Компактная камера Sony RX10: интересный компромисс и неплохой вариант для путешествующего энтузиаста или начинающего фотографа

Интересный компромисс и неплохой вариант для путешествующего энтузиаста или начинающего фотографа cam-14-600.jpg Содержание Стоимость обычных мыльниц со временем становилась все доступнее, а качество снимков практически не росло. Это привело к тому, что в какой-то момент камеры смартфонов практически их догнали, и пользователи вполне естественно предпочли смартфоны компактным камерам. Производители фотокамер поняли, что обычным маркетингом и количеством мегапикселей уже не удивишь вполне платежеспособную публику. Ведь покупатель хочет качества, тенденцию к повышению которого задает общий технический прогресс. Но вместе с тем покупатель хочет универсальности и оригинальности. А если ему нужна еще и компактность, так что беззеркалкой или, напротив, обвешанной кучей оптики и электроники мелкой матрицей его желания не удовлетворить, то нужно искать компромисс.

Одним из таких компромиссов является серия компактов Sony RX, представитель которой, Sony RX100, благодаря неплохому качеству снимков и относительно адекватной цене быстро набрал популярность среди ценителей качества и компактности. Сложно найти в этой камере существенные недостатки, однако небольшой зум и некий минимализм в исполнении не всем придутся по душе. В этой же линейке присутствует камера для энтузиастов RX1 с полноразмерной матрицей и 35-миллиметровым объективом, которая почти идеальна, но, мягко говоря, дороговата. И наконец, есть герой сегодняшнего обзора RX10 — старший брат RX100.

Интересно, что каждая следующая камера в ряду «RX100 — RX10 — RX1» практически вдвое дороже предыдущей. При этом хоть что-то общее имеют друг с другом лишь RX100 и RX10, а RX1 совсем не вписывается в эту группу, и даже непонятно, как эта модель вообще может принадлежать к линейке CyberShot.

Характеристики Основные Матрица Exmor R CMOS, 1 дюйм (13,2×8,8 мм) Разрешение 20,2 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 5472×3648 Стабилизатор изображения Optical SteadyShot Светочувствительность ISO 80—25600 (12800 в режиме видео) Объектив Vario-Sonnar T* f/2,8; 24—200 в 35-миллиметровом эквиваленте; 8,3-кратный зум; с просветляющим покрытием Режимы скорости затвора 30 — 1/3200 секунды Режимы съемки Авто, PASM, Видео, Панорама Формат файлов JPEG, ARW (RAW), MTS Видео AVCHD версии 2.0; 1920×1080 50 и 25 кадров/с, 28 Мбит/с Память Карты памяти SD, SDHC, SDXC, Memory Stick Duo, Memory Stick Pro Duo, Memory Stick Pro HG Duo Разъемы Micro-USB (поддерживается зарядка от USB), Micro-HDMI, микрофон (стереоразъем 3,5 мм), наушники Мин. расстояние фокусировки Приблизительно 3 см (в широкоугольном положении зума), теле — от 30 см Источник питания Литий-ионная батарея NP-FW50 Размеры, вес 129×88,1×102,2 мм; 813 г (включая вес батареи и карты памяти) Дополнительные Wi-Fi Есть, для связи со смартфоном NFC Есть Автоспуск 10 с, 2 с, таймер Форматы съемки Максимальное разрешение — 20 Мп (3:2), 17 Мп (16:9), 18 Мп (4:3), 13 Мп (1:1) Внешний вид cam-9-300.jpg Вид спереди сообщает характеристики объектива: ЭФР 24—200 мм при постоянной диафрагме f/2,8. Также можно заметить глазок подсветки автофокуса и переключатель режима фокусировки, имеющий четыре положения: S — многоточечный автофокус C — следящий автофокус («цепляется» за выбранный объект и держит его «на мушке») DMF — режим позволяет сфокусироваться автоматически, а затем вручную уточнить фокус на нужном объекте. Полезно, если лень долго крутить кольцо фокусировки MF — ручной фокус cam-8-300.jpg Вид сверху наиболее информативен. Здесь располагаются: колесо выбора режимов, микрофоны, горячий башмак, вспышка, вспомогательный дисплей и кнопка для его подсветки, кнопка спуска с резьбой под механический тросик, рычажок трансфокатора, тумблер включения и выключения, программируемая пользовательская кнопка и колесо поправки экспозиции. На объективе же видны кольца трансфокатора/ручной фокусировки и регулировки диафрагмы. cam-6-300.jpg Слева можно увидеть заглушки разъемов и одно из ушек для крепления ремня. cam-5-300.jpg Набор разъемов под заглушками вполне стандартный: микрофон, наушники, Micro-USB и Micro-HDMI. cam-10-300.jpg Справа находится отсек для карты памяти и модуль NFC. cam-7-300.jpg Сзади расположились: кнопка меню, электронный видоискатель (включается при перекрытии фотодатчика), кнопка видеосъемки, колесо настройки, многофункциональные кнопки AEL и Fn, джойстик, кнопки просмотра и удаления. cam-12-300.jpg Камера обладает поворотным, а точнее — откидным дисплеем весьма компактной, но далеко не лучшей конструкции. Хотя для видеосъемки углов его поворота достаточно, откидной поворотный был бы приятнее — недаром все видеокамеры снабжаются именно таким дисплеем. Да и управляться с ним было бы намного проще, даже во время видеосъемки. cam-11-300.jpg Снизу дисплей усилен металлической пластинкой, которая соединяется с корпусом камеры металлическим шарниром. Выглядит все достаточно надежно. cam-4-300.jpg Снизу располагается батарейный отсек и штативное гнездо. cam-1-300.jpg На объективе есть переключатель с названием Click. Он включает беззвучный режим кольца установки диафрагмы: кольцо начинает вращаться не дискретно, а плавно. Это нужно для устранения звука щелчков при видеосъемке. cam-3-300.jpg Батарея в камере весьма солидная — это NP-FW50, которая используется в линейке NEX. Заряжается она в самой камере. Интерфейс и особенности работы scr-24-600.jpg Интерфейс камеры привычный не только для пользователей Sony и достаточно понятный. scr-25-300.jpg scr-28-300.jpg По периметру экрана содержится даже больше информации, чем нужно. Видоискатель также отображает много информации. Помимо необходимых настроек экспозиции там отображается индикатор заряда и карты памяти, режим фото- и видеосъемки.

scr-3-300.jpg scr-4-300.jpg Меню скомпоновано удобно, и ориентироваться в нем относительно просто. Оно разделено на блоки фиксированной длины, которые полностью умещаются на экране. Первое впечатление от камеры весьма хорошее: солидный корпус, множество удобных органов управления, светлый зум-объектив, приятный видоискатель.

Через некоторое время после начала работы начинают проявляться недостатки. Видоискатель приятный, но он ни в какое сравнение не идет с оптическим — следить за объектом съемки через него некомфортно (к слову, съемный видоискатель для RX1 выполнен на порядок лучше, но с RX10 он не работает, да и нет в этом особого смысла). Зум достаточно медленный, хотя было бы странно ожидать другого от электронного привода такой большой трубы. Несмотря на большое количество физических органов управления, все они, разумеется, электронные — никакой механики нет. Фокусировка тем медленнее, чем хуже освещение: при хорошем освещении фокус достаточно быстрый, а вот при комнатном уже заметно запаздывание. Скорость перефокусировки страдает еще сильнее.

cam-2-600.jpg В использовании вспышки особого смысла нет. Она пригодна разве что для съемки в небольшом помещении при широкоугольном положении объектива. Конечно, на фокусном расстоянии 200 мм она бессмысленна, хотя поднимается высоко и не создает тени от объектива. Вспышка достаточно слабая, и лишь немного помогает уменьшить выдержку и светочувствительность, при этом ухудшая работу автобаланса белого. В целом же, кадр она скорее портит, чем улучшает.

Стоит отметить, что камера Sony создает собственную файловую систему, которую могут не воспринимать другие устройства. Поэтому перед использованием карты памяти в иной камере может потребоваться форматирование. Аналогично потребуется форматирование перед использованием в RX10 карты из другого устройства, особенно для видеосъемки.

В целом, камерой пользоваться очень приятно, особенно если не требовать от нее качеств беззеркалки, а тем более зеркалки. Органы управления расположены удобно и вполне однозначно: отдельное кольцо на объективе отвечает за регулировку диафрагмы, колесо на корпусе — за регулировку выдержки, пользовательская кнопка позволяет быстро подстроить ISO. Такое разнообразие органов управления уже под стать полупрофессиональным зеркалкам, благодаря чему к камере можно быстро привыкнуть. Питание включается тумблером, а не кнопкой. Колесо подстройки компенсации экспозиции будет удобно при видеосъемке.

К недостаткам можно отнести не очень хороший видоискатель, не самый удобный дисплей и медлительность, характерную для компактной камеры. Именно медлительность зачастую губит преимущества светлой оптики: в тех условиях, где бюджетный зум (например, f/6,3) потребовал бы выдержки, критичной даже для минимальной шевеленки, данная камера способна снимать с выдержкой, не справляющейся только с движущимися объектами. Однако снимать в комнате мышь, фотографии которой приведены в галерее, очень непросто, поскольку та любит менять положение, как только камера сфокусировалась. Тем более, если запретить камере ее любимое в этих условиях значение светочувствительности ISO 12800. В тех же условиях полукадровая зеркалка с f/4 справляется лучше именно за счет скорости фокусировки/спуска.

Качество изображения Несмотря на то, что значение светочувствительности ISO 12800 определенно является нерабочим, камера при комнатном освещении регулярно пытается его задействовать.

graph-iso.jpg Как видно из графика, получаемый JPG весьма нестабилен для хорошей камеры — слишком быстро падает разрешение в пределах ISO 400, когда в идеале хотя бы в тех же пределах оно должно было бы оставаться постоянным, что и демонстрируют некоторые продвинутые компакты, вроде Canon PowerShot G15. Отметим, что в прошлом сравнении с QX100 камера показала себя намного стабильнее (фиолетовая линия), но хуже по максимальному значению, причем в том случае тестирование проводилось при фокусном расстоянии 55 мм и диафрагме f/5, а сейчас — при 78 мм и f/4,5. Почему камера при таких небольших изменениях ведет себя совершенно по-разному, не совсем понятно. То, что камера все-таки может работать ровно на разных ISO, безусловно хорошо — огорчает то, что не всегда. И это уже не позволяет назвать исполнение объектива отличным. Ведь, судя по всему, дело тут именно в нем.

И все-таки объектив по своим характеристикам уникален. Широчайший диапазон фокусных расстояний при постоянно высокой светосиле — пожалуй, аналогов в мире беззеркальных камер не найти, так что и сравнить его особо не с чем.

На разных фокусных расстояниях при различных значениях диафрагмы оптика ведет себя весьма предсказуемо и вполне естественно. Графики, приведенные ниже, это хорошо демонстрируют.

Как видно, значение диафрагмы f/8 является для камеры почти предельным — дальше все гораздо хуже. Максимальное значение f/16, но даже при f/11 значения разрешения находятся ниже приведенных на графиках минимальных значений по оси Y, поэтому мы решили эти результаты не приводить.

graph-center.jpg graph-edge.jpg Небольшие геометрические искажения присутствуют только при широком угле, но они совершенно нормальны для такого зум-объектива. Хроматические аберрации не видны, хотя можно найти небольшие их остатки после программной обработки. Во всяком случае, изображение они не портят.

Видео Видео камера снимает в формате BDAV с максимальным разрешением 1920×1080 и частотой кадров 25 fps или 50 fps.

Фокусировка при видеосъемке приемлемая, а вот перефокусировка очень медленная, что для динамичной съемки большой минус. Зато возможность ручной фокусировки может быть интересна любителям художественной «киношной» съемки.

Видео получается достаточно резким и четким. Существенных искажений кадра при видеосъемке не наблюдается. Также стоит отметить неплохую для фотокамеры работу стабилизатора.

К особенностям можно отнести относительно небольшую глубину резкости и чувствительный микрофон.

Полноценно управлять параметрами камеры можно только в ручном режиме. Режим с кадром кинопленки на диске выбора аналогичен режиму «P» и не дает практически никакой свободы действий. А в режиме приоритета диафрагмы камера не всегда правильно выбирает экспозицию.

Несмотря на наличие бесшумного режима кольца диафрагмы, камера все-таки «ловит» паразитные шумы. Фокусируется она бесшумно, а вот трансфокатор шумит не то чтобы сильно, но очень неприятно. Помимо него сильно шумит кольцо настройки на корпусе камеры. Разумеется, если снимать в авторежиме и с одним и тем же фокусным расстоянием, то паразитных звуков в записи не будет.

Ниже приведены три видеоролика, снятые днем на улице.

  Видео Звук Ролик 1 1920×1080, 25 fps, BDAV High@L4.0, 21,2 Мбит/с AC3, 256 Кбит/с, стерео Ролик 2 1920×1080, 50 fps, BDAV High@L4.2, 25,1 Мбит/с AC3, 256 Кбит/с, стерео Ролик 3 1920×1080, 50 fps, BDAV High@L4.2, 25,2 Мбит/с AC3, 256 Кбит/с, стерео И конечно, мы не могли не испытать камеру ночью. Результат приведен ниже, и он весьма неплох.

  Видео Звук Ролик 4 1920×1080, 25 fps, BDAV High@L4.0, 21,3 Мбит/с AC3, 256 Кбит/с, стерео Итог Пожалуй, камера получилась достойной. На вопрос «Зачем она нужна?» камера полностью ответила, несмотря на изначально скептические настроения автора.

Что касается цены, то она может показаться высокой для компакта. С другой стороны, достойных конкурентов у камеры, пожалуй, и нет. Вряд ли найдется среди «дюймовых» или беззеркалок системы m4/3 комплект, по характеристикам и цене сопоставимый с RX10. Понятно, что камера проиграет беззеркалкам в скорости (кстати, на хорошем свету не так уж и сильно) и в удобстве (тот же электронный зум, хотя, это на любителя). Но это действительно качественный трэвел-зум, который при не самых больших размерах покроет практически весь диапазон фокусных расстояний, используемый в повседневной съемке, да еще и сделает это без существенного ущерба качеству.

Стоит еще раз упомянуть уникальный объектив, которому нет аналогов в мире сменной оптики. Видимо, ради него все это и затевалось. Тесты уже все расставили по местам, и по ним нельзя сказать, что объектив однозначно отличный, но он безусловно хорош. Особенно для такой камеры. Стоит ли он таких денег (если грубо прикинуть, его стоимость около 20 тысяч рублей)? Сложно сказать. Но что-либо подобное найти трудно, если вообще возможно, да и стоимость найденного аналога будет очевидно выше.

Качество снимков камеры вполне сопоставимо с качеством простых беззеркалок. Другое дело — ее поведение в разных условиях. Здесь, конечно, камера ведет себя скорее как компакт (вспомним странный график светочувствительности и бездумное использование высоких ISO в авторежиме). В ручном же режиме можно получать достойные снимки при не самом хорошем освещении на значениях светочувствительности вплоть до ISO 1600 и даже ISO 3200.

Словом, единственное, что смущает в данной камере, так это цена. Она может отпугнуть покупателей компактов, которые не совсем понимают, за что в данном случае отдавать такие деньги. Те же, кто это понимает, в основном предпочтут более гибкую систему беззеркалки или зеркалки, пусть и с некоторой переплатой. И все же найдется некоторый процент людей, которые, вполне вероятно, оценят Sony RX10 по достоинству. В конце концов, если позволяет бюджет, почему бы не взять подобную штучку для путешествий — ведь это очень даже компромиссный вариант с кроп-фактором 2,7, диафрагмой f/2.8 на обоих концах и диапазоном фокусных расстояний 24—200 мм. Можно сказать, что камера действительно уникальна, а оглядываясь на результаты тестов, добавить, что еще и весьма хороша для таких интересных параметров.

Sony RX10 вполне можно рекомендовать тем, кому ее позволяет приобрести бюджет, а желания «заморачиваться» со сменной оптикой нет. Да и потенциал у камеры весьма высок. То есть будучи подаренной человеку, увлекшемуся фотографией, она не скоро надоест или исчерпает свои возможности — простор для экспериментов и художественных изысков в любительской фотографии RX10 предоставляет весьма широкий.

Галерея Скачать все сэмплы одним архивом Скачать всю галерею одним архивом JPG JPG RAW RAW

Полный текст статьи читайте на iXBT