Музыкальный софт-рейтинг. Июль-2005

Индустрия звука бурлит — на права под солнцем претендуют новые имена. А нам, музыкантам, звукорежиссерам и т.п. от этого только выгода… Цены на ПО падают, практически для каждой программы есть альтернатива. А на музыку есть постоянный спрос, особенно если это хорошо сделанная музыка. Звукопроизводство перестает быть индустрией избранных, все что необходимо — это знание технологий и теории, ну и, конечно, само творчество. В этом обзоре, кроме самого ПО, мы рассмотрим несколько биографий, плотно связанных с развитием программного обеспечения. Начнем с такого интересного образования как Wizoo Sound Design Gmbh.

Wizoo Sound Design Gmbh

Слева-направо: Петер Джоргес (Peter Gorges), Ханц Зиммер (Hanz Zimmer) и Манфред Реруп (Manfred Ruerup).

Город Бремен (Германия)… Вокруг марки Wizoo объединились сразу три партнера — Петер Джоргес (Peter Gorges), далее «Oscar winning film composer» Ханц Зиммер (Hanz Zimmer), и не менее известный Манфред Реруп (Manfred Ruerup), являющийся сооснователем компании Steinberg. Как вы узнаете через несколько абзацев, многие программы от Steinberg разрабатывались именно здесь.

На сегодня в команде Wizoo Sound Design Gmbh работает порядка двадцати штатных сотрудников и пятидесяти фрилэнсеров со всего мира. Компания занимается разработкой и выпуском программных продуктов, основные лицензии на которые сейчас принадлежат Steinberg и M-Audio, а также созданием и распространением звуковых библиотек, использующихся во многих современных продуктах.

Немного истории

Основным основателем Wizoo является журналист (писатель), звуковой дизайнер и студийный музыкант Петер Джоргес. В 1997 году он открыл фирму, которая занималась издательской деятельностью и производством профессиональных звуковых библиотек. В 1999-м Wizoo Sound Design Gmbh заключает стратегический альянс со Steinberg Media Technologies, в результате чего она приняла активное участие в разработке программных продуктов для нее. Первой была ритм-машина LM-4, после появились и другие результаты — The Grand, Virtual Guitarist, Xphraze, Hypersonic и Virtual Bassist. В 2002-м году компания открывает крупный специализированный портал по продаже сэмплов и библиотек. 2004-й является, пожалуй, самым бурным в истории компании. В феврале Wizoo Sound Design Gmbh открывает второе R&D-подразделение, состоящее из восьми разработчиков, которые дополнительно занимаются специализированными программными и аппаратными комплексами, такими как, например, Creamware Scope. В мае этого же года в качестве партнера в компанию входит всемирно известный кино-композитор Ханц Зиммер. И уже летом 2004-го было заключено дистрибьютерское соглашение с M-Audio, в результате которого первые программные продукты от марки Wizoo, а именно Latigo и Darbuka, стали распространяться по всему миру от лица M-Audio.

Лето-2005 — Wizooverb W2

На данный момент компания Wizoo уже от своего лица активно продвигает эффект-модуль реверберации Wizooverb W2 — это сверточный ревербератор, очень неплохого качества, использующий специальную технологию HDIR (High-Definition Impulse Response — сверточные «шаблоны» высокой точности). В распространяемой на данный момент версии имеется 15 HDIR-шаблонов, этим летом должна появиться W5 — 5.1-версия с 25-ю шаблонами помещений и акустических пространств.

Ханц Зиммер

Конечно, не удивительно, что Ханц Зиммер, озвучивший множество кинофильмов, таких как «Гладиатор», «Человек Дождя» и т.п. решил использовать свою популярность не только на рынке медиа, но и на рынке звуковых устройств. Так еще примерно в середине 90-х у него вышла сэмплерная библиотека «Hans Zimmer Guitars», распространителем которой была Spectrasonics. Потом было еще несколько собраний звуков. После этого, нельзя не вспомнить период 2000–2003 гг., когда Зиммер в компании бывшего дизайнера синтезаторов Waldorf Electronics Акселя Хартманна (Axel Hartmann) и основателя Prosoniq Стефана Бернси (Stephan M. Bernsee) поучаствовал в создании и продвижении аппаратного (а после и программного) синтезатора Hartmann Neuron (Neuron VS). Успех данного мероприятия до сих пор стоит под большим вопросом, потому как сам синтезатор оказался очень дорогим даже в программном виде и малораскрученным. В результате чего вся компания из трех этих человек разбежалась, оставив все проблемы на плечах Акселя Хартманна.

Что Зиммеру нужно от Wizoo? Композитор хочет создать максимально приемлемую для его работы компьютерную систему, заменяющую оркестр. Для этих целей он «отсэмплировал» Лондонский Симфонический Оркестр (London Symphony Orchestra), и в 2004-м году вошел как полноправный партнер в Wizoo Sound Design Gmbh, где имеются хорошие опытные разработчики и программисты. При этом в замыслах Зиммера сделать эту систему закрытой, то есть не доступной для импорта сторонних сэмплов. Планы у Ханца достаточно амбициозны — создать свою собственную «закрытую» программу, где гарантом качества будет выступать его имя. Учитывая то, что оно очень авторитетно в музыкальном мире, из этого продукта должно получиться что-то популярное.

Причем, нужно отметить, что сама идея интересна, прежде всего, тем, что количество инструментов будет ограниченным и качественным. Свой новый продукт Зиммер предполагал проверить на новом фильме «Бэтмэн», сделано это или нет, пока не известно.

Шотландцы, блин…

В события этого лета на рынке ПО достаточно активно вмешались две шотландские фирмы — db Audioware и Camel Audio Ltd. И представили они очень интересные и новаторские продукты — Quantum FX 2 и Camel Phat3. Как тут не вспомнить шутку английского комика Роуэна Аткинса («Мистер Бин») — «Шотландцы — это очень изворотливые люди, поскольку чертополох по пояс, а штанов нет». Думается, что эти компании на штаны себе заработают… на кожаные… с телевизором. Итак, приступим.

Эпоха Quantum FX

Db Audioware — это компания, образованная Дэйвом Брауном (Dave Brown), который известен многим компьютерным звукорежиссерам с 1997 года (он тогда выпустил первые freeware плагины для стандарта VST). Также он известен и «бывшим» пользователям DirectX-платформы благодаря разработкам dB-L mastering limiter, dB-M multiband limiter, dB-D dynamics processor, dB-S de-esser.

29 июня 2003 года под маркой данной компании вышла в свет первая версия очень неожиданной программы — Quantum FX (www.quantum-fx.com), летом этого года ее продолжение — Quantum FX №2. Она состоит из двух оболочек — конструктора (workbench) и VST/DirectX-модуля Quantum FX, который загружается в сторонних программах типа WaveLab и т.п. в качестве плагина.

Конструктор

В конструкторе мы собираем абсолютно любой эффект-процессор из структурных DSP-блоков, проверяем его, тестируем, рисуем графический интерфейс и сохраняем с расширением *.pub. После этого, загружаем любую программу, поддерживающую VST/DX, среди списка плагинов выбираем Quantum FX, загружаем его и открываем в нем наш *.pub-файл. Плагин готов к работе.

Один из примеров получившихся плагинов

Защита или ноу-хау?

У многих может возникнуть вопрос, а почему разработчики из db audioware не позволяют сразу генерировать VST или DX-плагины в виде dll-файлов, так чтобы они не загружались через модуль Quantum FX? Это сделать достаточно легко, причем мы имеем ряд программ-примеров (например, SynthEdit), которые делают таковое возможным. Ответов сразу несколько. Во-первых, в рабочей библиотеке компонентов конструктора Quantum FX 2 имеются самые современные решения (алгоритмы с нелинейной фазой, обработка на уровне 64 бит/192 КГц). Многие разработчики предлагают единичные продукты такого класса по цене от $20 до $200. Если db audioware сейчас предоставит возможности конструирования готовых отдельных плагинов со своей элементной базой, то это внесет сумятицу на рынок и оставит с носом самих разработчиков.

Еще один из примеров получившихся плагинов

Во-вторых, программа Quantum FX 2 поставляется одновременно с набором из 50 профессиональных плагинов, собранных в ее же конструкторе как самими db audioware, так и рядом сторонних специалистов. Создан тот минимум, который необходим современному звукорежиссеру — имеются и мощные эквалайзеры на очень большое количество полос, многополосные максимайзеры с нелинейной фазой, де-ессеры и так далее. То есть, приобретая за $299 полный комплект, вы получаете и профессиональные плагины, и конструктор для них сразу. Quantum FX построен таким образом, что пользователю вообще не нужно знать языков программирования — все собирается из модулей. И если вы, например, работая с плагином, захотели вставить дополнительный индикатор на любой из параметров, то это делается в конструкторе за считанные секунды. Удобно? Безусловно. То есть, Quantum FX — это, прежде всего, открытая архитектура по созданию или изменению внутреннего наполнения и внешнего отображения программных эффект-процессоров.

Подытожим о Quantum FX

Пример плагина, созданного одним из пользователей

Действительно ли все так хорошо? Не совсем. С точки зрения звука все выполнено очень профессионально, и цена на данный продукт оправдывает себя сразу в несколько раз. Но очень слаба индикативная часть, например, в структурных модулях нельзя найти двумерные/трехмерные графики — есть простые индикаторы и всевозможные потенциометры. Это серьезная недоделка, которая значительно затрудняет работу, хотя для многих она может показаться несущественной. Но я бы, например, хотел видеть изменения спектрограммы в процессе обработки и т.п. И второй момент, который стоит отметить — отсутствие возможностей для работы с 5.1, что тоже не совсем понятно. В общем, Quantum FX 2 вышел, и если вы хотите выгодно сэкономить на профессиональных программных устройствах обработки, а также получить доступ к их «внутренностям», то свой выбор можно остановить и на этой интересной программе. Минимальные требования: Pentium III — 800 МГц, 256 Мб RAM, 1024×768. ОС: Windows 98/XP/2000. «Зажирнитель» звука Camel Phat3

Camel Audio Ltd образована в 2000-м году Беном Жилеттом (Ben Gillet). У данной компании есть несколько интересных продуктов, среди которых: мощный синтезатор Cameleon 5000, программа для создания сложных звуковых текстур CamelSpace и «зажирнитель» звука серии Camel Phat.

Что мы «зажирняем»?

Еще на самой заре становления звукозаписи огромное внимание уделялось качественным устройствам обработки, содержащим всяческие ноу-хау и стоящим иногда непомерных денег. Плотные ударные, «жирное» звучание баса, прозрачные «верхи», тяжелые по саунду драйв (фузз)-гитары — достижение этих характеристик уже является неотъемлемой частью современной звукорежиссуры. Camel Fat3 — мульти-ффект процессор. При его разработке авторы попытались создать многофункциональный программный комплекс, позволяющий предоставить все современные варианты обработки, для того, чтобы звукорежиссер не бегал от программы к программе, а пользовался только этим набором.

Полный текст статьи читайте на 3DNews