Кинотеатральный Full HD DLP-проектор Optoma HD91: «вечный» проектор без радуги
Optoma HD91 является первым поступившим к нам на тестирование кинотеатральным в полном смысле этого определения проектором, в котором применяется светодиодный источник света. Отметим, что в случае проекторов, основанных на технологии DLP, использование светодиодов вместо лампы дает двойную выгоду. Во-первых, срок службы источника света увеличивается до срока службы самого проектора, тогда как лампу (весьма недешевую) нужно менять на новую каждые 2–3 (максимум 6) тыс. часов. Во-вторых, светодиоды позволяют избавиться от единственного (макро)механического компонента, непосредственно участвующего в формировании изображения в DLP-проекторах — от вращающегося светофильтра. Именно этот компонент часто является причиной выхода из строя «классических» «ламповых» DLP-проекторов. К тому же светодиоды в принципе позволяют реализовывать гибкие схемы баланса между яркостью и качеством цветопередачи и потенциально способны избавить технологию DLP от эффекта «радуги», мешающего многим зрителям в полной мере насладиться просмотром фильмов.
Содержание: Паспортные характеристики, комплект поставки и цена Паспортные характеристики Технология проецирования DLP Матрица Один чип DMD, 0,65″ DC3 Разрешение 1920×1080 Объектив 1,9x, F2,3—3,39, f = 22,56—42,87 мм Источник света Светодиодный, КЗС, 147 Вт Срок службы источника света 20 000 ч Световой поток 1000 ANSI лм Контрастность 500 000 : 1 (full on/full off, динамическая) Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) минимум 1,02 м (1,31—2,56 м) максимум 12,7 м (17,1—32,6 м) Интерфейсы Видеовход, HDMI (версии 1.4a), 2 шт. Видеовход, VGA, mini D-sub 15 pin, совместим с компонентными сигналами Видеовход, компонентный Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr), 3×RCA Видеовход, композитный, RCA COM-порт, сервисный интерфейс/удаленное управление, D-sub 9 pin (m) USB-порт, сервисный интерфейс, гнездо типа B Выход питания, гнездо USB типа A, 5 В/6 Вт Управление экраном/анаморфотным объективом, гнездо миниджек 3,5 мм, 12 В/250 мА, 2 шт. Выход для внешнего синхронизатора активных очков, mini DIN 3 pin Форматы входного сигнала телевизионные (композитный): NTSC, PAL, SECAM компонентные аналоговые видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): 480i/p, 576i/p, 720p, 1080i/p аналоговые RGB-сигналы: VGA—1080p (отчет MonInfo) цифровые сигналы (HDMI): VGA—HDTV (1080p)(отчет MonInfo) Уровень шума 23 дБ Особенности Поддержка стереоскопического режима с последовательным выводом кадров Преобразование 2D в 3D Сдвиг объектива ±60% по вертикали и ±10% по горизонтали Цифровая коррекция вертикальных трапецеидальных искажений ±30° Вставка промежуточных кадров Поддержка анаморфотного объектива Разъем для кенсингтонского замка Размеры (Ш×В×Г) 467×162×344 мм (с выступающими частями) Масса 7 кг Потребляемая мощность 245 Вт, 150 Вт в экономичном режиме, менее 0,5 Вт в ждущем режиме Напряжение питания 100—240 В, 50/60 Гц Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой) Проектор с защитной крышкой Кабель питания ИК-пульт ДУ и два элемента питания АА для него Краткое руководство CD-ROM c инструкциями по эксплуатации на нескольких языках Дополнительные аксессуары Комплект ZF2100 — радиочастотный синхронизатор и активные 3D-очки Ссылка на сайт производителя www.optomaru.ru Средняя текущая цена по данным Яндекс.Маркет T-10505880 Предложения по данным Яндекс.Маркет L-10505880–10 Внешний вид Дизайн строгий и аккуратный, проектор производит впечатление целостного монолитного устройства, без лишних деталей. Корпус проектора изготовлен из пластика черного цвета с матовой поверхностью. Ребристые накладки по бокам — из пластика с темно-серым серебристым покрытием.
Эти накладки маскируют вентиляционные решетки. На верхнем ребре правой решетки ближе к задней части проектора расположены кнопки управления и индикаторы состояния.
Декоративное кольцо вокруг ниши объектива изготовлено из пластика с серебристым покрытием.
Справа от объектива находится окошко фронтального ИК-приемника. Второй ИК-приемник — за вытянутой вставкой на верхней панели. Все интерфейсные разъемы находятся в неглубокой нише на задней панели.
На дно этой ниши наклеена накладка из износостойкого пластика, поэтому острые кромки разъемов не оставляют на проекторе видимых повреждений. Также на задней панели можно обнаружить разъем питания и разъем для кенсингтонского замка. На днище — четыре выкручивающиеся из корпуса (на 22 мм) ножки с полукруглыми резиновыми подошвами, что при настольном размещении позволяет выровнять положение проектора и/или приподнять его переднюю часть, широкая дополнительная ножка-опора в задней части, два воротка сдвига объектива (между передними ножками), ушко для шнурка, которым привязывается крышка объектива, и четыре металлические втулки с резьбовыми отверстиями, предназначенные для крепления к потолочному кронштейну.
Пульт Корпус пульта изготовлен из пластика с черной матовой поверхностью. Панель с кнопками имеет износостойкую накладку из пластика с фактурой под неполированный металл. Кнопки изготовлены из полупрозрачного резиноподобного материала. Пульт удобно ложится в руку, кнопок на нем, относительно немного, они некрупные, подписи к ним мелковаты, однако блоком курсорных кнопок пользоваться удобно. Есть достаточно яркая и равномерная светодиодная подсветка, включающаяся при нажатии на любую кнопку.
Включение и выключение разнесены на две разные кнопки, но при выключении запрашивается подтверждение. В меню установок можно отключить один из ИК-приемников.
Коммутация Проектор оснащен пятью видеовходами, среди которых два HDMI версии 1.4a. На вход VGA, кроме компьютерных RGB, можно подавать компонентные цветоразностные сигналы. Источник сигнала выбирается последовательным перебором с помощью кнопки Source на корпусе проектора или непосредственным выбором с помощью пяти кнопок на пульте ДУ по одной на каждый вход. Есть отключаемая функция автоматического поиска сигнала — при пропадании сигнала на текущем входе проектор ищет его на других. В списке в меню можно указать, на каких входах следует искать сигнал. Проектор может взаимодействовать с подключенным оборудованием по HDMI, видимо, все ограничивается синхронизацией включения/выключения проектора и подключенного плеера. Интерфейс RS-232C используется в частности для удаленного управления проектором, распайка разъема, параметры протокола и список команд приведены в руководстве. Также этот интерфейс, по всей видимости, используется для аварийного восстановления прошивки. Штатно программное обеспечение проектора обновляется посредством USB через разъем типа B. USB-разъем типа А предназначен для подачи питания на внешние устройства (до 6 Вт), например, его можно использовать для подзарядки активных очков. Синхронизирующие устройства, управляющие затворными очками, подключаются к разъему mini-DIN (3-pin VESA). Два триггерных выхода (стандартные 12 В до 250 мА) можно использовать для управления экраном с электромеханическим приводом и/или анаморфотной насадкой. На выход A напряжение подается при включении проектора, наличие сигнала на выходе B сигнализирует о выборе определенного режима геометрической трансформации, или об автоматически определяемом формате 2,35:1, или о переходе в режим 3D. Режимы работы триггеров задаются в меню.
Меню и локализация Само меню занимает немало площади на экране, надписи достаточно крупные и читаемые. В нижней строчке выводится подсказка по текущим функциям кнопок. Навигация удобная и быстрая. При изменении настроек изображения на экране остается только небольшое окошко со списком или ползунком, что облегчает оценку вносимых изменений, при этом следующий/предыдущий параметр в случае ползунков или горизонтальных списков выбирается стрелками вверх и вниз.
Пользователь может выбирать положение меню на экране (5 позиций).
Есть русская версия экранного меню, перевод в целом адекватный.
Проектор нам достался в неполной комплектации, в частности без руководства, но на сайте компании-производителя можно найти краткое руководство (с надписями в том числе и на русском языке), а также полную версию руководства на русском языке. Качество перевода хорошее.
Управление проекцией Фокусировка изображения на экране и регулировка увеличения производятся вращением ребристых колец на объективе.
Колесиками на днище объектив можно сдвигать относительно матрицы по вертикали и по горизонтали. В руководстве указано, что вертикальный сдвиг составляет ±60% от высоты проекции, а горизонтальный — ±10% от ширины проекции. Объектив защищает крышечка из матового полупрозрачного пластика, привязанная шнурком к корпусу проектора. Есть функция ручной цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений. Для облегчения настройки на экран можно вывести черно-белую сетку или белое поле.
Несколько режимов геометрической трансформации позволят оптимальным образом использовать область проекции, в том числе и совместно с опциональным фиксированным или подвижным анаморфотным объективом. В пределах области проекции изображение можно цифровым способом двигать в небольших пределах, чтобы, например, на широкоформатный экран поместились субтитры. Есть функции маскировки границ с увеличением картинки (Масштаб) и без изменения масштаба просто обрезкой по периметру (Маска контура).
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор можно отнести к классу длиннофокусных, но при максимальном увеличении он приближается к среднефокусным, поэтому при фронтальном проецировании его можно размещать на уровне первого ряда зрителей или за ним. Устанавливать проектор можно в любом положении при повороте вокруг поперечной горизонтально оси и под углом 90° при повороте вокруг продольной горизонтальной оси.
Настройка изображения Настроек, позволяющих настраивать яркостный и цветовой баланс, очень много.
Они разнесены на несколько страниц многоуровневого меню, при этом некоторые задачи можно решить двумя-тремя способами. Вряд ли большинство пользователей будут использовать все из них, но предоставить возможность для тонкой регулировки изображения в проекторе такого уровня нужно обязательно. Предустановленные наборы настроек хранятся в нескольких редактируемых профилях, под пользовательский набор отведена одна ячейка.
Видимо, при использовании профессиональной программы можно создать еще два профиля ISF. Также проектор запоминает текущие настройки для каждого типа подключения. Начинать настройку изображения лучше с выбора наиболее подходящего профиля. Кроме стандартных настроек в проекторе есть: Шумоподавление (устранение видеошумов), Гамма (гамма-коррекция, 4 редактируемых профиля — выбор типа кривой и регулировка смещения), Яркость LED (3 режима динамической регулировки светового потока с повышением яркости на светлых сценах и понижением на темных, а также установка уровня яркости вручную), Цвет. темп. (цветовая температура, 5 профилей и без коррекции), Цветовой спектр (выбор цветового охвата, 4 профиля и без коррекции), коррекция цветовых координат и яркости основных цветов (система CMS) и коррекция цветового баланса шестью регулировками усиления и смещения цветов.
На странице PureEngine собраны фирменные настройки, регулирующие степень улучшения картинки: PureDetail (увеличение контурной резкости), PureColor (повышение насыщенности цветов) и PureMotion (настройка функции вставки промежуточных кадров, обсуждается ниже).
Для наглядной демонстрации результата можно включить режим PureEngine Demo, в котором экран делится на две половины, на одной — обработанная с помощью PureEngine картинка, на другой — исходная. Есть возможность вручную указать тип кодирования цвета и яркостный диапазон в случае RGB-сигнала.
Дополнительные возможности Есть функция Авто выкл., которая после заданного периода (до 180 мин.) отсутствия сигнала автоматически выключит проектор.
Измерение яркостных характеристик Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора Optoma HD91:
Режим Световой поток Яркий 850 лм Эталон 485 лм Эталон, яркость 50% 280 лм Равномерность +12%, −28% Контрастность 440:1 Световой поток немного ниже заявленных 1000 лм. Равномерность хорошая. Контрастность довольно высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.
Режим Контрастность full on/full off Эталон 1175:1 Эталон, DynamicBlack = 1 4400:1 Эталон, DynamicBlack = 2 16000:1 Эталон, объектив установлен на максимальное фокусное расстояние 1420:1 Нативная, без динамической регулировки яркости, контрастность, полученная по этой методике, типичная для современного DLP-проектора. Диапазон динамической регулировки яркости зависит от выбранного уровня DynamicBlack, при 1 он небольшой, при 2 — выше, выше и динамическая контрастность, при 3 — на черном поле во весь экран источник света просто выключается, и формально контрастность возрастает до бесконечности. На графике ниже приведено изменение яркости после переключения с выводимого в течение 5 секунд черного поля на белое. По вертикальной оси — яркость, по горизонтальной — время.
Графики роста яркости при переключении с черного поля на белое при различных значениях DynamicBlack. Для наглядности графики сглажены. Видно, что скорость изменения яркости примерно одинаковая во всех трех режимах с динамической подстрокой яркости, и на увеличения яркости до максимума требуется примерно 1 секунда. В принципе данная функция может улучшать восприятие темных сцен, но в любом случае, использовать динамическую подстройку яркости или нет, будет решать сам пользователь.
В отличие от типичного одночипового DLP-проектора в данном проекторе нет вращающегося светофильтра, вместо него и лампы используются сверхяркие светодиодные источники красного, синего и зеленого свечения, включающиеся поочередно или одновременно. В результате возможен гибкий компромисс между световым потоком и качеством цветопередачи за счет изменения длительности одновременной работы всех трех светодиодов, то есть длительности излучения белого света. Этот «белый» интервал является виртуальным аналогом прозрачного сегмента в светофильтре обычного DLP-проектора, в котором в качестве источника света используется ртутная лампа высокого давления. Чем дольше излучается белый свет, тем выше яркость белых участков (и определяемый в тесте ANSI световой поток), но тем ниже яркость цветов (ниже цветовая яркость изображения). Добавим сюда управление средней мощностью излучения и, соответственно, мощностью системы охлаждения. Собственно в предустановленных профилях в основном эти параметры и варьируются. Крайние случаи: профиль Яркий — максимальная яркость, максимальный шум, минимальная относительная цветовая яркость; и профиль Эталон — минимальная яркость, минимальный шум и сбалансированная цветовая яркость. Ниже приведены зависимости относительной яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при выводе белого поля для режимов Яркий и Эталон (второй график сдвинут вверх, и ноль яркости отмечен горизонтальной синей линией), при этом в нижней части графика для профиля Яркий цветные прямоугольники указывают периоды включения светодиодов соответствующих цветов, а черные прямоугольники одновременную работу всех трех светодиодов, то есть период излучения белого цвета:
Видно, что в режиме Яркий значительную часть всего времени излучается белый цвет, тогда как в режиме Эталон такого периода нет вообще — белый получается только смешением трех основных цветов, а значит яркость белого и цветных участков изображения максимально сбалансирована.
Последовательность включения светодиодов довольно сложная, поэтому частоту чередования цветов можно определить с некоторой степенью условности. Например, подсчет по красному цвету в случае профиля Эталон дает значение 1080 Гц, что соответствует 18-скоростному светофильтру обычного DLP-проектора. Такая высокая скорость с практической точки зрения исключает видимость эффекта радуги. То есть при большом желании и в специальных тестах можно определить наличие мерцания и временного разделения по цветам, но просто просмотр даже сложных для DLP сцен типа белых титров на черном фоне «радуги» не выявляет.
Для профиля Эталон мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, но некоторые соседние оттенки по яркости не различаются. Впрочем, при этом наблюдается значимая разница в яркости ближайших к черному оттенков, что иллюстрирует график ниже:
Кроме того, аппроксимирующая степенная функция с показателем 2,20 на всем диапазоне практически совпадает с реальной гамма-кривой, что в первом приближении соответствует стандарту:
Звуковые характеристики и потребление электроэнергии Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Уровень шума и потребляемая мощность, как уже было указано, зависят от текущего режима
Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка Потребление электроэнергии, Вт Яркий 32,9 Очень тихо 189 Эталон 31,2 Очень тихо 122 Эталон, яркость 50% 30,5 Очень тихо 62 В режиме ожидания потребление электроэнергии составило 0,5 Вт.
Во всех режимах шум от проектора настолько мал, что он практически нисколько не мешает просмотру фильмов, даже если зритель находится близко к проектору. Если прислушаться, то кроме шума-гула от системы охлаждения можно услышать тихое стрекотание драйверов или самих источников света. Судя по полученным значениям и по звуку вентиляторов, от яркости шум зависит в небольшой степени, поэтому проектор разумнее эксплуатировать на максимальной яркости, так как избытка ее не наблюдается.
Тестирование видеотракта VGA-подключение При VGA-подключении поддерживается разрешение до 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц. Также заявлена поддержка 1280 на 720 при 120 Гц кадровой частоты — этот режим можно использовать, в том числе и для вывода стереоскопического изображения. Визуально оттенки на шкале серого различаются от 2 до 255. Автоматическая подстройка на удобных изображениях работает хорошо и быстро.
DVI-подключение Для тестирования DVI-подключения мы использовали кабель-переходник с DVI на HDMI. Проектор стабильно работает в самом правильном для него разрешении — 1920×1080 при 60 Гц. Качество изображения хорошее, пиксели выводятся 1:1. Белое и черное поля выглядят равномерными и не содержат цветовых разводов. На черном поле бликов нет. Геометрия почти идеальная — прогиб границы проекции внутрь составляет примерно 2 мм на 2 м ширины. Хроматические аберрации объектива практически отсутствуют, даже в углах цветная кайма бледная, и ее ширина не превышает 0,5 пикселя. Равномерность фокусировки отличная.
HDMI-подключение HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, оверскан отключается, слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются, и уровни могут быть подстроены нужным образом. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие и определяются скорее типом видеосигнала. Есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с — кадры выводятся с равной длительностью.
Функции обработки видеосигнала В случае чересстрочных сигналов для неподвижных частей изображения (т. е. совпадающих для смежных кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — чаще выводятся по полям. Однако для чередования полей 3–2 кадры из полей проектор обычно склеивал правильно. Даже в случае очень запутанного чередования полей артефакты в виде характерной «расчески» на границах двигающихся объектов мы видели очень редко.
Сглаживание зубчатых диагональных границ двигающихся объектов в случае чересстрочного видеосигнала есть, но иногда эта функция не срабатывает. Функция шумоподавления работает неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.
В проекторе есть функция вставки промежуточных кадров, которая работает, если для параметра PureMotion выбраны значения Низкий, Средний или Высокий. При изменении от Низкий до Высокий возрастает скорость движения в кадре, для которого выполняется интерполяции. Наибольшее внимание было уделено работе интерполяции в случае прогрессивного сигнала 1080p с частотой 24 кадр/с, соответствующей записанному на BD-диск фильму. Собственно именно для 24 кадр/с эта функция и приносит набольшую пользу. Впечатления в целом положительные, плавность движения возрастает, четкость объектов в движении тоже, картинка становится приятнее для глаз, артефакты встречаются, но заметность их невысокая. При очень быстром и сложном движении заднего фона происходит срыв на вывод без промежуточных кадров, впрочем, эти моменты также в глаза не бросаются.
Определение времени отклика и задержки вывода Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила 72 мс при VGA- и 65 мс при HDMI (DVI)-подключении (проектор как первичный монитор). Для комфортной игры в динамические игры такая задержка великовата. При включении функции вставки промежуточных кадров задержка возрастает до 138 и 132 мс соответственно. Эта задержка не настолько высокая, чтобы чувствовалось отставание изображения от звука, а играть в режиме с включенной вставкой кадров все равно никто в здравом уме не будет — лишние артефакты хорошим результатам не способствуют.
Оценка качества цветопередачи Для оценки качества цветопередачи мы использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).
Без какой-либо коррекции в режиме Яркий цветовой охват очень широкий, цвета перенасыщенные и неестественные:
В то же время, в режиме Эталон при выборе значения HDTV для параметра Цветовой спектр цветовой охват корректируется до sRGB:
(Напомним, что цветовые охваты для пространств sRGB и HDTV в точности совпадают.) При выборе SMPTE-C охват минимальный:
При выборе Adobe охват приближается к треугольнику Adobe RGB:
Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов), полученные для профиля Яркий:
Спектры цветовых компонент хорошо разделены, охват максимально широкий. Напомним, что в этом случае присутствует периоды одновременной работы светодиодов как минимум двух цветов (точно зеленого и красного). На графиках со спектрами видно, что яркость белого поля превышает сумму яркости трех основных цветов. Т. е. в режиме Яркий присутствует дисбаланс яркости цветов и белого поля. При выборе профилей, отличных от Яркий, этот дисбаланс уменьшается, но, соответственно, немного понижается яркость белого поля и контрастность изображения. Например, спектры ниже получены для профиля Эталон при выборе значения SMPTE-C, которое соответствует минимальному охвату:
Видно, что дисбаланса белого и чистых цветов практически нет, а для уменьшения охвата цветовые компоненты подмешиваются друг к другу.
Далее мы сравнили цветопередачу в случае самого яркого профиля Яркий и в случае самого «правильного» профиля Эталон. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE). Близкие к черному значения можно не учитывать, так как цветопередача на самых темных участках не так важна, да и погрешность измерений для них очень высокая.
Получается, что выбор встроенного профиля Эталон хорошо приближает цветопередачу к стандартному варианту с цветовой температурой в 6500 К и минимальной ΔE. В режиме Яркий, как и следовало ожидать, приоритетом является яркость, а не цветовой баланс.
Тестирование в стереоскопическом режиме Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр. В комплект поставки этого проектора очки не входят, поэтому нужно дополнительно приобретать комплект ZF2100, состоящий из радиочастотного синхронизатора, подключаемого к разъему 3D Sync на проекторе, и активных очков.
Очки имеют строгий дизайн, они охватывают голову гибкими дужками и подходят для больших и небольших голов, но с корректирующими очками использовать их не получается. Угол обзора с сохранением хорошего разделения ракурсов в них достаточно большой. К очкам прилагается запасная носовая накладка, мягкий чехол и салфетка. Работают очки от встроенного аккумулятора, который заражается через тонкий коаксиальный разъем с помощью прилагаемого кабеля с USB типа A на другом конце (нам не достался). Совместимость со стандартом Full HD 3D RF Glasses отсутствует.
Проектор поддерживает четыре способа приема стереопары: упакованные кадры, когда передаются два полных кадра (разрешением до 1920 на 1080 пикселей каждый) для обоих глаз, два совмещенных формата: по горизонтали (SBS режим, в правой половине кадра ужатый в два раза по горизонтали кадр для одного глаза, в левой половине — для второго), и по вертикали (Top and Bottom, похоже на предыдущий, только кадры для глаз размещаются в нижней и верхней половине кадра) и последовательный прием ракурсов с частотой 120 Гц и уменьшенным разрешением. В режиме Автоматический способ передачи определяется автоматически по признакам, передаваемым по HDMI. Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме — кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. Также есть режим автоматического преобразования обычной «плоской» картинки в стереоскопическую, этот режим мы не тестировали. Заметим, что в стереоскопических режимах доступна функция вставки промежуточных кадров.
Тестирование стереоскопического режима «упакованные кадры» мы проводили с помощью Blu-ray-плеера Panasonic DMP-BDT320. Тестирование показало отличное качество разделения ракурсов, положительный эффект от включения функции вставки промежуточных кадров, уменьшающей неприятный эффект от стробирования ракурсов/кадров, и то, что яркости в принципе достаточно для просмотра 3D-изображения на экране шириной порядка 2 м, хотя запаса по яркости нет.
Для тестирования эффективности разделения для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне, с белым прямоугольником на черном фоне и со светло серым прямоугольником на темно-сером фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100%-ном разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Фотографии ниже сделаны через очки при сигнале 60 кадр/с, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным:
Яркость 3D = Высокий:
Видно, что качество разделения великолепное.
Измерения яркости через очки позволили определить, насколько уменьшается яркость в стереоскопическом режиме относительно яркости белого поля в 2D-режиме.
Относительная яркость белого поля при регистрации через одно стекло очков, % Максимально возможная воспринимаемая относительная яркость белого поля в стереоскопическом режиме, % 6 12 Данные, приведенные в последней колонке, нуждаются в комментариях. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза, а измерения проводились только через одно стекло. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме нужно данные средней колонки умножить на 2. Результат этого действия и приведен в последней колонке. Отметим, что в режиме 3D яркость относительно режима Яркий уменьшается, так как совместное включение светодиодов различных цветов уже не используется.
Выводы Заявка, приведенная во введении к статье, выполнена по всем пунктам. В проекторе Optoma HD91 установлен условно вечный светодиодный источник света (обещается 20 000 часов работы), благодаря очень высокой частоте чередования цветов с практической точки зрения отсутствует эффект «радуги» и есть возможность выбирать между приоритетом яркости или цветового баланса. При этом даже в режиме с правильной цветопередачей яркости хватает для комфортного просмотра фильмов на экране с диагональю 100 дюймов в затемненном помещении. В стереоскопическом режиме на таком экране будет некоторый дефицит яркости, и размеры проекции лучше уменьшить, но по остальным критериям — разделение ракурсов и зрительный комфорт — качество 3D-картинки очень высокое, чему способствует работающая в этом режиме функция вставки промежуточных кадров.
Достоинства: «Вечный» светодиодный источник света Хорошее качество изображения Отличное качество стереоскопического режима Практическое отсутствие эффекта «радуги» Тихая работа Есть функция вставки промежуточных кадров Строгий дизайн Вертикальный и горизонтальный сдвиги объектива Пульт ДУ с подсветкой Хорошая русификация Недостатки: Заметная задержка вывода изображения За внешний вид и функциональное оснащение проектор Optoma HD91 получает от редакции iXBT.com награду за оригинальный дизайн:
Полный текст статьи читайте на iXBT