Компактная фотокамера Canon G1 X Mark II: недешевая модель с полуторадюймовым сенсором

Компакт с полуторадюймовым сенсором cam-10-600.jpg Содержание Большие матрицы по-прежнему в моде, и производители это неустанно подтверждают. Вот и компания Canon активно трудится на передовой. Уже достаточно давно линейки G и S компактных камер с датчиками изображения формата 1/1,7″ снискали популярность у тех, кто хочет иметь полный контроль над съемкой и кому важно качество, насколько его может обеспечить компакт. Тенденция к минимизации устройств давно забыта, поэтому теперь производители компактных фотокамер могут не ограничивать себя размерами корпуса и устанавливать в «компактные» камеры достаточно большие матрицы. После выпуска камеры Canon G1 X с дюймовым датчиком изображения производитель выпустил камеру Canon G1 X Mark II с полуторадюймовым сенсором. Это по-прежнему компакт, но в обычный карман его просто так не запихнешь. И самый главный вопрос, на который нам предстоит ответить данной статьей:, а стоит ли оно того? Так что перейдем к делу.

Характеристики Основные Матрица CMOS, 1,5 дюйма (18,7 × 14,0 мм) Разрешение 13 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 4160×3120 Стабилизатор изображения 5-осевой оптический с подвижной группой линз Светочувствительность ISO 100—12800 Объектив f/2,0—3,9; 24—120 в 35-миллиметровом эквиваленте; 5-кратный зум Вспышка Выбрасываемая, 50 см — 6,8 м Режимы скорости затвора 60 — 1/4000 секунды Режимы съемки PASM, Smart Auto, Звезды Формат файлов JPEG, CR2, MP4 Видео 1920×1080 30 кадров/с, MP4 Память Карты памяти SD, SDHC, SDXC (UHS-1) Экран Сенсорный емкостный ЖК-дисплей диагональю 3″ (7,5 см) Разъемы Mini-USB, Micro-HDMI, разъем для пульта ДУ RS-60E3 Мин. расстояние фокусировки Прибл. 5 см (в широкоугольном положении зума), теле — от 150 см Источник питания Литий-ионная батарея NB-12L (прибл. 240 кадров/300 мин.) Беспроводные интерфейсы Wi-Fi, NFC Размеры, вес 116×74×66 мм; 558 г (включая вес батареи и карты памяти) Внешний вид cam-1-300.jpg Спереди ничего лишнего — объектив и глазок подсветки автофокуса. Объектив, как и полагается, сообщает практически всю необходимую информацию о себе: ЭФР 24—120 мм, f/2,0—3,9. cam-2-300.jpg Вид сзади демонстрирует поворотный сенсорный дисплей и вполне стандартный для Canon набор органов управления. cam-3-300.jpg Слева можно найти лишь механический рычажок для открытия выбрасываемой вспышки и значок NFC. cam-4-300.jpg Справа под заглушкой находятся три разъема: AV-out (Mini-USB), Micro-HDMI и разъем пульта ДУ. cam-5-300.jpg Сверху виднеется горячий башмак под заглушкой и набор вполне стандартных органов управления. cam-6-300.jpg Снизу — традиционно гнездо для штатива и крышка батарейного отсека, в котором также находится карта памяти. cam-12-300.jpg Все органы управления не разбросаны по корпусу, а собраны под правую руку, что не может не радовать. Такой подход издавна привлекал на компактах Canon. Привычные кнопки здесь в представлении не нуждаются, а не так давно появившаяся кнопка с изображением смартфона активирует Wi-Fi и соединяет камеру со смартфоном для передачи изображений. Также приятно дополняет правую часть резиновая подушечка под этой самой кнопкой, за которую весьма удобно цепляться большим пальцем. cam-13-300.jpg Объектив прикрывают металлические веерные шторки. На нем находятся два кольца, функции которых можно настроить. Одно — с дискретными положениями, другое — без. Оба кольца, разумеется, электронные. cam-8-300.jpg cam-9-300.jpg Неприятная рамка вокруг дисплея — это, видимо, плата за «сенсорность». Возможно, большой несенсорный дисплей был бы интереснее. Но тут уж кому что. Canon отошел от своих поворотно-откидных дисплеев видеокамерного типа, которые, на мой взгляд, были весьма удобными. Правда, при отсутствии видоискателя часть их функциональности (возможность закрыть дисплей полностью), безусловно, теряется. Новый тип в данном случае имеет множество плюсов, но и минусов не лишен. По крайней мере, он имеет бо́льшие суммарно углы поворота, нежели просто откидные дисплеи.

cam-7-600.jpg Шлейф вызывает опасения и сомнения в его долговечности. Впрочем, все производители время от времени рискуют, и большинство смелых экспериментов выходят вполне удачными. В целом, несмотря на все возможные недовольства новыми решениями или их непривычность, управление камерой весьма приятное и даже удобное.

Интерфейс и особенности работы Вопросов к организации интерфейса и меню аппаратов Canon лично у меня никогда не возникало. Вообще, я склонен считать его неким эталоном простоты и понятности. Конечно, в зеркальных камерах оно реализовано несколько удобнее, но и в компактах за большинством важных параметров далеко ходить не надо, а уж настройки экспозиции издревле вынесены на дисплей съемки.

scr-20-600.jpg Теперь можно настроить и меню Func. Что приятно, функциональность камеры несколько возросла, но камера совершенно не перегружена. Имея немалый опыт общения с моделями Canon, ее просто берешь и тут же начинаешь пользоваться. В какой-то момент с удивлением замечаешь, что экран сенсорный, поскольку необходимости в нем нет, хотя он позволяет быстро установить точку фокусировки, пробежаться по меню и повесить некоторые функции на четыре жеста типа «ход конем» в режиме просмотра, в котором, впрочем, особо полезных функций и нет: доступны режимы умного контраста, выбора цветового профиля, можно откадрировать изображение. При этом также можно использовать функциональность сенсорного дисплея, а можно обойтись без нее.

scr-25-600.jpg Благодаря аккуратным ненавязчивым схематичным подсказкам, обращаться с камерой легко. Отдельного внимания заслуживает реализация ручного режима. Несмотря на то, что на камерах подобного форм-фактора не всегда бывает удобно вращать кольца объектива, здесь они выполняют множество действительно полезных функций, которые также можно перенастроить. В ручном режиме потенциал физических органов управления раскрывается полностью. По умолчанию переднее кольцо объектива отвечает за диафрагму, заднее — за выдержку, а диск на задней панели камеры — за настройку светочувствительности, верхний предел которой можно установить, лишь нажав кнопку меню во время настройки.

scr-19-600.jpg В режимах приоритета параметры колец можно настроить таким же образом, что очень приятно, поскольку лично меня раздражает зуммирование дискретным электронным кольцом — я предпочитаю маленький рычажок трансфокатора. Или же механику. scr-18-600.jpg Выделение цветом при ручной фокусировке не очень явное. На выбор предлагается три цвета для выделения резких зон: красный, желтый и синий. Как и ожидалось, режим макросъемки оказался бессмысленным. Отличает его от нормального режима лишь невозможность сфокусироваться на удаленные объекты. Скорость фокусировки при этом заметно не меняется. В нормальном же режиме фокусировка возможна и в ближнем диапазоне. Однако при макросъемке камера нередко ошибается, отказываясь фокусироваться на ближний объект, особенно если тот движется, и выбирает дальний план. Немного выручает в этом случае ручной фокус, который необходимо «приручить», прежде чем уверенно им пользоваться. Помощник ручной фокусировки работает заметно, но не очень четко, поэтому выбрать нужный план весьма затруднительно, особенно при малой ГРИП. Бывает и такое, что после наведения фокуса он сбивается во время съемки, но это следует отнести скорее к ошибкам фотографа с непривычки, поскольку через некоторое время использования загадочным образом данная проблема исчезает.

Несмотря на то, что можно использовать классический для зеркалок способ фокусировки вращением кольца на объективе, пусть и электронного, гораздо более удобным, а главное, быстрым представляется классический для серии PowerShot способ фокусировки путем вращения функционального диска на задней панели камеры.

Органов управления у камеры предостаточно, поэтому сенсорный дисплей за все время тестирования так ни разу и не пригодился. Хотя он безусловно удобен для быстрой установки фокусировочной рамки или даже съемки касанием. К тому же, он может быть удобен при просмотре изображений, тем более, что поддерживает мультитач.

Рычажок трансфокатора позволяет точнее управлять зумом: если электронное кольцо предоставляет на выбор только семь значений фокусного расстояния 24–28–35–50–85–100–120 мм, то с помощью рычажка трансфокатора можно добиться целых девяти.

Благодаря длительному периоду тестирования удалось проверить автономную работу камеры. Батареи хватило на 460 снимков в формате RAW+JPG, что гораздо больше указанного в технических характеристиках значения.

Качество изображения Стандартный тест на светочувствительность камера проходит хорошо. Честно говоря, от подобной связки оптики и матрицы хотелось бы большего, но и полученный результат характеризует камеру весьма достойно. Судя по графиками, камера в состоянии выдавать разрешение в 0,8 линии на пиксель независимо от условий съемки. Даже значение светочувствительности ISO 6400 теоретически является вполне рабочим, хотя на практике к нему следует прибегать лишь в крайнем случае, поскольку шумодав камеры работает не слишком гладко.

Тест «шумы» graph-iso-1-s.jpg graph-iso-2-s.jpg graph-iso-3-s.jpg graph-iso-4-s.jpg Значения в районе 0,8 линии/пиксель вплоть до ISO 3200 говорят о хорошем сенсоре, а так же, судя по кривой для JPG, о не очень хорошей камерной обработке. В целом же, тест на шумы можно считать пройденным достойно, особенно для RAW.

А теперь посмотрим, как на разрешение камеры влияет оптика.

Оптика Тест оптики демонстрирует не такие уж выдающиеся результаты, хотя, делая скидку на «компактность» и конструктивные особенности камеры можно считать их приемлемыми. Разрешение в центре вполне закономерно падает с увеличением фокусного расстояния, разрешение же на краю кадра, напротив, возрастает. Среднее и максимальное значения разрешения не такие уж высокие, а хотелось бы повыше.

ЭФР = 24 мм f/2,0 f/4,0 f/8,0 f/16,0 центр кадра fr24-f2-c.jpg fr24-f4-c.jpg fr24-f8-c.jpg fr24-f16-c.jpg 0,66 линии/пиксель 0,78 линии/пиксель 0,74 линии/пиксель 0,68 линии/пиксель край кадра fr24-f2-e.jpg fr24-f4-e.jpg fr24-f8-e.jpg fr24-f16-e.jpg 0,47 линии/пиксель 0,49 линии/пиксель 0,49 линии/пиксель 0,45 линии/пиксель f/2,0 f/4,0 f/8,0 f/16,0 край кадра fr24-f2-g.jpg fr24-f4-g.jpg fr24-f8-g.jpg fr24-f16-g.jpg graph-24.jpg Широкий угол демонстрирует не очень приятную зависимость. Край кадра и вовсе «уплыл» за границу допустимого, а открытая и закрытая диафрагмы выдают примерно одинаковые значения разрешения, что не очень здорово. Хотя по абсолютному значению разрешения в центре все не так уж плохо, но и совсем не здорово для аппарата такого класса.

ЭФР = 50 мм f/3,5 f/5,6 f/8,0 f/16,0 центр кадра fr50-f3-5-c.jpg fr50-f5-6-c.jpg fr50-f8-c.jpg fr50-f16-c.jpg 0,68 линии/пиксель 0,72 линии/пиксель 0,72 линии/пиксель 0,67 линии/пиксель край кадра fr50-f3-5-e.jpg fr50-f5-6-e.jpg fr50-f8-e.jpg fr50-f16-e.jpg 0,63 линии/пиксель 0,63 линии/пиксель 0,63 линии/пиксель 0,59 линии/пиксель f/3,6 f/5,6 f/8,0 f/16,0 край кадра fr50-f3-5-g.jpg fr50-f5-6-g.jpg fr50-f8-g.jpg fr50-f16-g.jpg graph-50.jpg График гораздо «ровнее», чем на широком угле, что не так уж удивительно. Но по максимальному значению сильно просел, и это не может не огорчать.

ЭФР = 120 мм f/3,9 f/5,6 f/8,0 f/16,0 центр кадра fr120-f3-9-c.jpg fr120-f5-6-c.jpg fr120-f8-c.jpg fr120-f16-c.jpg 0,72 линии/пиксель 0,74 линии/пиксель 0,72 линии/пиксель 0,66 линии/пиксель край кадра fr120-f3-9-e.jpg fr120-f5-6-e.jpg fr120-f8-e.jpg fr120-f16-e.jpg 0,63 линии/пиксель 0,67 линии/пиксель 0,66 линии/пиксель 0,63 линии/пиксель f/3,6 f/5,6 f/8,0 f/16,0 край кадра fr120-f3-9-g.jpg fr120-f5-6-g.jpg fr120-f8-g.jpg fr120-f16-g.jpg graph-120.jpg Что ж, и на длинном конце результат весьма неплох. Более того, он примерно такой же, как и на среднем, что явно говорит о неплохом качестве оптики. Как можно заметить из приведенных графиков, наиболее удачны для съемки значения диафрагмы f/4–5,6 практически на всех фокусных расстояниях.

Стабилизация Методика тестирования стабилизатора подробно рассмотрена в одной из прошлых статей.

graph-stab.jpg Искать выдержки, на которых камера начнет терять строки пришлось довольно долго, так что руки к тому моменту уже тряслись. Тем не менее, результат для компактного стабилизатора весьма достойный. По нашей оценке получается, что эффективность стабилизатора составляет примерно 4 супени EV. При этом производитель заявляет 3,5 ступени на максимальном ЭФР, то есть при 120 мм. Что ж, неисключено, что цифра вполне себе реальная. Но полученный нами результат и так говорит о достаточно хорошей работе стабилизатора.

Видео Видеосъемку камера производит только в авторежиме, независимо от установленного на диске. Можно фокусироваться касанием по дисплею.

Видео получается весьма неплохим. Присутствует небольшая рябь на изображении, однако стопкадры в большинстве своем достаточно четкие, насколько это возможно при 30 кадрах в секунду.

  Видео Звук Скачать 1920×1080, 29,97 fps, AVC High@L5.0, 11,6 Мбит/с AAC LC, 128 Кбит/с, стерео Большое относительное отверстие и относительно большая матрица также позволят снимать художественные видео с маленькой глубиной резкости.

Итог Приятно, что компания Canon старается не отставать от рынка и выпускает подобные модели, о которых мечтали, наверное, многие. Однако пока реализация отличной идеи оставляет желать лучшего. Хочется верить, что воплощенный в G1X Mark II компакт с большой матрицей — это не предел возможностей и технологий. Более того, изучая нынешний рынок компактных и беззеркальных камер, начинаешь понимать, что современные технологии способны на большее.

Поскольку с камерами Canon я знаком давно, меня не может не огорчать их медленный рост. Порой создается впечатление, что производитель накатал себе тропу в производстве хороших компактных камер и не хочет ни сворачивать с нее, ни ускоряться. Современные камеры Canon демонстрируют приличные результаты, чуть лучше своих предшественников, но никак не могут показать чего-либо выдающегося. И G1X Mark II не исключение. Это действительно хорошая камера, над которой производитель значительно потрудился, однако она не «в разы» и не «на порядок» лучше былых камер серий G и S. Она лучше ровно настолько, насколько больше датчик изображения и чище оптика. Хотя от подобной недешевой модели хочется именно заметного улучшения качества, видимого даже на глаз. И в таком случае за нее не жаль было бы выложить 35 тысяч рублей (на старте продаж, а сейчас и все 40). Пока же реальность немного грустнее ожиданий, а посему и цена кажется несколько завышенной.

Тем не менее, кому-то по душе придется и такой вариант. Судя по всему, камера пользуется спросом. А мы все-таки будем с нетерпением ждать от Canon того самого рывка, который позволит немного отойти от накатанной дорожки и создать не просто камеру «в стиле Canon», а действительно выдающуюся камеру, способную делать снимки высокого качества, пусть и «в стиле Canon».

Галерея Тестовые материалы для скачивания Тест «шумы» Canon G1X mark II, JPEG, 212 МБCanon G1X mark II, RAW, 717 МБ Тест «оптика» Canon G1X mark II, JPEG, 109 МБCanon G1X mark II, RAW, 334 МБ Галерея Галерея в JPEG, 169 МБГалерея в RAW, 604 МБ

Полный текст статьи читайте на iXBT