Навигационное приложение «Семь дорог» (7 Ways): бесплатное офлайновое решение для Android
еще одно бесплатное офлайновое автонавигационное приложение для Android
Предыдущие статьи этой серии:
Навигационное ПО Be-on-road: бесплатное офлайновое решение для Android
GoogleКарты (7.7.0): обзор навигационного ПО для Android
Waze3.7: навигационная «викиродия» (wikiroad) для Android
Сравнение 5 популярных навигационных приложений для Android
Общая информация
Разработчиком навигационного приложения «Семь дорог» (7 Ways) является красноярская компания «Навикей», которая трудится на этом поприще с 2009 года. Первая версия приложения была выпущена в 2012 году. С тех пор оно регулярно обновляется и обрастает новыми функциями.
Ценообразование и лицензионная политика
Приложение абсолютно бесплатно, включая полный набор карт не только России, но и всего мира. За отдельную плату (от 35 до 104 руб.) можно приобрести подписку на премиум-версию программы, которая позволит использовать растровые карты. А из прочих покупок внутри приложения — четыре карты сторонних разработчиков и несколько скинов. Все распространяется по подписке со сроком использования на один месяц или год. У платного контента есть пробные периоды. Причем у годовых версий он вдвое длиннее, чем у месячных (до 15 дней)!
Сторонние платные карты, кроме привычной адресно-дорожной информации, содержат слои рельефа и туристические карты отдельных мест. Пока в приложении их всего четыре: атлас Байкальского региона, карта западного берега реки Иордан (плюс отдельно карта с доступом в Иерусалим) и карта Сибири.
Функциональность
Основные функции приложения отражены в нашей традиционной таблице, в которую мы добавили информацию о недавно рассмотренном приложении Be-on-Road, поскольку оно является прямым конкурентом:
«Семь дорог» 1.11.798 | Be-on-road 3.10.1.42 | |
Интерфейс | ||
Ручное масштабирование карты во время навигации | да | да |
Индикаторы аккумулятора / спутников / GSM | да / да / нет | панель ОС |
Смена ориентации карты | да | да |
Ручное вращение карты | да | нет |
Информация о пробеге | да | нет |
Экран обзора спутников | да | да |
Режим 3D | формально | формально |
Наклон карты | да | да |
Панель быстрого доступа | да | нет |
«Маршрутный компьютер» | да | нет |
Ночной режим | да | да |
Дополненная реальность | нет | нет |
Поиск | ||
Универсальный (онлайн) | нет | да |
Адресный | да | да |
По координатам | да | да |
POI вокруг / у точки / у финиша / по машруту | да / нет / да / да | да / да / да / нет |
Голосовой ввод | нет | нет |
Работа с маршрутами | ||
Сохранить / загрузить / переслать | да / да / нет | да / да / нет |
Имитация езды по маршруту | да | да |
Отображение маршрута целиком | да | да |
Работа с треками | да | да |
Режимы работы: легковой авто / грузовой / пешеходный / общественный транспорт | да / нет / нет / нет | да / нет / да / нет |
Карты | ||
Обновление карт | да | да |
Источник | OSM | OSM |
Установка сторонних карт | да | нет |
Количество доступных карт стран и регионов | >215 | 281 |
Объем карт России | 4,4 ГБ | 744 МБ |
Отображение камер контроля скорости | через отдельное дополнение | да |
Предупреждения о скоростных ограничениях | да | да |
Онлайн-сервисы | ||
Отображение пробок | нет | нет |
Динамические POI | нет | нет |
Друзья на карте | нет | нет |
Тематические новостные ленты | нет | нет |
Обзорные фотографии улиц (Streetview) | нет | нет |
Фото на карте | нет | нет |
Погода | нет | нет |
В общем и целом приложения похожи, но у Be-on-Road более компактные карты, а 7 Ways имеет более гибкий и функциональный интерфейс. Впрочем, он не лишен недостатков, о чем ниже.
Интерфейс
Именно интерфейс 7 Ways стал причиной того, что мы, открыв полтора года назад серию публикаций о навигационном ПО, не стали делать обзор этого приложения, а также включать его в сравнительный тест.
Под словом «интерфейс» мы подразумеваем не только внешний вид, но и удобство использования, «юзабилити». Кроме отталкивающей цветовой гаммы меню, где используется набор плохо совместимых цветов и оттенков, а также шрифты и иконки, свойственные некоторым версиям ОС Windows CE начала прошлого десятилетия, при первом старте приложения пользователя встречает сообщение с ядовитым красным фоном и просьбой загрузить сначала карты с сайта megamaps.org, затем распаковать, записать на телефон и активировать в приложении.
И пусть внизу приписано, что карты также можно загрузить непосредственно из приложения, само по себе такое предупреждение вводит в ступор и намекает, что тут рады только гикам. Однако это не так. Внутри приложения есть обширный каталог загружаемых карт (по сути, частично копирующий данные с megamaps.org), который делает все автоматически и ровно так же, как и любое другое навигационное приложение.
Рабочий экран с картой достаточно прост. Вверху слева располагается информация, касающаяся текущего маршрута. Верхний прямоугольник с синим фоном — кликабельный: он вызывает меню маршрута.
В правом верхнем углу индикаторы заряда аккумулятора и поиска спутников, а рядом на синем фоне спидометр, по нажатию на который всплывает панель быстрого доступа.
С помощью пункта «Отметить» можно добавить указанную вручную на карте точку в список избранного. Пункт «Выбор карт» позволит задействовать скачанные заранее карты или отключить их. HUD сделает изображение на экране перевернутым (зеркальным), после чего смартфон можно будет положить под лобовое стекло автомобиля и пользоваться отраженным изображением от лобового стекла. Повторное нажатие на синий прямоугольник основного экрана вернет все в исходное состояние.
С помощью остальных пунктов меню можно выключать звук, переводить карту в режим псевдо-3D (это когда карта наклоняется и контуры всех домов немного приподнимаются над поверхностью земли), включать запись трека и настраивать отображение на карте элементов POI, а также выводить на экран панель приборов со спидометром, оставшимся расстоянием и временем до точки финиша.
Зеленый прямоугольник под спидометром — переход в меню прокладки маршрута. С его помощью можно добавить точку на маршрут или выбрать метод его прокладывания.
Главное меню организовано достаточно просто и логично. Однако в разделе настроек разработчики зачем-то добавили в интерфейс кнопку «ОК», которую надо нажимать после того, как вы расставите нужные галочки или выберете соответствующие опции. Поскольку кнопка эта едва заметна, а ее использование совершенно излишне и не встречается в интерфейсах современных Android-приложений, то мы постоянно забывали ее нажимать. То есть вы заходите в настройки, вносите изменения, возвращаетесь к карте и видите, что ничего не поменялось. Потом вспоминаете про кнопку «ОК», которая, кстати, в большинстве случаев никаких видимых действий по нажатию не производит, и повторяете всю процедуру заново. И так происходит практически каждый раз.
Еще одна претензия, уже озвученная ранее, — цветастый интерфейс. Своей ядовитой расцветкой он обязан скину Nitro, который установлен по умолчанию. Пользователь может заменить его на другой, воспользовавшись в меню пунктом «Загрузки». Часть из расположенных там скинов платные, причем распространяются они по системе подписки (читай аренды), а не покупки.
Некоторые занимают достаточно много места — до 100 МБ.
Краткое резюме
Понравилось: Простое и понятное основное меню, удобные и функциональные всплывающие меню, возможность менять внешнее оформление.
Не понравилось: Неприятная и непрактичная цветовая гамма базового скина, пугающее сообщение о необходимости самостоятельной загрузки и установки карт из интернета, медленная прорисовка карты, лишняя кнопка «ОК» в меню настроек.
Поиск и работа с картой
В плане поиска все традиционно. Есть адресный поиск, где последовательно указывается страна, населенный пункт и т. д. По мере набора под строкой поиска формируется список наиболее подходящих объектов.
Если нажать на кнопку «ближайший адрес» в нижнем правом углу, то все поля адреса заполнятся данными, соответствующими ближайшему строению.
Меню «Место» позволяет отобразить объекты POI, находящиеся вокруг или вдоль проложенного маршрута. Чтобы переключиться на поиск объектов по маршруту, нужно кликнуть на сиреневую полосу вверху с надписью «Вокруг», которая сменится на «По маршруту». Если выбрать в меню пункт «Другое», то появится строка ввода, куда можно писать как общие названия, так и имена собственные различных объектов. База POI обширная, по крайней мере для московского региона. Единственное нарекание — если начать вводить слово, потом переключиться на список результатов, а затем опять вернуться к строке поиска, то первоначально введенная часть слова продублируется в строке несколько раз.
На самой карте пользователь может указать пальцем на любой объект и, кликнув внизу экрана на серую строчку, получить его адрес или информацию о нем при условии, что он описан в базе POI.
Сами карты достаточно подробные. Собственно, это лишь компиляция OSM-карт в соответствующий приложению формат. У них есть свои достоинства и недостатки, среди которых, например, эпизодическое отсутствие отдельных мелких деталей.
Что касается встроенной системы выбора и установки карт, то в целом она справляется со своей задачей, хотя положительных эмоций не добавляет. Во-первых, все карты имеют весьма приличный объем. Например, карта центральной части России занимает 1,1 ГБ, Северо-западного федерального округа — 801 МБ, а всей России — 4,4 ГБ. Выручает тут то, что можно скачать карты отдельных областей и субъектов РФ, тем самым сэкономив на трафике и свободном месте в памяти смартфона. Например, Москва занимает 107 МБ. Вдобавок карты можно устанавливать на выбор в разные хранилища (например, на SD-карту).
Во-вторых, загрузка происходит крайне медленно. На хорошем канале закачка и установка карты объемом 560 МБ длится около часа. Причем в процессе еще могут произойти ошибки, и тогда придется все начинать заново.
Сам список карт огромен. Он состоит из архивов карт отдельных стран, а также папок, где собраны карты отдельных регионов, относящихся к той или иной стране. Такая организация удобна. Весь список отсортирован по алфавиту. Единственное замечание: карты нескольких стран начинаются со слова «весь» — например, «Весь Алжир». То есть ориентируясь на алфавитную сортировку, вы эту страну, скорее всего, не найдете. Впрочем, тут есть строка поиска, которая формирует список по мере набора ключевой фразы или слова. Лучше всегда пользоваться ей.
Если сравнивать карты в «Семь дорог» с картами Be-on-Road, то по детализации они, на первый взгляд, идентичны. Тут те же контуры домов, похожая база POI и т. д. Собственно, источник у них один (OSM), так что в этом нет ничего удивительного. Но вот занимаемый объем отличается примерно в 5 раз! Картография Be-on-Road очень компактная. Разгадка кроется в формате. По всей видимости, карты для Be-on-Road имеют векторный формат, в то время как для 7 Ways они, скорее всего, представляют собой набор растровых изображений. Также максимальная детализация у Be-on-Road появляется лишь на самых крупных масштабах, в то время как у «Семи дорог» контуры домов видны и на более мелких, что можно считать большим плюсом. Ниже скриншоты одного и того же места на разных масштабах в городе Ангарске в приложениях «Семь дорог» (слева) и Be-on-road (справа).
Краткое резюме
Понравилось: обширная база POI, получение базовой информации об объектах на карте, большой выбор карт, высокая детализация на средних масштабах.
Не понравилось: нет общей строки поиска, глюк со строкой поиска POI, долгая загрузка карт плюс большой размер файлов.
Актуальность карт
Большинство карт, используемых в приложении, скомпилированы на базе карт OSM проектом megamaps.org, но есть и несколько карт других поставщиков. Обновление общей карты России происходит еженедельно. Карты отдельных регионов обновляются с периодичностью примерно раз в месяц. На свежих картах мы обнаружили все вновь построенные известные нам дороги и даже элементы недостроенных дорог в достаточно актуальном состоянии. Например, вот так прорисована строящаяся развязка новой трассы М11 с Шереметьевским шоссе.
Карты других стран обновляются примерно с той же периодичностью. Просмотрев наугад информацию о картах пары десятков стран, мы не нашли файлов старее 1 месяца.
Маршруты и навигация
Построение маршрутов на небольшие расстояния происходит относительно быстро — буквально за несколько секунд. В опциях присутствует классический набор настроек, позволяющий выбрать тип маршрута (быстрый, короткий или прямой), а также добавить точки на маршрут с приоритетом их посещения (в первую очередь или в любом порядке до финиша). Эту опцию наверняка оценят экспедиторы и курьеры.
Через меню можно осуществлять поиск POI вдоль маршрута или рядом с текущим положением и изменять маршрут с заездом к ним.
В общем и целом маршруты строятся адекватные. Но случаются исключения, когда прокладка маршрута идет по большому количеству второстепенных дорог, состояние покрытия и скорость передвижения по которым могут вызывать вопросы. Например, маршрут из Москвы до Мурманска был построен через Вологодскую область.
Также в приложении есть возможность проиграть маршрут, но при проигрывании нет регулировки скорости воспроизведения, а также нельзя перемещаться по маршруту, чтобы посмотреть отдельные фрагменты.
Навигационное сопровождение тут мало чем отличается от других приложений. Во время езды по маршруту вверху экрана отображается направление ближайшего маневра и расстояние до него, а также название улицы или участка дороги, куда следует повернуть, плюс расстояние и направление до последующего маневра. При клике на этом месте экрана осуществляется переход в меню редактирования маршрута. Тут есть пункты отмены текущей промежуточной цели, просмотра всех поворотов, отображения всего маршрута на карте, запуска режима просмотра, удаления и сохранения, а вот привычной многим функции «объезд» мы не обнаружили.
В случае ухода с маршрута приложение не паникует и молча перестраивает маршрут.
Голосовые подсказки нареканий не вызывают. Они своевременны, однако никаких настроек у них нет — за исключением выбора голосов сопровождения. Изначально в приложении есть три варианта озвучки, плюс еще с десяток вариантов можно загрузить и установить через соответствующее меню.
Также при сложных маневрах появляются подсказки, указывающие движение по полосам (на нижнем скриншоте в центре экрана видно предупреждение о мобильном посте ДПС, выведенное из другого приложения и не относящееся к «Семи дорогам»).
В приложении есть возможность загрузки и установки нескольких баз стационарных дорожных камер. Основная база для России использует в качестве источника данных информацию с сайта mapcam.info, однако обновляется она нечасто.
Также приложение дает информацию о текущем скоростном ограничении и подает настраиваемый звуковой сигнал в случае его превышения на определенный указанный пользователем порог.
Краткое резюме
Понравилось: настраиваемые оповещения о скоростных ограничениях, большая база дорожных камер.
Не понравилось: нет информации о трафике, приложение не предлагает альтернативных вариантов маршрутов при первоначальном построении, маршруты на большие расстояния могут прокладываться по дорогам без учета состояния их покрытия, нет функции «объезд».
Всякие «плюшки»
Из наиболее интересных особенностей приложения — возможность работы со сторонними картами. Их можно, например, скачать с сайта megamaps.org, хотя большинство карт с этого ресурса и так уже представлено в списках загрузки в самом приложении. Для установки скачанной карты ее необходимо записать в папку maps, расположенную в папке приложения на смартфоне, после чего она появится в списке доступных карт.
Тестирование
Как и в предыдущем случае, скоростные характеристики оценивались на смартфоне с двумя ядрами Cortex-A9, работающими на частоте до 1,2 ГГц, и с 1 ГБ памяти и с версией ОС 4.2.2. Также мы использовали одноядерный аппарат с гигагерцовым Cortex-А9, 640 МБ ОЗУ и ОС 4.0.3, который был основным во многих наших предыдущих тестах. Поскольку все виденные нами навигационные приложения недостаточно хорошо используют многопоточность, то прирост производительности на более современных многоядерных чипах будет не столь значительным и больше будет зависеть от их тактовой частоты и объема доступной оперативной памяти.
Время прокладки маршрутов и утилизация ресурсов системы
Время прокладки маршрутов напрямую зависит от их длины. Для условно коротких расстояний в 100–150 км это занимает 1–3 секунды. Расстояние в 1800 километров на двуяхъдерном аппарате «покрывается» за 5–8 секунд. Это средний показатель среди всех приложений, медленнее работают только Sygic и Be-on-road. При этом видно, что 7 Ways использует только одно вычислительное ядро SoC.
Прокрутка карты и изменение масштаба выглядят не просто как слайд-шоу, а как диафильм, где между «кадрами» можно вставлять целые рассказы. А если включить отображение отдельных POI, то через минуту работы с картой смартфон с приложением хочется уже выбросить куда подальше. При этом мониторинг ресурсов также показывает, что приложение использует только одно ядро. В результате скорость прокрутки карты на двух наших тестовых смартфонах была абсолютно одинаковой.
Во время ведения по маршруту вычислительная нагрузка также высока, ресурсы одного ядра задействуются практически полностью.
Наличие объектов в базе
Сравнить качество картографического покрытия нам поможет наша старая табличка со списком населенных пунктов, где мы фиксируем качество картографической и адресной информации. Она не дает абсолютной и объективной оценки, но поможет немного сориентироваться.
«Семь дорог» | Be-on-road | Навител | Прогород | Ситигид* | Яндекс | |
Оленегорск, Мурманская область | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами (3D) | три основные улицы | детальная, с домами | детальная, с домами |
Богородицк, Тульская область | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами (3D) | детальная, с домами | три основные улицы |
Ангарск, Иркутская область | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами | |
Петропавловск-Камчатский | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами | точка на трассе | детальная, с домами | |
Астрахань | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами (3D) | детальная, с домами | детальная, с домами |
Сочи | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами (3D) | детальная, с домами | детальная, с домами |
Чехов, МО | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами (3D) | детальная, с домами | детальная, с домами |
Тверь | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами (3D) | детальная, с домами | детальная, с домами |
Рыбинск | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами (3D) | детальная, с домами | детальная, с домами |
Печоры, Псковская обл. | детальная, с домами | детальная, с домами | детальная, с домами (народная карта) | |||
д. Ланьшино, МО | детальная дорожная сеть | детальная дорожная сеть |
* данные на начало 2014 года
Что хотелось бы отметить, так это общую адресную детализацию карт: она превосходна. Практически во всех просмотренных нами населенных пунктах присутствуют контуры домов и адресная навигация. Минус во всем этом только один — большой объем карт, для которых потребуется достаточно много места на встроенном накопителе.
Выводы
«Семь дорог» — это набор компромиссов, и тут есть над чем призадуматься. У приложения есть очень сильные стороны, но есть и недостатки. Пользоваться им или нет — зависит от ваших личных запросов и аппаратных возможностей смартфона. Если в памяти вашего смартфона много места, SoC работает на высокой частоте, а информация о пробках для вас не актуальна, то «Семь дорог» будет отличным помощником в пути.
Если сравнивать 7 Ways с ближайшим конкурентом Be-on-Road, то у «Семи дорог» есть ряд положительных отличий, среди которых частое обновление карт, в разы лучшая детализация на средних масштабах, а также возможность использования сторонних карт и дополнений. Причем в работе со сторонним контентом реализованы механизмы продаж и подписок, что может дополнительно мотивировать сторонних разработчиков и подстегнуть развитие всего проекта. А в недостатки «Семи дорог» следует записать медленную работу и большой объем, занимаемый картами.
Преимущества: бесплатность, большое количество подробных карт, регулярные обновления карт, возможность использования карт и дополнений сторонних разработчиков, хорошая база дорожных камер, настраиваемые оповещения о скоростных ограничениях, хорошая детализация карт на средних и крупных масштабах.
Недостатки: медленная прорисовка карты, установленные карты занимают много места, нет информации о пробках, приложение не предлагает альтернативных вариантов маршрутов при построении.
Полный текст статьи читайте на iXBT