Куда ушли средние сайты?
Плюсы и минусы сайтов на готовых решениях. Опыт ITConstruct
Дата публикации: 01.06.2017
Я директор компании ITConstruct. Мы занимаемся веб-сайтами уже 12 лет. Уже 7 лет мы лидеры партнерского списка 1С-Битрикс, и умеем работать с крупным, средним и малым бизнесом.
У нас есть офисы в Москве и Новосибирске, мы обладаем компетенцией «Крупные корпоративные внедрения» и делаем несколько крупных и много средних и небольших проектов в год.
Мы специализируемся на интернет-магазинах и корпоративных сайтах, которые решают бизнес-задачи заказчика. У нас есть одна из лучших техподдержек в отрасли, и сейчас практически 50% оборота приносит нам поддержка и развитие сайтов и Битрикс24.
Работая и на московском, и на региональных рынках, мы сталкиваемся с изменением рынка веб-разработки.
Этих изменений много:
-
изменились ожидания клиентов от сайтов — наконец-то для многих бизнес-приоритеты стали важными
-
усложнение внутренней логики работы интернет-магазинов
-
уже существует много хороших примеров сайтов и интернет-магазинов, на которые ориентируется клиент
-
при этом есть явно выраженное отставание знаний клиента от реалий отрасли (особенно в регионах)
-
желание получить работающий проект быстро
и др.
Особенно ярко выражено это при создании среднего сайта.
Что такое средний сайт?
Это проекты 3–9 месяцев работы, 150–500 т.р. для корпоративного сайта и 200–700 т.р. для интернет-магазина.
Средний сайт — это обязательно проект для клиента из среднего или малого бизнеса. Проект для крупного бизнеса не подпадает в эту категорию, даже если он небольшой, потому что схема взаимодействия с клиентом отличается от сегмента СМБ.
Как продаются и как выбирают подрядчика в этом сегменте?
Мы хотим и умеем работать в этом сегменте. В средних сайтах мы конкурируем с массой других игроков, начиная от небольших веб-студий и заканчивая собственными специалистами. А в последнее время часть проектов забирает на себя SaaS сервисы.
Очень часто подрядчика выбирают по цене. Вторым значимым фактором являются рекомендации и портфолио.
У нас хорошо с рекомендациями и портфолио и очень привлекательные цены, если бы не одно «но».
Стоимость наших услуг формируется из планируемых трудозатрат. За 12 лет мы накопили большой экспертный опыт, и многие блоки в смете нами оцениваются выше, чем у небольших начинающих веб-студий, просто потому, что они действительно делаются дольше, чем по оптимистичным прогнозам неспециалистов.
Поэтому наше предложение часто оценивается заказчиками как очень хорошо проработанное, но значительно дороже, чем у конкурентов.
Мы мониторим результаты тендеров, и очень часто спустя заявленный срок запуска проекта у заказчика так и нет сайта, либо он явно не соответствует тому, что обещал выигравший тендер подрядчик.
Поэтому, нам важно предлагать клиенту решения, по которым он выберет нас, решит свои бизнес-задачи и останется с нами на поддержку.
Какой вариант мы нашли?
Это разработка сайта на готовых решениях.
Что такое готовые решения
Наверное, всегда при разработке сайтов веб-студии старались использовать готовые модули и наработки — свои или чужие.
Следующий шаг — это использование шаблонов и типовых решений.
Однако, шаблоны (например, с TemplateMonster) не являлись полноценным сайтом. Их можно было воспринимать только как набор блоков для составления из них индивидуального сайта. Типовые решения, разработанные одной веб-студией, часто покрывали только одну из отраслей / один тип клиента.
Ситуация изменилась, когда у поставщиков CMS появилось большая библиотека готовых решений.
Конкретно, для 1С-Битрикс это несколько сотен готовых сайтов (посмотреть их можно здесь), которые закрывают большинство задач клиентов из самых разных отраслей экономики.
Еще несколько лет назад такой «критической» массы готовых сайтов не было.
Готовый сайт отличается от шаблона тем, что его можно прямо поставить и, заменив контакты и информацию, использовать. Он предоставляет не только дизайн, но и вариант сценариев использования.
Что получает клиент
Мы предлагаем поэтапную разработку и запуск сайта:
-
Подбираем подходящие варианты готовых решений
-
Заменяем контакты и информацию
-
Запускаем первую версию проекта
-
Собираем список задач на доработку.
В результате, возникает несколько моментов, приводящих к ситуации win-win:
-
Вместо покупки кота в мешке, клиент покупает частично видимого кота:
-
Дизайн и структура сайта видны
-
Сценарии использования и поведение элементов тоже видны
Для клиента закрывается одна из главных задач — он видит сайт как продукт, а не как услугу
-
-
Происходит существенная экономия на дизайне.
Большинству клиентов, несмотря на их утверждение о важности дизайна, достаточна небольшая индивидуализация типового сайта. А при этом индивидуальный дизайн адаптивных сайтов — это дорогостоящее мероприятие, которое нужно делать качественно и с проработкой деталей. Использование готового решения снижает затраты на этот этап до 10–20% от стоимости индивидуальной разработки, что в общих суммах затрат на сайт составляет экономию до 70% цены.
-
Вы избавляетесь от бесконечного обсуждения пожеланий клиента к дизайну, которые не вызваны никакими бизнес-целями.
-
Конечно, вы экономите время — это несколько месяцев.
-
Клиент сосредотачивается на реализации своих бизнес-задач, и в режиме развития проекта оплачивает вам за год сумму, сравнимую с индивидуальным сайтом
-
Отдача от проекта видна клиенту сразу. Проект приносит деньги спустя 1–2 месяца после старта, а не через год (средний срок разработки интернет-магазина) при классической разработке сайта
В итоге, мы получаем хороший, приносящий деньги проект, а годовая оплата от клиента сравнима с оплатой за индивидуальную разработку сайта за тот же год.
Подводные камни
Несмотря на кажущуюся красивой схему, в ней тоже есть много нюансов:
-
Готовые решения подходят далеко не всем. Если у клиента есть реальные индивидуальные задачи по дизайну, то выбор нужно делать в сторону индивидуальной разработки
-
Есть отрасли, где готовые решения противопоказаны. Например, промо-сайты.
-
Готовое решение — это готовое решение. При их разработке отсекается всё лишнее. Поэтому, реализованные в них сценарии работы чаще всего ограничиваются только одним каким-то сценарием, и к этому нужно быть готовым
-
Переделка готового решения может быть дороже индивидуальной разработки.
Итог
В итоге применения этой схемы работы, в 2015–2016 годах мы реализовывали по 70 проектов на готовых решениях в год и являлись лидерами по продажам готовых решений среди всей партнерской сети 1С-Битрикс.
Сами же разработчики готовых решений в 2015–2016 годах стали лидерами по продаже лицензий на сайты.
Сейчас мы считаем, что рынок сайтов для сегмента среднего и малого бизнеса сильно изменился. И готовые решения — это то, что лучше всего подходит для этого сегмента, в сфере корпоративных сайтов и интернет-магазинов.
Комментарий: Алексей Соловьев, директор по развитию рекламного интернет-агентства x10
|
|
Я директор рекламного интернет-агентства «x10», Соловьев Алексей Леонидович. Публикация Романа показалась мне интересной, я решил дополнить и прокомментировать ее. Дело в том, что мы как раз работаем с так называемыми средними сайтами, это наша специализация. На ней мы съели не одну @ и знаем всю специфику изнутри. Более того, за 17 лет мы разработали более 1700 сайтов и на данный момент занимаем 9 место в России по количеству созданных сайтов. Ранее мы разрабатывали сайты на базе своего шаблона и своей CMS, но с 2017 года решили перейти на 1С-БИТРИКС и Маркетплейс. В 2017 году мы уже реализовали несколько проектов на 1С-БИТРИКС, получили первый опыт и хотели бы поделиться им с вами. Поэтому я постараюсь дополнить публикацию Романа своими комментариями. В первую очередь, хочу согласиться с Романом Петровым, рынок веб-разработок меняется, меняются и ожидания клиентов к сайтам. Требования клиентов к сайту с каждым месяцем возрастают, усложняются. Но это и так всем понятно, по-другому и не будет. Клиентам сейчас нужен не просто сайт, а стабильный работающий инструмент продаж, готовый к продвижению: недорого, быстро, качественно, с поддержкой — и все в одном месте. Например, если клиент сейчас заказывает интернет-магазин, ему уже сразу нужна и выгрузка товаров из 1С, и автоматический расчет стоимости доставки, и онлайн оплата, seo-оптимизация и еще куча всего. Т.е. клиент хочет прийти в одно окно и получить там все нужные услуги. Понятно, что индивидуальное решение стоило бы в разы дороже, на его разработку потребовалось бы больше времени. Вот тут на помощь и приходят готовые решения (шаблонные сайты) из Маркетплейс, ориентированные на микропредприятия и малые формы бизнеса (см. Википедию). Да, именно на них. Не соглашусь с Романом, для средних предприятий данный продукт не очень подходит и не решает их бизнес-задачи. Да, он может временно закрыть потребность и/или решить определенные задачи, но все же это не тот продукт, который им нужен. Не соглашусь я с Романом и по ценовой политике. Цена, указанная Романом, актуальна для Москвы, но не актуальна для регионов. В регионах ценник можно уменьшать в 2 раза. Это обусловлено более дешевой рабочей силой и более низкими расходами при работе в регионах и небольших городах (по сравнению с Москвой). Да и большинство клиентов в регионе не готовы платить за сайт больше 100.000 рублей. Все-таки уровень жизни в разных городах разный. Мы все понимаем, что практически ВСЕ сайты по большей части имеют достаточно стандартную, типовую структуру, функционал, расположение элементов, навигацию, продиктованную временем, сложившуюся исторически и удобную для пользователя. И зачастую шаблонное (готовое) решение позволяет решить 90% задач клиента. Можно подобрать и купить хорошее решение в Маркетплейс, добавить лицензию 1С-БИТРИКС, провести работы по оформлению, дизайну, индивидуализации сайта и на выходе получить хороший и недорогой сайт в низком ценовом диапазоне. Что касается примерного перечня работ, нам, например, удобен такой вариант: 1. Подбор и покупка готового решения в Маркетплейс. 2. Покупка лицензии. 3. Регистрация домена. 4. Предоставление хостинга. 5. Подключение SSL-сертификата. 6. Развертывание готового решения и активация лицензии. 7. Добавление логотипа, замена цвета и шрифтов в соответствии с фирменным стилем заказчика. 8. Создание/внесение структуры (вкладок). 9. Внесение контактных данных, установка схемы проезда. 10. Внесение контента, предоставленного клиентом. 11. Далее перерисовываем всю графику, рисуем слайды и тизеры. 12. Показываем клиенту первую сборку и вносим корректировки (этап повторяется несколько раз). 13. Пишем недостающие тексты. 14. Подбираем seo-фразы, согласовываем с клиентом. 15. Проводим seo-оптимизацию. 16. Оформляем/прорабатываем/верстаем текстовые страницы сайта. 17. Если это интернет-магазин или каталог, настраиваем выгрузку из 1С, подключаем расчет стоимости доставки, онлайн-оплату и т.д. 18. Внимательно тестируем продукт. 19. Проводим обучение клиента. 20. Подписываем с клиентом акт приема работ. Над проектом работают: веб-программист, контент-менеджер, маркетолог, дизайнер, копирайтер, seo-специалист — все они работают под управлением руководителя проектов. Таким образом, на выходе клиент получает максимально стабильный, максимально качественный и недорогой сайт, полностью готовый к продвижению и всего за 2–3 месяца. Его стоимость составляет в среднем от 70 до 100 рублей за сайт-визитку и от 100 до 150 рублей за каталог или интернет-магазин. По поводу недостатков в шаблонах соглашусь с Романом. При всех преимуществах готовых решений недостатки все-таки есть: — сайты имеют меньшую лидогенерацию в сравнении с индивидуальными решениями; — шаблоны подходят не для всех видов/типов задач и отраслей; — приходится мириться с функционалом и структурой шаблона. |
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine