Кто обучает студентов дистанционного высшего образования — рассказывают преподаватели Нетологии
Популярность высшего образования в онлайн-формате с каждым годом растёт, в том числе благодаря сотрудничеству вузов и EdTech-компаний. В 2022–2023 академическом году в России насчитывалось уже 77 совместных программ — и с каждым годом это число продолжает увеличиваться.
Тем не менее не все знают, кто обучает студентов на онлайн-магистратурах и бакалавриатах: профессора вузов или эксперты образовательных платформ. Мы выяснили у преподавателей направления «Высшее образование» в Нетологии, откуда они приходят на программы, как ведут занятия и общаются со студентами, какими инструментами и навыками обладают и что их мотивирует к работе.
Анастасия Неустроева
Автор-фрилансер
Преподаватели вуза и эксперты-практики: кто учит студентов в онлайне
На программах высшего образования Нетологии работают преподаватели вуза-партнёра и эксперты-практики. Как правило, профессора ведут фундаментальные дисциплины, а практикующие специалисты — прикладные. Каждый занимается тем, в чём он силён.
Преподавательский состав вуза подбирает академический руководитель программы. Он смотрит на компетенции и профессиональный профиль сотрудника — они должны соответствовать дисциплине. Также для него важно, чтобы преподаватель разделял взгляды на содержание учебной программы и мог подстроиться под расписание занятий. В каждом университете могут быть отдельные требования и условия.
Практикующих экспертов для программ ищет команда Нетологии. Ими могут стать преподаватели других курсов образовательной платформы или новые кандидаты: сотрудники компаний, владельцы бизнеса и независимые специалисты в отрасли. Желающие работать на программах подают заявку, затем проходят собеседование и выполняют тестовое задание.
Задача экспертов — делиться со студентами прикладными знаниями и обучать актуальным профессиональным инструментам. Поэтому важно, чтобы они работали по направлению программы не менее трёх лет и занимались этим прямо сейчас. Если у специалиста нет навыков преподавания, он может пройти обучение в «Школе экспертов»: научиться проводить лекции, составлять сценарии занятий и давать обратную связь студентам. В любом случае над подготовкой к вебинарам, созданием учебных материалов и домашних заданий вместе с экспертом работает целая команда программы: продюсеры, методисты и отдел продакшна.
Вот как начинали свою работу на программах действующие преподаватели и какие знания им пригодились ↓
Алексей Бородкин
Академический руководитель онлайн-магистратуры «Продуктовый дизайн» ИТМО и Нетологии
Я работаю дизайн-директором направления b2b в Яндекс Маркете, а руководство магистратурой воспринимаю как занятие для души.
В вузе я учился на врача-кибернетика — поэтому нынешнюю профессию и навык взаимодействия со студентами освоил сам уже в процессе работы. Когда я только занялся продуктовым дизайном, то сразу влюбился в него и решил, что буду делиться своими знаниями со всеми. В итоге стал экспертом Нетологии — преподаю уже около 8 лет. Сначала я отвечал за практические задания на базовом курсе по UX-дизайну, затем начал вести вебинары и работал на разных программах направления.
Когда появилась магистратура с ИТМО, меня пригласили преподавать основы UX-дизайна. Студенты этого курса меня очень впечатлили: я получал от них такую мощную отдачу, что сам горел как преподаватель. Наверное, поэтому, когда университет искал нового руководителя программы, это место предложили именно мне. При других обстоятельствах я бы не решился взять на себя такую ответственность. Но мне так понравилось работать со студентами программы, что я просто не мог отказаться.
Сергей Титов
Доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета, преподаватель онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» вуза и Нетологии
Я работаю в Финансовом университете, а на совместной онлайн-магистратуре веду современный стратегический анализ. Преподаю студентам уже 25 лет: начал ещё в аспирантуре, где требовалась педагогическая практика. Параллельно с этим вёл консалтинговые и управленческие проекты и постепенно втягивался в образовательную деятельность.
Безусловно, моя дисциплина требует актуальных знаний. Поэтому, помимо преподавания, я продолжаю участвовать в бизнес-проектах и занимаюсь разработкой кейсов: изучаю, как устроены управленческие процессы в компаниях, и описываю их.
Андрей Чернышёв
Эксперт онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» Финансового университета и Нетологии
Я независимый консультант: помогаю компаниям запускать бизнес и выстраивать адаптивные процессы. На программе веду дисциплину «гибкие методы управления проектами», которая соответствует моей профильной специализации. Когда в магистратуре искали эксперта, мой бизнес-партнёр преподавал на курсах Нетологии и порекомендовал меня. Вот уже год я преподаю студентам.
Как эксперт я должен не только обладать прикладными знаниями, но и хорошо структурировать и доносить информацию. В преподавании мне помогает фундаментальное образование и профессиональный опыт: я отучился на организационного психолога в Московском психолого-педагогическом университете, иногда провожу тренинги для клиентов, консультирую их — и, по сути, применяю те же приёмы, что и при обучении студентов.
Алёна Жокина
Эксперт онлайн-магистратуры Нетологии и Томского государственного университета «Управление контентом и медиапроектами» и совместной с университетом ИТМО программы «Продуктовый дизайн»
Я работаю арт-директором на разных проектах и параллельно с этим преподаю студентам дисциплину «визуальные коммуникации» и «виды и проектирование визуального контента».
Мне всегда говорили, что я умею хорошо объяснять сложные вещи — поэтому около трёх лет назад я занялась преподаванием. Сперва вела мастер-классы в Британской высшей школе дизайна и читала лекции для предпринимателей. Позже стала членом жюри фестиваля креативных индустрий G8 — там меня заметили продюсеры Нетологии и пригласили стать экспертом на программах высшего образования. Меня подкупила чёткая методология и выстроенная под цели студентов система обучения: мы долго продумывали содержание моих дисциплин с продюсерами и тщательно собирали их с методистами.
В работе со студентами мне помогают университетские знания: по первому образованию я художник декоративно-прикладного искусства, окончила Британскую высшую школу дизайна по направлению «арт-дирекшн и визуальная коммуникация», а сейчас учусь в аспирантуре по культурологии.
Но чтобы расти как педагог, я продолжаю развивать и софт-скиллы: недавно прошла тренинг по групповому взаимодействию, чтобы усилить эффективность преподавания, а также окончила курс ораторского мастерства — считаю, что у лектора должна быть хорошая дикция, большой словарный запас и чистая речь.
Цифровые инструменты, практический опыт и интерес к предмету: что требуется от преподавателя
Обучение на онлайн-программах похоже на традиционное, но организовано оно полностью дистанционно. Занятия проводятся в формате вебинаров, домашние задания выполняются на платформе, а зачёты и экзамены сдаются в Zoom. Кроме того, в онлайне есть видеолекции и лонгриды для самостоятельного изучения, которые преподаватели готовят заранее вместе с командой программы.
В отличие от офлайн-образования преподавателям и студентам не нужно появляться в университете — они могут находиться в любом месте. Чтобы подключиться к занятию, достаточно иметь компьютер и доступ в интернет. Также необходимо владеть базовыми цифровыми инструментами: онлайн-платформой, вебинарными сервисами, редакторами текстов и презентаций.
Какие особенности обучения в онлайне стоит учитывать и что требуется для работы на программах, объясняют преподаватели ↓
Андрей Чернышёв
Эксперт онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» Финансового университета и Нетологии
Онлайн даёт возможность работать из любой точки мира и делает человека более гибким. Я живу в Грузии — если бы для преподавания на программе нужно было приезжать в университет, я просто не смог бы в ней участвовать.
Но есть и сложности. В онлайне пространство взаимодействия со студентами ограничено экраном. Чтобы вовлечь их в процесс обучения, преподавателю приходится выкладываться на 300%. Для этого нужно обладать харизмой, ярче выражать свои мысли, уделять больше внимания активному взаимодействию со студентами, использовать разные приёмы и техники.
Сергей Титов
Доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета, преподаватель онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» вуза и Нетологии
С онлайном я так или иначе сталкиваюсь с начала нулевых. Но по-настоящему плотно работать с этим форматом стал будучи деканом и проректором Московского технологического института: занимался организацией дистанционного обучения и преподавал сам. С тех пор сфера продолжает развиваться: меняются платформы, появляются новые инструменты, такие как электронные доски, внедряются новые методы. Нужно быть готовым постоянно их осваивать. Онлайн-преподавание требует адаптации: когда я только начинал вести вебинары, было странно разговаривать с экраном компьютера, но сейчас это не вызывает психологического дискомфорта.
Считается, что онлайн — то же самое, что и офлайн, только с применением цифровых средств. На самом деле это не совсем так. Педагогические методики и формы подачи материала заметно отличаются. Здесь преподаватель и студент находятся в разном пространстве — контекст обучения получается разорванным.
Наладить связь со студентами и управлять их вниманием помогают разные техники. Важно структурировать время так, чтобы не было долгого одностороннего вещания. Я стараюсь не больше 15 минут объяснять материал и перемежать это другими видами деятельности: разбором кейсов, вопросами и практикой. Также активно использую визуальные средства: помимо демонстрации презентаций, рисую на доске схемы, использую подчёркивания и стараюсь наглядно представить материал. Так у студентов задействуется не только слуховое, но и зрительное восприятие.
Алёна Жокина
Эксперт онлайн-магистратуры Нетологии и Томского государственного университета «Управление контентом и медиапроектами» и совместной с университетом ИТМО программы «Продуктовый дизайн»
Я не люблю жёсткие рамки, поэтому работаю удалённо. Мой график и домашнее пространство организованы таким образом, чтобы я могла свободно совмещать работу и преподавание: заниматься проектом до нужного времени, а потом сразу подключаться к вебинару.
Студентам в онлайне тоже проще: можно учиться в комфортном для себя месте и не тратить лишнее время. Я знаю об этом не понаслышке: когда езжу на сессию в аспирантуре, только на дорогу у меня уходит 3,5 часа. Не говоря уже о стрессе, который каждый раз испытываешь, боясь опоздать. В онлайне этого нет: можно спокойно подключиться к занятию, не оправдываясь перед преподавателем и не отвлекая других студентов.
Алексей Бородкин
Академический руководитель онлайн-магистратуры «Продуктовый дизайн» ИТМО и Нетологии
Онлайн-формат делает образование более доступным для студентов и позволяет привлекать к работе на программах востребованных специалистов. Подбирая преподавательский состав, мы смотрим не на формальные признаки: наличие научных работ, звания или большой стаж. Главное, чтобы человек был увлечён своим предметом.
В остальном всё зависит от плоскости, в которой лежит дисциплина. Если это теоретический предмет, такой как «сторителлинг» на нашей программе, нужна сильная академическая база, если практический, например, «основы UX» и «дизайн интерфейсов», — преподаватель должен сам применять в работе навыки, которым обучает. Часто такие дисциплины берут на себя эксперты, но иногда их ведут и вузовские преподаватели. Так бывает, если у человека есть свежие академические знания или он совмещает работу в университете с практикой по своему профилю.
Если дисциплина предполагает обучение профессиональным инструментам, таким как Figma, преподаватель должен хорошо ими владеть. Но в целом мы используем простые программы, которые большинство специалистов применят в основной работе. Это Google Документы и Презентации для подготовки материалов, Zoom и его аналоги для проведения вебинаров и экзаменов, Miro в качестве доски и онлайн-платформа для оценивания работ студентов.
Вакансия
Станьте экспертом Нетологии
Узнать больше
- Начнёте делиться знаниями и вдохновлять студентов курсов и программ высшего образования
- Выстроите личный бренд и будете расти профессионально
- Станете участником комьюнити экспертов
Вебинары, чаты, ретроспективные и личные встречи: как устроено взаимодействие со студентами
Как и на обычных занятиях в вузе, студенты онлайн-программ встречаются с преподавателем, но уже в формате вебинара: они задают вопросы по изучаемой теме и вместе выполняют практические задания. Преподаватель регулярно проверяет домашние работы, даёт письменную обратную связь и может разобрать ошибки на занятии.
Кроме того, на онлайн-программах можно общаться и вне учёбы: у каждой группы есть общий чат с преподавателями и сотрудниками программы. В нём студенты обсуждают задания и совместные проекты, помогают друг другу справиться с трудностями, спрашивают совета у преподавателя и задают организационные вопросы менеджеру. Частные случаи можно обсудить в личной переписке.
Дополнительно на программах проводятся различные мероприятия: сессии с ответами на вопросы, встречи-рефлексии для сбора обратной связи, мастер-классы и воркшопы. Степень вовлечённости в такие активности зависит от возможностей преподавателя: кто-то находит время, чтобы участвовать в дискуссиях и мероприятиях, кто-то общается со студентами в рамках своего предмета. Но если у студента возникают сложности с освоением дисциплины, задача преподавателя — ему помочь.
Алёна Жокина
Эксперт онлайн-магистратуры Нетологии и Томского государственного университета «Управление контентом и медиапроектами» и совместной с университетом ИТМО программы «Продуктовый дизайн»
На вебинарах я всегда прошу включать камеры, активно участвовать в обсуждениях и рассказывать о своих учебных проектах. Во-первых, так я вижу реакцию студентов и понимаю, что требует подробного объяснения. Во-вторых, так они осваивают важный для дизайнеров навык: умение презентовать свою работу. Я прошу их обосновывать свои решения и задаю наводящие вопросы, чтобы они учились видеть недочёты и могли самостоятельно выполнять рабочие задачи. Поначалу бывает непросто, но я стараюсь создать комфортную среду, в которой студенты не боятся ошибок и обретают уверенность.
При проверке домашних работ я даю подробную обратную связь. Если у студента что-то не получается, мы разбираем это на следующем занятии или задерживаемся после него. Можем обсудить что-то и в общем чате в Discord. Главное — делать это всем вместе, чтобы каждый студент лучше понял тему и избежал таких ошибок в будущем.
Сергей Титов
Доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета, преподаватель онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» вуза и Нетологии
Если студентам что-то непонятно, они далеко не всегда будут это показывать и задавать вопросы. Сложности вскрываются в процессе практики, поэтому на занятиях мы разбираем задания и кейсы. Так, в моей дисциплине есть тема »5 сил рынка», которая часто вызывает вопросы. Я прошу студентов выполнить домашнее задание, а затем рассказать на вебинаре, что у них получилось и какие возникли сложности. Если непонятно, как количество конкурентов и их размер влияет на рынок, мы глубже это разбираем — и я даю ещё одно практическое задание.
Бывает, что вопросы возникают и вне занятия. Тогда мы общаемся со студентами в чатах, личных сообщениях или комментариях к домашним заданиям. Но инициатива, конечно, обычно исходит от них. Сегодня онлайн-коммуникация стала частью нашей жизни: мы переписываемся и со студентами, и с коллегами — это удобно, поэтому я отношусь к такому формату общения только положительно.
Андрей Чернышёв
Эксперт онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» Финансового университета и Нетологии
Я стараюсь не только читать лекции, но и выстраивать взаимодействие с аудиторией. Важно, чтобы студенты и слушали, и активно включались в процесс, и учились думать сами.
Времени на общение вне занятий у меня, честно говоря, не хватает, но если студенты пишут мне в личку, я обязательно им отвечаю. Хотя обращаются они нечасто, потому что большинство вопросов мы успеваем обсудить на занятии и в рамках домашних заданий. Общение в формате живого диалога в этом помогает.
Алексей Бородкин
Академический руководитель онлайн-магистратуры «Продуктовый дизайн» ИТМО и Нетологии
Чтобы студенты были услышаны, а программа отвечала их запросам, мы проводим различные мероприятия для сбора обратной связи. На ретроспективных встречах обсуждаем с группой, как у них идёт процесс обучения и какие сложности возникают. Если студентам кажется, что дисциплина или отдельная тема в ней недостаточно раскрыты, мы вместе ищем возможные причины и решения. Затем забираем вопрос на внутреннее обсуждение с коллегами, выясняем точку зрения преподавателя и в итоге можем перестроить учебный план. Бывает, что по результатам ретро-встреч мы меняем расписание занятий, сетку программы и даже добавляем дисциплины по просьбам студентов.
Любовь к профессии, желание помогать студентам и удовольствие от преподавания: что мотивирует работать на программах
Опытные специалисты приходят в онлайн-образование с разными профессиональными, карьерными и личными целями. Мы спросили преподавателей, почему они пришли на программы высшего образования и что эта работа им даёт.
Алексей Бородкин
Академический руководитель онлайн-магистратуры «Продуктовый дизайн» ИТМО и Нетологии
Мной движет любовь к своей профессии и к людям. Мне нравится, что я могу поделиться своими знаниями и сделать чью-то жизнь лучше. На программе высшего образования мы помогаем студентам не просто составить представление о профессии, но и погрузиться в неё: разворачиваем перед ними полную картину во всём многообразии тем и обстоятельно разбираем сложные вопросы.
Андрей Чернышёв
Эксперт онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» Финансового университета и Нетологии
Мне нравится сам процесс преподавания: классно, когда можно поговорить о теме, которая тебе интересна, и увидеть, что твоему опыту доверяют. Поэтому с вебинаров я выхожу эмоционально заряженным. Кроме того, преподавание помогает мне как консультанту: с его помощью я могу повысить свою узнаваемость и показать потенциальным клиентам свою экспертность.
Алёна Жокина
Эксперт онлайн-магистратуры Нетологии и Томского государственного университета «Управление контентом и медиапроектами» и совместной с университетом ИТМО программы «Продуктовый дизайн»
Преподавание — это взаимный обмен. Я делюсь накопленным опытом: рассказываю о сложных кейсах, работающих подходах и нюансах —, а студенты учатся находить решения, выстраивать логику и презентовать свои проекты. Когда я вижу, какое удовольствие и результат от обучения они получают, это приводит меня в восторг!
Можно посмотреть на преподавание и более глобально. Я пишу диссертацию о том, как дизайн влияет на культуру, и знаю, насколько сильно работа специалистов меняет мир вокруг нас. Получается, чем больше знаний я передам, тем больше качественного дизайна будет вокруг.
Сергей Титов
Доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета, преподаватель онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» вуза и Нетологии
Мне интересно, как развивается дистанционное высшее образование. Сейчас оно находится на стадии формирования: появляется много возможностей и любопытных практик у коллег, которыми хочется воспользоваться. Бывает, что и сам в процессе работы открываешь какие-то действенные подходы. Это неизведанная территория, которая меняется прямо на наших глазах, и здесь точно есть перспективы для долгосрочного развития.
Резюмируем
На совместных онлайн-программах высшего образования работают преподаватели вуза и эксперты-практики. Есть те, кто давно учит студентов, и те, кто только начинает. Все они обладают профессиональным опытом и знаниями в своей сфере, которыми хотят поделиться.
Обучение в онлайне имеет преимущества и для студентов, и для преподавателей. Оно экономит время и ресурсы, делает образование более доступным и комфортным. Но преподавателям приходится учитывать и некоторые особенности. В онлайне нельзя просто читать лекцию — нужно активно вовлекать студентов в процесс обучения, вкладывать в работу больше сил и энергии.
Помогает в этом интерес к профессии и желание помочь студентам. На занятиях преподаватели стараются разбирать все сложности и ошибки, пишут подробную обратную связь на домашние работы. Во внеучебное время отвечают на вопросы студентов в чатах, а руководители программ проводят регулярные онлайн-встречи.
Преподаватели верят в онлайн-образование, любят свою профессию и хотят менять жизнь студентов к лучшему. Кроме того, участие в программах позволяет им повышать свою экспертность в глазах потенциальных клиентов и просто получать удовольствие от работы.
Читать также
Экспертное комьюнити Нетологии: как оно устроено и чем полезно преподавателям онлайн-курсов
Творец, жнец и не только: какие роли доступны эксперту онлайн-магистратуры Нетологии и как им стать
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Анастасия Неустроева
Автор-фрилансер
The post Кто обучает студентов дистанционного высшего образования — рассказывают преподаватели Нетологии first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология