Музыкальный софт-рейтинг. Октябрь’2005

Октябрь'2005 продемонстрировал неуклонный рост технологической мощи в сфере звукового ПО. В принципе, данный месяц можно считать месяцем брэндов, поскольку начался серьезный рабочий сезон и к тому же прошла одна из крупнейших выставок на AES к которой готовились основательно. Итак, основные новинки октября выглядят так (смешанно, как брэнды, так и независимые):

Обновление популярного грув-модуля Spectrasonics Stylus RMX v1.5; IK Multimedia представила SampleTank 2.1 и AmpliTube 2 с гитарной педалью CSR; Joel Glanfield представил интересный редактор для wav-сэмплов Sample Stutterer v1.0; Компания Synthogy анонсировала выход версии 1.5 плагина-инструмента Ivory, весьма неплохого эмулятора пианино. Что интересно это первый релиз с версией для Win; Zero-G на базе Native Instruments Kontakt выпускает свой следующий продукт — Vocal Forge. Речь идет о вокалах; Cakewalk выпустила новый мощный виртуальный инструмент-сэмплер Dimension Pro; Steinberg выпускает Nuendo 3.2; Celemony анонсирует Melodyne 3; Native Instruments анонсирует Bandstand, B4 II, Guitar Rig 2, Traktor DJ Studio 3; Ableton выпускает Live 5.0.2; Sonic Reality выпустила профессиональную мультитрековую (!) сэмпловую библиотеку Studio Profile Series; Bremmers Audio Design представила версию 4.0 программы MultitrackStudio; Wave Arts выпустила TrackPlug 5 и обновила все свои плагины до v5.0.5; djDecks представила версию 0.7 достаточно интересной программы для ди-джейства с файлами mp3, ogg, wma и wav; Plogue Bidule появилась в версии 0.9; LiveLab.dk выпустила интересный VSTi LiveSlice; Mackie представила Tracktion v2.0.2.8; Glitchtek выпустила freeware дилэй Roku v1.0, достаточно мощный; Waves анонсировала выход плагинов для обработки вокала — Vocal Bundle: Tune и DeBreath.

Естественно, это далеко не весь софт, который появился, вышел или обновился в октябре. Но и данного списка достаточно для анализа ситуации…

Spectrasonics, имея мощную современную базу сэмпловой информации и собственные наработки в области программирования, не будет сдавать свои позиции еще несколько лет уж так точно. В версии Stylus RMX 1.5 нет существенных технологических изменений, но значительно пополнена база мульти-грувов и банков, добавлена новая функция обработки «Chaos Buzz», оптимизирована документация, с программой поставляется уже на 4,5 часов видео-уроков больше и так далее. В общем, все доведено до ума. На сегодня это лучшая программа для ремиксинга и создания современных аранжировок.

Zero-G пошла по другому направлению. Ранее эта компания специализировалась только на выпуске звуковых библиотек и сотрудничала с другими компаниями, например, с Yamaha (продукт Vocaloid Miriam). Теперь очевидна другая тенденция — Zero-G под собственной маркой стала выпускать программные продукты. Конечно, в этой части им сильно помогли Native Instruments представив свой мощный сэмплер Kontakt в качестве базовой оболочки. Sonic Reality, известная нам не только как мощная американская компания-производитель библиотек звуков, но и как поставщик этих же звуков в IK Multimedia Sonik Synth, сделала достаточно мощный прорыв выпустив новую библиотеку Studio Profile Series для многодорожечных программ. Это очень интересно — коммерческих мультитрековых библиотек на моей памяти еще не выходило. Ну, и последнее именно в этой тематике — Cakewalk решила вступить в конкурентную борьбу среди программных сэмплеров с большими библиотеками звуков, выпустив Dimension Pro.

Идем далее…

Native Instruments Bandstand

Немецкая компания Native Instruments решила дать новое дыхание стандарту General MIDI, который в синтетическом виде исчерпал себя. Напомню, что General MIDI (сокращенно GM) — это структурированный неизменный список из 128 инструментов, который был внедрен где-то в середине-конце 80-х для обеспечения совместимости между синтезаторами от различных производителей.

Bandstand — это реализация GM в современном студийном качестве. Для формирования инструментов используется порядка 2 Гб сэмпловой информации плюс к этому предусмотрено девять наборов ударных. Программа поступит в продажу в ноябре по цене 229 $ или 199 евро.

Celemony Melodyne 3

Немецкая компания ныне 52-летнего астролога, гитарного мастера, издателя и т.п. Петера Неубакера (Peter Neubаcker) Celemony известна звукорежиссерам большей части поп-проектов мира. Он создал программу-выравниватель нот и ритма Melodyne. То есть, «если кто-то хочет петь, но… не может попадать в ритм и ноты» (как шутят звукорежиссеры: «Меня минус отвлекает!»:)), то результаты его/ее пения загружаются в Melodyne и выравниваются за считанные минуты — консерваториев кончать не надо. Причем Melodyne — единственная в своем роде.

Петер Неубакер

Тут я, конечно, не знаю, радоваться этому или нет. С компьютеризацией теряется необходимость во многих специализациях музыкантов. Сейчас уже с большим трудом можно найти хорошего барабанщика, гитариста, бас-гитариста… список долгий. Индустрия от них потихоньку отказывается. Вот и хорошие вокалисты уже как-то выходят из моды. Да, что говорить, вы сами все видите и слышите на радио и ТВ. Кстати, программа настолько скандальна своими хорошими результатами, что о ней даже сняли репортаж на BBC, который можно найти здесь

Celemony Melodyne 3

В общем, в ноябре появится в продаже Melodyne 3. Что нового? Если раньше можно было обрабатывать и выравнивать только одноголосые файлы вокала или инструмента, то теперь можно ровнять полифонию, т.е. аккорды и т.п. Немножко изменены алгоритмы в сторону улучшения быстродействия и качества. Большое внимание уделено интонационным нюансам. Значительно переделан и улучшен интерфейс. Во избежание мучений с подбором дублей, что часто бывает при работе, в третьем Melodyne появился модуль Batch Processing — автоматическая обработка множества файлов.

Характеристики звука улучшены до 32 бита/192 КГц, впервые применена многопользовательская лицензия. Стоить это удовольствие будет 699 евро/$.

Waves Tune и DeBreath

Я не знаю, у кого там мысли сходятся, но компания Waves Ltd анонсировала выпуск двух плагинов для работы с вокалом — Tune и DeBreath. Tune, легкая версия, которой, судя по пресс-релизу уже есть в составе коллекций Gold, Broadcast & Production, Platinum и Diamond Bundles, делает практически то же, что и… Melodyne, а именно, питч-коррекцию вокальных или инструментальных треков с натуральным по восприятию результатом. На самом деле, упоминания о Tune нет даже на сайте разработчиков, кроме упомянутого пресс-релиза, так что о результатах, а тем более о сравнении говорить пока преждевременно.

Плагин DeBreath предназначен для автоматического удаления или уменьшения, как бы это мягче сказать, дыхания из вокальных треков.

По-отдельности данные плагины имеют следующие цены: Tune — $600 (MSRP); DeBreath — $350 (MSRP), а новообразованная коллекция Vocal Bundle, включающая Tune, DeBreath, Renaissance Channel, Renaissance DeEsser и Doubler — $1,000 (MSRP).

Переходим к рынку независимых разработчиков…

LUXONIX LX1310 v. 1.1.3

Просто приятно смотреть на такие работы. И не одному мне, поскольку плагин LUXONIX LX1310 стал лучшим бесплатным эффект-процессором за 2004 год в рамках голосования на таком авторитетном интернет-ресурсе как KVR. Это оправданно — корейцы из LUXONIX Co. сделали достаточно легковесный процессор, внутри которого имеется 24 основных эффекта:

S’Filter 12 / S’Filter 24 / 3-band EQ Peak Compressor / RMS Compressor Overdrive / Distortion / Amp Distortion Crusher / LP Noise / Stereo Image Chorus / Flanger / Phaser / Auto Wah / Tremolo / Auto Pan Delay / Stereo Delay / Ping-pong Delay Gate Reverb / Room Reverb / Hall Reverb / Spring Reverb

А сам интерфейс программы позволяет подключать сразу три из них одновременно. В результате могут получаться весьма неплохие сочетания — одних промышленных пресетов 128.

Список пресетов LX 1310

Нужно сказать, что качество алгоритмов выполнено на высоком уровне, и вряд ли вы найдете что-либо подобное в таком составе и с такими возможностями взаимодействия. Причем внутренняя обработка на уровне 32 бит. Каждым из параметров можно управлять по MIDI с помощью внешних контроллеров. В общем — высший пилотаж и все бесплатно. Скачивать отсюда.

LiveLab LiveSlice

Рекламное описание — крутейшее. LiveSlice от LiveLab — это 32-дорожечный VSTi, в котором можно собирать ритмические и мелодические loop’ы, одновременно используя до 256 wav-сэмплов или 64-х loop’ов. Почти что Stylus RMX:) Запустил демо, начал разбираться. Да, эта программа стоит того, чтобы о ней написать. И, возможно она разовьется в будущем. Сразу словил себя на мысли, что где-то я это уже видел. Ну-да, конечно, почти таким же макаром делаются аранжировки ремиксов в Sony ACID или Ableton Live при работе с loop’ами и сэмплами, только там мы это делам в рамках многодорожечных программ, а LiveLab предлагает нам отнести данную часть работы в отдельный VST-модуль-инструмент. На сегодня он уж очень спартанский. Смотрим цену — 39,95 евро. Дороговато, хотя подобных VSTi нет.

Интервью с Брэмом Босом

В прошлом выпуске «софт-рейтинга» я рассказал о замечательной новинке этого года — программе Tunafish 1.0, написанной голландским разработчиком Брэмом Босом (Bram Bos). Из-за сильной занятости обоих, у нас не получилось сделать интервью к сроку, но нужно сказать, что в начале октября это интервью состоялось, и сейчас я представлю вашему вниманию некоторые выдержки из него. Посмотрите на рынок софта глазами одного из ведущих независимых разработчиков мира.

Брэм Бос

Где был Брэм Бос в период 2003–2005 гг? Куда пропал? Твоя последняя программа перед Tunafish — Tuareg — была в последний раз обновлена в 2003-м…

Я работал. Написание звукового софта — это просто хобби, которое занимает свободные часы по вечерам. В этом причина того, что мои проекты всегда не большие. Из-за занятости я не могу себе позволить уделить время на разработку чего-то более серьезного, уровня Reason или Fruityloops (Fruityloops — старое название Image-Line FL Studio — прим. авт.).

Вообще, если вернуться к твоей предыдущей программе Tuareg… Была ли она успешна в финансовом плане? Сколько людей приобрело лицензионные версии?

Эта программа никогда не была серьезным средством для зарабатывания денег (money-maker). Все стало восприниматься ОК с того момента, когда Tuareg превратился в чисто хобби-проект. Данная личная настройка помогла мне сохранить мотивацию, потому как сама программа не принесла существенной прибыли. Если смотреть реально на вещи, то разработка уровня Tunafish требует гораздо больше времени, чем может показаться на первый взгляд. Tunafish, которая внешне выглядит гораздо проще, чем то, что стоит за ней, заняла у меня около года чистой разработки. Я переделал очень много кода от Tuareg и придал его продолжению новую форму.

Программа Tunafish 1.0

Что ты думаешь о противостоянии дорогого звукового ПО и рынка реальных пользователей? А также интересно твое мнение насчет перепроизводства музыкального софта на сегодня?

Я думаю, что существующие цены не совсем уместны. Дорогие приложения, вероятно, имеют те достоинства, за которые нужно платить большие деньги, но их приобретение является выгодным только при условии того, что вы используете все расширенные функции от этих программ. Это далеко не всегда так.

Hi-end ПО используется многими по причине избыточной мощности и большого количества функций, что способствует креативу и усовершенствованию собственного стиля. Но, очень часто можно встретить картину, когда люди пользуются «пиратскими» программами и вообще не задумываются о соотношении цены и возможностей. Насчет перепроизводства, да, оно присутствует в небольшой мере, ведь сегодня каждый может заниматься выпуском звукового софта. Только вот есть одна трудность — для успешности мероприятия нужно сделать программу выделяющейся среди других и изначально определиться с нишей. Это очень важно. Например, лично я позиционирую свои программы на сегмент начинающих специалистов. На самом деле в этой нише нет хороших и простых секвенсоров, и, вообще, сделано очень мало софта. «Какой простейший секвенсор ты знаешь?» — этот вопрос я задал себе, перед тем как определиться с основными задачами. И все результаты анализа ситуации проявились в Tunafish — крайне удобен и прост в использовании, практичен, с долей юмора и без претензий на роль лучшего среди секвенсоров:).

В последнее время рынок ПО был очень турбулентным. Дай нам, пожалуйста свои комментарии по поводу будущего VST, VSTi, DirectX, DXi, Yamaha/Steinberg, Ableton, Wizoo и т.п. Интересно лично твое мнение…

Будущее? Хорошо, если кто-нибудь его знает вообще! VST остается основным современным стандартом, не смотря на многие его недостатки. Самый большой минус VST/VSTi — это их документирование. Каждый разработчик плагинов интерпретирует данные стандарты в своем собственном видении для достижения цели, и это является основной проблемой для разработчиков программ-VST-хостов, в которых эти плагины должны работать. Вам необходимо сделать множество дополнительных исключений для каждого плагина в отдельности… (вздох)… Я не верю в будущее стандартов DX и DXi. Они очень неуклюжи, не являются независимыми в плане платформы и т.п.

Steinberg я вижу как Microsoft в музыкальном мире. VST был их фантастическим шагом, и компания Apple дала им благоприятную возможность для развития, изъяв программу Logic из мира Windows (речь идет о знаменитой покупке компанией Apple фирмы Emagic, после чего очень популярная серия программ Logic перестала выпускаться для Windows-платформы — прим. авт.).

На профессиональном рынке я вижу главным образом Cubase и Nuendo — де-факто стандарты ближайшего будущего. Тем не менее, рынок хобби/полупрофессиональных приложений будет более бурно развивающимся и более интересным. Он даст хороший приток в сферу «серьезных альтернатив», как это уже есть в виде Live, Fruityloops, EnergyXT или Reason.

Конечно, я надеюсь, что Tunafish станет первым шагом для тех, кто хочет вступить в мир звукопроизводства, до того как они решат перейти на Ableton Live или eXT.

Ты собираешься развивать Tunafish в сторону профессиональных мультитреков? Стоит отметить, что эта программа обладает новой и мощной идеей архитектуры пользовательского интерфейса (GUI). На сегодня это реальная альтернатива громоздким многооконным программным оболочкам…

Спасибо, но нет — я не планирую делать из Tunafish профессиональную программу. Это требует серьезной разработки! Пока же я почти доделал полноценную поддержку MIDI. Другие возможности, может быть, появятся в будущем, но Tunafish всегда останется программой для начинающих специалистов, а так же для тех, кто не хочет проводить недели за изучением Fruityloops или Reason. Tunafish позволяет сразу включится в рабочий процесс.

Несколько вопросов по музыкальной тематике… Какие стили сейчас популярны в дэнс-клубах Амстердама?

Очень разнообразные, но в основном это техно старой школы… эйсид и тяжелый звук также вернулись. Если сказать обобщенно, сейчас время музыки «ретро-дэнс».

Что говорят сами музыканты насчет Tunafish&Tuareg?

Tunafish — это совсем новый проект, поэтому откликов еще мало, но люди, которые уже используют эту программу, отличают ее большой потенциал в качестве удобного секвенсора-«черновика». В Tunafish можно очень быстро создавать композиции, то есть реализовывать свои первоначальные идеи, а потом их уже можно будет повторить на более высококачественном уровне в более дорогом софте.

Разработчики плагинов также любят использовать Tunafish для быстрой проверки своих модулей. Некоторые люди предлагают использовать данную программу как обучающую в школах и т.п., потому как она не требует длительного обучения и дает быстрый результат.

Я смотрю оптимистично на то, что Tunafish найдет свою нишу в мире современных секвенсоров.

Подытожим

На самом деле простых и хороших программ нет не только на рынке пользовательского ПО, но и на рынке профессионального:) Поскольку Брэм — профессиональный интерактивный дизайнер, ему удалось сделать из программы-VST-хоста, что-то действительно легкое и идейно свежее. Думаю, что «черновик» обязательно нужно превращать в «чистовик».

121-я TEC Awards

Теперь отвлечемся немного от разработок и попадем в Нью-Йорк, в 8-е октября 2005 года. В рамках 119-го съезда Общества Звуковой Инженерии (AES) прошла 21-я по счету церемония награждений в области звуковой техники и человеческого креатива TEC Awards. Выбор лучших — это результат голосования квалифицированных читателей одного из самых популярных специализированных журналов «MIX» (около 41 тысячи человек). Список номинантов можно назвать достаточно объективным и большей частью предсказуемым.

Технические номинации

В каждой из номинаций был один победитель, а его конкуренты на соискание звания лучшего перечислены после слова «номинировались». Из 16-ти номинаций мы выберем те, где участвовал софт:

Музыкальный инструмент — Tascam GigaStudio 3. Номинировались: E-mu Emulator X Studio V. 1.5, Garritan Personal Orchestra 2nd ed., Line 6 VariAx Acoustic 700, MOTU MX4, Roland V-Pro TD-20S V-Drums; Эффект-процессоры (железо) — tc electronic Mastering 6000. Номинировались: BSS Soundweb London BLU-80, Empirical Labs Lil FrEQ, Eventide H8000A, Lake Mesa Quad EQ, Oram Hi-Def 4T Memory EQ; Эффект-процессоры (софт) — Waves L3 Maximizer. Номинировались: Antares Auto-Tune 4, McDSP Channel G, Sony Oxford Restoration Tools, TC Electronic MD3 Stereo Mastering Package, Trillium Lane Labs TL Space; Рабочая станция — Digidesign Pro Tools 6.7. Номинировались: Apple Logic Pro 6.5, BIAS Peak 4.1, Cakewalk SONAR 4 Producer Edition, MOTU Digital Performer 4.5, Steinberg Nuendo 3.

Отдельно стоит сказать, что на этом AES уже были представлены Nuendo 3.2, SONAR 5, Pro Tools 7.

Второй момент, номинации на TEC Awards в разделе софта всегда являются уж очень обобщающими, например «Эффект-процессоры (софт)». Как можно сравнивать мастеринг-процессор Waves L3 с автотюнером Antares Auto Tune 4?! Остается только догадываться. В разделе инструментов, конечно, есть радость за 3-ю Gigastudio, но опять же как ее можно сравнивать с реальным, а не программным инструментом, причем гитарой Line 6 Variax Acoustic 700? Это совершенно разные вещи. Может, стоит все-таки разбить эту номинацию на две — реальные инструменты и программные? Насчет «железных» эффект-процессоров ситуация понятна, хотя все современные аппаратные модели — это обычные компьютеры со специальным ПО и в красивом корпусе, поэтому я их внес в софтовый раздел. Причем на AES была представлена обновленная версия Musresearch Receptor.

Творческие номинации

Здесь мы приведем только победителей. Итак:

Лучший дизайн студии — Jazz at Lincoln Center Studio, NYC; Лучший ТВ-продакшн —24, Fox; Лучшая озвучка кинофильма — Ray; Лучшая озвучка тура — U2, «Vertigo» Tour, Clair Brothers; Лучший Surround Sound Production — Crossroads Guitar Festival DVD; Лучшая запись сингла/трека — песня «American Idiot,» альбом American Idiot, извините за тавтологию, группа Green Day; Лучший альбом — «Genius Loves Company», исполнитель Ray Charles.

Наиболее интересные номинации стоит рассмотреть чуть более подробно. Так за лучшую озвучку фильма сражались мультфильм «The Incredibles» (Disney/Pixar), который у нас называется «Суперсемейка», блокбастер от Скарсезе «Авиатор», второй «Человек-паук». За лучший сингл/трек соревновались The Killers с песней «Mr. Brightside», Snoop Dogg featuring Pharrell с композицией «Drop It Like It’s Hot», Santana featuring Chad Kroeger «Why Don’t You & I». И, наконец, среди номинатов за лучший альбом можно найти Prince с «Musicology», который очень настоятельно рекомендую послушать.

В завершение

Наш традиционный список лучшего ПО остается почти таким же, как и в прошлом обзоре, за исключением некоторых добавлений… Рабочие станции:

Mackie/RAW Material Tracktion 2; Steinberg Nuendo/Cubase SX 3.х; MAGIX Samplitude/Sequoia 8.2; Fasoft N-Track Studio 4.1

Виртуальные студии и алгоритмические программы:

Native Instruments REAKTOR 5; Image-Line FL Studio XXL 5; BramBos Tunafish 1.0.

Программы для ремиксинга/ди-джеинга:

Spectrasonics Stylus RMX 1.5; Ableton Live 5; Sony Pictures Digital ACID 5; Uebershall VLP 120, VCP 120, PLP 120.

Звуковые редакторы:

Steinberg WaveLab 5.0; Sony Sound Forge 8.0.

Музыкальные инструменты:

IK Multimedia Sonik Synth 2; Native Instruments Absynth 3; Native Instruments B4 Organ; Prosoniq Magenta; Prosoniq Morph.

Эффект-процессоры:

Camel Audio Camel Phat3; WaveArts MultiDynamics; Prosoniq Rayverb; Wizooverb W2; IK Multimedia AmpliTube; WaveArts MasterVerb; Prosoniq Morph.

Программы для работы в 5.1:

Sony Pictures Digital Vegas 5.0.

Лучшие программы для мастеринга:

Steinberg WaveLab 4/5; WaveArts MasterVerb; WaveArts MultiDynamics; WaveArts Final Plug; Waves L3-Ultramaximizer; Waves L3-Multimaximizer; qSonic sonicOne.

Автотюнеры:

Antares Auto Tune.

Тюнеры:

Marco Gallo Wtune v2.1.0.1.

Вспомогательные программы:

Antares Microphone Modeller; Celemony Melodyne 2.6; Virtuasonic MIJOY.

Лучшей программой этого месяца можно считать анонс 3-го Melodyne и Spectrasonics Stylus RMX v1.5.

Полный текст статьи читайте на 3DNews