Михаил Сартаков, Х5 Group: Мы создали корпоративный университет по-другому
Год назад в X5 Group появился корпоративный университет — и обучение в нем сильно отличается от того, что привыкли видеть в других компаниях. О подходе X5 Group, о том, какие технологии лежат в его основе и как вебинары об искусстве влияют на бизнес-результаты, в интервью CNews рассказал Михаил Сартаков, архитектор образовательных программ корпоративного университета Х5 Group.
CNews: Для чего крупному ритейлеру корпоративный университет? Сколько лет он существует в X5 Group?
Михаил Сартаков: Наш корпоративный университет совсем молод — недавно мы отпраздновали год с момента его запуска.
Несомненно, мы обучали персонал и раньше — учили кассиров работать на кассе, продавцов — в торговом зале. Но этого стало недостаточно. X5 сегодня активно развивается, появляются новые бизнес-единицы, проекты и направления. Мы не только ритейл-компания. Под брендом Х5 Group кроме торговых сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Чижик» теперь объединено много других бизнесов и направлений. Это, например, бизнес-единицы X5 Транспорт, Х5 Tech, 5Post, Х5 Доставка, онлайн-гипермаркет Vprok.ru, X5 Медиа и другие. Проектов очень много.
До самого последнего времени каждая бизнес-единица X5 действовала обособленно. Однако большинство новых проектов являются кросс-функциональными, поэтому возникла идея объединения. Мы решили централизовать общие для всех компаний службы: юридическую, кадровую, финансовую и т.д.
И одновременно задумались о модернизации обучения. Так родилась идея создать собственный корпоративный университет «Х5 Полка», где могли бы повышать квалификацию все наши сотрудники — от продавцов до руководителей направлений и директоров.
CNews: Как устроен корпоративный университет X5?
Михаил Сартаков: Обычно корпоративный университет — это достаточно масштабное подразделение. В нашей же команде всего шесть человек, и мы не планируем расширяться. Именно благодаря этому наш университет гибкий — мы очень быстро формируем и согласовываем программы. Яркий пример — в июле были представлены новые корпоративные ценности Х5, а уже в октябре мы запустим большую образовательную программу погружения в них для всех сотрудников.
Что еще мы делаем не так, как все? Мы внимательно смотрим на востребованность контента сотрудниками, оцениваем ее с помощью множества разных метрик. Это не значит, что мы делаем только контент, о котором нас просят пользователи. Но мы умеем правильно преподносить информацию. Например, чтобы донести до сотрудников стратегические приоритеты компании, мы попросили нескольких руководителей рассказать о них простым языком в формате открытого вебинара и Q&A-сессии. Запись этой встречи стала самым популярным видео на нашей площадке.
Безусловно, реализовать эти идеи невозможно без современной технологической основы, поэтому мы запустили собственную платформу. Мы решили создать не стандартную LMS (Learning Management System, система управления обучением), а LXP (Learning eXPerience) — платформу, направленную на получение наиболее персонализированного и интересного пользовательского опыта.
И сегодня наша платформа — это место, где люди могут не только учиться, но и делиться своим контентом, становиться экспертами и менторами, рекомендовать то, что им понравилось, запрашивать доступ к платным программам.
CNews: Какие группы сотрудников проходят обучение и чему вы их учите?
Михаил Сартаков: В X5 Group работает более 350 000 человек, но пока не все их них пользуются платформой. Какие-то подразделения мы еще не подключили, кто-то не знает о существовании университета, кто-то не хочет учиться, кому-то не хватает на это времени, а кому-то — технической возможности заниматься: нет ноутбука, планшета, смартфона. Увеличение охвата — наша ключевая задача. В будущем мы планируем обучать всех сотрудников компании.
Конечно, для каждой категории сотрудников мы используем свой подход к обучению. Но, размещая контент, стараемся стирать границы: например, мы не закрываем рядовым сотрудникам доступ к программам для руководителей. Наши пользователи могут выбирать любые курсы — с редкими исключениями, связанными со спецификой контента. Постепенно появляются люди, которые начинают чуть больше изучать, смотреть, а потом и делать. Так мы даем им пространство для развития.
CNews: Какова мотивация сотрудников посещать ваши программы?
Михаил Сартаков: В прошлом году мы провели большое исследование, чтобы выяснить, почему люди учатся. Мы выяснили, что есть люди, которым просто нравится получать новые знания. Есть и те, кто принципиально этого не хочет — они считают, что им достаточно навыков, полученных в процессе работы. Между ними есть промежуточные категории, каждую из которых необходимо мотивировать по-особому.
Мотивация зависит и от самого содержания курса. Есть обязательные программы, участие в которых для сотрудника неизбежно. Есть контент, связанный с профессиональной деятельностью и полезный для узкой группы специалистов. Другие программы нравятся тем, кто хочет развиваться вне работы: у нас востребованы курсы по изучению языков, по личностному развитию — люди хотят научиться договариваться друг с другом, управлять сотрудниками, решать конфликтные ситуации.
CNews: Насколько актуально онлайн-обучение для корпоративного университета?
Михаил Сартаков: Во время пандемии все думали, что после локдауна рабочие процессы вернутся в офлайн. Однако этого не произошло. Людям понравилось работать из дома, из любой точки страны и даже мира. Онлайн плотно вошел в нашу жизнь, в том числе и в обучение.
Заказчики могут получить до 100 млн рублей на пилотное внедрение ИИ
поддержка ит-отраслиМозговые штурмы, нетворкинг, обсуждение конфликтных вопросов происходят только очно — здесь важен обмен эмоциями и невербальными сигналами. Однако мы стараемся минимизировать количество очных программ. Основная масса мероприятий, связанных с обменом информацией, ответами на вопросы, изучением новых теорий и практик проходит в онлайне.
CNews: Какие форматы контента сейчас востребованы?
Михаил Сартаков: Весь контент можно разделить на два типа: синхронный и асинхронный. Во время синхронных программ преподаватель и обучающиеся взаимодействуют «здесь и сейчас». Асинхронный контент можно изучать в любое время — такой формат у нас превалирует: сотрудники хотят иметь доступ к материалам в любое время.
При этом качество видео имеет второстепенное значение: иногда записи вебинаров более востребованы, чем курсы, снятые в студии с профессиональным оборудованием. Наша статистика показывает, что для людей главное содержание, а не форма. А некоторые из них и вовсе предпочитают аудиоформат.
CNews: Какие технологии вы используете для организации онлайн-обучения?
Михаил Сартаков: У насесть все необходимые ресурсы для организации онлайн-обучения как в синхронном, так и в асинхронном формате. Для синхронных мероприятий мы используем платформу Webinar, для асинхронных — нашу LXP-систему. При разработке сложных курсов мы иногда используем iSpring. В ближайшее время планируем приобрести доступ к еще двум инструментам: это сервис для создания опросов и викторин AhaSlides и ChatGPT 4 для формирования текстов.
Виктор Силкин «Супервэйв Групп»: Бережное отношение к ресурсам становится хорошим тоном
ТехникаCNews: Расскажите немного о собственной LXP-платформе.
Михаил Сартаков: Первое, с чем встречается любой пользователь нашей платформы — это красивый интерфейс. Наш портал похож на образовательный маркетплейс с карточками курсов. Здесь есть вся необходимая информация, чтобы принять решение об обучении: обложка, описание, указание автора, продолжительности курса, количества просмотров. Контент можно добавить в план или в «Избранное». Можно порекомендовать программу коллегам.
На портале более 1800 единиц контента, и в нем легко запутаться. Поэтому мы создали удобную систему поиска. Материалы можно тегировать по навыкам и компетенциям; на платформе можно использовать как классическую строку поиска, так и выпадающий фильтр. Сотрудник может пройти диагностику по шести ключевым бизнес-навыкам — тогда контент сможет предложить рекомендательная система портала. Если этого мало, он может воспользоваться готовыми подборками.
Разумеется, как любое новое решение, наша платформа еще требует доработки. Но мы постоянно ее совершенствуем. Например, недавно она стала доступна с мобильных устройств. Мы делаем всё, чтобы как можно больше наших сотрудников могло с комфортом проходить обучение.
CNews: Вы упомянули, что для синхронного контента вы используете платформу Webinar. Как именно вы ее применяете?
Михаил Сартаков: На Webinar мы проводим вебинары, онлайн-тренинги и практикумы, участники которых не просто слушают, но и задают вопросы, выполняют задания, работают в группах. Все эти возможности есть на платформе.
Недавно мы также начали проводить на платформе ежемесячные митапы, где обсуждаем вопросы, связанные с организацией обучения. В этих встречах участвуют, в том числе, внешние спикеры — коллеги из других компаний. В их рамках мы проводим дискуссии, Q&A сессии, опросы и голосования.
В X5 работает огромное число сотрудников, поэтому нам важно, что на встречу на платформе Webinar могут одновременно прийти 5000 человек. Второй аспект — возможность проводить несколько встреч одновременно и разветвленное управление: нам важно, чтобы мероприятия могли администрировать и модерировать сразу несколько человек. Третий момент — множество возможностей, которые значительно упрощают жизнь организатора мероприятия: контроль присутствия, деление на группы, реакции и «огонечки». Критически важным для нас является брендирование: благодаря ему мы можем представлять разные бренды внутри нашей компании.
Один из главных эффектов от применения платформы– это экономия ресурсов сотрудников корпоративного университета благодаря простому и полезному функционалу и круглосуточной техподдержке.
CNews: Расскажите о планах по развитию корпоративного университета.
Михаил Сартаков: Планы на ближайший год — увеличение числа пользователей платформы и подключение розничного канала. Также мы планируем изменить подход к формированию курсов: мы будем фокусироваться на целевом контенте, действительно востребованном у пользователей. Программы будут связаны с процессами, продуктами и проектами, актуальными именно для X5. Купить такой контент на рынке нельзя. Мы будем развивать направление по созданию контента силами подразделений без привлечения отдела обучения.
В долгосрочных планах — выход вовне. Мы хотим, чтобы в обучении на нашей платформе могли участвовать наши партнеры, поставщики и внештатные работники.
И, конечно, когда-нибудь мы хотим выйти на открытый рынок и коммерциализировать наш контент.
Наталья Рудычева
Полный текст статьи читайте на CNews