Корпус Zalman H1: полноразмерное решение с оригинальной системой охлаждения
Индекс «H» в обозначениях корпусной продукции компании Zalman нам до сих пор не встречался, да и на сайте производителя нет упоминаний других моделей с такими обозначениями. И корпус Zalman H1 действительно является новинкой: он был впервые представлен на выставке CES-2014 (Consumer Electronics Show, Лас-Вегас, 7–10 января 2014 года). Правда, тогда он имел другое наименование — Z15, а изменилось оно позже.
На основе корпуса H1/Z15 представлялась новая концепция AHV (Automatic Heat Ventilation), которая подразумевает следующее: вентиляторы на верхней панели задействуются лишь по достижении определенной температуры. Как это реализовано на практике, мы расскажем ниже.
В русскоязычном разделе сайта производителя описания этого корпуса еще нет (ни как H1, ни как Z15), и сведения можно найти только на англоязычных страницах. Правда, там знакомиться с информацией мешает постоянно воспроизводимый по кругу музыкальный фрагмент, и приходится отключать звук в компьютере.
Надо сказать, что российские продавцы оказались более расторопными, чем сотрудники производителя, занимающиеся сайтом: в продаже H1 на момент написания обзора встречался достаточно широко, а цены начинались от 6,5 тысяч рублей.
Корпус поставляется в коробке из качественного картона с хорошим, но не слишком броским полиграфическим оформлением. Поскольку коробка большая и тяжелая, при ее переноске очень выручают вырезы по бокам, предназначенные для захвата руками.
Компоновка Корпус Zalman H1 заявлен производителем как Full Tower. Правда, он по всем измерениям заметно меньше, чем другой корпус Zalman того же заявленного типоразмера GS1200. Модель однообъемная, с нижним расположением блока питания, который приобретается отдельно.
Вариант оформления предлагается единственный: цвет черный, в левой стенке имеется большое окно, закрытое слегка тонированным прозрачным пластиком.
Для 5,25-дюймовых устройств есть четыре слота, но выход на лицевую панель имеется только у трех. В четвертый можно поставить имеющуюся в комплекте рамку-переходник, предназначенную для установки 3,5- или 2,5-дюймового накопителя; такое решение в корпусах Zalman мы уже встречали. Но выхода наружу для 3,5-дюймовых устройств нет, поскольку отсутствуют заглушки с соответствующей прорезью.
Жесткие диски обеих размерностей на салазках устанавливаются в поперечно расположенную корзину, состоящую из двух независимо извлекаемых трехместных отсеков. Таким образом, общее количество устанавливаемых HDD/SSD получается равным семи.
В корпус можно устанавливать системные платы E-ATX и все более компактные варианты, количество слотов расширения девять. Спецификация ограничивает выбор видеокарт моделями длиной до 360 мм, иллюстрация на сайте показывает и вовсе 370 мм, однако по нашему замеру при обоих установленных дисковых отсеках максимальная длина видеокарт (включая дополнительный разъем питания, если он расположен в торце платы) получилась равной 350–351 мм, а при извлеченном верхнем отсеке 485 мм — если, конечно, такие найдутся.
Комплект принадлежностей, уложенный в удобный чехольчик с застежкой, очень уж богатым не назовешь: горсть крепежа в общем пакетике, пять одноразовых стяжек для кабелей, переходник питания для процессора и инструкция — правда, нам она досталась без перевода на русский язык. Но есть еще пара специфических дополнений, о которых мы расскажем в свое время.
Конструкция Размеры корпуса 560×237×569 мм (В×Ш×Г), включая выступающие части. Вес самого корпуса 9,6 кг, комплекта в упаковке 11,8 кг.
Для шасси использована сталь разной толщины — от 0,65 до 0,8 мм. Съемные боковые стенки довольно тонкие, всего 0,65 мм, причем никаких дополнительных штампованных выступов, кроме имеющихся по периметру, нет, и при таких размерах их жесткость получилась невысокой.
Ножки корпуса выполнены в виде больших пластмассовых накладок с резиновыми вставками, чтобы обеспечить неплохие усточивость и амортизирующую способность.
И лицевая, и верхняя панели корпуса пластиковые, причем верхняя еще и довольно высокая, поскольку под ней скрываются и вентиляторы, и упомянутая система AHV. Их форма классически строгая, без всяких дизайнерских изысков: прямые углы, минимум украшений. Пластик матовый, однако на лицевой панели выделяются декоративные накладки из анодированного алюминия, которые занимают центральную часть панели: это и заглушки пятидюймовых слотов, и находящаяся под ними большая крышка фронтальных вентиляторов.
Панель управления на редкость богата различными элементами. Она занимает переднюю четверть верхней панели и слегка скошена вперед, образуя небольшое углубление треугольной в продольной проекции формы. Панель декорирована еще одной пластиной из анодированного алюминия, на которой нанесены надписи.
Органы управления, коммутации и индикации выстроились двумя параллельными рядами. В ближнем к передней части расположились наиболее привычные: справа крупная серебристая кнопка Power (это единственный блестящий элемент), левее черная кнопка Reset поменьше размером. Обе кнопки выступают из плоскости панели, что делает их удобными для нажатия, но не исключает срабатываний от случайных прикосновений. Особенно это касается Power, которая нажимается довольно мягко, а к Reset надо прилагать заметно большее усилие.
Между кнопками расположен светодиодный индикатор дисковой активности.
Левее размещены USB-порты: в середине панели USB 2.0, ближе к краю USB 3.0. Интервал между разъемами составляет 11 мм, поэтому могут быть проблемы с подключением широких устройств в соседние разъемы.
Следующий ряд занимают органы, связанные с управлением вентиляторами, о них мы скажем в соответствующем разделе обзора.
Такое расположение панели при значительной высоте корпуса делает неудобным настольную установку собранного на его основе компьютера. Однако корпус не столь высок, чтобы над ним при размещении под столом не оставалось достаточного для управления и подключения USB-устройств пространства (если, конечно, под столешницей нет выдвижных ящиков).
Система вентиляции Штатно установленных вентиляторов в корпусе Zalman H1 относительно немного: четыре, все собственного производства Zalman.
Самый большой 200-миллиметровый вентилятор с синей подсветкой установлен на передней панели шасси. Он предназначен для охлаждения накопителей в корзине, а при извлечении одной или обеих половинок будет создавать поток воздуха для видеокарт и плат расширения.
На верхней панели сделаны штампованные выступающие кронштейны высотой 28 мм, предназначенные для крепления систем охлаждения. На них штатно установлена пара 120-миллиметровых вентиляторов без подсветки, но их можно заменить радиатором системы жидкостного охлаждения размером до 318×168 мм.
На задней стенке имеется вытяжной 120-миллиметровый вентилятор.
Хотя в спецификации об этом не упомянуто, верхние и задний вентиляторы можно заменить на 140-миллиметровые, поскольку есть соответствующие крепежные отверстия.
В спецификации говорится и об одном дополнительном вентиляторе, хотя фактически их можно установить до пяти. Так, для двух 120-миллиметровых вентиляторов есть посадочные места на нижней плоскости шасси. Правда, для второго придется не только удалить нижнюю дисковую корзину, но и снять ее пластиковое основание, которое крепится к днищу саморезами.
В корпусе есть конструкция, которую мы уже видели в модели Zalman MS800: пластиковый вертикальный кронштейн с прорезями, в которых перемещаются клипсы с винтовым креплением. Их можно использовать для установки вентиляторов либо для дополнительной фиксации массивных видеокарт.
Спецификация говорит о наличии двух клипс в комплекте, но у нас их оказалось три, соответственно и вентиляторов может быть до трех — если крепить их за один угол. И тогда поворотная конструкция клипс позволит направить каждый из вентиляторов в нужную сторону.
Если же вентилятор крепить за два угла, то его ориентация получится фиксированной.
И конечно, положение клипс на кронштейне также можно менять. Сам кронштейн может быть установлен в любую из трех фиксированных позиций или удален.
Для крепления дополнительных вентиляторов в комлекте есть восемь саморезов. Это, кстати, косвенно подтверждает ошибочность упоминания в спецификации лишь одного опционального вентилятора, для которого потребовалось бы не более четырех саморезов.
Система фильтрации состоит из трех фильтров. Два из них, сделанные из капроновой сетки на пластиковой рамке, расположены снаружи под днищем, они закрывают отверстия в местах установки блока питания и нижних дополнительных вентиляторов. Извлекаются они без вскрытия корпуса: просто выдвигаются, один движением вперед, другой — назад, надо лишь подать выступ для захвата немного вниз, освобождая защелку.
С фильтрацией потока воздуха, создаваемого фронтальным вентилятором, дело обстоит сложнее.
По периметру лицевой панели есть ряд небольших прорезей, декорированных снаружи металлической сеткой с мелкими отверстиями, и здесь какие-либо фильтры отсутствуют.
Зона фронтальной панели, соответствующая месту расположения вентилятора, закрыта пластиковой дверцей, наружная часть которой оформлена сплошной алюминиевой пластиной; петли дверцы находятся вверху, а защелка внизу (ее положение отмечено надписью «Push»). В закрытом состоянии воздух через дверцу не поступает, но если нажать на «Push», то встроенные пружины вытолкнут нижнюю часть дверцы наружу, и образуется подобие воздуховода с забором воздуха снизу и по бокам.
И вот этот воздуховод как раз и оснащен фильтром в виде листа из тонкого пластика с отверстиями. Извлечь лист для обслуживания можно, но дело это непростое: мало того, что надо снимать лицевую панель, так еще придется повозиться, чтобы достать сам фильтр из-под многочисленных фиксаторов. Поэтому проще обслуживать его вместе с панелью, раз уж она всё равно снята.
Правда, эффективность этого фильтра довольно сомнительна: есть и упоминавшиеся отверстия по краям фронтальной панели, и прорезь в ее нижней части для захвата рукой при снятии, так что часть поступающего воздуха остается без фильтрации.
Самым необычным является способ защиты от пыли, предусмотренный для верхней панели: вместо фильтра там имеется пять шторок, формой и размером напоминающих заглушки пятидюймовых слотов.
Обычно эти шторки закрыты, предотвращая попадание пыли внутрь корпуса. Однако небольшой двигатель может их открывать и закрывать в соответствии с температурным режимом внутри корпуса — это тоже часть оригинальной концепции «AHV» (Automatic Heat Ventilation).
Управляет вентиляторами встроенный трехканальный контроллер. Два его канала регулируют скорость вращения фронтального и заднего вентиляторов с возможностью полного отключения каждого из них. Вместе с фронтальным вентилятором отключается и его подсветка.
У третьего канала, управляющего верхними вентиляторами, есть два режима, переключаемые кнопкой, причем выбранный отображается одним из двух небольших синих светодиодов возле кнопки.
Алгоритм режима «Fan Control» тот же, что и для первых двух каналов, причем при включении открываются и шторки верхней панели, соответственно при отключении они закрываются.
Более сложным является режим «AHV»: еще одной кнопкой можно выбрать температуру срабатывания 35 или 45 °С, что также индицируется синими светодиодами. Отходящий от контроллера вглубь корпуса датчик отслеживает температурный режим, отображая текущее значение на двузначном семисегментом индикаторе синего цвета, и по достижении заданной температуры контроллер включает верхние вентиляторы на максимальную скорость, одновременно открывая шторки. Если температура опускается ниже заданной, происходит обратный процесс: вентиляторы отключаются, шторки закрываются.
Выглядит это довольно эффектно, и единственным узким местом является момент, когда температура колеблется вблизи заданного значения: при этом вентиляторы могут постоянно включаться-выключаться, а шторки открываться-закрываться. И, конечно, класть что-нибудь на верхнюю панель категорически не рекомендуется, о чем напоминает имеющаяся в комплекте небольшая листовка.
Питание на контроллер подается с помощью периферийного разъема («Molex», male).
Из дополнительных вентиляционных отверстий есть лишь прорези в заглушках слотов расширения. А для систем жидкостного охлаждения на задней стенке есть четыре отверстия с резиновыми заглушками.
Сборка системного блока Боковые крышки крепятся обычной системой пазов и гребенок, что для корпуса такого размера представляется не самым удачным решением: крышки большие, снимать и устанавливать их не очень удобно.
Фиксируются они парами винтов с пластиковыми накатными головками, а на задних торцах крышек имеются штампованные выступы для захвата пальцами.
Четыре шестигранные стойки для системной платы уже установлены, еще семь есть в комплекте принадлежностей. Прорези для плат расширения закрыты многоразовыми заглушками, крепление также винтами с пластиковыми накатными головками.
В отверстии для портов ввода-вывода системной платы заглушки нет, как и в двух верхних пятидюймовых слотах. В подложке системной платы имеется большое окно, которое позволит устанавливать или снимать процессорный кулер без демонтажа самой платы.
Оптические накопители крепятся безвинтовыми заглушками слева и дополнительными винтами справа.
Половинки корзины для HDD/SSD одинаковые, как уже говорилось, их можно установить как обе сразу, так и только одну — вверху (с креплением к пятидюймовому отсеку) или внизу (с креплением к пластиковому основанию). Обилие отверстий в стенках, конечно, улучшает охлаждение установленных дисковых накопителей, однако делает съемные отсеки недостаточно жесткими, что усугубляется тонким металлом, из которого они изготовлены.
В салазках 3,5-дюймовые накопители крепятся боковыми штырьками. Эти штырьки, как и сами салазки, пластиковые, к тому же они являются не отдельными деталями, а составной частью стенок салазок, и фиксировать ими накопители неудобно.
С 2,5-дюймовыми SSD/HDD проще: они крепятся винтами к днищу салазок. Соответствующих винтов в комплекте вполне достаточно.
Отметим, что и в днище салазок есть большие прорези, призванные обеспечить охлаждение нижних частей накопителей, где расположены платы с электронными компонентами.
Салазки вдвигаются в прорези корзины с помощью резиновых амортизаторов с Т-образным сечением; подобное мы уже видели в других корпусах Zalman. Помимо снижения шума, эти резинки должны обеспечивать еще и плотную посадку салазок в корзину, однако срабатывает это только при установленном 3,5-дюймовом накопителе, да и то не слишком хорошо. А если салазки пустые или в них закреплен 2,5″ диск, то они попросту болтаются в боковых прорезях корзины. Никакого винтового крепления не предусмотрено — возможно, потому, что вывалиться салазкам не дадут защелки, находящиеся в их передней части. Если, конечно, речь не идет о какой-то экстремальной тряске.
При установке накопителей до правой боковой стенки остается не так уж много места, и следует использовать SATA-кабели c Г-образными коннекторами.
Здесь надо упомянуть и об имеющемся в комплекте SATA-кабеле hot-swap, рассчитанном на три накопителя. Правда, hot-swap при этом получается какой-то очень уж неудобный, судите сами: кабель мягкий, он закрепляется только самими разъемами и только к накопителям, поэтому для извлечения или установки HDD или SSD надо снять не только левую боковую стенку, но и правую, чтобы получить возможность придерживать коннекторы, а при установке еще и направлять их на разъемы накопителя.
Конечно, такой кабель лишним не будет, но вот насчет hot-swap’а производитель явно погорячился.
Напомним, что еще один накопитель любой из двух размерностей можно установить в пятидюймовый слот с помощью имеющейся рамки-переходника.
Кабели от внешних разъемов экранированные, подключаются к внутренним коннекторам системной платы монолитными коннекторами.
Лицевая панель крепится шестью пластиковыми защелками и снимается без особого труда. Таким же образом крепится и верхняя пластиковая крышка, но снимать ее лучше после снятия фронтальной панели, поскольку они соединяются между собой защелками. И надо быть аккуратным, поскольку от расположенной на верхней крышке панели управления отходит толстый пучок кабелей.
Провода и кабели можно проложить за подложкой системной платы, для чего в ней имеется восемь больших отверстий, закрытых резиновыми заглушками с разрезными лепестками. Вот только при установке плат E-ATX значительная часть этих отверстий окажется полностью или частично перекрытой. Закрепить кабели можно комплектными стяжками к имеющимся штампованным ушкам.
Блок питания можно ставить и после материнской платы, располагая его вентилятором вверх или вниз. Длина корпуса позволит устанавливать БП практически любой длины — конечно, из числа реально существующих. Крепится БП непосредственно к задней панели, без всяких дополнительных рамок, а на днище корпуса для него предусмотрены выступы с резиновыми амортизирующими накладками.
Все кромки, о которые может пораниться сборщик, аккуратно завальцованы.
Измерение уровня шума Измерение уровня шума проводится в соответствии с нашей методикой при помощи шумомера Октава 110А-Эко в звукоизолированной комнате с типичным уровнем шума 20 дБА. Во время измерения все электроприборы в комнате отключаются.
Уровень шума, дБА Режим Настольное размещение Напольное размещение High 32 30 Medium 29 26 Low 23 21 High* 29 28 Medium* 26 24 Low* 22 20 * режимы с остановленным передним вентилятором
Корпус оснащен штатным трехканальным регулятором с плавной регулировкой скорости вращения вентиляторов. Его питание осуществляется от периферийного разъема («молекса») двумя стандартными напряжениями. Органы управления размещены на верхней панели. Один из каналов может также работать в автоматическом режиме, не только открывая створки на верхней панели и включая вентиляторы, но и регулируя скорость их вращения в относительно широких пределах.
Уровень шума системы охлаждения корпуса изменяется в не слишком широких пределах: от 23 до 32 дБА при настольном размещении (в ближнем поле) и от 21 до 30 дБА при напольном размещении (в среднем поле). Данные значения достигаются при функционировании всех штатных вентиляторов. Шум вполне умеренный, можно даже сказать, что он низкий или пониженный в большинстве положений регулятора, если соотносить полученные значения с фоном в типичных жилых помещениях в дневное время суток. Регулятор позволяет и полностью остановить вентиляторы, подключенные к любому из трех каналов, независимо друг от друга.
Качество комплектных вентиляторов, за исключением фронтального, весьма приличное — стука нет даже при питании от 4,5 В, однако небольшой постоянный призвук работы электропривода все-таки можно различить с минимального расстояния (порядка 20 сантиметров), но только при крайне низком уровне фонового шума.
Также мы провели измерение уровня шума при отключенном фронтальном вентиляторе. Было зафиксировано некоторое снижение шума, особенно при среднем и максимальном положении регулятора. При такой конфигурации системы охлаждения корпуса акустическая эргономика еще лучше.
У системы вентиляции Zalman H1 баланс смещен в сторону никзого уровня шума, а не в сторону максимального охлаждения. Даже на максимальных оборотах уровень шума системы охлаждения не превышает средние значения для жилого помещения в дневное время суток. Каких-либо проблем при охлаждении типовых компонентов также не ожидается, поскольку система охлаждения корпуса имеет достаточно грамотную конфигурацию и вполне достаточную производительность.
Позиционирование и выводы Да, разработчики компании сумели придумать «изюминку», способную привлечь внимание к корпусу Zalman H1. Без системы AHV и особенно без верхних шторок это был бы просто еще один неплохой Full Tower со вполне типовым набором достоинств и недостатков и не менее типовой сферой применения.
Немаловажно и то, что эта главная «фича» не относится к пустым украшательствам или конструктивным решениям с весьма ограниченной полезностью. Конечно, о практической пользе открывающихся шторок и AHV, вместе и по отдельности, для конкретных конфигураций компьютеров можно спорить, но согласитесь: получилось и весьма оригинально, и небесполезно.
Поэтому мы считаем, что корпус Zalman H1 вполне заслуживает нашей награды «Original Design».
Корпус Zalman H1 предоставлен на тест производителем
Полный текст статьи читайте на iXBT