Мы сажали кинескоп как могли: Sony PlayStation 25 лет

Вчера первой Sony PlayStation исполнилось 25 лет. После этих слов хочется взять театральную паузу, оглянуться назад, на босоногое детство, в котором не было дисков с условным Hogs of war, а только картриджи 999 in 1, наполненные болью, танчиками и Марио. Чтобы прикоснуться к прекрасному, приходилось напрашиваться к в гости. Играть было совершенно не обязательно, достаточно просто смотреть. Эпоха, когда двоюродный брат был лучшим стримером, а программа «От винта» и ее ведущие Бонус и Гамовер казались оракулами и причастными к сакральному знанию адептами тайного ордена.

Вы помните эту музыку из заставки?

PlayStation была не просто революцией в плане технологий. «Графон» приходит и уходит, а эмоции от детматчей в Quake 2 остаются навсегда. PlayStation стала не просто игровой приставкой для детей разного возраста. Она стала отдельной вселенной, где все игры связывались в несравненное приключение. Здесь больше не требовалось героических усилий, чтобы начать ассоциировать себя с персонажами. Сами герои сделались выпуклыми (и дело не только в Ларе!), характерными, а не просто отрабатывали механики.

Год назад компания Sony решила переиздать первую PlayStation. Получилось бессмысленно и беспощадно. Стоимость в розничных магазинах сейчас составляет порядка 5 000 руб. Спорность издания в другом: разработчики интегрировали 20 игр, большую часть из которых, никто не видел. В списке установленных игр нет ни Dino Crisis, ни Diablo, зато сразу несколько аркад, которые вообще непонятно зачем существуют в природе.

Каждый топ игр субъективен, поэтому прошу написать в комментариях те игры, которые вы бы добавили к списку, чтобы величие Sony PlayStation сложилось у нас в единый пазл. Итак, поехали!

Driver

В первую GTA мне было стыдно играть, потому что казалось, будто так я предаю Driver и весь жанр. Driver подкупал своей хулиганской эстетикой. Все, что предлагали нам до этого — разного вида гонки. Driver предлагал погони. Разработчики добавили квесты, завязанные на темных городских историях и криминале. Сам процесс вождения доставлял восторг, потому что водить требовалось аккуратно (машина разрушалась). Если дела были совсем плохи и из-под капота вырывались языки пламени, чтобы начать новую игру, нужно было переставлять диск — так игра наказывала за плохое вождение. Я закрываю глаза и до сих пор слышу этот злой шум мотора.

Fighting Force

Помню как в компьютерном клубе мне не поставили случайно время, пацаны прописали код на бессмертие, но даже так я не смог ее пройти до конца. Что может быть лучше командных уличных драк? На самом деле, есть такие вещи, но их не слишком много. Плюс игры в том, что можно было задействовать окружающий интерьер и бодро бросать во врагов ящики и прочую нечисть.

Spider Man

Тогда по ящику как раз показывали мультсериал Spider-man 1994 года (который до сих пор многими считается эталонным), поэтому возможность поиграть самим человеком-пауком — абсолютно бесценный опыт. Узнаваемые злодеи, секретные костюмы, возможность полетать на паутине и залепить ей кому-нибудь дуло — это потрясало воображение.

Silent Hill

Silent Hill делал страшно лучше всех в этом поколении консолей. Причем это не было каким-то тупым линейным хоррором. В саму игру как будто вселился демон и хлестко лупил по клавишам геймпада, нарушая планы. От этого делалось Жутко с большой буквы.

Еще Silent Hill всегда выделялся каким-то совершенно особым подходом к музыке. У меня до сих пор в плей-листе есть пара треков Акиры Ямаоки, хотя стыдно признать до какого возраста я думал, что это женщина.

Syphon filter

У этой серии шпионских боевиков был совершенно особенный путь, поскольку в ее весовой категории также выступал Metal Gear Solid. Тем не менее Syphon filter отстоял свою независимость, частично из-за PvP режима на одном половинчатом экране, частично из-за микрофишек, вроде разбитых лампочек, от которых в комнате наступала тьма. Шел 1999 год и мало кто заморачивался о таких вещах.

Crash Bandicoot

Crash Bandicoot был настолько крутой аркадой, что играть в него было совершенно не стыдно даже ребятам, которые до этого рубились только в каких-нибудь боевых роботов. При всей своей визуальной детскости, Крэш был чрезвычайно крутым, веселым и динамичным. Недавно серия получила достойное продолжение, поэтому я могу только порадоваться, что персонаж не остался за бортом современности.

Tekken 3

Это то, что всегда будет на другой стороне весов относительно Mortal Combat. Tekken 3 делал ставку не на спам коронок, а на плетение комбинаций из ударов руками и ногами. Сложно представить лучший файтинг на первой «Соньке». В альтернативной реальности я пишу этот абзац про «смертельную схватку».

Quake 2

Прошлой зимой я решил вернуться к корням и запустил Quake 2. Удивлению моему не было предела. Игралось запойно. Длинные запутанные уровни, огромные пачки врагов, постоянная нехватка патронов, бешеная динамика сражений. Этой игрой захлебываешься.

Vigilante 8

Driver с его возможностью разрушения авто — это, конечно, здорово, но если у машин вдруг появится оружие? Будет бомба! Создатели Vigilante 8 подумали также и выпустили «битвы на машинах», которые заставляли выкручивать геймпад мертвой петлей, как будто это могло помочь.

Metal Gear Solid

Многим непонятна истерия, царившая перед выходом Death Stranding — последней игры Кодзимы. Когда Кодзима под крылом Konami выпускал первый Metal Gear Solid, эра первой PlayStation заканчивалась. Тем не менее геймдизайнеру удалось выжать не только максимум из технических возможностей консоли, но и рассказать шпионскую историю не просто по-новому, а на другом, инопланетном языке.

Metal Gear Solid — magnum opus не самого Кодзимы, но первой PlayStation точно. Сыграв в нее, истерия становится не только понятной, но и оправданной. Напомню, что вы можете согласиться или нет с этим в комментариях и не забудьте рассказать о своих топах.

Полный текст статьи читайте на Компьютерра