в моем случае они просто не попали в целевую аудиторию».
Аналогично и с интернет-сайтами. Начиная как аналог бумажного журнала, было время, мы вешали бесплатно какие-то англоязычные GIF-овские баннеры Asus или Intel, еще далекого формата 468×60, только для того, чтобы сайт выглядел живым. Ведь любой баннер так или иначе нарушает общий дизайн и концепцию сайта, и в этом основной плюс интернет-рекламы традиционного, баннерного формата. То есть, благодаря такой вот рекламе, вы на странице сайта получаете что-то еще, чего нет в тексте. Какую-то отвлекалку, возможность кликнуть — и перейти туда, где возможно вас что-то заинтересует.
Сегодня рекламы стало столько, что ты практически никогда её не замечаешь. И единственным способом показать тебе дорогой рекламный ролик или баннер — это ткнуть тебя в него носом, а перекладывая на интернет — открыть его на всю страницу над текстом, причем желательно скрыть красный крестик закрытия где-нибудь в дальнем уголке. Но даже в этом случае, рефлексивно мы ищем как можно скорее, где же там кнопка или надпись «пропустить»? И все равно, что там в этой рекламе такое — любой ролик закрывается на первых секундах воспроизведения. Что же произошло?
Надо понимать, что если на заре появления интернета, люди через модем выходили в глобальную сеть, чтобы почитать, то сейчас люди просто живут в сети. Многие отказываются от радио и телевизора, получая информацию через посты в соц.сетях, форумы, сайты и новостники-агрегаторы. Мы всегда знаем, что именно хотим, потому что за последнее время мы привыкли посещать те сайты, которые нам интересны. Поэтому любая попытка затормозить человека в процессе входа на сайт, обречена на провал. Последовательность перелистывания страниц в журнале сменилась хаотичностью перехода по ссылкам. Захочу увидеть новый BMW? Я зайду на их сайт! Захочу посмотреть про новый курорт — я найду его на Youtube. К источникам информации добавились блоги и форумы, поэтому не надо мне пичкать мой мозг вашими ценами и роликами — я итак все узнаю, если захочу.
Поэтому любые рекламные носители, закрывающие собой страницу от чтения, у меня вызывают ассоциации со всплывающим окном, рекламирующим игровой клуб «Вулкан» или чат с «Рунетками». Не то, что я не воспринимаю такую рекламу — я начинаю меньше заходить на сайты с такой рекламой. По этой причине я почти перестал читать РБК и Ведомости. Что могут дать мне эти сайты такого, чего нет на RIA.ru, Lenta и Tass? Да ничего.
Даже такой огромный рекламный баннер, как правило, остается незамеченным
Когда человек видит что-то новое, он смотрит широко открытыми глазами, пытаясь увидеть как можно больше. Так мы оцениваем новый автомобиль, приземлившись на водительское кресло. Таким был интернет на заре своего существования, но когда пообвыкшись в салоне авто, мы начинаем движение, наш взгляд становится сфокусированным на дороге: у нас есть зеркало слева, зеркало справа, есть панель приборов и информационный экран, а мы переключаем свое внимание между этими предметами, не забывая фокусироваться на дороге. Мало кому понравится, если на лобовое стекло постоянно будет лететь грязь — это мешает нам ехать. Вот так выглядит восприятие интернета сегодня — узко сфокусированный взгляд, умело выбирающий лишь то, что нужно. Поэтому любые попытки накидать рекламной грязи прямо перед глазами, обречены на провал, каким бы красивым ни был рекламный баннер или ролик.
Полный текст статьи читайте на HWP.ru