Кейс: как мы исследовали поведение пользователей при оформлении заказа

ЗаказчикАльта-Профиль, завод стройматериалов с сетью дилеров по всей России.ЗадачаУзнать, что мешает пользователям оформить заказ на сайте до конца.

О клиенте — Альта-Профиль

  • Завод стройматериалов с сетью дилеров по всей России
  • Продажи — через дилеров
  • Больше всего трафика собирает сайт завода

Задачи

1. Узнать, что мешает пользователям оформить заказ на сайте до конца.

2. Выяснить, почему люди оформляют заказы через сайт, а не в физической точке продаж.

3. Сформировать список гипотез, которые могут увеличить объем заказов на сайте и повысить онлайн-продажи

Сложности проекта

Большое количество неоформленных заказов

Статистика сайта показывала хорошую посещаемость сайта, но количество заказов уменьшилось. Клиент не понимал, в чем проблема.

Сезонность спроса

Товар имеет сезонный спрос, необходимо было учитывать это при анализе.

Задача исследования в том, чтобы понять, на каком этапе пользователь сайта уходит и не завершает процесс оформления заказа. Зная причину ухода, мы можем сформировать правильные гипотезы и внедрить идеи для повышения конверсионности сайта, соответственно, увеличить продажи.

Виталий Дуюнов,  Менеджер проектов

Результаты

  • 62 звонка прослушали и проанализировали.
  • 10 юзер-тестов провели.
  • 416 пользователей приняли участие в онлайн-опросе.
  • Больше 20 проблем, препятствующих заказу найдено.

Как мы это сделали

1. Анализ воронки на сайте Альта-Профиль

Первым этапом мы провели анализ воронки на сайте и выяснили, что только 49% пользователей, добавивших товар в корзину, переходят на ее страницу. Необходимо было понять, почему остальные пользователи не переходят в корзину.

17% перешедших — оформляют заказ. В данном исследовании мы постарались разобраться, почему 83% не заканчивают оформление заказа и покидают сайт Альта-Профиль.

4e2c2ad68160b4ec70fcc911a153f3d4.png

Анализ воронки на сайте

2. Анализ поведения пользователей после добавления товара в корзину

На следующем этапе, мы выяснили, что для 27% пользователей, посетивших страницу корзины, она является последней, затем они покидают сайт. Возможно, это связано с тем, что пользователи пока просто присматривают товар. Они отложили товар, чтобы позже вернуться и сделать заказ. Либо чтобы поехать к дилеру и сделать заказ там.

Из остальных 73% посетивших страницу оформления заказа:

  • 8,16% пользователей возвращаются в каталог. Скорее всего они пока просто подбирают товары и возвращаются в каталог, чтобы посмотреть еще товары.
  • 6,39% пользователей уходит на страницу «Где купить?». Возможно они уходят туда, чтобы посмотреть где есть дилеры и подобрать подходящего, возможно они не собираются оформлять заказ через сайт, а позже поедут к дилеру и купят все там.
  • 5,79% уходят на страницу планера. Скорее всего они перешли в корзину из планера для того чтобы узнать стоимость подобранных товаров и после опять возвращаются в планнер.
  • 2,15% уходят на страницу услуги. Возможно им нужен монтаж, но они не замечают функцию заказа монтажа или им недостаточно информации.
  • 66% пользователей перешли в корзину из планера после добавления товаров. Это в 1,3 больше чем при оформлении заказа в каталоге. Но при этом, только 1,54% добавивших товар в корзину через планер оформили заказ. Это в 11 раз меньше, чем при оформлении заказа через каталог.

aff622370bbddf581ef9ba3da9cd7ef2.png

Скорее всего столь низкая конверсия в оформленный заказ через планер была вызвана тем, что многие просто переходят в корзину, чтобы посмотреть конечную стоимость подобранной продукции. Мы выдвинули идею: перед переходом в корзину предлагать пользователям сохранить их проект, оставив свой e-mail. Так мы сможем собрать базу горячих потенциальных клиентов, которые сделали расчет в планере, и с помощью e-mail рассылки довести их до покупки.

Виталий Дуюнов, менеджер проекта

3. Анализ звонков горячей линии Альта-Профиль

Для того, чтобы лучше понять процесс принятия решения о покупке и понять, какие проблемы возникают у пользователей при оформлении заказа, была произведена прослушка телефонных звонков, поступающих на горячую линию компании Альта-Профиль.

Всего было прослушано и проанализировано 62 звонка.

fd706e4c49af56ed49bb6b62183a3d21.jpg

Большинство звонящих интересовались возможностью монтажа сайдинга, водостока, дренажа. Многие хотели узнать адрес и телефон дилера в их городе. Для многих важно предварительно посмотреть товар «вживую». Часть людей затрудняется с расчетами и просят примерно назвать стоимость материала для отделки дома, либо вызвать замерщика для точного расчета. Некоторые звонят уточнить цены на материалы. Среди звонков отсутствовали звонки, связанные с проблемами, возникающими при оформлении заказа. Но удалось лучше понять процесс принятия решения о покупке.

Михаил Федоров, руководитель отдела исследований

4. Анализ причин, по которым пользователи оформляют заказ на сайте

Были проведены телефонные интервью с пользователями, которые оформили заказ на сайте alta-profil.ru. С помощью интервью мы постарались понять, почему люди предпочли оформить заказ через сайт.

Вопросы были следующими:

  • Почему вы оформили заказ через сайт?
  • Смотрели ли вы сайдинг предварительно в магазине?
  • Кто рассчитал количество сайдинга?
  • Какие проблемы возникли у вас при оформлении заказа?

Причины по которым пользователи оформили заказ через сайт:

  • Через сайт удобно оформить заказ, не надо тратить время на поездку в магазин;
  • В моем городе нет точек продаж продукции Альта-Профиль;
  • Делаю второй заказ через интернет, потому что не хватило материала, в точку продаж ехать нет желания;
  • Сделал предварительный заказ с целью консультации и уточнения правильности расчета материалов. Прямо сейчас не собираюсь покупать. Закажу в сезон.

Важно отметить, что большинство опрошенных пользователей перед оформлением заказа не видели продукцию Альта-Профиль «вживую». Хотя опрос показал, что просмотр товара «вживую» — один из важных этапов принятия решения о покупке, все же есть небольшой сегмент пользователей, для которых это не важно.

Также часть пользователей смогли самостоятельно рассчитать нужное количество материалов. Это один из факторов, почему люди оформляют заказ сразу — потому что они знают, сколько материала им нужно.

5. Онлайн-опрос пользователей

Среди пользователей, которые провели более 2-х минут на сайте, был проведен опрос. В опросе мы просили ответить людей на вопрос «Почему вы не оформляете заказ на сайте?».

Ответы распределились следующим образом:

  • я пока сравниваю разные материалы и разных производителей — 35,10%;
  • мне нужно посмотреть материал «вживую» перед покупкой — 23,08%;
  • я еще не знаю точно сколько материала мне нужно — 18,75%;
  • мне удобнее оформить заказ в точке продаж — 7,45%;
  • не устраивают цены на сайте — 5,29%;
  • не понимаю, как оформить заказ — 4,33%;
  • непонятные условия доставки и оплаты — 3,13%;
  • непонятно где я смогу самостоятельно забрать товар — 2,88%.

822179a8f0f769b5c7db8c1051069818.png

6. Анализ юзер-теста.

При проведении юзер-теста пользователи выполняли задание:

Пользователю необходимо было оформить заказ на сайдинг из серии Альта-Борд, добавить в заказ доставку и монтаж.

Юзер-тест выявил ряд проблем, с которыми пользователи сталкиваются в процессе заказа на сайте. Для каждой из проблем нами было предложено решение.

166a753ea8d03e3faafeb7473cfc9ea4.jpg

Фрагмент таблицы с проблемами и предложенными решениями

Выводы:

  • Иногда вещи, которые нам кажутся очевидными и простыми, могут быть сложными для других людей. При анализе пути клиента и его поведения важно помнить, что все люди очень разные и то, что подойдет одному, совершенно не понравится другому. Проанализировав поведение пользователей Альта-Профиль мы выдвинули ряд гипотез, внедрение которых поможет улучшить конверсию сайта и поможет пользователям лучше ориентироваться в процессе заказа.
  • Например, можно сделать простой калькулятор для предварительного расчета количества и стоимости материалов. После предварительного расчета в калькуляторе предлагать пользователю оставить контакты для точного расчета. Сделать калькулятор основным целевым действием в карточке товара, а добавление в корзину сделать вспомогательным целевым действием. Это поможет пользователю понять примерную стоимость товара, а нам, получить контакт клиента и подогревать его в течение пути принятия решения.
  • Не все пользователи понимают, что сайт — это своего рода агрегатор предложений от дилеров и ожидают увидеть единые условия доставки и оплаты. Возможно, для лучшего понимания, стоит добавить в основное меню ссылку «доставка и оплата» и создать страницу, на которой объяснить что компания не осуществляет доставку, и не принимает оплату. Кроме этого, пояснить что каждый дилер имеет собственные условия доставки и оплаты.
  • Юзер-тесты показали, что некоторые разделы сайта необходимо проработать, для большего удобства пользователей. Чем мы и занялись в продолжении работы с клиентом.
  • Исследование поведения пользователей — неотъемлемая часть любого проекта. Без этого этапа невозможно понять, как именно покупает ваш клиент, и, что препятствует его покупке.

Отзыв заказчика

Наш сайт пережил несколько серьезных изменений. У Комплето основательный подход к разработке сайта. Они ответственно подходят к маркетинговой проработке. Умеют создавать умный дизайн. Поэтому, мы считаем, что, сейчас у нас один из самых лучших сайтов в нише.

Алексей Лавров,  IT директор Альта-Профиль

Перейти на сайт

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine