Марина Векшина, Planetra: Системы Demand Planning становятся трендом бизнес-планирования
После ухода крупных иностранных игроков российские компании разделили между собой потребительский спрос и выстраивают новые логистические цепочки. В этих условиях прежние ручные методы планирования спроса не справляются с непредсказуемостью рынка. Как ИТ помогает эффективно планировать спрос, какие новые подходы в планировании актуальны в 2024 году и что получит бизнес от внедрения систем Demand Planning рассказала Supply Chain Product Owner компании Planetra Марина Векшина.
CNews: Почему в текущей рыночной ситуации критически важно планировать спрос?
Марина Векшина: Бизнес испытывает большую неопределенность. Мы только пережили коронавирусные ограничения, а теперь политическая ситуация изменила работу с внешними поставщиками. Это привело к непредсказуемости спроса, дефиците товаров и снижению надежности цепочки поставок.
В таких условиях крайне сложно прогнозировать поведение покупателей. Поэтому предприятия с длительным циклом производства находятся в самом невыгодном и рискованном положении за счет того, что не могут тщательно планировать закупки, выпуск товаров и финансовые результаты.
Эти проблемы решает грамотное планирование спроса. Инструменты управления и анализа спроса позволяют быть более гибкими, быстро реагировать на изменения рынка и контролировать риски.
CNews: Что не так с прежними методами планирования спроса?
Марина Векшина: Так сложилось, что большинство российских компаний планировали спрос без системы и методологии — просто в Excel. Специального отдела, который исследует математические методы и тонкости анализа, в компаниях не было. Это нормально в стабильной ситуации, когда можно получить точные данные. Но в 2023 году, когда рынок изменился, а цепочки поставок разрослись, бизнес продолжает использовать банальные схемы прогноза, которые не учитывают чувствительность рынка. Это все приводит к высоким рискам и убыткам.
CNews: Какие новые подходы в планирования спроса нужны бизнесу в 2024 году?
Марина Векшина: Во-первых, это переход от ручного планирования в Excel к специализированному софту — Demand Planning. Без этого невозможно выстроить планирование на крупных предприятиях. А еще это дает серьезное конкурентное преимущество, потому что, как я уже сказала, большинство компаний до сих пор используют ручные инструменты.
Второй подход, который наконец начинает внедряться в российский бизнес, — интегрированное бизнес-планирование. С его помощью компания может организовать сквозные бизнес-процессы в единую стройную систему, чтобы достигать своих стратегических целей. Это сложный процесс, который внедряется поэтапно. И планирование спроса — отправная точка в интегрированном планировании.
Поэтому можно смело сказать, что системы Demand Planning становятся трендом бизнес-планирования 2024 года.
CNews: В чем преимущества системы Demand Planning по сравнению с ручным планированием?
Марина Векшина: Функции планирования спроса в Excel сильно ограничены. Он не справляется с анализом сложных данных и с трудом обрабатывает большие объемы информации. ИТ-решение работает с продвинутой аналитикой и помогает детально планировать любые показатели на разных горизонтах планирования.
Второй момент — это сценарный анализ. В Demand Planning есть блок, который позволяет выстроить работу предприятия с учетом возможных отклонений в будущем. Например, что если будут проблемы с закупками у поставщиков? Какой результат получит компания, если изменит цену товара? Сценарный анализ помогает бизнесу учитывать неопределенность рынка: прогнозировать разные ситуации, чтобы в случае их наступления у компании был готовый план действий.
И третье — современные методы и подходы к планированию спроса просто невозможно использовать вручную.
CNews: Уточните, пожалуйста, о каких методах и подходах идет речь?
Марина Векшина: Во-первых, изучение потребительского поведения и географии покупок. В разных регионах покупательская способность и потребности отличаются, поэтому компаниям нужно прогнозировать спрос по каждому региону отдельно, чтобы точно рассчитать объемы производства и уровень запасов. При этом, учитывается не только история продаж, но и текущие рыночные тенденции и факторы, которые влияют на спрос. Это огромные массивы данных, которые сложно обрабатывать и интерпретировать ручным способом.
Но самое важное, что дают современные системы, — индивидуальная матрица планирования на каждой торговой точке. По моему опыту работы в консалтинге, крупные предприятия — FMCG и ритейл используют сегментацию точек продаж на основе их размера и объема операций. То есть, они разделяют точки на категории: мини-формат, средний формат, максимальный формат и применяют усредненные правила объема снабжения. В этом случае бизнес не оптимизирует свои ресурсы и может упускать значительную долю продаж. Но получить и проанализировать данные по каждой точке в том же Excel, очевидно, не получится.
Мы с командой используем эти подходы в нашем продукте Demand Planning Planetra, поскольку среди актуальных методов планирования спроса они дают самый высокий финансовый результат.
CNews: Можете рассказать о результатах подробнее? На примере конкретного кейса: какие выгоды может получить компания после внедрения Demand Planning?
Марина Векшина: Да, приведу такой пример: я участвовала во внедрении системы планирования для российского производителя экологичной косметики. Продукция компании попадала под категорию «редкий спрос», поскольку была уникальной. Из-за этого прогнозировать спрос было сложно, и бизнес нес высокие издержки.
Мы оптимизировали процессы компании, настроили алгоритмы прогноза и внедрили ИТ-систему планирования по индивидуальной матрице, о которой я как раз говорила. В результате оборачиваемость продукции бренда сократилась со 130 до 90 дней, а точность прогноза выросла на 8%. Кроме того, нам удалось уменьшить old-stock в 2 раза, в компании он составлял больше 50%.
CNews: Каковы затраты на внедрение системы для компании?
Марина Векшина: Зависит от типа решения. Тренд текущего рынка — платформы low-code и no-code. Это системы планирования, которые не требуют написания кода. Срок разработки и внедрения у них короче по сравнению с классическими хардкодными решениями — от 3 до 6 месяцев. И, соответственно, стоимость тоже ниже.
Второй фактор — сложность бизнеса и агрегации данных. Здесь нет как таковой вилки по цене, но затраты на внедрение окупаются в течение года. Это происходит за счет выгод, которые получает компания, например, высокой оборачиваемости и уменьшения замороженного капитала.
CNews: Если системы настолько эффективны, что мешает их повсеместному внедрению в России?
Марина Векшина: Дело в том, что российский бизнес немного отстает от зарубежных трендов развития рынка. Если зарубежный рынок уже стоит на рельсах интегрированного планирования и вообще не использует ручные операции, то для нас это новое решение. Плюс, в текущих финансовых условиях владельцы бизнеса боятся рисковать и инвестировать в российский софт. Но чем больше успешных кейсов появится в России, тем больше компаний начнут применять системы планирования.
CNews: Вы упомянули российские системы планирования. Способны ли отечественные решения заменить иностранные аналоги, которые сейчас недоступны в условиях санкций?
Марина Векшина: В основном компании использовали продукты SAP и Anaplan. В качестве альтернативы после ухода вендоров рынок предложил систему 1С. Всем известно, что это отличная программа, но она предназначена для бухгалтерского учета, управления финансами и складом и не поддерживает продвинутые функции планирования. Из-за этого остро встал вопрос замещения иностранного софта. Тогда на рынок вышли игроки, которые могут оперативно настроить и внедрить ИТ-решение с полной заменой функциональности западных систем. Это как раз low-code и no-code решения, и мы являемся одним из ключевых разработчиков.
CNews: В чем преимущества продукта компании Planetra по сравнению с другими отечественными системами Demand Planning?
Марина Векшина: Во-первых, мы создаем наши решения на базе no-code платформы Knowledge Space. В этом году она заняла первое место в рейтинге лучших российских IBP-платформ по версии C-News. Во-вторых, мы предлагаем клиентам все преимущества no-code решений: быстрый цикл внедрения — от 3 до 6 месяцев и гибкую масштабируемость без написания кода.
Еще одно преимущество в том, что Planetra — не просто разработчик. В нашем штате больше 15 экспертов-методологов по планированию в разных отраслях, которые участвуют в настройке каждого решения. Мы понимаем боли бизнеса и можем помочь клиентам оптимизировать их процессы.
Плюс ко всему, ряд моих коллег работали у иностранных вендоров, а лично я была архитектором системы Anaplan. Поэтому мы в курсе принципов и тонкостей работы западных решений и знаем, как безболезненно перевести бизнес с одной программы на другую.
CNews: Каким вы видите будущее систем Demand Planning в России?
Марина Векшина: Я предполагаю рост популярности Demand Planning среди бизнеса и дальнейшее масштабирование до интегрированного планирования. Если говорить о технических деталях, то гибкие решения займут рынок. Это решения с коротким сроком внедрения, которые могут поддерживать сотрудники клиента без центров поддержки вендоров. Речь как раз о no-code системах, с которыми мы работаем.
Полный текст статьи читайте на CNews