Компактная акустика Nakatomi OS-12: оригинальная и с лампочками
Сегодня у нас на тестировании интересная колонка с оригинальным внешним видом, которым она и привлекла наше внимание. Называется она Nakatomi OS-12 — звучит солидно, как нечто японское… Но при этом бренд Nakatomi, под которым также выпускается еще много всяческой компьютерной периферии, зарегистрирован российской компанией «Диалог», что особо и не скрывается — всю соответствующую информацию можно найти на ее сайте. Просто вот такой вот маркетинговый ход. С маркетингом у героини сегодняшнего обзора вообще все отлично, достаточно прочитать ее описание, размещенное все на том же сайте, а также на упаковке:
«Все компоненты акустической системы подобраны и согласованы так, чтобы порадовать в первую очередь поклонников «теплого лампового звука» — звучания без раздражающих слух гармоник и высокочастотных шумов. Так, питание акустической системы возложено на вынесенный отдельно для уменьшения наводок мощный трехамперный адаптер, цепи питания построены на надежных полевых MOSFET-транзисторах. Входящий сигнал, обработанный микроконтроллером ЦАПа и цифровым аудиопроцессором, попадает на каскад современных вакуумных ламп, дающих ту самую теплую и обволакивающую уютом окраску звуку в очень широком диапазоне частот. Окончательный выходной сигнал формируется современным усилителем D-класса, высокий КПД которого позволяет не растрачивать подводимую мощность на нагрев воздуха, а реализовывает ее через два среднечастотных и один низкочастотный динамик с низкоинерционными куполами из бумажной массы. Приводы СЧ-головок вооружены быстрыми двухслойными неодимовыми магнитами, НЧ — мощным многослойным ферритовым».
Плюс к тому, колонка оснащена Bluetooth-модулем, может подключаться к ПК через USB, а также имеет два линейных входа, один из которых — для подключения винилового проигрывателя. В общем, описание очень красивое, потенциально Nakatomi OS-12 — просто великолепное устройство. Посмотрим, что же оно может нам предложить на самом деле.
Технические характеристики
Заявленная выходная мощность | 37 Вт |
---|---|
Частотный диапазон | 55 Гц — 18 кГц |
Размеры динамиков | ВЧ: 2×1,75 дюйма (≈45 мм) НЧ: 4 дюйма (≈102 мм) |
Соотношение сигнал/шум | >82 дБ |
Гармонические искажения | <1% |
Беспроводное подключение | Bluetooth 5.0 |
Аналоговые входы | линейный Aux (миниджек 3,5 мм) Phono (миниджек 3,5 мм) |
Цифровые входы | USB типа B |
Поддержка кодеков | SBC |
Материал корпуса | Пластик |
Размеры | 380×192×105 мм |
Масса | 2,75 кг |
Дополнительно | сопряжение с помощью NFC, сенсорное управление |
Розничные предложения |
Упаковка и комплектация
Поставляется Nakatomi OS-12 в коробке из плотного картона, на которую нанесены название устройства, ряд его изображений, краткие характеристики и то самое описание, которое мы цитировали во введении.
В комплект входят сама колонка, кабель миниджек-миниджек для подключения к источникам звука, блок питания и инструкция.
Блок питания компактный, все его параметры можно найти на фото ниже. Вилка съемная, но в комплекте идет только одна — вероятно, в зависимости от страны поставки. Длина кабеля — 180 см.
Кабель миниджек—миниджек выполнен на хорошем уровне качества, коннекторы почему-то угловые, которые очень удобны при использовании с портативными устройствами, а в данном случае особого смысла не имеют. Но в целом кабель отличный, да и длина приемлемая — 110 см.
Дизайн
Дизайн у Nakatomi OS-12 оригинальный и необычный — кому-то понравится, а кому-то и не очень. В интерьере колонка будет смотреться интересно и станет заметным элементом декора.
Устройство выпускается в двух вариантах окраски — черном и белом. Мы для тестирования выбрали второй. Корпус у колонки компактный — всего лишь 380×192×105 мм, да и масса невелика — 2,75 кг. Она отлично разместится на небольшой полке, прикроватной тумбе или столе.
При взгляде сбоку хорошо заметно, что колонка чуть наклонена назад. Очень правильное решение, помогающее направить звук в сторону слушателя при размещении устройства ниже его головы —, а именно так, скорее всего, оно и будет размещаться. В целом же ничего особо интересного на боковых панелях нет.
Передняя часть корпуса закрыта металлической сеткой, на которой присутствует единственный декоративный элемент — объемный выступ, напоминающий по форме динамик.
Но главный «хит» передней панели — это небольшая площадка с нанесенным на нее логотипом, на которой размещены две лампы.
И вот с лампами, конечно, история интересная. Производитель в описании устройства пишет следующее: «Входящий сигнал, обработанный микроконтроллером ЦАПа и цифровым аудиопроцессором попадает на каскад современных вакуумных ламп, дающих ту самую теплую и обволакивающую уютом окраску звуку в очень широком диапазоне частот».
К огромному нашему сожалению разобрать колонку, не повредив при этом корпус, практически нереально — пришлось отказаться от этой идеи. А было бы ну просто очень интересно… Потому не будем делать каких-либо выводов, а просто поделимся парой-тройкой наблюдений:
- Возможность замены ламп не предусмотрена, производитель почему-то уверен, что с ними всё будет в порядке. В инструкции по этому поводу сказано следующее: «Лампы имеют три уровня защиты: пластиковая защита от физических повреждений, защитные элементы на печатной плате, защита на программном уровне. Срок службы ламп рассчитан на весь срок эксплуатации акустической системы».
- Лампы практически не греются при работе — немного нагревается лишь основание. Собственно, потому и есть возможность поместить их в пластиковый кожух, который производитель сам упоминает в инструкции.
- Лампы имеют отдельную нижнюю подсветку, которая хорошо заметна при взгляде под нужным углом.
В правом нижнем углу передней панели размещен светодиодный индикатор, меняющий цвет в зависимости от того, какой вход активен:
- Красный — линейный вход
- Фиолетовый — вход для винилового проигрывателя
- Синий — вход USB
- Зеленый — Bluetooth
Почему при активации Bluetooth индикатор зеленый, а не синий — нам неведомо, но вот как есть. При этом в инструкции даже нет общей таблицы цветов индикатора, они указаны лишь в описании каждого типа подключения. Ну и сразу отметим крайне неприятный момент: в режиме ожидания лампы спереди отключаются, а светодиод начинает периодически мигать красным цветом. Если колонка при этом размещена где-нибудь возле спального места, например или даже просто перед глазами — это постоянное мигание явно будет раздражать.
Сверху на корпусе размещена сенсорная панель управления, о которой мы еще подробно поговорим в соответствующей главе. Рядом видна метка NFC.
На дне находятся небольшие ножки, обеспечивающие устойчивость колонки. Два винта на панельке под лампами сразу вызвали у нас море любопытства. Но, к сожалению, их демонтаж не приводит ни к чему интересному — крышка дополнительно удерживается какими-то элементами внутри корпуса.
В левом нижнем углу задней стенки находится панель для подключения колонки, по центру размещена наклейка с краткой информацией об устройстве, справа внизу видно отверстие фазоинвертора.
Отверстие небольшое — около 30 мм в диаметре. При этом оно не сквозное, трубка внутри поворачивает и уходит внутрь корпуса — над конструкцией резонатора явно поработали (пусть и немного), что хорошо.
Подключение и настройка
Подготовить Nakatomi OS-12 к работе несложно. Для начала подключаем комплектный блок питания, далее определяемся с тем, как будем передавать на колонку звук. Тут у нас есть четыре варианта. Можно воспользоваться аналоговым подключением через разъем Aux — для этого даже специальный кабель есть в комплекте. Есть еще и специальный вход Phono для подключения винилового проигрывателя, но он, мягко говоря, странный.
Мы попробовали подключить к нему пару источников и выяснили, что внушительное предусиление там явно есть. Но подавляющее большинство «вертушек» подключается к усилителю с помощью двух RCA и отдельного кабеля заземления. А вот как тут быть — не очень понятно. Возможно, есть какие-то специальные кабели с миниджеками… Но нам пока таких видеть не доводилось, да и в целом, проще уж тогда воспользоваться проигрывателем со встроенным фонокорректором и линейным входом на колонке. Это если очень хочется послушать винил именно через сравнительно бюджетную и компактную акустику, что само по себе — затея спорная.
Предусмотрена возможность подключения к ПК посредством USB, правда кабель с разъемом USB-B для этого придется приобретать самостоятельно. Выбор разъема, кстати, довольно странный — гораздо приятнее было бы увидеть USB Type C, но уж как есть. Мы попробовали подключить Nakatomi OS-12 к ПК под управлением Windows 11. Определяется она как «mvsilicon B1 usb audio», так мы неожиданно и без всякого разбора узнали производителя используемого аудиочипа. Ну и отсутствие собственного имени в системе у устройства — это как-то даже несерьезно, учитывая особенности его позиционирования и маркетинга. Звук поддерживается в форматах 16 бит/44,1 кГц и 16 бит/48 кГц, для компактной акустики этого вполне достаточно.
Ну и, наконец, беспроводное подключение посредством Bluetooth. Смартфон под управлением Android можно просто поднести к NFC-метке и согласиться с подключением. Если не сработало — всегда есть возможность организовать соединение через меню смартфона.
Полный список поддерживаемых кодеков и их режимов мы традиционно получили с помощью утилиты Bluetooth Tweaker. Кодек всего один — SBC. В целом, его возможностей для портативной акустики вполне достаточно. Но от продукта со столь пафосным описанием логично было бы ожидать поддержку ну хотя бы AAC, а в идеале — и aptX.
Управление и эксплуатация
Управление колонкой осуществляется с помощью сенсорных клавиш на верхней панели. Качество их срабатывания мы бы оценили как «среднее» — вроде бы, все хорошо, но все действия осуществляются с неприятной задержкой. Первая кнопка включает режим ожидания, вторая пролистывает активные входы. На третьей нарисован значок Bluetooth, было бы логично предположить, что нужна она для быстрого доступа к самому востребованному способу подключения… Но нет, так она не работает. Да и вообще не очень понятно, что она делает — в инструкции про нее нет ни слова. И вот по таким нюансам безошибочно угадываются недорогие поделки многочисленных китайских фабрик — вроде бы все и симпатичненько, но сделано без особого внимания к деталям.
Звук и измерения АЧХ
При всей всем обилии странных особенностей звучит Nakatomi OS-12 очень неплохо для своего форм-фактора. Даже как-то на удивление неплохо. «Глубокого баса», естественно, практически нет — ему просто неоткуда взяться, корпус слишком маленький. Однако низкочастотный диапазон при этом присутствует, на нем даже есть небольшой акцент. Средние частоты звучат вполне ровно и нейтрально, более того — хорошо читается и ВЧ-регистр. В общем, звук получается сбалансированный и без каких-либо раздражающих дефектов. Посмотрим на график АЧХ, полученный при размещении измерительного микрофона примерно в метре от акустики на оси динамиков, который отлично иллюстрирует все сказанное выше.
Низкочастотный диапазон при этом склонен к «гудению», в частности — на частоте настройки фазоинвертора, что хорошо видно на графике кумулятивного затухания спектра (он же «водопад» или waterfall). Тут уж ничего не поделаешь, корпус маленький и пластиковый — бороться разработчикам приходится не за качество баса, а сам факт его наличия.
График выше получен при подключении колонки посредством Bluetooth. Посмотрим, не меняется ли АЧХ при смене типа подключения.
Не меняется. Это было предсказуемо, но нужно было проверить — случается, что изменения все же есть. Например, если при аналоговом подключении перестает работать встроенный DSP. В данном же случае, как ни подключай — результат будет примерно один и тот же. А вот с горизонтальной дисперсией звука все не слишком хорошо — стоит немного повернуть колонку в сторону, как качество воспроизведения сильно страдает, причем практически во всем диапазоне, начиная с нижней середины.
Подъем измерительного микрофона тоже сразу приводит к падению качества звучания, но уже не столь критичному. Однако следить за тем, чтобы колонка была направлена в сторону слушателя, все же стоит.
Итоги
В целом Nakatomi OS-12 — колонка интересная. Она оригинально выглядит и может быть использована в качестве элемента декора помещения, да и звучит для своего размера неплохо. Но это если оставить за скобками маркетинговые странности, не самое удобное управление и прочие спорные моменты. При этом дешевой ее не назовешь: в данном ценовом сегменте можно найти портативную акустику с не худшим качеством звучания и с гораздо более высоким уровнем комфорта использования, пусть и без лампочек на передней панели. Но тут, как всегда, решать потребителю — возможно, у кого-то Nakatomi OS-12 настолько хорошо впишется в интерьер, что всё остальное отойдет на второй план, так тоже бывает.
Полный текст статьи читайте на iXBT