Михаил Лапин, «1С-Рарус»: Доля иностранных CRM на рынке сейчас не превышает 30%

Маркет

26 Декабря 2024 15:1726 Дек 2024 15:17 |
Поделиться

Еще недавно на российском рынке CRM доминировали западные продукты. Сегодня 70% занимают отечественные решения. При этом многие из них, например, продукты 1С, начали создаваться много лет назад, и на сегодняшний день полностью готовы к использованию компаниями любого масштаба. Более того, на базе »1С: Предприятие» для каждого вида бизнеса реализован собственный уникальный продукт. О том, что происходит на российском рынке CRM и какие возможности предлагает 1С, рассказал Михаил Лапин, руководитель департамента межотраслевых решений компании »1С-Рарус».

Market.CNews: До 2022 года на российском рынке CRM преобладали иностранные решения. Как изменилась ситуация на сегодняшний день? Какова, по вашим оценкам, доля отечественных решений на рынке сегодня?

Михаил Лапин: Западные решения продолжают исход с российского рынка. В какой-то момент большинство западных CRM переехали в облако, и у них были долгосрочные контракты по поддержке клиентов. Сейчас сроки действия этих контактов истекают, и клиенты достаточно активно переходят на российские продукты.

По нашим оценкам, доля иностранных продуктов на рынке сейчас не превышает 30%. При этом надо учитывать, что многие компании использовали несколько CRM одновременно — и российские, и западные. В 2022 году они занялись их интеграцией и на сегодняшний день практически полностью перешли на российское ПО.

Market.CNews: Смогли ли российские разработчики полностью удовлетворить спрос на CRM со стороны крупных компаний и СМБ?

Михаил Лапин: Линейка решений 1С: CRM, разработанная »1С-Рарус» совместно с фирмой »1С», представлена на рынке достаточно давно, и это абсолютно зрелые решения. Конечно, наши решения далеко не единственные на рынке. Но все российские разработчики создавали свои CRM-системы давно, и на текущий момент они ничем не уступают западным.

Конечно, есть специализированные продукты, например, ориентированные на b2c системы лояльности, которые еще требуют доработки. Например, в нашем продукте по управлению лояльностью используется другой технологический стэк, оно должно интегрироваться с оборудованием, а это требует постоянного взаимодействия с его производителями и адаптации ПО под конкретного заказчика.

Market.CNews: Многие заказчики решают проблему импортозамещения путем разработки собственных продуктов, а не покупки систем от российских вендоров. Насколько, на ваш взгляд, оправдан такой подход?

Михаил Лапин: Большинство клиентов, особенно из крупного бизнеса, считают свою компанию уникальной и хотят иметь адаптированное под свою компанию решение для взаимодействия с клиентами, повышения их лояльности. Например, уникальный b2b портал. По их мнению, создавать под себя решения нужно самостоятельно. Вот они и реализуют себя как разработчики ПО. Благодаря этому компетенции по созданию такого решения остаются в компании.

Однако я не знаю примеров, когда заказчики самостоятельно разработали решение, которое бы потом стало успешным на рынке. Обычно оно внедряется исключительно в этой компании или группе компаний.

Market.CNews: Иностранные компании активно продвигали облачные решения. Удалось ли российским разработчикам создать собственную облачную альтернативу? Насколько востребованы облачные CRM?

Михаил Лапин: Некоторые российские заказчики получили негативный опыт использования зарубежных облачных решений. Я знаю несколько примеров, когда крупную компанию без предупреждения отключили от облачной CRM. Конечно, это не могло не подорвать доверие российского бизнеса к SaaS. Сейчас крупные компании заинтересованы, в основном, в аренде инфраструктуры. В тоже время для малого и среднего бизнеса фактически нет альтернативы использованию облаков — самостоятельно администрировать оборудование и ПО сложно и дорого.

Поэтому практически все российские разработчики предлагают облачные версии своих решений. Например, решения 1С можно арендовать в облаке у партнеров или использовать »1С: Фреш». Также решения 1С можно разместить в собственном облаке.

Market.CNews: В реестре российского ПО множество решений. Например, в качестве альтернативы Microsoft Dynamics он предлагает список из 19 продуктов. Как сделать правильный выбор?

Михаил Лапин: На мой взгляд, сначала надо определиться с типом и вариантами решений. Затем понять, какой стэк технологий уже поддерживается собственными специалистами. Например, если компания уже использует решения 1С, значит у нее есть соответствующие специалисты.

Потом надо собрать информацию о результатах внедрения решений в бизнесе сопоставимого масштаба. Эту информацию несложно получить в отраслевых сообществах. Затем определиться с инфраструктурой решения — где оно будет размещено: в облаке или на собственных мощностях.

Очень важно выяснить реальные потребности бизнеса — какие задачи должна решать система? После этого можно будет подсчитать стоимость владения в зависимости от лицензии.

Конечно, выбрать из большого количества решений — непростая задача. Кроме того, если говорить о CRM, то некоторые разработчики предлагают ее как модуль ERP-системы. В этом случае надо детально разобраться, какой функционал вы получите. Лучший способ — провести тестирование системы для того, чтобы своими глазами увидеть, на что она способна.

Market.CNews: Один из важных факторов при выборе системы — наличие и стоимость специалистов, которые будут осуществлять ее техническую поддержку. Как обстоят дела с техподдержкой решений отечественных вендоров?

Михаил Лапин: Фирма »1С» и ее партнеры уделяют большое внимание подготовке специалистов. Например, у »1С-Рарус» есть базовые кафедры в университетах, где студенты изучают »1С: Предприятие», они проходят практику в компании, участвуют в конкретных проектах. Тем не менее, кадровая проблема существует — у 1С очень много продуктов разной направленности, и специалистов не хватает.

Хочу отметить, что у популярности ИТ-специальностей есть и оборотная сторона. Появилось множество одно-двухмесячных программ переподготовки, и окончившие их люди предъявляют непомерные требования к заработной плате. Приходится объяснять им, что для того, чтобы претендовать на позицию senior, необходимо еще как минимум два-три года поработать на реальных проектах.

Market.CNews: Российские компании вынуждены менять не только прикладные решения, в частности, CRM, но и системное ПО — ОС, СУБД и т.д. Какие дополнительные обязательства это накладывает на вас как на разработчика?

Михаил Лапин: Продукты 1С уже достаточно давно адаптированы для работы с PosgreSQL, Linux и т.д. Для нас как разработчиков на платформе »1С: Предприятие» нет особенной разницы — делать это под Windows или под Linux.

Иногда возникают вопросы с установкой и настройкой подобных решений, но внутри партнерской сети существуют и инструкции, и учебные курсы по работе на PosgreSQL. Мы занимаемся этим достаточно давно — ведь многие клиенты начали переходить на свободное ПО еще до санкций, просто потому что оно дешевле.

Market.CNews: Какие технологические тренды находят применение на рынке CRM?

Михаил Лапин: Разработкана»1С: Предприятие» — это low-code. Что касается искусственного интеллекта, то на платформе уже реализовано распознавание речи.

»1С-Рарус» как партнер 1С развивает собственные решения на базе ИИ. Например, мы разработали модули анализа и прогнозирования для платформы, предназначенной для промышленных предприятий.

Но очевидно, что чем больше задач мы будем решать, тем больше будет объем информации, на основании которой сможет обучаться ИИ. А значит и качество ИИ-решений вырастет.

Market.CNews: Сейчас все чаще раздаются голоса о том, что для достижения технологической независимости надо не просто копировать западные продукты, а стараться создавать что-то принципиально новое, уникальное. Удается ли это российским разработчикам CRM?

Михаил Лапин: »1С: Предприятие» — уникальное решение. На базе платформы для каждого вида бизнеса реализован собственный продукт. Причем все эти продукты отличаются по функционалу и процессам. Например, 1C: CRM и CRM-модуль в 1C: ERP — это совершенно разные вещи, правда тесно интегрированные и взаимно дополняющие друг друга.

Market.CNews: Как вы видите будущее российского рынка CRM?

Михаил Лапин: Я уверен, что рынок CRM будет расти. Российские решения будут становиться все более совершенными, в том числе и благодаря все новым и новым задачам, которые ставят перед нами клиенты.

Подробнее о продукте

Линейка решений 1С: CRM

Линейка 1С: CRM — программные продукты совместной разработки фирмы »1С» и компании »1С-Рарус». Решения позволяют автоматизировать все бизнес-процессы компании в соответствии с концепцией CRM, включая закупки, продажи, маркетинг, сервисное обслуживание.

В линейку 1С: CRM входят следующие решения:

  • 1С: CRM ПРОФ — для компаний с потребностью совместной работы более 5 пользователей в единой информационной базе. Решение позволяет автоматизировать все бизнес-процессы компании в соответствии с концепцией CRM, включая закупки, продажи, маркетинг, сервисное обслуживание и пр.
  • 1С: CRM КОРП 3.1 — аналитическая CRM-система, в которой реализован ряд функций, учитывающих потребности компаний крупного бизнеса: инструменты управления проектами и процессами проходящими в компании; интеграция с корпоративными системами; работа из единого интерфейса и другая функциональность.
  • 1С: CRM Стандарт. 2.0 — для автоматизации процессов управления взаимоотношениями с клиентами в компаниях малого бизнеса.
  • 1С: CRM Базовая — автоматизирует процессы управления взаимоотношениями с клиентами и поставщиками в компаниях малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей, а также рабочие места отдельных сотрудников в средних и крупных компаниях.
  • 1С: Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) — сохраняет все возможности конфигурации »1С: Управление торговлей» и содержит расширенный функционал по управлению взаимоотношениями с клиентами — »1С: CRM.ПРОФ».
  • 1С: CRM. Модуль для 1С: ERP и 1С: КА — для организаций использующих продукты, содержащие »1С: ERP Управление предприятием» и »1С: Комплексная автоматизация». Решения интегрируются в единую информационную систему.
  • 1С: CRM. Модуль для 1С: ERP. Управление холдингом — для организаций, использующих продукты, содержащие »1С: ERP. Управление холдингом». Решения интегрируются в единую информационную систему.

При выборе подходящего решения учитывайте размер вашей компании, цели автоматизации, потребности в интеграционных взаимодействиях и возможности поддержки системы.

Узнать подробнее

Рекламаerid: LjN8K51mdРекламодатель: ООО »1С-Рарус Специализированные решения»ИНН/ОГРН: 7727303917/5167746296207Сайт: https://rarus.ru/

Полный текст статьи читайте на CNews