Mobile World Congress 2016: общие впечатления и основные тенденции


В конце февраля в Барселоне прошла выставка Mobile World Congress 2016. Мы вам уже рассказывали об основных анонсах выставки, а также о стендах BQ и Mediatek. В этом же материале речь пойдет о тенденциях в целом. В конце концов, самое интересное в таких мероприятиях — даже не конкретные анонсы, а общая картина, позволяющая понять, в каком направлении индустрия будет развиваться в ближайший год.

Mobile World Congress 2016

MWC действительно уже который год является лакмусовой бумажкой: компании приберегают для нее самое вкусное и интересное (причем, зачастую представленные там вещи выходят только во втором полугодии). Вы можете прочитать наши репортажи о тенденциях MWC 2013, 2014 и 2015. Что же нового мы увидели и поняли на MWC 2016?

Выставка в Барселоне: как все устроено

Для начала — пара слов о самой выставке. Надо сказать, что из всех крупнейших технологических выставок MWC организована лучше всего. Основное выставочное помещение — огромный комплекс Fira Gran VIa, состоящий из девяти павильонов (они имеют номера от 1 до 8 плюс зал 8.1 меньших размеров — в нем стенды разработчиков приложений). Пройти из одного павильона в другой можно через улицу, либо по сквозному коридору над павильонами (это самый быстрый способ). По полу коридора проложены траволаторы (длинные бегущие дорожки, как в аэропортах между терминалами), что позволяет преодолевать очень большие расстояния довольно быстро.

Из коридора есть выход в зоны отдыха под открытым небом (собственно, они располагаются на крышах павильонов). Там расставлены кресла, стулья, продаются напитки и закуски, работает бесплатный Wi-Fi. Учитывая, что в феврале температура воздуха в Барселоне — в среднем около 15 градусов тепла, и солнышко приятно пригревает (как у нас в конце апреля), наличие таких зон очень облегчает работу на выставке. Можно посидеть, разобраться с фотографиями и материалами, насладиться покоем и полюбоваться на средиземноморское голубое небо.

Mobile World Congress 2016

Зона отдыха, посвященная испанскому художнику Жоану Миро

Помимо зон отдыха есть еще отдельное крытое помещение для прессы с оборудованными рабочими местами, а также огромная обеденная зона. В обеденной зоне (доступ туда бесплатный, но только для обладателей билетов класса Gold и выше, либо для прессы) вы сами берете поднос и идете к стойкам с едой — как в столовой. Но очередей нет, кормят прилично, и, вдобавок, можно выбрать из четырех видов кухни: средиземноморская, американская, ближневосточная и азиатская. А можно взять еды отовсюду. Для сравнения — на берлинской IFA нельзя не то что бесплатно поесть, но даже за деньги нормально перекусить: крошечные забегаловки с безумно дорогими сэндвичами и хот-догами — вот чем приходится довольствоваться.

Mobile World Congress 2016

Отдельно стоит отметить транспортную доступность MWC. Fira Gran Via находится на окраине Барселоны (западная сторона), однако из центра города ехать до выставки на метро — минут пятнадцать-двадцать, не больше (в зависимости от того, что считать центром — Passeig de Gracia, Площадь Испании или что-то еще). Раньше до выставки надо было ехать на электричке FGC (Ferrocarrils de la Generalitat — «Железные дороги правительства Каталонии»). Эти электрички по Барселоне ездят, как метро, под землей и по единому маршруту, а когда выезжают за пределы города, то выныривают на поверхность и двигаются уже по одному из множества маршрутов (общая длительность поездки на такой электрички может быть более полутора часов). Если бы в Москве филевская (голубая) линия продолжалась далеко за город, то это было бы что-то аналогичное.

Так вот, в этом феврале (как раз к Мобильному конгрессу) в Барселоне открыли новую ветку метро. Не станцию, а целую ветку из 15 станций! И эта ветка проходит прямо от аэропорта Барселоны (можно спуститься в метро из обоих терминалов, даже не выходя на улицу) и до северной части Барселоны. А примерно на середине этого маршрута есть остановки Fira и Europa Fira. Одна из них (Europa Fira) связана с существовавшей раньше остановкой FGC, а другая (Fira) выходит прямо в здание Fira Gran Via. То есть вы попадаете с нее сразу на выставку. И особо отметим, что на время выставки гостям дают транспортную карту, по которой можно любое количество раз передвигаться на любых общественных видах транспорта (кроме туристических фуникулеров) в рамках первой зоны (это вся Барселона плюс ближайшие пригороды, включая аэропорт). При этом, карту могут вам выдать прямо в аэропорту или на вокзале — там есть стойки регистрации на MWC. Таким образом, если вы прилетели в первый день выставки, а улетаете — в последний, то можете не тратить на проезд ни копейки.

Станция на новой ветке метро Барселоны

Станция на новой ветке барселонского метро. Двери перед путями, как в Санкт-Петербурге, но прозрачные.

Справедливости ради добавим и пару критических штрихов в эту идиллическую картину. Во-первых, на выставке в этом году плохо работал Wi-Fi — даже в пресс-зоне. А в самих павильонах публичного Wi-Fi никогда и не было. Поэтому приходилось пользоваться LTE-сетью местных сотовых операторов. Удивительно, что организаторы выставки не могут грамотно рассчитать нагрузку на сеть Wi-Fi и оснастить интернетом павильоны. Во-вторых, транспортную идиллию подпортила забастовка рабочих метрополитена, из-за которой два из четырех дней выставки поезда метро ходили с сильно увеличенными интервалами. Разумеется, город встал (даже без забастовок, в обычном режиме работы, метро Барселоны с трудом справляется с наплывом гостей MWC). Кстати, Uber в Барселоне не действует (запретили!), а официальное такси — дорогое и, главное, его не хватает. Например, не знавшие этой особенности Барселоны гости презентации Samsung по часу ждали машины (да-да, час только ожидания!).

Впрочем, все это действительно мелочи по сравнению с теми достоинствами организации MWC, которые мы описали, а также, конечно, с уровнем самой выставки — не имеющей аналогов ни по размеру, ни по значимости для индустрии.

Тенденция №1: носимые устройства выходят из моды

В прошлом и позапрошлом годах мы отмечали в качестве одного из главных трендов моду на носимые устройства — умные часы и фитнес-трекеры. В этом же году налицо была смена курса. Нет, конечно, на выставке по-прежнему можно было увидеть немало стендов с часами, браслетами и т. п. Например, множество моделей Guess, MaxKronoz, ряд новинок Garmin…

Mobile World Congress 2016

Умные часы Guess

Но все же по ряду признаков можно было понять: все это резко стало немодным. Во-первых, ни один производитель первого эшелона не представил никаких новинок в этой сфере. Ни Samsung, ни Lenovo/Motorola, ни Sony, ни Huawei, ни LG… Конечно, можно возразить, что Samsung и Motorola продемонстрировали новые умные часы осенью на IFA, однако факт остается фактом: главная выставка в сфере мобильной электроники вовсе осталась без анонсов умных часов и фитнес-браслетов.

Во-вторых, даже те компании, которые уже имеют в своем ассортименте относительно новые носимые гаджеты, как-то стыдливо их отодвигали на второй план, а то и вовсе не демонстрировали. Это можно сравнить с наушниками или чехлами: почти все крупные производители имеют свои модели этих аксессуаров, но никому не придет в голову выставлять их на видном месте на выставочном стенде. А ведь еще год назад умные часы были в фаворе!

Пожалуй, единственная любопытная новинка в этой сфере у более-менее крупного бренда, которую нам удалось разыскать на MWC 2016 — это ZTE Axon Watch.

Mobile World Congress 2016

Операционная система Tencent OS (выглядит она как некая модификация Android Wear), полностью круглый дисплей с диаметром 1,4 дюйма и разрешением 400×400, встроенный GPS, металлический корпус с диаметром 42 мм и кожаный ремешок — вот основные особенности модели. Она изрядно напоминает и по внешности, и по характеристикам Huawei Watch, с той только разницей, что у Huawei нет GPS, а в качестве ОС используется обычная Android Wear.

Mobile World Congress 2016

ZTE Axon Watch (справа) рядом с Apple Watch 42 mm

Часы занимали лишь небольшую часть стенда ZTE, и мне с большим трудом удалось найти сотрудницу компании, которая смогла бы хоть что-то сказать об этой модели. Выяснилось, что часы продаются в Китае по цене около 260 долларов, а когда будут продаваться в мире — информации нет.

Mobile World Congress 2016

Вообще, ни одной действительно яркой, неординарной новинки в этой сфере на MWC 2016 мы не нашли. Такое ощущение, что буйство фантазии производителей и желание заявить о себе на новом рынке как будто просто выключили — перевели тумблер из положения On в положение Off. И все, никому уже носимые устройства не интересны. Кстати, такие важные бренды, как Asus и Jawbone, вовсе проигнорировали в этом году MWC, так что и от них не пришлось ждать носимых устройств.

А все, что было, либо невероятно скучно (как те же стенды Guess и MaxKronoz, к

Полный текст статьи читайте на iXBT