Марсианские метеориты содержат информацию о возникновении на планете воды

Изучив частицы марсианских метеоритов Northwest Africa 7034 (Черная красавица) и Allan Hills 84001, команда ученых во главе со старшим преподавателем планетоведения Аризонского университета Джессикой Барнс (Jessica Barnes) сделала любопытные выводы относительно возникновения на Марсе воды, а также происхождения самой Красной планеты.

Фото: phys.org

Результаты анализа, опубликованные в журнале Nature Geoscience, демонстрируют, что вода на Марсе, скорее всего, возникла из двух совершенно разных источников. При этом Марс, в отличие от Земли и Луны, никогда не был полностью покрыт расплавленным океаном из магмы.

«Историю воды на Марсе пытались выяснить многие люди, — говорит Барнс, — Откуда появилась вода? Как долго она существовала на поверхности Марса? Откуда вода появилась во внутренних породах планеты? Что она может рассказать о формировании и эволюции Марса?» Ответа на эти вопросы до сих пор не найдено.

Барнс и ее команда смогли буквально по крупинкам сложить историю существования на Марсе воды, используя для этого данные двух видов (или изотопов) водорода. В ядре первого изотопа, протия, содержится один протон. Иногда такой изотоп называют «легким водородом». Второй изотоп называется дейтерием и его ядро состоит из протона и нейтрона. Этот изотоп называют «тяжелым водородом». Соотношение двух этих изотопов водорода в марсианских метеоритах рассказало ученым о процессах и возможном происхождении воды в камнях, минералах и стеклах, обнаруженных на Марсе.

В течение двадцати лет ученые фиксировали и изучали изотопные соотношения с марсианских метеоритов. В результате был сделан вывод, что соотношения легкого и тяжелого изотопов присутствовали на Марсе в течение четырех миллиардов лет. Эта информация показалась ученым интересной, но странной.

«Как объяснить то, что атмосфера Марса с течением геологического времени менялась, а кора оставалась неизменной?»

«До начала нашей работы принято было считать, что по своему составу недра Марса напоминают земные (…). Различия между соотношениями изотопов в образцах с Марса объяснялись либо загрязнениями, либо накоплением изотопов из атмосферы Земли», -говорит Барнс.

Авторы исследования поставили данную теорию под сомнение. В ходе работы ученые обнаружили, что два отличных по геохимическому составу вида марсианских вулканических пород содержали воду с разным соотношением изотопов водорода. Одни минералы содержали больше дейтерия, чем другие.

На основании этого ученые сделали вывод, что марсианские метеориты содержат соотношения изотопов из разных резервуаров воды. Следовательно, вода на Марс могла попасть не из одного источника, а, как минимум, из двух. При этом сама Красная планета, в отличие от Земли, после своего возникновения не представляла собой океана из расплавленной магмы.

Источник