Mytek Manhattan II: дорогой американский ЦАП на топовом ES9038Pro

Компания Mytek была основана Михавом Юревичем (Michał Jurewicz), американцем с польскими корнями, который работает инженером на Skyline Recording Studios в Нью-Йорке и специализируется на разработке уникальной аппаратуры для студий звукозаписи и мастеринговых студий. Где, кстати, всегда хотят использовать самые последние достижения техники, не дожидаясь, пока массовые производителя «подтянутся» со своими продуктами до современных требований. С применением специально разработанной Михавом аппаратуры были записаны альбомы David Bowie, Lou Reed, Mariah Carey, James Taylor и многие другие. По этой причине Михав создал в 1992 году собственную компанию MyTek Digital и стал предлагать свои продукты на продажу всем желающим. Сегодня марку Mytek знают и любят аудиофилы по всему миру.

Manhattan II является самым дорогим и технически совершенным USB-ЦАПом производителя. Его выход был фактически приурочен к появлению нового флагманского чипа ЦАП — ES9038 Pro. В Mytek традиционно придерживаются такого подхода, это уже не первое и не второе поколение продуктов подобного рода на флагманских чипах ESS Technologies. Для полной реализации потенциала преобразователей производитель использует уникальный линейный блок питания и тактовый генератор Mytek Femto Clock, также собственной разработки. На передней панели находятся два выхода на наушники, куда можно подключить 2 пары обычных наушников или требовательные Hi-End-модели по балансному подключению, через переходник на 4-контактный XLR. Заявленная мощность усилителя — 6 Вт, импеданс 0 Ом.

Помимо того, что Manhattan II — это отличный USB-ЦАП с поддержкой MQA и балансным наушниковым усилителем, он может быть расширен до сетевого проигрывателя дополнительной внутренней платой. А линейные входы позволяют перенаправить сигнал любого аналогового источника на наушниковый усилитель или на линейный выход и далее на усилитель мощности. То есть Manhattan II способен работать не только как чистый ЦАП, но и в режиме качественного предусилителя, с чисто аналоговой регулировкой уровня сигнала. Как дань профессиональному бэкграунду производителя, у Manhattan II есть вход/выход Word Clock, вход/выход AES и балансные аналоговые разъемы XLR для подключения активной профессиональной акустики.

Как следует из надписи на задней панели, устройство произведено в Польше, при этом корпус произведен в Калифорнии. Существует три варианта расцветки: черный, золотой и серебристый матовый. У нас на тестах был последний из них. Габариты корпуса и вес довольно внушительные: 432×267×50 мм, 8 кг. Есть возможность установить корпус на резиновые ножки либо на идущие в комплекте шипы. Также в наборе идет ИК-пульт ДУ, это стандартный Apple Aluminum IR remote.

Внутренняя начинка брендовой техники всегда интересна. Большие габариты корпуса позволили с комфортом разместить все модули и удалить их друг от друга во избежание наводок, а также запитать отдельным питанием. Разъемы подключения соединены с основной платой качественными проводами большого сечения.

Цифровая часть устройства очень интересная. Здесь производитель собрал все возможные виды процессоров, которые можно увидеть в таких устройствах: XMOS XU216, SТM32, FPGA Altera Cyclon V и микроконтроллер NXP. Производитель не раскрывает подробностей о работе цифровой части. На наш взгляд, XMOS используется для USB и обмена с контрольной панелью карты в Windows и macOS X, STM32 — для управления с ИК-пульта ДУ и вывода информации на экранчик, Altera занимается формированием цифровых сигналов, а NXP может обслуживать опциональное Ethernet-подключение и стриминговые функции.

Линейный БП выполнен на тороидальных трансформаторах, заключенных в двойной металлический экран. Это необходимо, чтобы избежать электромагнитных наводок на внутренние электрические цепи. Для сглаживания пульсаций стоит целая линейка из емкостей. Так как в устройстве требуется несколько шин питания разного напряжения, применено такое большое количество конденсаторов. Схема питания вынесена на отдельную печатную плату. В общем-то, большой размер корпуса и вес 8 кг как раз объясняются встроенным линейным БП.

Как вы знаете, не все устройства с линейным блоком питания могут работать одновременно и с европейским питанием 220 В, и с американским 110 В. К счастью, Manhattan II умеет работать с любой сетью. Переключатель напряжения сети находится на задней стороне, рядом с разъемом питания.

Микросхема ЦАП ESS Technologies — это старший и самый дорогой продукт американского производителя, ES9038Pro с рекордными параметрами качества. Динамический диапазон может составлять до 140 дБ. Сам чип имеет 8 выходов, но может работать в режиме суперстерео, то есть не просто dual mono, а quad mono. При этом суммирование сигналов с 8 внутренних ЦАП в два стереоканала производится внутри самой микросхемы. Вероятно, такое «внутреннее» суммирование не так эффектно выглядит — уже нельзя продемонстрировать ненормальное количество чипов на огромной печатной плате, —, но зато хорошо сказывается на звучании. Чип ES9038Pro довольно сложный, он имеет встроенный мощный микропроцессор, который занимается расчетом интерполирующих фильтров на очень высоких частотах. Поэтому для работы он требует отдельный генератор 100 МГц, который можно видеть справа на плате. По причине сложности начинки один только чип ЦАП ES9038Pro стоит дороже, чем все 4 микросхемы цифровых процессоров внутри Manhattan II, поэтому мы уделяем ему столько внимания в описании.

На плате мы видим чипы ОУ и аналоговых регуляторов уровня. Для усложнения воровства схемы разными noname-производителями из Поднебесной дорожки печатной платы залиты не лаком, а краской, так что не видны. Маркировка большинства чипов намеренно удалена шлифовкой верхней поверхности корпусов. При очень большом желании все равно можно со 100%-ной уверенностью определить каждый чип, но тот, кто точно знает, как это сделать, умеет самостоятельно проектировать схемы не хуже, чем эта, и не нуждается в таких уловках. С другой стороны, удаление надписей на чипах сразу лишает возможности троллинга производителя в форуме разными пионерами, которые действуют по принципу «всем виноград хорош, да зелен — ягоды нет зрелой». Так что любители наведения порчи на устройства по фотографии остаются не у дел. Придется слушать ушами, друзья мои.

В целом, схема устройства простая, короткая, но оригинальная и своя. Несложно догадаться, что производитель шел к ней с 1992 года через предыдущие три десятка других моделей своих устройств. Чувствуется высокая квалификация и собственное видение.

После подключения к компьютеру можно установить контрольную панель, из которой удобнее видеть все текущие настройки и управлять ими. Также отсюда можно обновить прошивку, чтобы добавить новые функции. Панель имеется как для Windows, так и для macOS X.

Драйвер поддерживает частоты до 384 кГц и воспроизведение DSD256.

Диагностика ASIO

Device: Mytek USB Audio

Features:
Input channels: 4
Output channels: 2
Input latency: 710
Output latency: 551
Min buffer size: 8
Max buffer size: 2048
Preferred buffer size: 512
Granularity: −1
ASIOOutputReady — not supported
Sample rate:
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — not supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported
88200 Hz — supported
96000 Hz — supported
176400 Hz — supported
192000 Hz — supported
352800 Hz — supported
384000 Hz — supported
Input channels:
channel: 0 (AES L) — Int32LSB
channel: 1 (AES R) — Int32LSB
channel: 2 (SPDiF L) — Int32LSB
channel: 3 (SPDiF R) — Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Output L) — Int32LSB
channel: 1 (Output R) — Int32LSB

Измерения в RMAA

Мы провели стандартные измерения с выходов RCA в режиме отключенной аналоговой регулировки. Уровень сигнала на линейных RCA-выходах очень высокий, 4 ВRMS. Именно в этом режиме мы и провели наши измерения.

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ −0,02, −0,10 Отлично
Уровень шума, дБ (А) −119,3 Отлично
Динамический диапазон, дБ (А) 119,2 Отлично
Гармонические искажения, % 0,00032 Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ (A) −106,4 Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, % 0,00053 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ −98,1 Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, % 0,00042 Отлично
Общая оценка Отлично

Как и ожидалось, у устройства большой динамический диапазон и низкие искажения. Так как производитель не приводит никаких паспортных данных своего устройства, мы не можем сравнить с ними.

Мы приводим измерения только для иллюстрации, не стоит по ним угадывать звучание устройств. Производитель говорит, что не гонится за красивыми цифрами в паспорте, а сосредоточен именно на качестве звучания устройства.

Прослушивание

Переходя к оценке качества, стоит отметить, что такие устройства, как Manhattan II, создаются для ценителей звука. То есть обычному человеку, незнакомому с темой, звучание вряд ли о чем-то скажет. Ну да, хорошо играет, но за что же тут платить? Ведь за эти деньги выгоднее купить два камаза картошки или корову в комплекте с комбикормом.

В мире дорогих устройств все не так. Публика там подготовленная, хорошо знает, что́ она ищет. Ценовой аспект важен, но не на первом месте. Здесь уместна аналогия с дорогим вином. Если привлечь к дегустации человека с улицы, вряд ли он станет крутить бокал, чтобы вино выделило аромат, вряд ли будет способен распознать по слезинкам класс напитка, и прочее, и прочее. Обычному гражданину достаточно пластикового стаканчика и соленого огурчика, а все, что нужно — это этиловый удар по голове с последующим как можно более быстрым засыпанием лицом в салате. В то время как коллекционное вино, поданное при правильной температуре, оцененное правильным способом, позволяет получить целую гамму вкусов, постепенно сменяющих друг друга, создавая неповторимые ощущения с долгим послевкусием (понятно, что шмурдяк из отходов пищевой промышленности для этого не подходит). Настоящий дегустатор даже не проглатывает оцениваемое им вино, а сплевывает его и прополаскивает рот водой. И это при огромной стоимости одной бутылки — отдельные экземпляры могут достигать цены приличного автомобиля. Вот уж где деньги на ветер, товарищи!

Точно то же самое происходит в случае оценки аппаратов уровня Manhattan II. Слушали мы каждую композицию до конца, фальшиво подпевая исполнителю и похлопывая себя по коленям, или прополаскивали уши и включали тот же фрагмент на разной прочей аппаратуре — догадайтесь сами. На самом деле, нам было интересно выяснить, как именно производитель приготовил нам ES9038Pro, какая у него трактовка музыки, для кого лучше подойдет этот ЦАП.

Не будем утомлять читателя описанием микро- и макродинамики, звуковой сцены на первой, второй, третьей композиции — этой беллетристики (belles lettres — «изящная словесность», текст ради текста) хватает в других изданиях. Мы считаем, что в таких случаях автора текста, что называется, несет, а повествование подменяет собой анализ. В итоге понятно, что автор очень умен и поднаторел в жонглировании буквами, но вот как играет аппарат — для всех остается полной загадкой. Давайте лучше дадим краткий анализ того, что мы пропустили через свои уши и свой опыт. Две недели мы внимательно слушали Manhattan II в сравнении с другой высококлассной аппаратурой.

Можно смело считать, что Manhattan II удался производителю как флагман. Все хорошие черты здесь имеются: звук с высокой детальностью, широкой панорамой и кристально ясными высокими частотами. Звучание благородное, потенциал ES9038Pro ощущается очень хорошо. На хороших записях эта прозрачность и легкость звука очень располагают к себе. В то же время, отсутствует синтетика и осадок, за которые мы все не любим первое поколение устройств на 9018S. Скажем так: если вы хотите иметь одну из лучших реализаций устройств на 9038Pro, то Manhattan II явно заслуживает вашего внимания. Это что касается линейных выходов.

Усилитель для наушников мы оценивали на топ-модели американских наушников Audeze LCD-4z. Хотя усилитель и нельзя назвать плохим — особенно хорошо ему удалось разделение каналов, —, но все же Manhattan II в качестве чистого ЦАПа реализован явно лучше: линейный выход аппарата просто на порядок лучше, чем наушниковый. Поэтому, по нашему мнению, Manhattan II заслуживает отдельного наушникового усилителя — лампового или на транзисторах, тут уж кому как нравится. Но мы не склонны считать это минусом, ведь для многих обладателей серьезных дорогих колонок наушники не являются заслуживающим внимания способом прослушивания музыки — просто даже по причине заложенных в них компромиссов. А у любителей Hi-End-моделей наушников уже есть коллекция любимых наушниковых усилителей, поэтому таким пользователям не придется переплачивать за ненужную им функциональность.

Полный текст статьи читайте на iXBT