Musiland Monitor 03 US: недорогая качественная звуковая карта с интерфейсом USB

Недорогая звуковая карта с интерфейсом USB на TI PCM1798 с усилителем для наушников TI TPA6120A2 После подготовки материала «Creative Sound Blaster X-Fi HD vs. Asus Xonar U7: две звуковые USB-карты с качественными ЦАП» мы остались очень недовольны протестированными продуктами. Звуковые карты Creative и Asus были заявлены производителями как высококачественные устройства, но в реальности это сырые продукты с нереализованным потенциалом, или, если хотите, с существенными просчетами в программной и аппаратной части. Но проблема даже не в этом, а в странном звуке этих карт, не присущем примененным преобразователям.

Так что до ликвидации проблем производителями упомянутые карты Creative и Asus подходят, скорее, для не самого требовательного пользователя. Наши же читатели потребовали отыскать среди 100-долларовых USB-устройств какую-нибудь здоровую альтернативу. Это привело нас к покупке и тестированию изделия малоизвестного китайского разработчика Musiland. Хотя продукты этого производителя не продаются в российских магазинах, в современном мире это мало кого смущает. Есть ebay, есть многочисленные азиатские интернет-магазины с бесплатной доставкой в Россию. Устройство обошлось нам ровно в $140, что позволяет сравнить его с предыдущими участниками тестирования: Creative X-Fi, Asus U7 и E-MU 0204.

2s.jpg Почему наш выбор пал именно на Musiland Monitor 03 US? Карта интересна тем, что при невысокой цене имеет очень необычную начинку и близкую нам философию «уберите весь маркетоидный бред из продукта, оставьте нам 2 выходных канала и мощный усилитель». ЦАП TI PCM1798 и усилитель для наушников TI TPA6120A2 — мощная связка! А разъем USB 3.0 используется для питания от шины и получения большего тока 900 мА против максимум 500 мА от USB 2.0. И хотя примененный в карте контроллер шины CY7C68013A поддерживает лишь скоростной режим USB 2.0, то есть карта не требует подключения именно USB 3.0, но от такого подключения она, несомненно, выигрывает. Отдельного кварцевого генератора для частоты 44,1 кГц и кратных ей у карты нет — частоты синтезируются в ее DSP. По замерам в интернете, джиттер синтезатора — менее 100 пс.

3s.jpg Вместо дешевых процессоров общего назначения использован программируемый чип Xilinx, который позволяет реализовать то, что не поддерживается в универсальных звуковых процессорах и даже наращивать функции карты в прошивках. Например, в обновлениях добавились новые форматы вплоть до 32 бит 384 кГц. На поддержку ASIO сделан особенный упор — в панели управления есть отдельный пикметр ASIO и свой регулятор громкости. MME и ASIO без проблем работают параллельно друг другу (привет, E-MU 0204!). Есть и мощный выход на наушники, коммутируемый пользователем. В панели управления также реализован простенький эквалайзер, но нельзя сходу сказать, программный он или аппаратный.

cp1s.jpg Существует также модификация 03 US Dragon, выпущенная в Год дракона. Она отличается дополнительным DC/DC-преобразователем, который улучшает соотношение сигнал/шум аналоговой части на несколько дБ за счет увеличения питающего напряжения. Большого смысла в этом нет, у карты и так довольно высокие параметры, но многим от этого приятно.

Фирменный цифровой разъем Mulink позволяет вывести двухканальный сигнал до 32 бит 384 кГц с DSP на совместимые внешние ЦАП. Данный интерфейс задумывался для создания целой экосистемы из модульных устройств производителя. В обновленной, второй версии этого протокола производитель обещает поддержку передачи DSD 64 и 128. Это, скорее, техническая демонстрация потенциала производителя, зарезервированная для других продуктов компании. Кстати, специальные эксперименты в интернете по расшифровке I2S-сигнала показывают, что 32 бит на микросхему ЦАП успешно подается!

1s.jpg Но PCM1798 берет на воспроизведение лишь 24 бита из них. А вот 384 кГц, по некоторым данным, микросхема ЦАП все же поддерживает, несмотря на отсутствие в официальных спецификациях! Эта поддержка случайно была обнаружена DIY-сообществом. Для подтверждения этого факта можно использовать осциллограф, и мы провели небольшие эксперименты с подачей синусоидального сигнала с частотой более 192 кГц. К сожалению, мы не увидели на экране осциллографа подтверждения тому, что такой сигнал воспроизводится корректно. Возможно, дело в драйверах или в конкретном экземпляре карты.

Странный выбор ОУ (преобразователя I/V и линейного буфера), 4-канальной микросхемы операционного усилителя MC33079, сам производитель объяснил более низкой постоянной составляющей (0,15 мВ).

Измерения в RMAA Для тестирования этой карты мы подготовили специальную версию RMAA 6.4.0 с поддержкой 352/384 кГц. И вот отчет ASIO-драйвера:

Device: Musiland Monitor Series (USB)Features: Input channels: 0Output channels: 2Input latency: 951Output latency: 895Min buffer size: 88Max buffer size: 4400Preferred buffer size: 880Granularity: 8ASIOOutputReady — supportedSample rate:8000 Hz — not supported11025 Hz — not supported16000 Hz — not supported22050 Hz — not supported32000 Hz — not supported44100 Hz — supported48000 Hz — supported88200 Hz — supported96000 Hz — supported176400 Hz — supported192000 Hz — supported352800 Hz — supported384000 Hz — supportedInput channels: Output channels: channel: 0 (Left) — Int32LSBchannel: 1 (Right) — Int32LSB

Для чего могут пригодиться повышенные частоты? Например, для воспроизведения DSD через плагин DSD-PCM к плееру foobar. Поддержка формата 352800 Гц там имеется.

Но это все, конечно, удел энтузиастов. Главное для нас — качественная поддержка самого востребованного формата 16 бит 44 кГц.

Что говорят измерения?

Тестируемое устройство

Musiland Monitor 03 US Режим работы

24-бит, 44 кГц Звуковой интерфейс

MME Маршрут сигнала

Musiland Monitor 03 US — E-MU 1616M Версия RMAA

6.3.0 Pro Фильтр 20 Гц — 20 кГц

да Нормализация сигнала

да Изменение уровня

−0,3 дБ / −0,3 дБ Режим моно

нет Частота сигнала калибрации, Гц

1000 Полярность

правильная/правильная Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ

+0,02, −0,16

Очень хорошо

Уровень шума, дБ (А)

−108,6

Отлично

Динамический диапазон, дБ (А)

108,7

Отлично

Гармонические искажения, %

0,0056

Очень хорошо

Гармонические искажения + шум, дБ (A)

−82,6

Хорошо

Интермодуляционные искажения + шум, %

0,0080

Очень хорошо

Взаимопроникновение каналов, дБ

−107,7

Отлично

Интермодуляции на 10 кГц, %

0,032

Хорошо

Общая оценка

Очень хорошо

Подробный отчет 24 бит 44 кГц

Обеспокоенность вызывает график искажений. Хотя количество искажений составляет 0,005% (в точности по паспорту карты!), сам график распределения спектра вызывает вопросы. Влияние странного выбора ОУ?

По цифровому оптическому интерфейсу Toslink цифры тестов RMAA идеальные, 0,0000% искажений, на графике нет ни одной гармоники. Значит, аппаратный цифровой микшер ошибок не имеет.

Для сравнения звучания мы использовали мониторы Adam S2.5A и Adam ARTist 5. Использовалось дважды слепое тестирование и мгновенное переключение между звуковыми картами.

Так как Musiland Monitor 03 US продемонстрировал высококачественное звучание, для сопоставления были выбраны карты высокого класса, хорошо знакомые нашим читателям: E-MU 1616M, E-MU 0204 USB, Asus Essence STX. Это очень серьезные конкуренты. Мы не включили в сравнение Creative ZxR, X-Fi HD, Asus U100, но также помним о них.

E-MU 1616M и Asus Essence STX с отрывом лидируют в выбранной группе. Звучание Asus STX более аудиофильское, у 1616M — более плотное и профессиональное. Musiland Monitor 03 US и E-MU 0204 USB делят второе место. Отставание от более именитых лидеров совсем небольшое даже на наших недешевых мониторах. Это очень серьезное достижение для безымянных китайцев Musiland. Напомним, бюджетным картам Creative X-Fi HD и Asus U100 догнать E-MU 0204 USB по качеству так и не удалось.

Звучание интерфейса Musiland Monitor 03 US в целом очень хорошее, каких-либо явных нареканий нет. Лишь только при мгновенном переключении фиксируется разница, которую можно охарактеризовать как «чуть-чуть недотянула». Чем можно объяснить разницу? Вероятно, отсутствием выделенного кварца для режима 44 кГц, как у более высококлассных изделий, плюс немного странным выбором счетверенного ОУ. Напомним, по оптике интерфейс Musiland дает идеальные цифры в тестах, так что DSP карты не вносит никакой обработки.

А вот в чем Musiland превосходит тот же Asus Essence STX, так это в возможности регулировать громкость при воспроизведении через ASIO. Хотя эта регулировка и идет в цифровом виде, это лучше, чем постоянная 100%-ная громкость у Asus — совершенно непонятно, как слушать музыку в наушниках при максимальном уровне.

4s.jpg Звучание в наушниках — сильная сторона карты Musiland. Сказывается использование мощнейшего усилителя TI TPA6120A2. Запас по мощности очень приличный, и это несмотря на отсутствие внешнего питания! Производитель особенно гордится тем, что карта способна отбирать с шины USB 3.0 до 90% тока и, таким образом, выжимать из усилителя TI максимум. Высокоомные наушники не представляют для карты никаких проблем, запаса вполне хватает. Карта играет в наушниках и громче, и лучше, чем E-MU 0204 USB. Причем на тех компьютерах, где драйвера E-MU 0204 USB отказались работать вообще, карта Musiland корректно работала, хотя там тоже использован FPGA Xilinx и свои необычные кастомные драйвера. Это прекрасный результат для китайского ноунейм-производителя! Встроенный эффект-процессор карты почему-то работает только для интерфейса MME. Качество эквалайзера вполне нормальное, в реальности применимое для выборочной эквализации колонок или наушников. Если бы еще была настройка добротности фильтров и графическая иллюстрация, было бы совсем хорошо.

Выводы В то время, когда лидеры рынка, большие компании Asus и Creative, почивают на лаврах и делают в бюджетной категории невнятные продукты «для всех сразу, но непонятно для кого конкретно», небольшие китайские производители предлагают вполне здоровую альтернативу. Пусть у рассмотренного решения Musiland есть свои спорные моменты, но в сравнении с совершенно бездарными маркетоидными потугами конкурентов внешний интерфейс Monitor 03 US смотрится очень прилично.

Сильнейшие стороны Musiland Monitor 03 US — это отличная начинка (на уровне гораздо более дорогих устройств) и уникальная, весьма качественная программная часть. Продукт концептуально правильный и имеет свою понятную аудиторию. Минусы — отсутствие в продаже на нашем рынке (купить можно только в азиатских интернет-магазинах) и полное отсутствие поддержки: официальный сайт только на китайском языке, новые драйвера в последнее время не выходят, а на письма с вопросами Musiland не отвечает. Выпустить недорогой и качественный продукт на китайский рынок — это максимум, на что пока хватило производителя.

Полный текст статьи читайте на iXBT