Мультимедийный DLP-проектор LG ProBeam BU50NST: яркость 5000 ANSI лм, лазерный источник света, динамическое разрешение 4К, поддержка HDR и встроенный мультимедийный плеер

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Паспортные характеристики
Технология проецирования DLP
Матрица один чип DMD
Разрешение 3840×2160 (4К) в режиме динамического увеличения разрешения (XPR — Expanded Pixel Resolution), 1920×1080 физическое разрешение матрицы
Объектив ручная настройка, трансфокатор 1,6×, сдвиг проекции вверх/вниз на ±50% и вправо/влево ±20%
Тип источника света лазерно-люминофорный (LD + P/W)
Срок службы источника света 20 000 ч
Световой поток 5000 ANSI лм
Контрастность 3 000 000 :  1
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях трансфокатора) от 1,02 м (1,12 — 1,82 м)
до 7,62 м (8,71 — 13,97 м)
Интерфейсы
  • видео/аудиовход, HDMI (2.0, HDCP 2.2, CEC), 2 шт., один с поддержкой ARC (HDMI 1)
  • видео/аудиовход и удаленное управление, HDBaseT, гнездо RJ-45
  • выход на наушники, 3-контактное гнездо миниджек 3,5 мм
  • порт USB 2.0, чтение с внешних накопителей (FAT32/NTFS), поддержка HID, гнездо типа A (макс. 0,5 A), 2 шт.
  • проводная сеть Ethernet 10Base-T / 100Base-TX, гнездо RJ-45
  • удаленное управление по RS-232C, D-sub 9 pin (m)
  • встроенный адаптер Wi-Fi, 2,4/5 ГГц, 802.11b/g/n/ac
  • встроенный адаптер Bluetooth
Форматы входного сигнала HDBaseT — до 2160/60p, HDMI — до 2160/60p, RGB/YCbCr 4:4:4 (отчет MonInfo по интерфейсу HDMI)
Уровень шума 26/27/29 дБ в зависимости от режима
Встроенная звуковая система громкоговорители 2×5 Вт
Особенности
  • поддержка HDR 10
  • функция вставки промежуточных кадров
  • операционная система webOS 4.5
  • управление с помощью смартфона через приложение LG TV Plus
  • мультимедийные функции: воспроизведение аудио-, видео- и графических файлов и т. д. с USB-носителей и по сети
  • поддержка беспроводного приема изображения и звука — Miracast
  • ввод/вывод звука по Bluetooth
  • 12-точечная коррекция геометрии
  • быстрое включение (12 с) и выключение (2 с)
  • разъем для кенсингтонского замка
Размеры (Ш×В×Г) 370×156 (с ножками)×326 (с объективом) мм
Масса 9,7 кг
Потребляемая мощность максимум 380 Вт, менее 0,5 Вт в ждущем режиме
Напряжение питания 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой!)
  • проектор
  • пульт ДУ и два элемента питания ААА для него
  • кабель питания, американская вилка
  • краткое руководство пользователя
  • дополнительная документация
Ссылка на сайт производителя LG ProBeam BU50NST
Розничные предложения

Внешний вид

Дизайн проектора можно назвать классическим в варианте с несимметричным расположением объектива. Корпус проектора изготовлен из пластика. Верхняя и нижняя части с заходом на боковые поверхности имеют белое матовое покрытие, а покрытие панелей-решеток спереди и сзади — черное матовое. В целом корпус немаркий, и покрытие относительно устойчиво к появлению царапин. Воздух для охлаждения внутренностей забирается через решетки спереди, за которыми можно рассмотреть два больших вентилятора, и на левом боку.

Спереди в правом нижнем углу можно обнаружить окошко ИК-приемника, а над ним — крохотный индикатор состояния (в режиме ожидания он неярко светится красным). Выдувается воздух назад — три больших вентилятора за решеткой.

Кроме того сзади расположены все интерфейсные разъемы, окошко второго ИК-приемника, и пятипозиционный джойстик (нажатие и отклонение в четыре стороны). За решеткой сзади также находятся два разнесенных громкоговорителя с вытянутыми диффузорами.

На правом боку есть разъем для кенсингтонского замка.

На левом боку ближе к объективу размещены соосные воротки сдвига объектива, а ниже и ближе к задней части находится разъем питания.

Расположенные на днище две передние ножки с резиновыми подошвами и стальными резьбовыми стойками выкручиваются из корпуса проектора примерно на 28 мм, что позволяет приподнять переднюю часть проектора, поставленного на стол или тумбочку. В случае, когда подъем не нужен, проектор опирается на четыре пластиковые ножки с резиновыми подошвами. Также на днище есть четыре резьбовых отверстия в стальных втулках, которые можно использовать при монтаже на потолочном кронштейне,.

Поставляется проектор в относительно большой скромно оформленной коробке из гофрированного картона с прорезными ручками по бокам.

Коммутация

Проектор оснащен стандартными полноразмерными разъемами. Большинство разъемов расположены достаточно свободно, но вот пара USB — тесновато. Таблица с характеристиками в начале статьи дает представление о коммуникационных возможностях проектора.

Один из двух разъемов HDMI поддерживает обратную передачу звука (ARC). Дополнительно к этому, а также к аналоговому выходу на наушники звук можно передавать по Bluetooth.

Для проверки мы успешно подключились к нашей тестовой беспроводной колонке Sven PS-200BL. Сам проектор наоборот можно использовать как внешнюю аудиосистему, подключаемую по Bluetooth, например, к смартфону или планшету, при этом с проектора можно ограниченно управлять воспроизведением контента. Работает, по крайней мере, базовая поддержка управления по HDMI: подключенный по HDMI плеер выключился при выключении проектора и наоборот, проектор включился при включении плеера. Встроенный адаптер Wi-Fi может использоваться с целью передачи на проектор изображения и звука по технологиям Miracast (все это имеет фирменное название Screen Share). Но для просмотра видео данный режим подходит плохо, так как дополнительно привносятся артефакты сжатия, а частота кадров снижается.

Пульт и другие способы управления

Пульт, к сожалению, обычный, а не серии Magic с функцией координатного ввода, которым часто комплектуются «умные» проекторы и телевизоры LG. Корпус ИК-пульта дистанционного управления изготовлен из белого пластика с матовой поверхностью. Пульт относительно большой, надписи/значки часто используемых кнопок читаются хорошо, но кнопок много, даже излишне много, расположены они тесно и большинство плохо различаются на ощупь, к тому же подсветки кнопок нет. В итоге пользоваться пультом неудобно.

К проектору по USB можно подключить клавиатуру и мышь (подключение по Bluetooth поддерживается только для каких-то избранных клавиатур LG). Эти устройства ввода, как и любая опробованная нами USB-периферия работают через USB-разветвитель, освобождая дефицитные USB-порты под другие задачи. С проводными и беспроводными клавиатурами и мышами от разных производителей не возникло никаких проблем. Поддерживается прокрутка колесиком, а задержка перемещения курсора мыши относительно движения самой мышью минимальная. Для подключенной клавиатуры можно выбрать альтернативную раскладку, в том числе и кириллическую самого распространенного варианта, при этом поддерживается смена раскладки клавиатуры (сочетанием клавиш Ctrl и пробел) на основную (английскую) и обратно на выбранную. Некоторые клавиши клавиатуры из основного и дополнительного мультимедийного набора напрямую вызывают ряд функций (громкость больше/меньше, включение/выключение звука, запуск поиска, вызов меню с приложениями — и все!). Нужно отметить, что в целом интерфейс хорошо оптимизирован для использования только кнопок пульта ДУ, то есть пользоваться мышью пульта или подключать клавиатуру и мышь, в общем-то, не обязательно. Нажатие на кнопку питания на пульте сразу выключает проектор. При работе проектора отклонение джойстика вправо-влево регулирует громкость звука, а нажатие выводит на экран короткое стартовое меню, из которого можно выйти, выключить проектор, перейти в выбору источника или к настройке проектора.

Кроме того, проектором можно управлять посредством мобильного устройства с помощью фирменного приложения LG TV Plus для Android и iOS (проектор и мобильное устройство должны находиться в одной сети).

Кроме функций управления это приложение позволяет получить доступ к мультимедийному контенту, находящемуся на мобильном устройстве — приложение обнаруживает файлы с расширением MPG, AVI, MP4, MP3, PNG, JPG и BMP, которые можно воспроизвести на проекторе.

Программной платформой для этого проектора служит операционная система webOS 4.5 (с пометкой non-Smart), основанная на ядре Linux. В сравнении с вариантом webOS Smart TV заглавная страница редуцирована до редактируемой ленты из значков четырех предустановленных приложений, доступа к списку последних приложений, к поиску (который ничего не ищет) и вызова окна Home dashboard.

Приложения — это браузер по интернету, плеер видео- и графических файлов, музыкальный плеер и демонстратор файлов офисных форматов. В окне Home dashboard находятся плитки доступа к активным входам и подключенным устройствам. С некоторыми из последних даже можно что-то сделать, например, извлечь или отформатировать флешку.

Магазина приложений и контента нет, и это, с нашей точки зрения, основное отличие версий non-Smart от Smart TV. Встроенный браузер по интернету имеет довольно продвинутую функциональность, в частности он хорошо справился с показом главной страницы iXBT.com и содержимого статей. Особая «фишка» браузера — отображения в небольшом окошке видео от текущего источника.

Отметим, что в целом к стабильности работы оболочки у нас никаких претензий не возникло. На команды с пульта проектор реагирует практически без задержки, но, например, основное меню со списком настроек может появиться через несколько секунд после вызова, особенно, если в текущем сеансе работы оно еще не вызывалось.

Меню с настройками занимает большую часть экрана, надписи в нем читаемые. Русифицированного варианта интерфейса нет. Однако, представители производителя нас заверили, что в проекторах, которые будут продаваться в России, русское меню будет. По умолчанию слева выводится окно с подсказками.

Короткое контекстное меню с настройками вызывается при нажатии на кнопку с шестеренкой на пульте. Что-то можно поменять прямо там, не вызывая основное меню. Основное меню вызывается, по всей видимости, только из короткого меню (нижний значок), что не очень удобно.

Непосредственно при регулировке параметров изображения на экран выводится уже только название настройки, ползунок и текущее значение или список вариантов, что облегчает оценку влияния этой настройки на изображение, при этом настройки с ползунками перебираются стрелками вверх и вниз (и колесиком), а со списками — кнопками назад и далее.

Ползунки можно быстро передвигать, ухватившись за них курсором мыши. Списки в меню не зациклены, что неудобно. Отметим, что длительный перерыв в питании приводит к тому, что все настройки сбрасываются (например, пароли к сетям Wi-Fi, дата и время), что больше похоже на неисправность, чем на нормальное функционирование.

Управление проекцией

Фокусировка изображения на экране осуществляются вращением ребристого кольца на объективе, а регулировка фокусного расстояния — вращением передней части объектива. Кольцо фокусировки вращается с трудом и имеет склонность заедать, что очень раздражает.

Два соосных воротка сбоку позволяют смещать границы проекции так, что картинка смещается максимум на 50% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 20% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали (данные из руководства). При смещении по вертикали от центрального положения диапазон по горизонтали сужается и наоборот. Есть продвинутый режим ручной коррекции геометрии по 12 точкам.

При этом функции обычной трапецеидальной коррекции мы не нашли, что очень странно. Несколько режимов геометрической трансформации картинки позволят подобрать оптимальный режим вывода изображения. Отдельная настройка влияет на обрезку краев, она позволяет немного увеличить картинку так, что исходное изображение по периметру выходит за область проекции. В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор средне/длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

В проекторе есть несколько предустановленных профилей (режимов) с редактируемыми значениями настроек изображения.

Настроек регулирующих яркостный и цветовой баланс много, и даже избыточно много для проектора такого класса. Доступный набор настроек зависит от выбранного профиля, что еще больше запутывает пользователя.

Встроенный мультимедийный плеер

При поверхностном тестировании воспроизведения мультимедийного контента мы ограничились рядом файлов, запускаемых в основном с внешних USB-носителей. Источниками мультимедийного контента также могут быть серверы UPnP (DLNA). Были опробованы жесткие диски, внешние SSD и обычные флешки. Два протестированных жестких диска работали от любого из двух USB-портов, а в режиме ожидания или после некоторого периода отсутствия обращения к ним жесткие диски отключались (это настраивается в меню установок). Поддерживаются USB-накопители с файловыми системами FAT32 и NTFS (exFAT не поддерживается), а с кириллическими названиями файлов и папок не было никаких проблем. Плееры обнаруживают все файлы в папках, даже если на диске очень много файлов (более 100 тысяч).

Нами подтверждена способность проектора показывать растровые графические файлы в форматах JPEG, PNG и BMP, в том числе в виде слайд-шоу под фоновую музыку. Правда, маленький значок запущенного аудиоплеера убрать нельзя (вернее, можно, но вместе с музыкой).

В случае аудиофайлов поддерживаются множество распространенных и не очень форматов, как минимум AAC, MP3, OGG, WMA (и с 24 бит), M4A, WAV и FLAC (расширение должно быть именно FLAC).

Для видеофайлов поддерживается большое количество самых разнообразных контейнеров и кодеков (вплоть до H.265 с 10 бит, HDR10 или HLG, с разрешением до UHD при 60 кадр/с), несколько звуковых дорожек в разнообразных форматах (MPEG, AAC, AC3, DTS, MP3, WMA (но не Pro)), внешние и встроенные текстовые субтитры (русские должны быть в кодировке Windows-1251 или в Unicode, выводится как минимум три строки и 50 символов в строке). Настройка вывода субтитров имеет множество опций.

Редко, но попадались видеофайлы, с которыми были проблемы. Например, DivX 3 в AVI не воспроизводились, файлы OGM плеер не видит, а MPEG1 VCD и MPEG2 SVCD / KVCD неправильно увеличивались до размера экрана (но это можно исправить вручную). Поддерживается воспроизведение видеофайлов с HDR10 и HLG, а в случае файлов с 10 бит на цвет согласно визуальной оценке градаций оттенков больше, чем у 8-битных файлов. Видеофайлы 4K HDR воспроизводятся нормально в случае контейнеров MKV, WebM, MP4 и TS и кодеков HEVC (H.265) и VP9. В стандартном для видео диапазоне (16—235) отображаются все градации оттенков (если чуть подстроить настройки яркости и контрастности). Тестовые ролики на определение равномерности чередования кадров помогли выявить, что проектор при воспроизведении видеофайлов не подстраивает частоту обновления экрана под частоту кадров в видеофайле — вывод всегда идет с кадровой частотой 60 Гц, поэтому файлы с 24, 25 и 50 кадр/с воспроизводятся с чередованием длительности кадров. Ситуацию частично спасает функция вставки промежуточных кадров, которая работает в случае файлов с 24, 25 и 30 кадр/с. Максимальный битрейт видеофайлов, при котором еще не было артефактов, при воспроизведении с USB-носителей составил 250 Мбит/с (H.264, http://jell.yfish.us/), по Wi-Fi (сеть в диапазоне 5 ГГц) — 200 Мбит/с, по проводной сети Ethernet — 90 Мбит/с. В последних двух случаях использовался медиасервер роутера Asus RT-AC68U. Статистика на роутере показывает, что по Wi-Fi скорость приема/передачи составляет 866,7 Мбит/с, то есть в проекторе установлен адаптер 802.11ac. Встроенный плеер (точнее предустановленная программа SmartOffice) умеет показывать файлы офисных форматов — текстовые (кириллица должна быть в Unicode), Microsoft Office Excel, Word и PowerPoint, а также PDF. Качество отображения этих файлов типичное — что-то как-то выводится, что-то нет, поэтому, если вдруг возникнет необходимость показывать, например, презентацию в PowerPoint с флешки, то лучше предварительно просмотреть результат на экране.

Работа с источниками видеосигнала

Кинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Использовалось HDMI-подключение. Поддерживаются сигналы 480i/p, 576i/p, 720p, 1080i и 1080p при 24/50/60 Гц. Цвета правильные, яркостная четкость соответствует типу видеосигнала, но цветовая четкость ниже возможной. В стандартном для видео диапазоне (16—235) отображаются все градации оттенков. Подстройки частоты обновления все так же нет, поэтому, например, в случае сигнала 1080p при 24 кадр/с кадры выводятся с чередованием длительности 2:3 (но не забываем про волшебную функцию вставки промежуточных кадров).

В случае чересстрочных сигналов для неизменных частей кадра всегда выполняется склейка из полей в прогрессивное изображение, меняющиеся области чаще выводятся по полям. При масштабировании из низких разрешений и даже в случае чересстрочных сигналов и динамичной картинки выполняется сглаживание границ объектов — зубцы на диагоналях выражены несильно. Функции подавления видеошумов работают очень хорошо, не приводя к артефактам в случае динамического изображения. Есть функция вставки промежуточных кадров. Ее качество очень хорошее (но встречается и лучше), в большинстве случаев промежуточные кадры рассчитываются правильно с небольшим количеством малозаметных артефактов и с высокой детализацией. Функция Smooth Gradation снижает видимость границ переходов между оттенками. Она хорошо работает в статике, а в динамике чуть хуже.

При подключении к ПК в случае подходящей видеокарты поддерживается режим вплоть до 3840/4096 на 2160 пикселей и 60 Гц кадровой частоты при кодировании цвета 4:4:4 (то есть без снижения цветового разрешения) с глубиной 8 бит на цвет. Белое поле выглядит равномерно освещенным, цветных разводов нет. Равномерность черного поля приемлемая, в центральной части оно немного светлее и чуть краснее, чем на периферии, бликов на нем нет. Микроконтраст немного занижен. Геометрия практически идеальная, только при максимальном вертикальном сдвиге длинный дальний от оси объектива край проекции прогибается внутрь на 2–3 мм при порядка 2 м ширины. Равномерность фокусировки неидеальная, но можно добиться некоторого компромисса, когда по всей площади проекции фокусировка более-менее хорошая. Ширина неяркой цветной каймы на границах объектов, обусловленная наличием хроматических аберраций у объектива, в углах доходит где-то до 0,5 пикселя, это не критично.

Под Windows 10 вывод в режиме HDR на данный проектор возможен при выборе соответствующих опций в настройках дисплея. При разрешении 4К и 60 Гц вывод идет в режиме 8 бит на цвет, дополненных динамическим смешением цветов, видимо, с помощью видеокарты на аппаратном уровне. При 30 Гц — 12 бит на цвет.

Проектор сам определяет сигнал HDR и автоматически переключается в соответствующий режим. Воспроизведение тестовых видеороликов с 10-битным цветом и плавными градиентами показало, что градаций оттенков гораздо больше, чем при простом 8-битном выводе без HDR. Впрочем, наличие динамического смешения цветов на темных оттенках видно невооруженным глазом. Тестовые HDR-видеоролики с реальными и тестовыми изображениями по субъективным ощущениям выводились с хорошим качеством, в частности с яркими насыщенными цветами.

В данном проекторе работает неотключаемая функция (XPR) увеличения разрешения относительно физического разрешения матрицы. В этом режиме каждый исходный кадр сначала масштабируется (если это требуется) до разрешения 4К, затем разбивается на четыре подкадра с разрешением 1920×1080 пикселей (это физическое разрешение матрицы), которые выводятся последовательно с частотой 240 Гц со сдвигом на 0,5 пикселя первого подкадра вверх, второго — вправо, третьего — вниз и четвертого — влево. Таким образом с частотой 60 Гц формируется изображение, разрешение которого условно в 4 раза выше физического разрешения матрицы DMD. Соответствующий набор микросхем разработан компанией Texas Instruments, ею же осуществляется поддержка разработчиков, внедряющих эту технологию в проекционные системы. Подобные технологии применяются и в случае проекторов с ЖК-матрицами (просветными и на отражение). Результирующее изображение не имеет истинного разрешения 4К, так как пиксели подкадров частично накладываются друг на друга, что снижает итоговую четкость сформированного кадра. Например, исходное изображение в разрешении 3840 на 2160 пикселей с чередующимися черными и белыми полосками толщиной в один пиксель выводится как плашка серого цвета, имеющая только намек на структуру в виде линий. Тем не менее положительный эффект есть, изображение становится более «аналоговым», так как практически исчезает пиксельная решетка, при этом детализация значительно возрастает, вплотную приближаясь к четкости 4К.

Звуковые характеристики и потребление электроэнергии

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Уровень шума и потребляемая мощность зависят от значения настройки Energy Saving:

Значение настройки Energy Saving Уровень шума, дБА Субъективная оценка Потребление электроэнергии, Вт
Minimum 34,7 очень тихо 324
Medium 30,7 очень тихо 257
Maximum 30,5 очень тихо 209

В режиме ожидания потребление электроэнергии составило примерно 0,5 Вт. С точки зрения использования в офисе проектор является тихим даже в режимах с высокой яркостью. Встроенные громкоговорители весьма громкие, низких частот нет, есть паразитные резонансы, звук не очень приятный, но сильных искажений нет даже на максимальной громкости, стереофонический эффект присутствует. В целом качество для встроенных источников звука хорошее, с созданием звукового фона во время презентации эти громкоговорители справляются.

Громкость в наушниках регулируется отдельно от громкости встроенных громкоговорителей. Звук в наушниках имеет большой запас громкости (использовались 32-омные наушники с чувствительностью 92 дБ) и шума в паузах нет, диапазон воспроизводимых частот широкий, но общее качество звука высокое.

Определение задержки вывода

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран. Задержка вывода самая низкая в режиме Game, но даже в этом случае при подключении по HDMI (сигнал 1080p или 2160p при 60 Гц кадровой частоты) она равна примерно 70 мс. Такая задержка будет очень чувствоваться как в динамичных играх, так и просто при работе за компьютером.

Измерение яркостных характеристик

Измерения светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI, подробно описанной тут. Режим самый яркий — Presentation.

Значение настройки Energy Saving Световой поток
Minimum 4750 лм
Medium 3850 лм
Maximum 3020 лм
Равномерность
+12%, −15%
Контрастность
240:1

Максимальный световой поток немного меньше заявленных 5000 лм. Равномерность освещенности белого поля для проектора очень хорошая. Контрастность невысокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off, которая в лучшем случае достигла значения порядка 700:1 (режим Expert (Dark Room) с прикрытой диафрагмой, максимальное фокусное расстояние), что для DLP-проектора немного. В режимах Cinema и Expert (Dark Room) включается диафрагма, которая уменьшает световой поток (примерно в 1,6 раза), но и увеличивает контраст (примерно в 2,7 раза). Эти режимы будут актуальны при просмотре фильмов в темном помещении и на не очень большом экране. Ручного управления непосредственно диафрагмой не предусмотрено. В режиме Presentation через 20 секунд вывода черного поля во весь экран источник свет выключается совсем (и для его включения белого объекта размером с курсор мыши недостаточно), что не имеет особой практической пользы, но дает основание производителю указывать огромное значение контрастности.

В качестве источника света в данном проекторе используются синий лазерный светодиод и вращающийся круг с люминофором, превращающий часть синего света в желтый (схема LD + P/W). Синий плюс желтый дают белый свет. Принцип работы такого DLP-проектора объясняется по этой ссылке, вариант — Laser Phosphor Technology based on 1-chip DLP Technology. Там, правда, используется желтый и зеленый люминофоры, возможно, и в случае этого проектора люминофоров тоже два, но спектры данное предположение скорее опровергают. Для этого источника света заявлен срок службы до 20 000 часов, что на порядок больше типичного срока службы ртутной лампы. Конечно, это не означает, что любой конкретный проектор LG ProBeam BU50NST сможет проработать все эти 13 с лишним лет (если использовать его по 4 часа в день), но все же периодических проблем с заменой лампы уже точно не будет.

Анализ зависимостей яркости от времени показал, что частота чередования цветов составляет 240 Гц при сигналах 60 кадр/с, то есть светофильтр имеет скорость 4x. Эффект «радуги» присутствует, но выражен слабо. Вращающийся светофильтр, по всей видимости, наряду с сегментами красного, зеленого и синего цветов содержит сегмент желтого цвета, что позволяет увеличивать яркость белых участков изображения. Как и во всех DLP-проекторах для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 17 оттенков серого при выборе различных значение параметра Gamma:

Значения показателей аппроксимирующей функции приведены в скобках в подписях, там же — коэффициент детерминации, чем он выше, тем ближе реальная кривая к степенной функции. Далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) для случая Gamma = 2.4. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Равномерность роста прироста яркости низкая, но практически каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, только в самой темной области пара оттенков по яркости друг от друга не отличимы:

Аппроксимация полученной по 256 точкам гамма-кривой дала значение показателя 2,17, что близко к стандартному значению 2,2, но этом реальная гамма-кривая местами отклоняется от аппроксимирующей функции:

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Цветовой охват меняется зависимости от выбранного профиля (режима) и значения настройки Color Gamut (если она доступна). Например, в режиме Presentation охват самый широкий:

А в режиме Expert (Dark Room), если для Color Gamut выбран вариант Auto (так по умолчанию), то охват поджимается к границам sRGB:

Смотрим на спектры в случае первого варианта охвата (спектр для белого поля (белая линия), наложен на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов)):

Видно, что красный и зеленый цвета разделены слабо, а в случае синего пик очень узкий, что характерно для лазерного излучения. Спектр белого всегда выше спектров чистых цветов, что приводит к дисбалансу яркости чистых цветов относительно яркости белого цвета.

Спектры в случае второго варианта охвата:

Тут есть небольшое перекрестное подмешивание компонент, а яркость белого снижена.

Для количественной характеристики дисбаланса яркости между белыми и цветными областями приведем относительную величину яркости белого в процентах от суммы яркостей красного, зеленого и синего:

Режим Относительная яркость белого, %%
Presentation 157
Cinema 107

Видно, что в режиме Presentation яркость белого существенно выше яркости цветных участков. Впрочем, превышение все равно не очень большое.

Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) для самого сбалансированного по цветам предустановленного режима Cinema и для самого яркого режима Presentation:

Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Видно, что в режиме Cinema цветопередача неидеальная, так как ΔE выше 10 на больше части шкалы серого, но цветовая температура достаточно близка к стандартным 6500 К, и оба параметра не сильно изменяются от оттенка к оттенку, поэтому при визуальной оценке особых претензий нет. Настройками цветового баланса можно попробовать снизить ΔE. Впрочем, выполнять такую коррекцию особого смысла в данном случае нет, а если и выполнять, то индивидуально под конкретный экран. В самом ярком режиме не только белые участки пересвечены, но и цветовая температура высоковата. Впрочем, в случае презентаций обычно важнее обеспечить читаемость слайдов в освещенном помещении, а не точную цветопередачу, поэтому яркость важнее.

Выводы

Проектор LG ProBeam BU50NST при заявленном световом потоке в 5000 ANSI лм имеет относительно небольшие габариты и массу, впрочем все равно типичным вариантом для него явно будет стационарное использование. Помимо этого ключевыми особенностями проектора являются условно вечный источник света, разрешение 4К, пусть и получаемое в результате динамического увеличения разрешения, а также расширенные мультимедийные функции. Высокая яркость позволяет применять LG ProBeam BU50NST для проведения презентаций в аудиториях относительно большого размера даже при отсутствии полного затемнения.

Достоинства

  • «Вечный» лазерно-люминофорный источник света
  • Динамическое увеличение разрешения до 4К
  • Встроенный плеер, воспроизводящий мультимедийные файлы и файлы офисных форматов с USB-носителей и по сети
  • Хорошо работающая функция вставки промежуточных кадров
  • Поддержка HDR
  • Три цифровых видеовхода, включая HDBaseT
  • Возможность беспроводного приема изображения
  • Ввод и вывод звука по Bluetooth
  • Хорошее качество выхода на наушники
  • Управление с помощью мобильного приложения
  • Регулируемый сдвиг объектива
  • Стандартные разъемы интерфейсов
  • Тихая работа

Недостатки

  • Неудобный пульт ДУ без подсветки
  • Тугое кольцо фокусировки
  • Фиксированная кадровая частота

За внешний вид и функциональное оснащение проектор LG ProBeam BU50NST получает редакционную награду Original Design.

Original Design — награда за оригинальный дизайн модели

Полный текст статьи читайте на iXBT