Kepler-452b: как находят «вторые Земли»?

Астроном Дмитрий Ионов объясняет, чем интересна новая экзопланета и может ли на ней существовать жизнь

Kepler-452b.jpg
Художественное представление возможного внешнего вида планеты Kepler-452b
© NASA Ames/JPL-Caltech/T. Pyle

В июле 2015 года НАСА объявило об открытии астрономическим спутником «Кеплер» очередной экзопланеты, получившей имя Kepler-452b. Мы попросили астронома Дмитрия Ионова ответить на главные вопросы о телескопе «Кеплер», его исследовательских возможностях, физических характеристиках новой планеты и о том, почему она вызвала широкий интерес.

— Каковы основные задачи миссии «Кеплер»?

— «Кеплер» — аппарат, который НАСА запустило в 2009 году специально для поиска экзопланет. Под экзопланетами понимаются все планеты, находящиеся за пределами нашей Солнечной системы. В 2015 году исполняется 20 лет с тех пор, как была открыта первая экзопланета у звезды солнечного типа. И, конечно, одной из самых волнующих перспектив всегда была возможность найти обитаемые планеты, следы жизни у других звезд.

При запуске «Кеплера» основной задачей спутника было найти потенциально обитаемую планету, похожую на Землю. Телескоп использует способ поиска экзопланет, который называют транзитом. Суть его очень проста: мы наблюдаем звезду, вокруг которой вращается планета, и если эта планета оказывается на линии нашего взгляда и проходит по диску звезды, то блеск звезды на это время уменьшается. Таким образом, точно измеряя яркость звезды, мы сможем регистрировать изменение блеска и найти экзопланету. Это и называется транзитом.

Поиск «Кеплером» планет земного типа у звезд, похожих на наше Солнце © NASA Ames/W. Stenzel

Поиск «Кеплером» планет земного типа у звезд, похожих на наше Солнце
© NASA Ames/W. Stenzel

Первый транзит экзопланеты был открыт в 1999 году, еще до «Кеплера», однако при использовании подобного метода возникает несколько трудностей. Во-первых, метод позволяет обнаружить в первую очередь большие планеты. Во-вторых, для того чтобы определить точное расстояние от планеты до ее звезды, да и сам факт того, что эта планета существует, нужно поймать несколько транзитов, то есть подождать, пока планета пройдет на фоне диска звезды несколько раз. Например, мы ищем планету, похожую на Землю, период обращения которой вокруг Солнца составляет 365 дней, а значит, нам надо поймать транзиты, которые идут три года подряд. К тому же оказалось, что вероятность транзита в принципе не очень высока и количество планет, которое мы можем обнаружить таким образом, ограниченно.

Чтобы гарантированно найти экзопланеты земного типа, нужно запустить телескоп, который будет непрерывно наблюдать за небольшим участком неба, где видны несколько сотен тысяч звезд, и измерять яркость этих звезд в течение как минимум трех лет. С Земли нельзя постоянно наблюдать один и тот же участок неба, поэтому телескоп должен быть космическим. Такова идеология проекта «Кеплер», и именно поэтому он такой, каким мы его знаем сейчас.

— Насколько успешным оказался запуск телескопа? Какое количество планет удалось открыть?

— Миссию «Кеплер» можно признать успешной. Телескоп открыл уже несколько сотен планет. Так, название Kepler-452b означает, что это первая планета (b) в данной планетной системе (у звезды Kepler-452). Следующая планета в данной системе носила бы название Kepler-452c и так далее.

«Кеплер» уже открыл несколько планет, которые могут подходить для жизни, однако мы не можем быть в этом уверены. Всегда есть неопределенность, ведь, чтобы понять, подходит ли та или иная планета для жизни, нужно исследовать все планеты, на которых есть жизнь, и определить параметры, при которых она может возникнуть. А поскольку такая планета у нас только одна — Земля, то материала для исследования мало. Поэтому предполагают, что жизнь нашего типа требует для своего возникновения в первую очередь жидкой воды. На основании этого параметра вводят понятие «зона обитаемости». В зоне обитаемости находятся планеты, на которых может существовать жидкая вода, то есть зона, где вода потенциально не испаряется и не замерзает. Наличие на планете воды в жидком виде зависит и от яркости звезды, и от расстояния, на котором она находится от своей звезды.

— Какие дополнительные данные о планете, помимо положения в системе своей звезды, могут определить ее как «вторую Землю»?

— Дополнительные характеристики могут быть самые разные. Например, если мы обнаружим в зоне обитаемости не планету земного типа, а газовый гигант типа Юпитера, можно ли с определенностью утверждать, что на нем или рядом с ним жизни нет? Нельзя. Ведь у нашей планеты-гиганта Сатурна есть спутник Титан, у которого подходящая атмосфера. Если бы Сатурн находился на орбите Земли, то, может быть, на этом расстоянии от звезды на нем могла бы существовать жидкая вода, а по нашим предположениям, возможно, и жизнь.

Астрономический спутник «Кеплер» © NASA