На Юпитере обнаружили град из аммиака

Известно, что газовый гигант подвергается сильным штормам, которые длятся сотни лет, и морозам до 100 градусов по Цельсию, что вызывают ледяные облака. Теперь ученые открыли новое климатическое явление, происходящее на Юпитере, — аммиачный град.

Фото: nasa.gov

Ученые использовали данные наблюдений миссии NASA на межпланетной станции «Юнона». Астрономы обнаружили несоответствия с бесцветным газом на Юпитере, состоящим из атомов азота и водорода. Аммиак присутствует на экваторе планеты, но в других местах Юпитера станция зафиксировала только маленькие количества химического вещества.

Чтобы понять изменения в количестве аммиака на Юпитере, команда исследователей разработала модель атмосферного смешения для газового гиганта. Компьютерная модель предполагает, что грозы на Юпитере вызывают образование града, богатого аммиаком.

У гроз на Юпитере и на Земле есть одна общая черта: эти природные явления перемещают воду в атмосферах обеих планет. Однако грозы на Юпитере происходят в регионах планеты, где температура может быть ниже 65 градусов по Цельсию. Некоторые из штормов настолько сильны, что переносят кристальный водяной лед в верхние слои атмосферы планеты.

Согласно новому исследованию, кристаллы водяного льда реагируют с газообразным аммиаком в атмосфере Юпитера и превращаются в химический раствор, который замерзает и выпадает в виде града. Такие осадки объясняют изменчивость уровней аммиака на Юпитере. Градины попадают глубоко в атмосферу планеты, пока не начнут испаряться.

Фото: nasa.gov

Также ученые NASA зафиксировали еще одно новое явление, которое корабль «Юнона» наблюдал впервые — небольшие грозы, вспыхивающие яркими пятнами на вершине облаков Юпитера. Из-за непосредственной близости станции к планете космический корабль смог обнаружить эти более мелкие вспышки.

Исследователи также выяснили, что вспышки молний происходят в тех же областях, где зафиксировано повышенное количество аммиака. Ученые считают, что молнии помогают граду добираться до глубин планеты.

NASA представило видео-симуляцию явления.

«Юнона» была запущена в 2011 году. Одна из основных задач миссии — определить, сколько воды находится в атмосфере Юпитера. Это позволит ученым лучше понять эволюцию планет при формировании Солнечной системы.

Космический корабль обращается вокруг Юпитера каждые 53 дня, используя микроволновый радиометр для наблюдения за планетой. Инструмент оснащен шестью антеннами, которые одновременно измеряют температуру атмосферы на нескольких глубинах. Поскольку вода и аммиак поглощают микроволновое излучение, измерения температуры показывают их изобилие в атмосфере Юпитера.

Открытия описаны в серии из трех статей, опубликованных в журналах Nature, Journal of Geophysical Research и JGR Planets.

Полный текст статьи читайте на Компьютерра