Навигационное ПО Be-on-road: бесплатное офлайновое решение для Android

Предыдущие статьи этой серии: Google Карты (7.7.0): обзор навигационного ПО для AndroidWaze 3.7: навигационная «викиродия» (wikiroad) для AndroidСравнение 5 популярных навигационных приложений для Android

Общая информация Be-on-road — одно из немногих навигационных приложений с бесплатными скачиваемыми картами. Изначально оно разрабатывалось чешской компанией Aponia Software, которая была далеко не новичком на этом рынке. Свою деятельность компания начала еще в середине нулевых на пике роста популярности электронной мобильной картографии и навигации. В России Be-on-road в свое время «засветилось» в навигаторах Mio, где заменило продукты iGo, предложив более оперативное обновление карт и работу с информацией о пробках.

В 2014 году приложение Be-on-road перешло под крыло другой компании — Bzing s.r.o. При этом у Aponia остался клон, который получил новое имя и формально дистанцирован от отторгнутого собрата поддержкой платных карт Navteq. Пользователей, которые хотели бы продолжить работу с платными картами, включая их обновление, попросили загрузить новое приложение Aponia, а ушедший «на сторону» Be-on-road ограничился поддержкой исключительно бесплатных карт OSM, которые на тот момент можно было сосчитать по пальцам. Однако их количество стало стремительно расти, и уже буквально через несколько месяцев доступных карт стало несколько десятков.

be-on-road screenshot Ценообразование и лицензионная политика Со сменой «хозяина» сменилась и модель заработка — теперь приложение будет предлагать пользователям пакет дополнительных платных функций, в то время как навигация останется бесплатной, включая всю картографию. Стоимость пакета для России составляет 600 руб. В него входит функция проецирования изображения на лобовое стекло, предупреждений об изменении скоростного режима, отображение мобильных камер контроля скорости, система указаний движения по полосам, более частые обновления карт и персональная техподдержка.

Системные требования Никаких особых требований к системе не предъявляется. Приложение готово работать даже со старыми версиями Android 2.1, но нужно помнить, что для карт потребуется достаточно много места. С другой стороны, приложение предлагает пользователю выбор места хранения карт, включая установленную в системе внешнюю карту памяти.

Функциональность Основные функции приложения Be-on-road 3.10.1.42 отражены в нашей традиционной таблице:

Be-on-road 3.10.1.42 Интерфейс Ручное масштабирование карты во время навигации да Индикаторы аккумулятора / спутников / GSM строка статуса ОС Смена ориентации карты да Ручное вращение карты нет Информация о пробеге нет Экран обзора спутников да Режим 3D формально Наклон карты да Панель быстрого доступа нет «Маршрутный компьютер» нет Ночной режим да Дополненная реальность нет Поиск Универсальный (онлайн) формально Адресный да По координатам да POI вокруг / у точки / у финиша да / да / да Голосовой ввод нет Работа с маршрутами Сохранить / загрузить / переслать да / да / нет Имитация езды по маршруту да Отображение целиком да Работа с треками да Режимы работы: легковой авто / грузовой / пешеходный / общественный транспорт / вертолет да / нет / да / да / да Карты Обновление карт да Источник OSM Установка сторонних карт нет Количество доступных карт стран и регионов 281 Объем карт России 744 МБ Online-сервисы Отображение пробок нет Динамические POI нет Друзья на карте условно Тематические новостные ленты нет Фото на карте нет Обзорные фотографии улиц (Streetview) нет Погода нет Запрет выхода в Сеть нет * функция активируется, если стартовая точка маршрута будет отличаться от текущий позиции по GPS-приемнику.

Интерфейс Рабочий экран крайне лаконичен. Кроме карты и стрелочки, отображающей ваше местоположение, есть информационная панель внизу, на которой можно вывести на выбор три параметра, касающиеся проложенного маршрута и движения по нему, или данные с GPS-приемника, такие как скорость и высота над уровнем моря. При касании экрана справа появляется меню с кнопками изменения масштаба и настройками отображения, а слева иконка для открытия всплывающего меню действий.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot be-on-road screenshot     be-on-road screenshot Сама карта еще более аскетична. На мелких и средних масштабах деталей минимум: лишь основные дороги, контуры зон и районов, плюс некоторые элементы POI. И лишь на самых крупных масштабах появляются дорожные проезды, подписи с названиями улиц и контуры зданий.

be-on-road screenshot be-on-road screenshot Горизонтальный режим присутствует, но в нем на рабочее поле не добавляется ничего нового.

be-on-road screenshot Основное меню имеет однотонный плиточный интерфейс, перекочевавший в мобильное приложение с автонавигаторов, включая мелкие кнопки «назад» и «выключения». Несмотря на мультиязычность и несколько вариантов голосового сопровождения для одного только русского языка, половина пунктов меню указано по-английски.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot Настройки внешнего вида расположены в меню Appearance. Тут можно менять набор цветов для самой карты, а также управлять отображением на ней подписей географических объектов и объектов POI.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot В разделе Objects можно включать отображение тротуаров (пешеходных дорожек), домов в виде 3D-объектов (все одинаковой высоты) и указателей движения на перекрестках при езде по маршруту.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot Есть у карты отдельные проблемы с отображением контуров береговых линий. То пропадает вода, то суша. Причем в большинстве случаев объекты отсутствуют на всех масштабах.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot Краткое резюмеПонравилось: аскетичность, наличие в меню кнопок для быстрого построения маршрутов «дом» и «работа».

Не понравилось: медленная прорисовка карты и малая детализация на мелких масштабах, ошибки прорисовки водных объектов, частичная русификация, выход из приложения только по нажатию кнопки в меню.

Поиск и работа с картой Тут все не так плохо, как можно было бы ожидать от портированного с автонавигаторов приложения, но и не так хорошо. Главный поиск — адресный. Сначала вводится название населенного пункта, затем улица и так далее, для чего используется встроенная в приложение клавиатура.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot По мере набора названий географических объектов список результатов автоматически перестраивается, предлагая наиболее подходящие варианты. Иными словами, принцип тот же, что у навигаторов 10-летней давности. Но частично спасает ситуацию наличие пункта Online Search. Однако этот вид поиска требует доступ к интернет является, по сути, единой строкой ввода адреса. Вы можете написать «заречная 15» и получить список всех населенных пунктов, где есть заречная улица, без учета того, есть ли на ней дом номер 15. Но если он там есть, кликнув на соответствующий элемент списка, на карте будет показан именно он. Однако узнать это только глядя на список нельзя.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot Все остальное искать с его помощью бесполезно. По запросам имен собственных различных геообъектов или общих названий типа «магазин» вы не получите ничего вразумительного.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot Поиск по базе POI вполне адекватный. В нем очень много различных категорий, а также объектов в них.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot be-on-road screenshot     be-on-road screenshot be-on-road screenshot     be-on-road screenshot Поиск объектов можно проводить вокруг указанных точек на карте, радом с текущим положением, около конечной точки маршрута или на всем его протяжении.

Также можно указать пальцем в любое место карты или любой объект и затем, нажав на иконку с шариком слева, вызвать сервисное меню, где будет предложено проложить маршрут к этому месту, включить его в уже существующий план поездки, получить информацию по нему или выполнить поиск POI в округе, а также сохранить точку в избранном.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot Краткое резюмеПонравилось: большое количество адресных объектов, обширная и структурированная база POI, есть возможность искать объекты около указанных точек на карте.

Не понравилось: нет нормального общего поиска; устаревший интерфейс; отображение контуров домов и второстепенных дорог, включая дворовые проезды, только на самых крупных масштабах.

Актуальность карт Все карты, используемые в приложении, скомпилированы из карт OSM. Карта России занимает 744 МБ и обновляется примерно два-три раза в год. На момент подготовки данного материала была доступна версия Q3 2014, вышедшая в феврале 2015 года. Карта имеет неплохую детализацию дорожной сети, актуальность которой вполне соответствует дате в ее названии, т. е. третьему кварталу минувшего года. Так, например, на ней нет двух новых открытых участков магистрали М-11 «Москва—Санкт-Петербург».

Маршруты и навигация Построение маршрутов происходит относительно быстро — буквально за несколько секунд. В соответствующем меню присутствует классический набор настроек, позволяющий выбрать тип маршрута (быстрый или короткий), тип транспортного средства и разрешение на прокладку маршрутов по магистралям и их платным участкам.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot be-on-road screenshot     be-on-road screenshot Маршруты можно редактировать, добавляя на них новые точки, которые потом также можно изменять или удалять. Через меню можно осуществлять поиск POI вдоль маршрута или конечной и начальной точек, и изменять маршрут с заездом к ним.

В общем и целом маршруты строятся адекватные. Но было подмечено, что в отдельных случаях они могут иметь избыточную длину (до +20% на дистанциях ≈1000 км) или идти в объезд привычных для автора мест, наиболее удобных для проезда.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot Также в приложении есть возможность проиграть маршрут, но только при условии, что он строился с точки, отличной от текущей позиции по GPS-приемнику. Вдобавок при проигрывании нет регулировки скорости воспроизведения.

Навигационное сопровождение тут мало чем отличается от других приложений. Во время езды по маршруту вверху экрана отображается направление и расстояние до ближайшего маневра, а также название текущей улицы или участка дороги и той, на которую будет совершен поворот. При клике на этом месте экрана осуществляется переход к настройкам маршрута, где кроме всего прочего можно задействовать знакомую всем функцию «объезд», которая в меню называется как Road Blocking. Однако в отличие от других приложений тут можно указать протяженность перекрытого участка трассы, что весьма удобно.

be-on-road screenshot В случае ухода с маршрута приложение не паникует и просто молча его перестраивает.

Голосовые подсказки нареканий не вызывают. Они своевременны, однако никаких настроек нет, за исключением выбора одного из трех русскоязычных вариантов голосов. Всего доступных для загрузки вариантов «озвучки» около сотни.

Примечательно, что в приложении есть встроенная база стационарных дорожных камер, а также механизм добавления и отображения на карте динамических объектов.

be-on-road screenshot Обновляется база камер, по всей видимости, вместе с самой картой. Динамические объекты берутся из интернета, на что требуется от нескольких десятков до пары сотен килобайт трафика за пару часов езды. Актуальность базы вполне соответствует частоте ее обновления, а наполненность далека от идеала.

Также приложение дает информацию о текущем скоростном ограничении и подает настраиваемый звуковой сигнал в случае его превышения на определенный порог (10% или 20%).

Краткое резюмеПонравилось: оповещение о скоростных ограничениях.

Не понравилось: нет информации о трафике, низкая актуальность базы камер, не предлагает альтернативные варианты маршрутов.

Всякие «плюшки» Дополнительных функций в приложении немного, и почти все они входят в платный пакет. Бесплатно доступна только функция получения адреса ваших друзей из вашей адресной книги и прокладка маршрута к ним.

Работает она в тех случаях, когда люди сами указывают свой адрес в своем профиле в телефоне или в Google Plus, а также если в адресную книгу попадали данные из какого-либо мессенджера, например Skype. Среди нескольких сотен адресатов из адресной книги в смартфоне автора, нашлось лишь несколько человек, указавших свой адрес. Все они обозначили его как «Москва» или что-то вроде этого. По клику на контакт приложение ставило маркер на карте в районе деревеньки «Москва», что в Кировской области. В общем, логично.

be-on-road screenshot     be-on-road screenshot Платный пакет состоит из функции проецирования изображения на лобовое стекло (для этого изображение выводится на экран в зеркальном виде, а смартфон надо положить поближе к лобовому стеклу); предупреждений об изменении скоростного режима; отображения мобильных камер контроля скорости; указания движения по полосам; более частых обновлений карт и персональной техподдержки.

Было бы неплохо добавить к этому списку функцию видеорегистратора. Хотя никто не мешает вам использовать одновременно приложения других разработчиков.

Тестирование В этот раз скоростные характеристики оценивались на смартфоне с двумя ядрами Cortex-A9, работающими на частоте до 1,2 ГГц, и 1 ГБ памяти. Версия ОС — 4.2.2. А также на одноядерном аппарате с гигагерцовым Cortex-А9, который был основным во всех наших предыдущих тестах.

Время прокладки маршрутов и утилизация ресурсов системы

Время прокладки маршрутов напрямую зависит от их длины. Для условно коротких расстояний в 100–150 км это занимает 1–3 секунды. Расстояние в 1800 километров на двухъядерном аппарате «покрывается» за 7–10 секунд. А вот построить маршрут от Москвы до Владивостока приложение, увы, не смогло вовсе. Даже после 25-секундного раздумья.

При прокладке маршрутов система задействует все доступные ресурсы CPU, потому на одноядерном смартфоне указанное время увеличилось вдвое. В целом, это одно из самых медленных приложений по этому показателю среди всех ранее протестированных. Дольше него выполнял эти операции только Sygic.

Потребление ресурсов CPU также завышенное. Двухъядерная система в процессе ведения по маршруту была «озадачена» на 55–95% в зависимости от скорости. Одноядерная показывала загрузку вычислительного ядра в районе 95–100%. В моменты остановок вычислительная нагрузка резко спадала до 20–30%. Но стоило начать движение, как она снова возрастала почти до максимума. Такая нагрузка не могла не сказаться на времени работы от аккумулятора: его заряд таял буквально на глазах. Помочь делу можно выключением экрана. В фоновом режиме приложение продолжает работать, снабжая водителя голосовыми подсказками.

Объем сетевого трафика за поездку

Хотя приложение позиционируется как полностью офлайновое, по всей видимости, оно периодически пытается получить из Сети данные о полицейских засадах. Но речь в итоге идет о нескольких десятках килобайт данных за час езды. А вот что составляет фоновый трафик (когда приложение не используется), сказать сложно.

be-on-road screenshot Отсутствие Сети на работоспособности приложения никак не сказывается.

Наличие объектов в базе

Сравнить качество картографического покрытия нам поможет наша старая табличка со списком населенных пунктов, где мы фиксируем качество картографической и адресной информации. Она не дает абсолютной и объективной оценки, но поможет немного сориентироваться.

  be-on-road Навител Прогород Sygic* Ситигид* Яндекс Оленегорск, Мурманская область детальная, с домами детальная, с домами (3D) три основные улицы только центральная улица, с ошибками детальная, с домами детальная, с домами Богородицк, Тульская область детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами (3D) только центральная улица детальная, с домами три основные улицы Ангарск, Иркутская область детальная, с домами детальная, с домами детальная дорожная сеть только центральная улица детальная, с домами детальная, с домами Петропавловск-Камчатский детальная, с домами детальная, с домами детальная дорожная сеть только центральная улица точка на трассе детальная, с домами Астрахань детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами Сочи детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная дорожная сеть детальная, с домами детальная, с домами Чехов, МО детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами Тверь детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами Рыбинск детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами Печоры, Псковская обл. детальная, с контурами домов, без адресов детальная, с домами основная дорожная сеть три основные улицы, с ошибками детальная, с контурами домов, без адресов детальная, с домами (народная карта) д. Ланьшино, МО точка на карте часть дорожной сети точка на карте детальная дорожная сеть детальная дорожная сеть детальная дорожная сеть * данные на начало 2014 года

Be-on-road на фоне других коммерческих продуктов выглядит весьма неплохо, если не сказать больше!

Выводы Будучи идеологически офлайновым приложением, Be-on-road вполне справляется со своей задачей там, где вовсе нет доступа к Сети или очень дорогой роуминг. Оно имеет вполне сносный интерфейс (еще бы поправили русификацию…), относительно неплохую базу POI и хорошо проработанные карты. Навигационный режим также неплох. В нем даже есть предупреждения о скоростных ограничениях и указание расположения камер контроля скорости. Огорчает тут лишь высокая загрузка аппаратных ресурсов.

Среди других недостатков можно упомянуть редкое обновление карт (примерно два раза в год), отсутствие информации о трафике, а также низкую детализацию на малых масштабах, что сделано в угоду повышению общей производительности. Но главное — приложение и все карты, коих насчитывается сейчас более 280, абсолютно бесплатны! Одним словом, рекомендуем.

Полный текст статьи читайте на iXBT