Команда, которая станет фундаментом устойчивого бизнеса

От редакции


 

Первую главу книги Бизнес на конвейере, или Как построить прибыльное агентство в кризис Василий посвятил различным аспектам создания бизнес-плана и приложил к ней готовый к использованию шаблон. Во второй главе описан процесс формирования команды и создания профилей ключевых должностей. При желании вы можете скачать шаблон профиля «Менеджер проекта» и увидеть таблицу, с помощью которой можно вести детальную статистику по сотрудникам, занимающим эту должность.

Всем, кто активно занимается развитием своего агентства, рекомендуем также записаться на бесплатный семинар Василия Диджитал на конвейере и присоединиться к телеграм-группе @webbizz.

По мере выхода новых глав, ссылки на них будут добавляться в содержание первого материала.

Итак, напоминаю, что мы поставили себе задачу построить прибыльное агентство в сегменте недорогих сайтов и через три года выйти на хорошую прибыль. Мы также проработали типовой бизнес-план. Надеюсь, вы уже внимательно ознакомились с ним и скорректировали его под себя.

Прежде чем приступить к заявленной теме, позволю себе небольшое отступление, связанное с отрицательным доходом в бизнес-плане в первый год работы. Да, чтобы зарабатывать, нужно вложить деньги. Не начинайте бизнес, если у вас нет хотя бы половины суммы от той, что нужно вложить. Если у вас не будет резерва денег, вы не сможете следовать заложенной стратегии, а это очень плохо. Первый год вы должны нарабатывать клиентскую базу, и довольную клиентскую базу. Вы будете работать в минус, но это нормально. Зато четко выдержите стратегию, которая скоро позволит изменить ситуацию в обратную сторону.

Больше не нужно искать и обзванивать каждое диджитал-агентство
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →

Планируем команду

Ядро команды начинающего бизнеса — это трамплин к впечатляющим результатам в будущем. Команду агентства необходимо выбрать с особой внимательностью. Посвящу этому значительную часть времени. Для примера рассмотрим две позиции. Менеджер по работе с клиентами и менеджер проектов. Для тех, кто только стартует бизнес, сразу скажу, что не стоит совмещать эти две роли в одном человеке. Разделение нужно делать сразу. В противном случае процесс реализации бизнес-плана затянется и вы начнете терять интерес.

Вот как я бы описал профили этих двух сотрудников.

Менеджер по работе с клиентами. Обязательно с опытом продажи проектов (в нашем случае по разработке сайтов) и чувством прекрасного. Очень желательно техническое или финансовое образование, возраст от 27 лет. Выбирайте этого человека, ориентируясь на работу с ним как минимум на три года. Именно этот человек строит систему продаж и систему взаимоотношений с клиентами вашего бизнеса, а значит играет одну из ключевых ролей. Если в построения системы он будет все фиксировать в регламентах работы и уточнять по мере апробации их на практике, то через три года на его место можно будет посадить почти любого адекватного менеджера, поскольку он уже выстроит работу с клиентами, регламентирует бизнес-процессы, подготовит шаблоны коммерческих предложений, словом, заложит фундамент. Техническое образование необходимо, чтобы мыслить категориями бизнес-процессов в рамках комплексного системного подхода, который я буду описывать во всех последующих главах. Если вы понимаете, о чем я говорю, значит, быстро сможете найти такого человека. Если нет, вот несколько критериев, которые помогут с большей вероятностью сделать правильный выбор:

  • мотивационный тип — инструментальный;

  • поведение в конфликте — компромисс;

  • профессиональная мотивация — высокая;

  • психоэмоциональное выгорание — низкое;

  • коммуникативные способности — высокий уровень;

  • организаторские способности — высокий уровень;

  • уровень IQ от 100.

Задачи:

  • привлечение клиентов;

  • обработка входящих заявок, продажи, консультирование клиентов;

  • сопровождение сделок в CRM до момента предоплаты;

  • подготовка КП, договоров и выставление счетов;

  • анализ воронки продаж.

Ответственность:

  • продажи согласно бизнес-плану (обеспечить приход денег);

  • соответствие клиентов вашей стратегии (не брать все заказы подряд).

Менеджер проектов. Техническое образование очень приветствуется, так как нужна ориентация на результат, а не на процесс. Умение четко разговаривать по телефону, писать письма и грамотные тексты. В случае агентского бизнеса важно умение работать с CMS, с изображениями в графических редакторах, знать HTML, базовые основы SEO. В двух словах, вам нужен менеджер-веб-мастер-универсал с опытом в сфере веб-разработки.

  • Мотивационный тип — профессиональный;

  • поведение в конфликте — сотрудничество;

  • профессиональная мотивация — высокая;

  • психоэмоциональное выгорание — низкое;

  • коммуникативные способности — средний уровень;

  • организаторские способности — высокий уровень;

  • уровень IQ от 105.

Первые несколько месяцев все, что нужно будет делать менеджеру проектов, — это быстро и качественно работать с шаблонами. Да, нужно будет брать готовые шаблонные решения и уметь быстро и профессионально их настраивать. В сфере веб-разработки на работы по программированию, дизайну или верстке привлекайте фрилансеров или разработчиков CMS. Но лучше, если этих дополнительных работ не будет первое время. 90% задач клиента можно решить базовым набором функционала CMS.

Задачи:

  • штатными средствами системы управления выполнение того, что пообещали клиенту в договоре;

  • коммуникации с клиентом на протяжении всей работы по проекту;

  • учет рабочего времени по проектам.

Ответственность:

  • выполнение сроков в рамках бюджета;

  • довольный клиент (получение хорошего отзыва от клиента).

Выявить описываемые выше компетенции помогут несколько тестов.

Для начинающих предпринимателей я бы посоветовал вот такой командой поработать три-четыре месяца. Отработайте качественную связку «продажи — запуск сайта в минимальной конфигурации», не отвлекаясь на индивидуальные технические доработки. Будете отвлекаться — отойдете от последовательного выстраивания системы, решая вместо этого непредвиденные проблемы. Не исключаю, что уже на старте у вас могут присутствовать узкие специалисты (дизайнер и программист), если финансы позволяют. Но более важно на старте уметь быстро выстроить коммуникации с удаленными фрилансером или разработчиком, чем решать лишние задачи командообразования и мотивации.

Далее команда будет быстро расти примерно в следующей последовательности. Приходит дизайнер и отвечает за внешний вид сайтов в рамках ограничений шаблонов готовых решений. Чуть позже в команду приходит верстальщик, способный верстать контент и изменять шаблоны вывода информации на сайте. Это даст вам гибкость в работе с клиентами и немного разгрузит менеджера. У него в этот момент уже будет приходить в работу несколько новых сайтов в месяц. Дальше берем программиста для решения нестандартных «хотелок» клиентов (калькуляторы, модификации каталогов, нестандартные импорты/экспорты и пр.). Это позволит вам увеличить среднюю сумму чека и не отказываться от ряда проектов.

Для тех предпринимателей, которые уже прошли боевое крещение в агентском бизнесе и собрали команду, я хочу акцентировать внимание еще раз на профилировании и оценке существующей ключевой команды и новых людей на входе. С одним человеком вы можете потерять год и получить так себе результаты, а с другим вы можете добиться сверхрезультатов.

Главный лайфхак в ведении любого проекта — делать все как для себя. Мне хочется верить, что для меня никогда не было разницы, приятный клиент или тяжелый, звонит он каждый день или пропадает на неделю. Я всегда старался делать свою работу на совесть, делать каждый сайт так, будто он мой собственный. Исправлять орфографические ошибки на макетах. Выверять иконки и цвета на сверстанной странице. Вычитывать тексты. Писать и звонить клиенту, напоминая, что нам будет сложно сдать сайт, когда материалов от него критически не хватает. Нужно быть клиентоориентированным на деле, а не на словах.
Виталий Тараканов, ведущий менеджер проектов

Не относитесь безответственно к найму людей. Ваш бизнес, несмотря на конвейер, который мы строим, — это люди, и от того, кого вы нанимаете на работу, будет зависеть дальнейший успех этого бизнеса. С ключевой командой среднего уровня бизнес не будет развиваться. Ключевая команда должна быть «огонь».

Карта должностей агентства интернет-маркетинга полного цикла

Ниже пример профиля менеджера проектов. Шаблон можно скачать по ссылке.

Фрагмент профиля менеджера проектов

Создайте профили на каждую из должностей. Они всегда должны быть доступны для поиска новых людей и проверки компетенций существующих.

В онлайн-курсе «Диджитал-агентство на конвейере» мы даем подробное описание профилей и вакансий.

Масштабирование команды

Когда ключевые роли на месте, начинается последовательное масштабирование команды. Это значит, что мы начинаем наращивать типовые позиции разработчиков и менеджеров проектов. С ростом команды рекомендую отдельно добавлять соответствующие строчки в бизнес-план, чтобы иметь на руках более точные цифры по затратам.

Создайте табличку, чтобы вести детальную статистику по менеджерам проектов. Это необходимо для учета производительности и расчета некоторых показателей по проектам. Первое время это может стать дополнительной нагрузкой для вас, но позже, когда сотрудников станет много и нужно будет внедрять систему роста, градации, мотивации, — она приобретет важное значение.

Таблица учета работы команды

* ИС — информационный сайт, СК — сайт с каталогом продукции, ИМ — интернет-магазин, LP — landing page

Поддерживая подобную эксель-табличку в актуальном состоянии, вы будете видеть статистику по выпуску продуктов, средний чек, отклонение по рентабельности в общем и по каждому менеджеру в отдельности, отклонение по срокам, средний цикл сделки, удовлетворенность клиента. Все эти показатели очень важны и впоследствии лягут в систему мотивации менеджеров проектов.

Для примерного расчета количества человек, необходимого для масштабирования и обеспечения покупательского спроса, мы сделаем отдельную таблицу. Ее описание я дам в следующей главе. Вносите в нее нормативы по проектам, прогнозируемое количество продаж и смотрите, сколько нужно каких людей. Но перед этим необходимо более подробно разобрать принцип формирования продуктов и расчет их рентабельности.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine