Наталья Панфилова, Alcatel-Lucent Enterprise: Новая реальность спровоцировала рост сетевых коммуникационных решений
Сегмент коммуникационных и сетевых решений одним из первых адаптировался к новым реалиям в условиях пандемии. Вынужденные ограничения послужили толчком к ускоренному технологическому развитию. О доминирующих тенденциях на этом рынке, перспективах корпоративных коммуникаций, стратегии работы Alcatel-Lucent Enterprise в нашей стране и соседних государствах рассказала региональный директор Alcatel-Lucent Enterprise в России и СНГ Наталья Панфилова.
«Растет спрос на сетевые решения»
CNews: Очевидно, что «новая нормальность» сильно повлияла на рынок коммуникационных и сетевых решений. Какие доминирующие тренды в этом сегменте вы отмечаете в мире и в России?
Наталья Панфилова: Ограничения, обусловленные пандемией, служат двигателем прогресса. Несмотря на эпидемическую ситуацию, бизнес-процессы, как в России, так и во всем мире, не прерывались. Современный мир сделал еще один шаг к Индустрии 4.0. Удаленная работа для большей части компаний и организаций стала «новой нормой», отказываться от такого формата многие не планируют. Поэтому качество и надежность коммуникаций, особенно для крупных корпоративных организаций, представляют дополнительную ценность. Возрос интерес к коммуникационным и сетевым решениям, гарантирующим обмен информацией и эффективное взаимодействие. Доминирующие тренды в этом сегменте на мировом и российском рынке схожие. Различие, пожалуй, лишь в том, что в европейских странах чаще отдают предпочтение облачным и инфраструктурным решениям, предлагаемым по сервисной модели.
CNews: Как вы оцениваете динамику рынка — какие типы решений растут особенно быстро?
Наталья Панфилова: По данным компании и информации наших бизнес-партнеров, в 2021 году динамично растет сегмент сетевых инфраструктурных решений. Надежность, качество и безопасность сетей — ключевые критерии успешного ведения деятельности как для крупных компаний, так и для предприятий малого и среднего бизнеса. Об этом можно судить по увеличению доли сетевых решений в портфолио компании Alcatel-Lucent Enterprise (ALE).
Не называя конкретных цифр, отмечу, что традиционные для ALE голосовые решения, видоизменяются, переходя в гибридные и облачные решения, выпускаются новые системы и линейки современных IP-телефонов Pegasus, Halo, Myriad и Pleiades.
Хорошую динамику демонстрируют также облачные решения, интерес к ним проявляют малые и средние предприятия. В частности, телефония уходит в облако, при этом наши клиенты особенно ценят возможность интеграции традиционной телефонии и современных облачных решений.
CNews: Как в этих условиях чувствует себя глобальный бизнес Alcatel-Lucent Enterprise?
Наталья Панфилова: Alcatel-Lucent Enterprise присутствует более чем в 50 странах. Ее решениями пользуется свыше 830 тыс. заказчиков. Крупнейшие для компании рынки — Германия и Франция, где находится штаб-квартира ALE. Коммерческие результаты зависят от ситуации в том или ином регионе. В целом глобальный бизнес ALE уверенно растет по сравнению с 2020 годом, наиболее динамично развивается в европейских странах. Повышенным спросом пользуются облачные и сетевые решения, доступные в виде сервиса. Связано это с тем, что сегодня многие заказчики стараются поддерживать бизнес в рабочем состоянии, при этом избегая крупных капитальных вложений и больших инвестиций.
Среди ключевых направлений развития компании — глобальный альянс Alcatel-Lucent Enterprise с Nokia, направленный на продвижение комплексных решений в корпоративный сегмент: для транспорта, энергетики, умных городов, гостиничного бизнеса, географически разнесенных ЦОД, а также для крупных корпоративных заказчиков в других отраслях. Благодаря альянсу с Nokia мы можем использовать в комплексных проектах такие технологии как IP/MPLS операторского класса, DWDM и GPON.
CNews: Как под влиянием упомянутых трендов меняется стратегия работы Alcatel-Lucent Enterprise в России?
Наталья Панфилова: Традиционно компания развивала в России сеть партнеров, через которых можно было приобретать решения корпоративной телефонии. Сформировался круг экспертов, имеющих высокую и достаточно узкую квалификацию. Теперь партнерская сеть расширяется быстрыми темпами за счет партнеров, специализирующихся на сетевых инфраструктурных проектах. Для ALE в России это стратегически важный сегмент. Компания по-прежнему придерживается партнерской модели и не ведет бизнес напрямую с заказчиками.
Стоит отметить, что Alcatel-Lucent Enterprise фокусируется на развитии отраслевых решений. В частности, специальные предложения разработаны для гостиничной и транспортной индустрий, а также для организаций в сфере здравоохранения, образования и умных городов. К приоритетным для компании сегментам российского рынка относятся транспорт, гостиничный, строительный и девелоперский бизнес.
CNews: Какие решения компания предлагает заказчикам в этих сегментах?
Наталья Панфилова: Например, для представителей гостиничного бизнеса наряду с современными телефонами для отелей мы предлагаем различные сервисы с возможностями удаленной регистрации в отеле, оформления заказа в ресторане, бронирования спа и других услуг отеля. Наши решения позволяют предоставлять сервисы на основе определения геопозиции внутри и вне помещений, такие как: поиск оптимального маршрута, уведомление о специальных предложениях и других сервисах, востребованных в маркетинге. Существует возможность оповещения персонала и гостей о чрезвычайных ситуациях. По мере внедрения таких функций современный отель становится умным домом.
Для реализации подобных проектов Alcatel-Lucent Enterprise использует свое корпоративное облачное приложение-коммуникатор Rainbow, в котором реализованы возможности мессенджера, видеоконференцсвязи, бизнес-взаимодействия персонала, а также специализированные приложения наших глобальных партнеров в сегменте HORECA.
Rainbow — это облачное приложение-коммуникатор Alcatel-Lucent Enterprise для делового применения, ориентированное на удаленную и мобильную работу; функционирует как приложение на Windows, MacOs, iOS, Android или в браузере.
Enterprise-версия Rainbow доступна корпоративным заказчикам бесплатно в качестве пилотных проектов. При необходимости это решение «приземляется» на серверах заказчика в России.
«Бережный подход к инвестициям»
CNews: Что должна уметь современная коммуникационная платформа корпоративного класса?
Наталья Панфилова: Во-первых, служить основой надежной системы телефонии и поддерживать стандартные телефонные и VoIP-технологии, унифицированные мультимедиа-коммуникации. Это даст возможность плавно переходить к решениям будущего — мобильным, облачным. Во-вторых, обеспечивать полную мобильность удаленных сотрудников благодаря интеграции с облачными сервисами без использования граничных элементов. В-третьих, предоставлять широкий набор не только стандартных услуг (например, сервисы микросотовой связи DECT или VoWLAN — Voice-over-Wireless Local Area Networks, контакт-центра, записи разговоров), но и специализированных (в частности, функции систем оповещения, реализованный за счет интеграции или в виде пакета сервисов).
CNews: Как меняются требования к инфраструктуре, на которой разворачиваются мультимедийные и коммуникационные сервисы?
Наталья Панфилова: Сетевая инфраструктура корпоративного заказчика в большинстве случаев объединяет широкий набор технологических платформ и устройств, служит универсальной средой для предоставления многих сервисов, не только коммуникационных.
Сегодня пользователи предъявляют к сети повышенные требования. Чтобы обеспечить качество услуг, широкую функциональность систем и приложений, особенно работающих в режиме реального времени, сетевая инфраструктура должна быть надежной, устойчивой, производительной, оснащена инструментами обеспечения безопасности на всех уровнях, отличаться высокой степенью автоматизации.
Среди других не менее важных требований — способность сети выделять критические с точки зрения задержек потоки данных и динамически менять конфигурацию. Инфраструктура должна включать в себя эффективные инструменты для анализа качества сервисов и быстрого решения возможных проблем.
В портфолио Alcatel-Lucent Enterprise представлены решения, отвечающие перечисленным требованиям: начиная от доступных для предприятий малого и среднего бизнеса коммутаторов, коммутаторов уровня ядра для крупных предприятий и ЦОД, промышленных коммутаторов и заканчивая точками Wi-Fi шестого поколения с возможностью мониторинга геолокации объектов и людей, быстрого и безопасного внедрения устройств интернета вещей.
CNews: Чем отличаются решения Alcatel-Lucent Enterprise от предложений конкурентов?
Наталья Панфилова: Наши решения в области коммуникаций отличает бережный подход к инвестициям в системы предыдущих поколений. Заказчику не придется производить замену или дорогостоящую модернизацию работающих систем в случае внедрения, например, UCaaS/CPaaS-сервиса Rainbow. При сохранении имеющихся возможностей функциональность инфраструктуры расширяется и обогащается новыми опциями. В частности, корпоративную систему телефонии ALE можно интегрировать с облачными решениями. К слову, облачные решения Rainbow комбинируются с самым большим количеством IP-УПАТС различных производителей.
Для продуктов Alcatel-Lucent Enterprise характерна высокая надежность операторского класса (99,999%). Компания со столетним опытом работы на рынке дорожит доверием сотен тысяч заказчиков по всему миру. При этом новые решения разрабатываются с учетом самых высоких требований. Это касается не только дизайна устройств, но и соблюдения норм защиты персональных данных, в частности, европейского регламента GDPR — одного из самых строгих стандартов в данной сфере.
Если говорить о сетевых решениях ALE, то я бы отметила их надежность, автономность, безопасность, управляемость, простую интеграцию с интернетом вещей. На базе решений компании обеспечивается представление услуг высокого качества пользователям в проводном и беспроводном сегментах корпоративной сети. При этом возможности анализа приложений позволяют динамически применять соответствующие политики для сервисов.
Благодаря еще одному важному преимуществу — возможности классификации пользовательских и IoT-устройств — обеспечивается автоматическая сегментация сети, гарантируется высокий уровень безопасности. Стоит отметить, что эти возможности реализованы на базовом уровне ПО сетевых устройств, что не требует внедрения дополнительных систем и лицензирования.
CNews: Как решения Alcatel-Lucent Enterprise помогают повышать эффективность коммерческих и госорганизаций?
Наталья Панфилова: Применение комплексных решений в сфере телекоммуникаций позволяет рационально распорядиться инвестициями, оптимизировать расходы на обслуживание. Продукты ALE с широким набором функций легко вписываются в процессы компании или организации, удобны в применении.
Оперативное взаимодействие персонала на производстве, в офисной среде обеспечивает возможность быстрого принятия решения. Сетевая инфраструктура, развернутая на базе решений Alcatel-Lucent Enterprise, позволяет реализовать комплексный подход к организации и дальнейшему развитию систем связи и телекоммуникаций.
CNews: Приведите, пожалуйста, несколько примеров наиболее интересных проектов, реализованных недавно на технологиях Alcatel-Lucent Enterprise в России.
Наталья Панфилова: Компания реализоваларяд крупных проектов, преимущественно в государственном сегменте. К сожалению, мы не можем презентовать их публично. Примерно 60% бизнеса Alcatel-Lucent Enterpriseв России приходится на госсектор, инфраструктурные проекты в транспортной сфере. В частности, наши решения хорошо себя зарекомендовали в российских аэропортах и широко используются в авиагаванях. Оптимальное сочетание надежности и качества, современный дизайн продукции под маркой ALE позволяют компании строить долгосрочные отношения с российскими заказчиками.
«Коммуникации будущего»
CNews: Поделитесь, пожалуйста, вашими планами развития на ближайшую перспективу.
Наталья Панфилова: ALE — это крупный поставщик комплексных корпоративных решений, причем в области не только телефонии, но и сетевой инфраструктуры. На сегодняшний день не все крупные заказчики знакомы с полным портфолио наших решений. Мы намерены повышать узнаваемость бренда и расширять представление наших потенциальных заказчиков о линейках продуктов под маркой Alcatel-Lucent Enterprise.
Особое внимание уделяется развитию партнерской сети и бизнеса компании на территории стран СНГ. Большой потенциал роста ALE мы видим на рынках Казахстана, Узбекистана, Армении, Грузии, Украины и Беларуси, где намерены расширять присутствие компании.
В планах Alcatel-Lucent Enterprise —локализация решения Rainbow, развернутого на базе европейского серверного центра, на корпоративных площадках крупных российских заказчиков. Рассчитываем, что это решение станет востребованным инструментом на ряде вертикальных рынков в России. Большие надежды связаны с развитием упоминавшегося альянса Alcatel-Lucent Enterprise и Nokia, который будет способствовать продвижению современных телекоммуникационных решений в России и странах СНГ.
CNews: Какими вы видите коммуникации будущего? Что может ожидать нас через пять-десять лет?
Наталья Панфилова: Очевидны основные подходы и технологии, которые будут определять развитие коммуникаций через пять-десять лет. В частности, в корпоративном сегменте компании, предприятия и организации стремятся использовать облачные решения, реализованные на базе стандартных ПК и других устройств. Благодаря этому бизнес рассчитывает оптимизировать расходы, модернизировать ИТ-инфраструктуру, упростив ее обслуживание, а также решить задачи, связанные с организацией труда удаленных и мобильных сотрудников.
В то же время, несмотря на интерес к облачным продуктам, для большого количества предприятий, учреждений и организаций в силу их особенностей (технологических или производственных) даже в обозримой перспективе важно будет сохранить традиционные решения в области корпоративных коммуникаций. Я имею в виду системы телефонии, видеосвязи, микросотовой связи, функционирующие автономно. К таким предприятиям относятся объекты критической инфраструктуры, например, аэропорты и транспортные узлы, учреждения здравоохранения, промышленные объекты, в частности с опасными производствами, и т. д.
Если малый бизнес будет отдавать предпочтение облачным инструментам в виде сервиса, то для крупных предприятий, госструктур наибольший интерес будут представлять гибридные решения, сочетающие в себе традиционные подходы и новые.
Через десять лет системы связи с поддержкой традиционных технологий будут отличаться от IP-УПАТС в привычном понимании. Очевидно, что это будут системы нового поколения, которые можно назвать скорее гибридными облачными решениями, чем колл-серверами. Специфика их заключается в «заземлении» коммуникационных облаков для обеспечения отказоустойчивости и резервирования, поддержки специализированных корпоративных терминалов на тех участках, где потребительские устройства не справляются с корпоративными задачами.
На фоне еще одного восходящего тренда, каковым является проникновение интернета вещей, искусственного интеллекта в сегмент коммуникаций, потребуется связующее звено или зонтик, в роли которого и выступают корпоративные коммуникации. Мало того, что на базе коммуникационной системы предприятия будет обеспечиваться взаимодействие сотрудников между собой и с машинами. Коммуникационные системы будущего избавят человека от нарастающей сложности управления многочисленными разнородными элементами бизнес- и ИТ-инфраструктуры, дадут возможность общения на естественном языке с использованием минимального набора инструментов, например корпоративного мессенджера. Первые примеры подобного развития корпоративных коммуникаций — вокруг нас, о чем можно судить по тому, какие решения внедряются в образовательной среде (университетских учебных кампусах) и здравоохранении (сегменте телемедицины).
Светлана Петрова
Полный текст статьи читайте на CNews