Недорого и эффектно. Как прокачать фотокамеру своими руками
Совсем недавно мы опубликовали две части всеобъемлющего гида по фотоаксессуарам. Первый выпуск касался неэлектронных гаджетов, а вторая часть была посвящена исключительно электронным устройствам. Некоторые из аксессуаров невозможно создать из подручных средств, но есть и такие, которые при определенном усердии вполне реально сделать самому. Именно такие копеечные, но оттого не менее эффектные решения мы собрали в нашей истинно лайфхакерской подборке. В нее вошли даже такие решения, которыми не побрезгуют профессионалы. Все «фотохаки» отличаются бюджетностью, изящностью реализации и высокой полезностью.
Рассеиватель для вспышки Классика жанра — самодельный рассеиватель для вспышки из подручных средств. Рассеиватель дает более мягкий свет, устраняет нездоровый блеск лиц в кадре и слишком резкие тени. Соорудить рассеиватель очень просто, причем способов изготовления такой насадки для вспышки множество. Даже лист бумаги, прикрепленный на вспышку с помощью резинки или скотча уже можно назвать рассеивателем. Стаканчик для кофе или йогурта, лоток из-под лапши быстрого приготовления, пластиковая бутылка от шампуня, мяч для настольного тенниса, белая ткань или любой другой полупрозрачный материал белого цвета идеально подойдут. Способ крепления зависит от вспышки и технологичности всей конструкции. Рассеиватель может быть одноразовым, а можно постараться и сконструировать долговечный аксессуар с прочным каркасом и надежным креплением на головку вспышки.
Простейший рассеиватель из шарика для настольного тенниса
Источник изображения
Контейнер от лапши быстрого приготовления в роли рассеивателя
Источник изображения
Сигаретная пачка легко превращается в рассеиватель
Источник изображения
Здесь же стоит рассказать и о так называемых сотах. Отличный результат можно получить, используя обыкновенные трубочки для коктейлей, предпочтительно черного цвета. Световой импульс вспышки, проходя через такие соты, приобретает четкую направленность и идеально подходит для съемки портретов в темной комнате. Свет при этом получается более мягким, а получившееся пятно имеет небольшой диаметр, как раз достаточный для освещения лица в кадре.
Соты из трубочек для коктейлей
Источник изображения
Соорудить соты не составляет труда — из картона изготавливается прямоугольный бокс, который плотно заполняется коктейльными трубочками. Длинные трубочки следует обрезать, но и слишком короткие обрезки не подойдут. Оптимальная длина трубочек — 5 см. Чем короче трубочки, тем ярче и крупнее будет световое пятно и тем больше будет площадь освещения объекта съемки.
Художественный фильтр Имитировать ломографические фильтры очень легко с помощью прозрачной пленки. Всего-то и требуется, что закрепить пленку на конце объектива с помощью резинки или бленды, проделать в центре небольшое отверстие, а пространство вокруг раскрасить маркерами желаемого цвета. Результат получается особенно качественным, если в отверстие попадает только объект съемки, при этом пространство в кадре вокруг приобретает разные цвета в зависимости от раскраски пленки. При раскраске пленки лучше всего ограничиться 2–3 цветами. В результате у вас должно получиться нечто похожее:
Арт-фильтр из раскрашенной пленки
Источник изображения
Для изготовления фильтра можно использовать и цветные прозрачные полиэтиленовые пакеты. Кстати, бесцветную пленку можно и не разукрашивать. Проверьте сами, что из этого выйдет.
Демонстрация работы фильтра
Источник изображения
Вращающаяся платформа из кухонного таймера Съемка time lapse приобрела особую популярность с тех пор, как функцией интервальной съемки и склеивания роликов стали оснащаться даже недорогие компактные камеры и экшн-камеры. Для съемки такого ролика в движении понадобятся направляющие рельсы либо платформа на колесах, а для равномерного поворота камеры вокруг своей оси и захвата панорамы можно использовать простой механический кухонный таймер. К примеру, в IKEA таймер в металлическом корпусе можно приобрести всего за 200 рублей. Выгоднее выбирать таймер с плоским верхом для удобного размещения камеры. Разумеется, громоздкую зеркалку на такую платформу разместить нельзя, а вот легкая экшн-камера встанет идеально.
Камера GoPro на кухонном таймере IKEA
Источник изображения
После завода таймера платформа начнет вращаться до истечения установленного времени. Таким образом, камера будет совершать равномерный поворот вокруг своей оси и делать снимки через заданный промежуток времени, скажем, каждые 5 секунд. Результат — плавное панорамирование на видео.
Вазелин Фокус с вазелином следует назвать «грязным» и не слишком востребованным. Идея заключается в том, что прозрачный вазелин может имитировать размытие фона, если сенсор камеры и оптика не позволяют сделать это эффектно. Разумеется, получить качественное равномерное размытие как при использовании светосильной оптики на полном кадре не получится, но определенный шарм в использовании вазелина очевиден. Только ни в коем случае не стоит намазывать вазелин прямо на переднюю лизну объектива. Используйте защитный фильтр или на худой конец прозрачную пластинку. В целом метод вполне имеет право на жизнь, оцените сами:
Вазелиновый фильтр в деле
Источник изображения
Нечто похожее получается и при использовании творческого фильтра из неокрашенной пленки, о котором мы говорили выше.
Защитный фильтр с нанесенным слоем вазелина
Источник изображения
Фигурное боке Это, пожалуй, наиболее впечатляющий самодельный эффект из всей подборки. Боке — это узор, который формируется в зоне нерезкости. Проще говоря, светлые точки вне зоны резкости размываются и превращаются в круглые пятна. Круглую форму им придает отверстие диафрагмы. Самодельная насадка на объектив как бы добавляет еще одну диафрагму, но уже с произвольным отверстием. Это может быть звезда, сердечко, треугольник, любой другой узор. Лучше всего данный метод работает со светосильной оптикой, когда диафрагма объектива максимально открыта и ее диаметр превышает размер вырезанного узора. С помощью циркуля на картоне чертится круг с диаметром, равным диаметру объектива. В самом центре круга (здесь и пригодится след от иглы циркуля) вырезается узор.
Насадка с фигурным вырезом
Источник изображения
Боке в виде сердечек
Источник изображения
Картонная насадка крепится на объектив и боке приобретает задуманную форму. Для объективов с разной светосилой размер вырезаемого узора может быть разным, а оптимальное значение подбирается опытным путем.
Поляризационный фильтр Поляризационный фильтр пропускает лишь прямые лучи света, блокируя отраженные с определенной поляризацией. Вращением фильтра достигается нужный эффект и устраняются блики. В итоге трава становится зеленее, небо более синим, вода прозрачнее, а облака приобретают завораживающий объем. Изготовить поляризационный фильтр в домашних условиях невозможно, его можно лишь позаимствовать у других устройств. Если не углубляться в физику, то поляризационный фильтр устанавливается на любой жидкокристаллический дисплей. Оттуда-то его и можно снять, хотя процесс это достаточно трудоемкий. Как правило, поляризационный фильтр приклеен к стеклу дисплея с внешней стороны. Без такого фильтра дисплей будет просто светиться белыми пикселями. Для снятия фильтра подойдет дисплей от старого неработающего гаджета, например, давно сломавшегося смартфона или почившей фотокамеры. Сняв фильтр, следует аккуратно удалить с него остатки клея. Из получившегося куска можно вырезать кружок и закрепить его, например, в крепление от любого другого фильтра.
Исходный материал для поляризационного фильтра
Источник изображения
Пример съемки с поляризационным фильтром
Еще один фильтр, который не обязательно покупать — нейтральный светофильтр. Для этих целей подойдет сварочное стекло с низким светопропусканием. Цвет такого стекла обычно темно-синий или темно-бордовый, поэтому снимать в этом случае лучше всего в черно-белом. Нейтральный светофильтр сильно снижает экспозицию, за счет чего можно добиться интересных эффектов без пересвеченности кадра.
Сварочное стекло прекрасно снижает экспозицию
Источник изображения
Штатив из шнура Простой, но эффективный трюк для более надежного удержания камеры на вытянутых руках. Суть заключается в использовании шнура для устранения дрожания камеры. В отличие от штатива, камера стабилизируется при максимальном подъеме камеры и натяжении шнура. Шнур ограничивает усилия и по крайней мере в вертикальной плоскости дрожания сводятся к минимуму. Для изготовления такого стабилизатора вам понадобится 3–4 метра тонкого провода или бечевки. Также крайне желательно обзавестись винтом, совместимым с резьбой штативного гнезда. С обеих концов шнура следует связать две петли, в которых разместятся ступни ног. Средняя точка привязывается к винту и шнур натягивается так, чтобы получился равнобедренный треугольник с углами из ваших ступней и основания фотоаппарата.
Схема использования шнурового упора для камеры
Источник изображения
Можно обойтись и одним отрезком провода, наступая на него одной ногой. А если подходящего винта нет, то можно просто перекинуть через верхнюю панель корпуса камеры или объектив.
Лайтбокс для предметной съемки Лайтбокс (фотобокс), пожалуй, самый трудоемкий в изготовлении аксессуар. В то же время, это крайне важная вещь для предметной съемки — свет внутри лайтбокса должен быть мягким и равномерным, а фон обязан быть идеальным. Каркас бокса можно сделать из деревянных или пластиковых реек, а для стенок подойдет плотная белая бумага или ткань. При этом задняя стенка бокса и его пол выполняются из одного листа без перегибов.
Пример простого лайтбокса
Источник изображения
Лайтбокс, освещаемый дневным светом
Источник изображения
Для внутреннего освещения подойдет естественный свет в солнечный день. В остальных случаях потребуются мощные лампы мощностью 100 Вт или энергосберегающие аналоги с цветовой температурой около 4000К. Желательно использовать три лампы для освещения стенок и потолка, но можно обойтись только боковым освещением. Габариты короба могут быть самыми разными и зависят от размеров снимаемых объектов.
Оцифровка слайдов Для любительской оцифровки пленок в домашних условиях не нужно мастерить какое-то специальное устройство. Достаточно поместить слайд или пленку на равномерно подсвеченную поверхность и сфотографировать. В роли подсветки может выступать всё что угодно — дисплей смартфона, подсвеченный сзади лист плотной белой бумаги и даже небо, равномерно затянутое облаками. Можно соорудить и более хитрую систему при помощи беспроводной вспышки как показано на рисунке ниже.
Оцифровка пленки с помощью камеры и беспроводной вспышки
Источник фото
Экран ноутбука в роли подсветки при оцифровке пленки
Качество оцифровки будет зависеть главным образом от возможностей вашей камеры. Главенствующую роль играет разрешение сенсора, а также минимальная дистанция фокусировки оптики. Согласитесь, фотографировать слайд с полуметра — не лучшая затея. Оцифровать пленку можно также с помощью камеры смартфона. Кстати, для этих целей даже придуманы специальные гаджеты, например Lomography Smartphone Film Scanner.
Lomography Smartphone Film Scanner
Светоотражатель из фольги Светоотражатели стоят совсем недорого, но что если такая вещь понадобилась срочно, а купить ее нет никакой возможности? Элементарно! Крупный кусок картона, квадратный метр бытовой фольги, немного скотча или клея и отражатель готов.
Светоотражатель Phottix Reflector A
Такой отражатель используют при съемке на природе для подсвечивания лиц и прочих предметов в кадре за счет отражения солнечного света. Вспышка при этом не нужна. Вместо картона каркас отражателя можно смастерить из прочной проволоки и обтянуть его бумагой или тканью, а поверх наклеить слой фольги.
Вместо заключения Мы наверняка затронули не все аспекты собственноручного создания фотоаксессуаров, поэтому если у вас есть собственные идеи — поделитесь ими в комментариях. Лучшие из них войдут в следующую версию этого материала.
Полный текст статьи читайте на Ferra.ru