Кладбище технологий: с чем нам пришлось попрощаться в 2010-е
Технология не стоит на месте и постоянно движется вперед, по крайней мере, теоретически. Старые технологии вытесняются новыми, причем иногда это происходит с абсолютно устраивающими всех приложениями, устройствами или сервисами.
Если поместить все технологии, с которыми нам пришлось попрощаться в уходящем десятилетии, в одно место, получится целое кладбище, и это не считая «неизлечимо больных» продуктов, обреченных на провал в ближайшем будущем. Попробуем вспомнить технологические звезды, которые сияли для нас ярче других и которые, несмотря на то, что от них отказались, навсегда останутся жить в наших сердцах.
MP3-плееры — iPod и Zune
«Знакомство» формата MP3 с Apple iPod коренным образом изменило способ прослушивания музыки. Сейчас это сложно представить, но всего лишь несколько лет назад люди пользовались переносными кассетными или CD-плеерами, которые, на самом деле, переносными назвать можно с большой натяжкой. При этом сменные диски или кассеты тоже нужно было носить с собой. iPod вместе с плеером iTunes помог компании Apple встать на тропу мирового лидерства. Неожиданно люди получили возможность создавать плейлисты, при этом теперь в свой карман они могли с легкостью поместить сотни и даже тысячи треков. Загружать музыкальные композиции и делиться ими с другими пользователями тоже стало намного проще. Через несколько лет к прибыльному бизнесу попыталась присоединиться Microsoft с портативным плеером Zune, однако через три года после выпуска, в 2009 году компания официально отказалась от его производства. iPod продолжался купаться в лучах славы, однако, по иронии судьбы, гвозди в гроб этого популярного MP3-плеера начал забивать продукт все той же Apple — на этот раз, iPhone. С появлением и стремительным развитием стриминговых сервисов во главе со Spotify и универсальностью смартфонов, которые начали использоваться в качестве музыкальных плееров, необходимость в самостоятельных MP3-плеерах отпала. От самого формата MP3 отказались в 2017 году, когда создавший его Институт Фраунгофера официально расторгнул лицензионную программу своего детища.
Мгновенные сообщения — AOL, MSN, BBM, Yahoo!
Если в конце 90-х или начале 2000-х вы были подростком, скорее всего, вы часами просиживали в чатах чрезвычайно популярных тогда приложений-мессенджеров наподобие MSN, AIM, или Yahoo. Текстовые сообщения только появились, и разговорить друг с другом в сети стало необычайно просто. Немногим позднее мессенджер BBM (BlackBerry Messenger) предоставил возможность совершать голосовые и видеозвонки на мобильные телефоны, открыв двери для групповых чатов, обмена фотографиями и другим функциям, которые очень скоро и умело были скопированы конкурентами. Постепенно приложения-первопроходцы были вытеснены более новыми программами для общения. В 2012 году Skype положил конец MSN, а в 2018 году были закрыты Yahoo и Messenger. BBM сошел на нет вместе с популярностью телефонов BlackBerry, хотя позднее, в 2013 году, он был вновь запущен для Android и iOS.
DVD
Если раньше мы с гордостью демонстрировали своим гостям коллекции DVD-дисков с фильмами и телевизионными шоу, то сейчас они стали почти раритетом. Сегодня многие успели забыть, что совсем недавно практически в каждом торговом центре присутствовал отдел продажи дисков, и мы часто забегали туда, чтоб выбрать интересный фильм. Тем не менее, все отделы DVD были уничтожены все теми же стриминговыми сервисами. И действительно, имея достаточно быстрое интернет-соединение, покупать диски становилось бессмысленно, поэтому за последние пять лет продажи всех форматов дисков упали более чем на 50%. Как следствие, постепенно пропала необходимость и в DVD-плеерах.
Steam Controller, Steam Machines, Steam Link
Когда компания Valve добилась успеха, разработав игру Half-Life , бросившую вызов традиционной индустрии игр, это вызвало всеобщее удивление, но до победы было еще очень далеко. Однако постепенно разработчики стали переключать свои силы на сервис Steam, предлагавший гораздо большую прибыль и низкие барьеры для входа. Воодушевившись успехом Steam, в качестве следующего этапа Valve запланировала победить консоли. Этот шаг должен был стать своего рода мостом между компьютером и игровой консолью. Однако за первые шесть месяцев после выпуска было продано менее 500 000 мини-компьютеров Steam Machines, и компании не удалось сохранить заинтересованность производителей. Тем не менее, у Valve появилась другая, более интересная идея — что если попробовать транслировать игры со своего компьютера непосредственно на телевизор? Именно это предлагала приставка Steam Link. Дополнил список новых продуктов полностью настраиваемый Steam Controller. И хотя некоторым нравились возможности, которые предлагали тщательно разработанные консоли Valve, отношение к ним было неоднозначным, и устройства не смогли конкурировать с лидерами рынка Sony и Microsoft. Valve снизила цены, однако это не помогло и после того, как в начале этого года контроллеры Steam Controller стали продаваться по цене в $5 за устройство, компания прекратила их производство.
Плазменные телевизоры
Когда телевизоры с плоским экраном начали вытеснять своих больших и неуклюжих собратьев, люди встретили их с распростертыми объятиями. И неудивительно — экраны стали больше, изображение лучше, и в то же время телевизоры занимали меньше места и потребляли меньше электроэнергии. Однако вкусы людей в отношении телевизоров с плоским экраном разделились — одним нравились плазменные ТВ, другим — LCD/LED. Тот, кто хотел получить лучшее изображение, покупал плазму, предлагающую более глубокий цвет и контраст, лучший угол обзора и ускоренную обработку. Хотя LCD или LED предлагали повышенную яркость и потребляли меньше электроэнергии, очень немногие из них могли конкурировать с плазменными телевизорами в отношении качества картинки. Тогда почему производство плазменных ТВ в 2014 году прекратилось? Главным образом, это произошло потому, что массовое производство снизило стоимость LED-телевизоров, и ведущий производитель плазмы, компания Panasonic, не смогла превзойти это преимущество. Таким образом, плазма оказалась поверженной более низкой по уровню технологией, при этом качество изображения плазменных телевизоров стало возвращаться только с появлением OLED.
Microsoft Kinect
Запущенный в 2010 году и поставляемый совместно с приставкой Xbox One сенсорный игровой контроллер Microsoft Kinect представлял собой умную систему, оснащенную сенсорами и микрофоном, и способную автоматически узнавать пользователей, реагировать на жесты и отвечать на голосовые команды. Система была запущена вместе с серией простеньких семейных игр, которые должны были составить конкуренцию Nintendo Wii, но этого не получилось. Несмотря на то, что устройство намного опережало свое время, в 2017 году стало известно, что Microsoft прекратила производство Kinect.
Google Plus
Продуктам Google стоит выделить отдельное, большое место на кладбище технологий. Google Reader, Google Buzz, Google Glass, Project ARA, Nexus Player, Bump!, Chromecast Audio, Inbox by Gmail, Project Tango, Google Now, Allo, Picasa, Google Wave, Google Goggles, Google Daydream — этот список постоянно растет. Пожалуй, главной потерей десятилетия для компании стало приложение Google Plus — попытка Google создать собственную социальную сеть, которая должна была конкурировать с Facebook. Запущенная в 2011 году сеть Google Plus отличалась наличием так называемых кругов (circles), объединяющих разных людей для общения, обмена фото и видео, обсуждения различных тем, ведения бизнеса и другого. Сначала приложение пользовалось успехом и популярностью среди пользователей, однако постепенно выяснилось, что люди регистрировались в сети только для того, чтобы получить доступ к другим сервисам Google и, по сути, не собирались использовать Google Plus. Различные обновления и попытки реанимировать сеть не помогли, и в конце концов, в начале этого года Google закрыла приложение.
Windows Phone
В начале десятилетия компания Microsoft испытывала большой прессинг. iPhone стремительно завоевывал мир, Android привлекал все больше производителей, а операционная система Windows Mobile оставалась в тени. Microsoft боролась за то, чтобы остаться на рынке, поэтому нужно было срочно придумать что-то новое. Так появилась мобильная система Windows Phone 7. Новый дизайн всем понравился, тем не менее, в отношении количества и качества приложений платформе не удалось превзойти конкурентов. После релиза Windows Phone 8 ситуация не изменилась. К 2014 году продажи телефонов на базе ОС Windows окончательно упали, а производители дружно повернулись в сторону Android. Среди немногих компаний, продолжавших работать с Windows Phone, была Nokia. В 2015 году Microsoft сделала еще одну попытку утвердиться на рынке, выпустив Windows 10 Mobile, однако и эта попытка оказалась неудачной.
Vine
Интернет изменил способ нашего восприятия и распространения информации и привел к возникновению всевозможных альтернатив печатным изданиям, радио и телевидения. Мобильное приложение Vine позволило пользователям создавать 6-секундные видеоролики, эволюционировав GIF. Люди стали активно использовать приложение и оно быстро обрело огромную популярность. Тем не менее, несмотря на то, что одно время число пользователей приложения доходило до 200 миллионов человек, оно не выдержало конкуренции с Instagram, Snapchat и YouTube, и стало терять аудиторию. В результате в 2016 году сервис был закрыт для загрузки новых видео.
Список можно продолжать еще очень долго. Больше не существуют первых интернет-сайтов, которыми мы пользовались для поиска информации (StumbleUpon и Digg). Маленькие смартфоны наподобие iPhone SE или Sony Compact тоже стали частью истории. Среди возможных претендентов — USB-A, CD-плееры для автомобилей, мини USB, почта Hotmail, мессенджер ICQ и многое, многое другое.
Источник
Полный текст статьи читайте на Компьютерра