Mobile World Congress 2016: общие впечатления и основные тенденции
В конце февраля в Барселоне прошла выставка Mobile World Congress 2016. Мы вам уже рассказывали об основных анонсах выставки, а также о стендах BQ и Mediatek. В этом же материале речь пойдет о тенденциях в целом. В конце концов, самое интересное в таких мероприятиях — даже не конкретные анонсы, а общая картина, позволяющая понять, в каком направлении индустрия будет развиваться в ближайший год.
MWC действительно уже который год является лакмусовой бумажкой: компании приберегают для нее самое вкусное и интересное (причем, зачастую представленные там вещи выходят только во втором полугодии). Вы можете прочитать наши репортажи о тенденциях MWC 2013, 2014 и 2015. Что же нового мы увидели и поняли на MWC 2016?
Выставка в Барселоне: как все устроено
Для начала — пара слов о самой выставке. Надо сказать, что из всех крупнейших технологических выставок MWC организована лучше всего. Основное выставочное помещение — огромный комплекс Fira Gran VIa, состоящий из девяти павильонов (они имеют номера от 1 до 8 плюс зал 8.1 меньших размеров — в нем стенды разработчиков приложений). Пройти из одного павильона в другой можно через улицу, либо по сквозному коридору над павильонами (это самый быстрый способ). По полу коридора проложены траволаторы (длинные бегущие дорожки, как в аэропортах между терминалами), что позволяет преодолевать очень большие расстояния довольно быстро.
Из коридора есть выход в зоны отдыха под открытым небом (собственно, они располагаются на крышах павильонов). Там расставлены кресла, стулья, продаются напитки и закуски, работает бесплатный Wi-Fi. Учитывая, что в феврале температура воздуха в Барселоне — в среднем около 15 градусов тепла, и солнышко приятно пригревает (как у нас в конце апреля), наличие таких зон очень облегчает работу на выставке. Можно посидеть, разобраться с фотографиями и материалами, насладиться покоем и полюбоваться на средиземноморское голубое небо.
Зона отдыха, посвященная испанскому художнику Жоану Миро
Помимо зон отдыха есть еще отдельное крытое помещение для прессы с оборудованными рабочими местами, а также огромная обеденная зона. В обеденной зоне (доступ туда бесплатный, но только для обладателей билетов класса Gold и выше, либо для прессы) вы сами берете поднос и идете к стойкам с едой — как в столовой. Но очередей нет, кормят прилично, и, вдобавок, можно выбрать из четырех видов кухни: средиземноморская, американская, ближневосточная и азиатская. А можно взять еды отовсюду. Для сравнения — на берлинской IFA нельзя не то что бесплатно поесть, но даже за деньги нормально перекусить: крошечные забегаловки с безумно дорогими сэндвичами и хот-догами — вот чем приходится довольствоваться.
Отдельно стоит отметить транспортную доступность MWC. Fira Gran Via находится на окраине Барселоны (западная сторона), однако из центра города ехать до выставки на метро — минут пятнадцать-двадцать, не больше (в зависимости от того, что считать центром — Passeig de Gracia, Площадь Испании или что-то еще). Раньше до выставки надо было ехать на электричке FGC (Ferrocarrils de la Generalitat — «Железные дороги правительства Каталонии»). Эти электрички по Барселоне ездят, как метро, под землей и по единому маршруту, а когда выезжают за пределы города, то выныривают на поверхность и двигаются уже по одному из множества маршрутов (общая длительность поездки на такой электрички может быть более полутора часов). Если бы в Москве филевская (голубая) линия продолжалась далеко за город, то это было бы что-то аналогичное.
Так вот, в этом феврале (как раз к Мобильному конгрессу) в Барселоне открыли новую ветку метро. Не станцию, а целую ветку из 15 станций! И эта ветка проходит прямо от аэропорта Барселоны (можно спуститься в метро из обоих терминалов, даже не выходя на улицу) и до северной части Барселоны. А примерно на середине этого маршрута есть остановки Fira и Europa Fira. Одна из них (Europa Fira) связана с существовавшей раньше остановкой FGC, а другая (Fira) выходит прямо в здание Fira Gran Via. То есть вы попадаете с нее сразу на выставку. И особо отметим, что на время выставки гостям дают транспортную карту, по которой можно любое количество раз передвигаться на любых общественных видах транспорта (кроме туристических фуникулеров) в рамках первой зоны (это вся Барселона плюс ближайшие пригороды, включая аэропорт). При этом, карту могут вам выдать прямо в аэропорту или на вокзале — там есть стойки регистрации на MWC. Таким образом, если вы прилетели в первый день выставки, а улетаете — в последний, то можете не тратить на проезд ни копейки.
Станция на новой ветке барселонского метро. Двери перед путями, как в Санкт-Петербурге, но прозрачные.
Справедливости ради добавим и пару критических штрихов в эту идиллическую картину. Во-первых, на выставке в этом году плохо работал Wi-Fi — даже в пресс-зоне. А в самих павильонах публичного Wi-Fi никогда и не было. Поэтому приходилось пользоваться LTE-сетью местных сотовых операторов. Удивительно, что организаторы выставки не могут грамотно рассчитать нагрузку на сеть Wi-Fi и оснастить интернетом павильоны. Во-вторых, транспортную идиллию подпортила забастовка рабочих метрополитена, из-за которой два из четырех дней выставки поезда метро ходили с сильно увеличенными интервалами. Разумеется, город встал (даже без забастовок, в обычном режиме работы, метро Барселоны с трудом справляется с наплывом гостей MWC). Кстати, Uber в Барселоне не действует (запретили!), а официальное такси — дорогое и, главное, его не хватает. Например, не знавшие этой особенности Барселоны гости презентации Samsung по часу ждали машины (да-да, час только ожидания!).
Впрочем, все это действительно мелочи по сравнению с теми достоинствами организации MWC, которые мы описали, а также, конечно, с уровнем самой выставки — не имеющей аналогов ни по размеру, ни по значимости для индустрии.
Тенденция №1: носимые устройства выходят из моды
В прошлом и позапрошлом годах мы отмечали в качестве одного из главных трендов моду на носимые устройства — умные часы и фитнес-трекеры. В этом же году налицо была смена курса. Нет, конечно, на выставке по-прежнему можно было увидеть немало стендов с часами, браслетами и т. п. Например, множество моделей Guess, MaxKronoz, ряд новинок Garmin…
Умные часы Guess
Но все же по ряду признаков можно было понять: все это резко стало немодным. Во-первых, ни один производитель первого эшелона не представил никаких новинок в этой сфере. Ни Samsung, ни Lenovo/Motorola, ни Sony, ни Huawei, ни LG… Конечно, можно возразить, что Samsung и Motorola продемонстрировали новые умные часы осенью на IFA, однако факт остается фактом: главная выставка в сфере мобильной электроники вовсе осталась без анонсов умных часов и фитнес-браслетов.
Во-вторых, даже те компании, которые уже имеют в своем ассортименте относительно новые носимые гаджеты, как-то стыдливо их отодвигали на второй план, а то и вовсе не демонстрировали. Это можно сравнить с наушниками или чехлами: почти все крупные производители имеют свои модели этих аксессуаров, но никому не придет в голову выставлять их на видном месте на выставочном стенде. А ведь еще год назад умные часы были в фаворе!
Пожалуй, единственная любопытная новинка в этой сфере у более-менее крупного бренда, которую нам удалось разыскать на MWC 2016 — это ZTE Axon Watch.
Операционная система Tencent OS (выглядит она как некая модификация Android Wear), полностью круглый дисплей с диаметром 1,4 дюйма и разрешением 400×400, встроенный GPS, металлический корпус с диаметром 42 мм и кожаный ремешок — вот основные особенности модели. Она изрядно напоминает и по внешности, и по характеристикам Huawei Watch, с той только разницей, что у Huawei нет GPS, а в качестве ОС используется обычная Android Wear.
ZTE Axon Watch (справа) рядом с Apple Watch 42 mm
Часы занимали лишь небольшую часть стенда ZTE, и мне с большим трудом удалось найти сотрудницу компании, которая смогла бы хоть что-то сказать об этой модели. Выяснилось, что часы продаются в Китае по цене около 260 долларов, а когда будут продаваться в мире — информации нет.
Вообще, ни одной действительно яркой, неординарной новинки в этой сфере на MWC 2016 мы не нашли. Такое ощущение, что буйство фантазии производителей и желание заявить о себе на новом рынке как будто просто выключили — перевели тумблер из положения On в положение Off. И все, никому уже носимые устройства не интересны. Кстати, такие важные бренды, как Asus и Jawbone, вовсе проигнорировали в этом году MWC, так что и от них не пришлось ждать носимых устройств.
А все, что было, либо невероятно скучно (как те же стенды Guess и MaxKronoz, к
Полный текст статьи читайте на iXBT