Михаил Фадеев, маркетолог: Как генерирующим маркетингом растить небольшой бренд с нуля

Бизнес Цифровизация

13 Декабря 2022 16:5113 Дек 2022 16:51 |
Поделиться

При первых же признаках кризиса многие бизнесы немедленно урезают затраты на рекламу: не до жиру, быть бы живу. Пересидеть, переждать, посмотреть: как изменятся рынки, куда вывезет кривая –, а потом уже снова подумать об инвестициях в рекламу и продвижение… Насколько это разумная позиция для бизнеса в 2022 г. — обсудим с маркетологом-коммерсантом Михаилом Фадеевым, который выводил на отечественный рынок и поднимал до уровня всероссийской узнаваемости многие известные марки: электронные ридеры PocketBook, технику Redmond, видеорегистраторы AdvoCam и BlackVue, смартфоны Highscreen, наушники CGPods и ещё целый ряд перспективных российских небольших брендов.

CNews: Михаил, есть мнение, что в 2022 году небольшие предприниматели испытали настоящий маркетинговый шок, связанный с исчезновением большинства привычных эффективных каналов интернет-продвижения. Что вы можете сказать по этому поводу?

Михаил Фадеев: Весной 2022 г. почти одномоментно отвалились таргетированная реклама в западных соцсетях, видеореклама в YouTube, контекст в Google. В связи с блокировкой аудитория ключевых соцсетей заметно «скисла». Ранее эти каналы давали без преувеличения огромные объёмы коммерческого трафика — тысячи небольших бизнесов всё последнее десятилетие жили исключительно этими каналами привлечения клиентов. И разом все эти бизнесы, все рекламщики и СММщики, которые вокруг них кормились, все агентства, которые годами сидели на одних и тех же маркетинговых инструментах (только таргет, только продвижение в определённой социальной сети, …), кто даже не думал тестировать какие-то иные инструменты и каналы продвижения (зачем? и так же отлично работает!) — вот они действительно испытали настоящий шок. У них разом отобрали все понятные им эффективные способы привлечения коммерческого трафика, поток клиентов не просто сократился, он упал до нуля.

CNews: Логично, что бизнес, который в этой ситуации сократил затраты на рекламу, стал выжидательно наблюдать за динамикой рынка?

Михаил Фадеев: На мой взгляд, сидеть и ждать, чем разрешится очередной кризис — совершенно бессмысленно и бесперспективно. Многие бизнесмены так и просидели полгода в ступоре, пока их бизнес не лишился последнего подкожного жирка. И дальше что? Закрытие и банкротство? Или всё-таки — жить и работать дальше, искать и подключать новые каналы трафика?

Бизнесмены с самым гибким мышлением уже в марте 2022 г. поняли, что нужно срочно включаться в новую конкурентную борьбу

Я всегда исповедовал очень простую парадигму: кризис — это не просто время неприятных изменений, но всегда время огромных возможностей! Сейчас освобождается множество мест на рынках, которые давно и прочно занимали крупные западные бренды с многомиллиардными бюджетами на рекламу. Некоторые сегменты были просто тотально монополизированы крупными корпорациями, которые выжигали многомиллиардными рекламными вливаниями любые попытки конкуренции. Теперь нет ни корпораций, ни вливаний. Кто-то же должен прийти на освободившееся место? Приходят отечественные производители и предприниматели с пусть и скромными бюджетами, но вполне себе неплохими конкурентными продуктами. И те, кто быстренько подсуетились с качественным, генерирующим, «качающим» маркетингом — именно они быстрее всех влетают в опустевшие ниши.

Бизнесмены с самым гибким мышлением уже в марте 2022 г. поняли, что нужно срочно включаться в новую конкурентную борьбу за потребителя. В этом куда больше смысла, чем сидеть и пассивно ждать, что же будет дальше — потому что «дальше» все ключевые места на рынках уже поделят между собой наиболее предприимчивые товарищи. То есть те, которые не боятся нырять в разбушевавшуюся стихию, быстро подстраивая бизнес под изменения рынка, быстро нарабатывая экспертизу работы с новыми источниками трафика, умея развивать своё дело с суперкороткими горизонтами планирования — не год, как раньше, а максимум месяц. Вот такие предприниматели прямо сейчас на наших глазах и получают самый большой куш, занимают самые жирные места на рынках, получают много новых клиентов.

Вот пример: мой клиент, бренд тюменских наушников CGPods, в марте-апреле сгенерировал больше продаж, чем в декабре! Рекордные продажи на ажиотажном спросе. Потому что годами грамотно и эффективно вкладывали в «раскачку» бренда. Когда потребители побежали тариться впрок с идеей, что всё вот-вот подорожает, вспомнили сразу про откладываемую мечту покупки беспроводных наушников.

Но владелец бренда не просто скассировал рекордную выручку с рынка и засел ожидать нового роста потребительского спроса, он сразу же начал вливать ещё больше денег в маркетинг, переориентируя активность с «умерших» каналов в новые, перспективные. Нарабатывая новую экспертизу — тот же Телеграм начал «качать» просто гигантскими темпами.

И вот результат: вопреки ожиданиям, с «рекордной весны» по настоящий момент уровень его выручки не снижается, как не снижаются его затраты на маркетинг.

И с таким подходом резко контрастируют другие примеры. Другая довольно немаленькая отечественная компания (не буду называть её имя), условный коллега CGPods, из той же ниши — работает в том же сегменте, производит портативную электронику собственной разработки на китайских фабриках. Эта марка работает не со мной, но я за ней внимательно наблюдаю. И вот на днях в блоге основателя и владельца появилась такая запись: «С весны мы сидим, опустив руки и не зная, что делать, и вот к концу года видим, что наша выручка рухнула процентов на 30%». Дальше товарищ приводит разные причины вроде падения спроса после начала спецоперации, ковидные карантины в Китае, подорожавшую логистику и т. п. Но хочется спросить: «Родной, ну, а как же CGPods обороты держат всё это время? И держат на уровне x1,5 к прошлому НЕкризисному году?». Ведь всё то же самое: и спецоперация, и закрытые на карантин фабрики в Китае, и сложности с доставкой… Но ведь не падают?

Вот наглядно разница активного и пассивного подхода.

Предприниматели первого типа, активные, они понимают, что сейчас — время инвестировать и осваивать новые рекламные инструменты, которые раньше не имели большого значения в плане количества активной аудитории. Или просто были не особенно интересны, потому что другие привычные каналы генерировали более чем достаточно коммерческого трафика.

Сейчас интернет-пользователь более придирчиво относится к выбору инфлюенсеров, которым готов дать кредит доверия

CNews: Итак, скажите прямо — какие рекламные площадки пришли на место соцсетей, которые сейчас лучше не называть?

Михаил Фадеев: Существенная, колоссальная доля коммерческого трафика перетекла в Телеграм. Причиной тому — не только запрет некогда популярных в России социальных сетей, но и перемены в поведении пользователей: в 2022 г. пользователи интернета резко перехотели бездумно листать ленту с красивыми глянцевыми девушками и смешными котиками, больше стали охотиться за предметной актуальной информацией о текущих событиях в мире. Сейчас интернет-пользователь более придирчиво относится к выбору инфлюенсеров, которым готов дать кредит доверия.

Потому совершенно не факт, что условный блогер-звездуля, который год назад давал отличные охваты и конверсию в продажи в популярной западной соцсети, переберётся в Телеграм и будет там генерировать те же охваты и продажи. Многие «звёзды» благополучно погасли с наступлением кризиса-2022. Одна из причин — подписчикам перестал быть интересен их лайфстайл-контент и пустопорожняя голожопая философия.

Но мало просто знать, на какие площадки ушёл коммерческий трафик. Необходимо понимать разницу в специфике площадок, уметь анализировать разницу в восприятии контента, поведение аудитории каналов того или иного типа. Важно уметь правильно и осознанно адаптировать рекламный контент под специфику конкретной площадки. Вроде понятно, что подача информации в Телеграме отличается от подачи информации в YouTube –, а как именно отличается? Какие принципы и заходы срабатывают, а какие — нет? Чтобы выяснить это, нужно время и целый ряд экспериментов. Мы в моём агентстве АМР ещё до спецоперации нарабатывали значительную экспертизу в том же Телеграме, экспериментировали с ВКонтакте. В течение нескольких лет учились правильно заходить с сообщениями о продуктах наших клиентов на разные типы аудитории. За это время мы поняли, что рекламный контент, сделанный «от души, по наитию», и рекламный контент, созданный по строгой методологии и с учетом поведенческих факторов и специфики площадки, — дает разницу в конверсии в 1,5–2 раза в пользу второго подхода. Все эти методики я описываю открыто у себя на сайте.

Вот весной бизнес побежал сломя голову во ВКонтакте и в Телеграм, начал тыкаться вслепую в эти площадки, не понимая толком, как в них работает маркетинг, какой контент нужно создавать, как себя ведёт аудитория. Думая, что там работает всё то же самое, что работало в западных соцсетях. А у нас уже была многолетняя экспертиза на этих площадках. А мы уже знаем, какие коммерческие активности имеют смысл во ВКонтакте, какая специфика у рекламного продвижения в Телеграме — потому что годами понемногу, но регулярно тестируем разные инструменты на разных площадках. А не начинаем думать об этом, когда у нас отнимают привычные и наиболее эффективные каналы продаж.

Так что с весны 2022 года я активно начал продавать моим клиентам только то, что уже к тому моменту точно проверил на практике и точно знаю: этот инструмент, заход, площадка — работают.

Причём большинство экспериментов я проводил и провожу за свой счёт, на рекламе моего собственного агентства, в которую я ежемесячно инвестирую по 1,5–2 млн рублей. Вообще уникальность моего подхода — я такого больше ни у кого из коллег по рекламному рынку не встречал — в том, что прежде чем предложить моему клиенту какой-то новый инструмент или методику, я обкатываю её на себе самом, запуская рекламу своего агентства.

Это совершенно иной подход, в противовес классическому подходу большинства агентств: «Мы продвигаем своих клиентов контекстом, а себя — почему-то выступлениями на отраслевых конференциях… Но вы верьте, что именно контекст у вас сработает очень хорошо!». Я же предлагаю клиентам проверенные на себе самом маркетинговые инструменты, регулярно рассказываю про свои собственные эксперименты в своём Телеграм-канале и на сайте. И когда приходит очередной кризис, вынуждающий отойти от привычных способов действий, я знаю, что предложить клиентам из новых, оставшихся эффективными инструментов. И ко мне натурально выстраивается очередь новых клиентов, потерявших точку опоры из-за закрытия основных каналов привлечения трафика.

Я настаиваю, что нельзя держать все яйца в одной корзине. Можно и нужно использовать разные каналы и площадки: не только суперэффективные, но и просто эффективные, и даже неэффективные сегодня, но с хорошим потенциалом развития. Не запираться в единственном способе действий, не снимать руку с пульса рынка.

Но отмечу главное — мы в один момент после февраля-2022 не перестали быть обществом потребления

CNews: Хорошо, эффективные рекламные площадки всё ещё есть. А разве покупательская способность не снизилась? Как это отражается на продажах?

Михаил Фадеев: Покупательская способность действительно снизилась, но дело не только в этом. Изменилось базовое поведение потребителей: одни люди в стрессовой ситуации боятся тратить деньги, другие расходуют их на что попало без всякой логики. Но отмечу главное — мы в один момент после февраля-2022 не перестали быть обществом потребления. Люди по-прежнему настроены покупать, потреблять и снова покупать. Вопрос только в том, что покупки становятся более осмысленными, осторожными. Потребителя сложнее «подбить» на что-то для него новое, незнакомое. С другой стороны, вернусь к началу нашего разговора, многие привычные продукты и услуги стали недоступны. А потому грамотно «окучив» вот такого растерянного потребителя, лишённого привычных благ, можно даже небольшими вливаниями в маркетинг раскачать продажи. Даже на общем пессимистичном фоне тотального снижения спроса. Просто нужно понимать и учитывать, как себя ведёт покупатель сегодняшний.

Сейчас решающее значение приобретают уже не красивая упаковка и навязывание рекламой определённых шаблонов потребления, но смыслы, которые бизнес передаёт и транслирует со своими товарами и сервисами. Я не имею в виду громкие лозунги и красивые слоганы. Я говорю именно про глубинную идею, заложенную в продукт. Про смысл, в котором покупатель увидит нечто близкое именно себе, нужное здесь и сейчас — мимо чего он просто не сможет пройти, но непременно захочет встроить в свою повседневность.

Один и тот же товар будет продаваться совершенно по-разному, если говорить о нём нечто докризисно бессмысленное и затёртое вроде «Стильный дизайн… лучшее качество по доступной цене… подходит под любой интерьер…», — и если найти и подсветить реальные его конкурентные преимущества и показать, каким образом эти преимущества решают конкретные задачи клиента. Парадоксально, но на рынке довольно мало маркетологов, которые умеют зреть в корень, умеют именно вытаскивать и подсвечивать конкретные преимущества товаров и сервисов. Умеют смотреть на товар глазами клиентов и вытягивать из него эти самые сокровенные смыслы. Рассказывать потенциальным покупателям о товарах через призму вопросов вроде «Когда, зачем и почему человеку нужно именно это, почему это ему должно быть интересно и полезно?», а не «Какой бы яркий и громкий слоган придумать, чтобы впарить эту штуку?».

Причём смысл в товаре-продукте нужно не просто найти, а ещё и сформулировать. Сформулировать простым понятным языком, без лишнего пафоса и елея: ёмко и понятно для потенциального покупателя. Потому что перегруженный информацией современный человек, которого ежесекундно со всех сторон атакуют какие-то слова, лозунги, речи, картинки, блёстки, — этот человек просто не будет слушать долгие пространные излияния о том, почему ваш продукт замечательный. Равно как останется глух он к сладострастному елею типовых рекламных заходов: «Почувствуй силу сегодняшнего дня! Попробуй…! Ощути аромат!…»

Однако даже если получилось «вложить» в голову потребителя все смыслы товара-продукта, не всегда можно рассчитывать на мгновенные продажи. Потому есть ещё такой новый фактор в поведении потребителя, как отложенный процесс принятия решения о покупке. По статистике, которую я собираю для клиентов, кому мы делаем комплексный маркетинг, выходит, что от 50% до 75% продаж — это именно отложенный спрос, покупки НЕ в момент контакта с рекламным сообщением. То есть не покупка сразу после того, как увидел рекламу здесь и сейчас, а итог многократных контактов покупателя с брендом, многих упоминаний бренда, нескольких этапов «Мне надо подумать».

Большинству людей, чтобы принять решение о покупке, требуется множество «касаний» с брендом и время — от пары недель до полугода, а если продукт дорогой и сложный — то и год-полтора. Увидел у одного блогера, потом у другого, потом статья на тематическом ресурсе… Пошёл в Яндекс, собрал информацию там, тут же забыл о бренде на некоторое время… потом опять увидел рекламу у третьего блогера, написал компании в директ, потом отошёл помыть посуду и ещё на месяц забыл о бренде….

Доля таких «отложенных» покупок и раньше была довольно большой, постоянно росла. Но после начала спецоперации такое поведение потребителей стало просто превалирующим. Снова вспомню про резкий весенний скачок продаж тюменских наушников CGPods, о котором я говорил выше. Те, кто откладывал покупку приглянувшихся им наушников, резко побежали покупать, ожидая подорожания и стремясь спасти деньги, вложив их во что-то ценное. Наглядный пример отложенного спроса, который резко, как по нажатию кнопки, перешёл в реальный.

И эффективный опытный маркетолог обязан уметь правильно оценивать и обсчитывать такой «отложенный спрос».

Но честный профессиональный маркетолог — он, как и честный профессиональный врач, никогда не даёт гарантий

CNews: Самый каверзный, наверное, вопрос. Вы очень хорошо говорите и про важность смыслов, и про правильность работы с оставшимися каналами продвижения. Но вот, положим, я предприниматель. Какие гарантии вы, как маркетолог, даёте сейчас мне, предпринимателю, если я строго следую вашей методе. Ведь в текущих реалиях особенно остро стоит вопрос эффективности — чтобы маркетинг был, как вы говорите, «генерирующим», а не как в сытые годы — классическим «потребляющим». Иными словами, а что, если деньги, вложенные в рекламу, не отобьются — что тогда?

Михаил Фадеев: Я прекрасно понимаю: когда человек вкладывает в раскрутку крупную сумму, он хочет уверенности, что принял лучшее решение. Что именно в тот или иной маркетинг, те или иные каналы стоило вложить полтора-два миллиона рублей, а не… ну, не знаю, купить квартиру в Дубае и сдавать её посуточно тем, кто бежал от мобилизации — чем не инвестиция? Чем не пассивный доход?

Но честный профессиональный маркетолог — он, как и честный профессиональный врач, никогда не даёт гарантий. Мы можем следовать определённым процедурам и технологическим картам и при этом рассчитывать получить определённый результат. Именно рассчитывать. Но в маркетинге, как и в медицине, есть факторы, которые невозможно формализовать на 100%, описав процесс системой конечного числа математических уравнений. То есть параметров, влияющих на процесс, очень много, и не все они поддаются прогнозированию. Вот мы с вами говорили: внезапно в 2022 году бизнес лишился сразу всех «жирных» инструментов и каналов продвижения. Плюс поведение потребителя изменилось просто драматически, покупательская способность тоже разом снизилась. Кто это мог предвидеть? А до этого были пандемийные изменения, а до них — глобальные изменения в алгоритмах работы поисковых систем. Всё это неожиданно и резко ударяет по эффективности старых, проверенных и годами обкатанных инструментов продвижения. И это я ещё не говорю про сезонный спрос. Не так давно мы продвигали товар не просто сезонного спроса, но ориентированный на жаркую погоду. А в 2022 году в начале мая были ещё минусовые температуры, тогда как в другие годы народ уже в шортиках на шашлыках на майские праздники грелся. Вот как это предвидеть? Никак! И никакими маркетинговыми инструментами такие вещи не скомпенсировать. Нет жары — нет сезонного роста спроса. Точка! Затраты на маркетинг не окупились.

Или, скажем, в момент выхода конкретной рекламной интеграции у блогера внимание потребителей будет отвлечено какой-нибудь неожиданной глобальной политической мега-новостью. Когда взорвали Крымский мост — все побежали смотреть новостные каналы. А канал блогера — развлекательный! Его аудитория резко падает, рекламная интеграция не получает нужного внимания, а, следовательно, не генерирует ожидаемого уровня продаж. Или завтра на рынке вдруг появится конкурент, который неожиданно предлагает то же, что и вы, но звонче и лучше, а главное — дешевле…

Это всё — естественные риски предпринимателя, маркетолог не может и не будет на 100% вписываться в эти риски. Это именно риски бизнеса.

Честный маркетолог может, например, дать исчерпывающую информацию о своей работе на более-менее похожих продуктах и рынках. Может дать более-менее точный прогноз для рекламной кампании. Может, в конце концов, рвануть рубашку на груди и поклясться, что приложит все свои знания, опыт, рвение для того, чтобы принести вам как можно больше продаж. Но именно гарантировать, что всё получится — нет. Так же, как честный врач расскажет, как лечил множество пациентов с тем же диагнозом, похожей клинической картиной, но он никогда не гарантирует, что вы 100% выздоровеете после операции или курса вкусных таблеток.

Так что, если вы требуете от маркетолога (или от врача) гарантий, пытаясь получить таким образом самоуспокоение, то тем самым лишь включаете ухудшающий отбор. На любом рынке среди любого профессионального сообщества найдётся некоторое количество людей, которые пообещают вам что угодно — лишь бы получить доступ к вашим деньгам. А потом красиво выйдут из соглашения, объяснив, почему результата нет, но вы сами виноваты. Поэтому чем сильнее вы требуете гарантий от маркетолога, тем дальше вы уходите от профессионалов, и тем ближе вы именно к мошенникам и не вполне чистоплотным дельцам от маркетинга. Которые дадут вам любые 100% «гарантии».

Правда, и тут я иду вразрез с принятыми у классических агентств «индустриальными стандартами». Даже если по каким-то причинам, не связанным с моей работой, рекламная кампания клиента не «стрельнула», я со своей стороны, часто за свой счет, делаю дополнительные активности, чтобы всё-таки выжать максимум из инвестиций в рекламу. Вообще считаю это нормальным — даже если моей вины как маркетолога-продвиженца нет, если так сложились факторы, если сработали указанные выше риски — я не считаю этичным зарабатывать на таких кампаниях, где клиент в убытках. В этом случае я делаю дополнительные активности, отрабатывая кампанию без прибыли для нашего агентства. Если не заработал клиент — я тоже не заработал. И не важно, что причиной послужили НЕ мои действия, а комбинация естественных негативных факторов. Зарабатывать на убытках клиента я не хочу и не могу. Это не профессионально.

CNews: Да, подход, достойный уважения. Дайте пару конкретных практических советов эффективного маркетолога — небольшим предпринимателям, которые не прокрастинируют в ожидании, когда всё «наладится», а хотят проактивно действовать здесь и сейчас? На что стоит обратить внимание, чтобы снизить зависимость бизнеса от кризисных пертурбаций?

Михаил Фадеев: Совет первый: вы сильно снизите зависимость своих продаж от кризисов, смены площадок и изменений потребительского поведения, если пойдёте по пути создания собственной экспертности. Потому что даже на дне кризисных падений спроса, как я уже говорил, люди не перестают покупать и потреблять. Но в периоды «затягивания поясов» потребитель не склонен экспериментировать и пробовать — скорее пойдет по привычному пути: люди отдадут последнее, но пойдут к лучшему специалисту. Ну или к самому известному, кого они считают экспертом. Например, если вам нужен самый дизайнерский в России логотип, то вы, вероятно, сразу вспомните Тёму Лебедева. По сути, человек олицетворяет собой целое направление услуг — дизайн. Поэтому даже когда на рынке дизайна будет кризис и коллапс, у Тёмы будут клиенты. Если уж делать дизайн на последние — надо делать его у лучшего.

Второй совет — работа над персонификацией вашего бренда или компании: в последние годы всё более явно проявляется тенденция «люди покупают у людей». Покупатели откровенно грустят от обилия глянцевых продуктов безликих крупных корпораций, от выхолощенных слов и одинаковых бездушных сервисов. Людям не хватает тепла человеческого взаимодействия, эмоциональной компоненты. Люди всегда охотнее купят у людей, чем просто нечто безлико-корпоративное с полки супермаркета. Это я считаю очень важным учитывать, выстраивая бренд. Поэтому я считаю крайне эффективным по максимуму вводить в продвижение персону — владельца бизнеса или человека, олицетворяющего бренд (амбассадора). Чем больше персонифицированного, человеческого будет в вашем продукте, тем сильнее будет ваш бренд, тем охотнее покупатели будут отдавать за него свои кровные даже в период кризиса. При прочих равных именно персонификация бренда, человек, стоящий за ним, станет решающим фактором выбора именно вашего продукта, а не продукта конкурента. Это ещё один фундамент, который не позволит спросу на ваш продукт упасть до нуля даже в период жесточайшего кризиса.

Правда, тут есть одно важное обстоятельство. И создание собственной экспертности, и персонификация бренда — процессы длительные и достаточно дорогостоящие. В отличие от классических трафиковых каналов продвижения, это не то, что окупается в моменте. Эти факторы начинают работать в совокупности с активным продающим маркетингом на длинном периоде — месяцев и даже лет. Вот я после выхода на открытый рынок из узкой тематической ниши, где я работал до 2017 года, прокачивал свою экспертность полтора года, суммарно потратил на это уже больше 20 млн рублей.

Кому интересно — подробности описывал в статье на своём сайте.

CNews: Не слабо. А что делать тем, кто не готов к таким инвестициям, а фундамент против кризисов хочется?

Михаил Фадеев: Ну хотеть не вредно. :) А если серьёзно, то тут есть два варианта. Во-первых, институт кредитования никто не отменял. Вы же не думаете, что сможете запустить производство нового продукта без вложений в станки, оборудование, обучение персонала новым навыкам? На всё на это нужны инвестиции. Но многие почему-то уверены (и это типичная ошибка российских предпринимателей — прямо классика!), что достаточно произвести хороший востребованный продукт, и за ним сразу же выстроится очередь желающих его купить. На деле же предприниматель вкладывает огромные деньги в разработку, в производство, берёт кредиты, берёт в лизинг оборудование. А на маркетинг в итоге ничего не остаётся. Вот и сидит с полным складом вроде бы так нужного всем, вроде бы так востребованного всеми продукта. О котором тупо никто не знает.

А для предпринимателя нет ничего удивительного взять кредит на запуск производства, а вот на запуск системного маркетинга, продвижения… Почему-то маркетинг считают отраслью скорее вспомогательной, хотя любому бизнесмену там, у них, на Западе, ясно как божий день: недостаточно произвести хороший продукт, его ещё надо продать. А потому маркетинг не менее важен, чем производство. А то и более важен. Думайте об инвестициях в рекламу и продвижение заранее — на этапе проектирования продукта-сервиса-услуги. Закладывайте затраты на продвижение в общий финансовый план проекта.

И ещё один совет. Если необходимость эффективного генерирующего маркетинга для вас очевидна, но денег всё равно нет и кредиты не дают — тогда остаётся одно, перестать спать ночами и отдыхать в выходные и садиться изучать чужой опыт, самостоятельно становиться чуть-чуть маркетологом: подсматривать методики, запускать их, экспериментировать. Этот подход я тоже как-то в подробностях описывал на своём сайте. У него, конечно, имеется ряд минусов, но есть и существенный плюс: если у вас всё получится, вы никогда и никому больше не будете платить за генерирующий маркетинг, а будете всегда эффективно продвигать свой бизнес самостоятельно. Даже в периоды жесточайших кризисов.

Полный текст статьи читайте на CNews