Как защитить финансы бизнеса в сложные времена
Если в компании есть резервный фонд, это поможет легче пережить кризис. Но в любом случае ― есть ли подушка безопасности или пока нет ― нужно постараться минимизировать финансовые потери. О том, как это сделать, рассказывает Юлия Шашкова, финансовый директор компании «Нескучные финансы».
Юлия Шашкова
Финансовый директор компании
«Нескучные финансы»
Сохраняем положительный денежный поток
Берём деньги под контроль: регулируем объём поступлений и управляем расчётами с поставщиками.
Приходить должно больше, расходоваться — меньше.
Платёжный календарь поможет наглядно и быстро увидеть планируемые приходы денег и возможные затраты.
По поступлениям стоит предусмотреть риски в случае неоплаты или переноса срока оплаты.
По затратам определяем, каким поставщикам нужно заплатить сейчас, а по каким выплатам можно перенести срок, исходя из условий сотрудничества. Например, если компания давно сотрудничает с арендодателем, стоит попробовать договориться с ним о более поздней оплате договорных обязательств.
Если у компании есть давний долг, не нужно торопиться его закрыть. По наблюдениям в кризис некоторые предприниматели стараются расплатиться с долгами, чтобы спокойно себя чувствовать, — не рекомендуем этого делать сию минуту. Не стоит забывать про более приоритетные платежи, такие как аренда, выплаты по кредитам, зарплата сотрудников, налоги.
Оптимизируем затраты компании
Дорогостоящие ремонты, дорогие маркетинговые исследования лучше пока отложить до лучших времён — по крайней мере до стабилизации ситуации.
Анализируем структуру расходов: переменные (зависят от выручки) и постоянные (административные, коммерческие).
Важно следить за долей расходов в общей структуре: чем больше переменных, тем лучше, так как нет дохода — нет расхода.
Конкретного оптимального соотношения переменных и постоянных расходов нет. Здесь главное не допустить перевеса в сторону постоянных расходов или их рост. В то время как если растут переменные расходы (себестоимость), то компания регулирует цены и соответственно растёт выручка.
Как уже сказали, постоянные расходы нужно держать на особом контроле. Сюда относятся стоимость аренды, зарплата административного персонала, консалтинговые услуги. Без продаж бизнес всё равно несёт эти расходы, поэтому следует по возможности всё сократить — безусловно, не во вред качеству продукции или услуг.
Например, можно проверить, не раздут ли штат административного персонала или что зарплата сотрудников отдела продаж разбита на переменную часть, которая зависит от обьёмов продаж, и фиксированный оклад.
Работаем с дебиторской задолженностью
Лучше прекратить сотрудничество с теми, кто регулярно задерживает платежи. Если компания в обычное время плохо платит, то в турбулентных условиях тем более ничего не изменится.
Не допускаем новых долгов: пробуем пересмотреть условия оплаты с тем расчётом, чтобы больше брать предоплату за товары или услуги.
Стараемся во внесудебном порядке договориться с дебиторами о погашении долгов.
Если договориться не получается, стоит подумать об обращении в суд — и как можно раньше. Может оказаться, что ещё десять компаний заявили на должника из-за неисполнения им своих обязательств. В таком случае тот, кто раньше подаст исковое заявление, имеет больше шансов получить свои деньги обратно. Если у контрагента есть активы, то суд наложит на них арест и после их продажи истец получит долг.
С какой суммой идти в суд — решать собственнику бизнеса, основываясь на размер судебных издержек и понимания того, что рассмотрение дела в суде не быстрый процесс.
В судебные издержки входит государственная пошлина за исковое заявление + услуги юриста при отсутствии штатного специалиста. Размер пошлины зависит от суммы иска, который можно узнать на сайте арбитражного суда:
Активно взаимодействуем с поставщиками по кредиторской задолженности
С партнёрами — особенно с теми, с кем компания долго сотрудничает, — рекомендуем договориться о разумных отсрочках и рассрочке платежей.
Минимизируем импортные закупки
Если есть такой пункт расходов, нужно найти российские аналоги. Например, на сервисе импортозамещения, который запустил Минпромторг России с партнёрскими организациями.
Если замена невозможна, следует минимизировать валютные риски: заключить договор продажи в валюте закупки товара и предусмотреть пункт о повышении стоимости товара в связи с ростом курса.
Производим из российского сырья — продаём на экспорт
Это идеальная стратегия в кризис: когда положение на внутреннем рынке ухудшается, схема «поставщики — внутри, а покупатели — снаружи» гарантирует компании сохранение выручки.
курс
Финансовая аналитика
Узнать больше
- Научитесь анализировать денежные потоки компании, управлять финансовыми рисками, влиять на инвестиционные решения и стратегию развития бизнеса
- Подготовите финансовую стратегию компании, в которую будет входить подробная проработка финансовой модели, бизнес-целей и сценарных условий
Актуализируем условия кредитного договора
При наличии заёмных средств стоит убедиться в том, что в кредитном договоре нет пункта о повышении % ставки в связи с ростом ключевой ставки ЦБ РФ.
Часто бывает, что предприниматели взяли кредит, платят его по графику, при этом не держат в голове все условия договора. В таком случае изменение ставки может стать неприятным сюрпризом.
При наличии такого условия компании нужно оценить свои возможности и понять, сможет ли она платить по-новому. Рекомендуем провести переговоры с банком о заключении дополнительного соглашения о досрочном погашении кредита или воспользоваться кредитными каникулами, которые предоставляет государство по федеральному закону № 106-ФЗ.
Оставляем дивиденды в компании
Для дальнейшего развития бизнеса не стоит пока выводить из него деньги на личные нужды собственника или руководства компании.
Привлекаем деньги в компанию
Рекомендуем провести инвентаризацию активов: что можно продать или сдать в аренду, например, недвижимость, транспорт, оборудование, мебель.
Продаём неликвиды — товар и сырьё — пусть даже по себестоимости или чуть выше. Это тоже привлечение денег, а значит платёжеспособность компании.
Продаём то, что не нужно и что уже не приносит или не принесёт в ближайшем будущем дохода. Например, если снизились грузоперевозки — продаём часть автопарка, а неиспользуемые площади — склад, офис — сдаём в аренду.
Анализируем рынок и выводим новинки
Турбулентные времена дают возможность подумать о новом продукте или услуге, которые будут востребованы и интересны клиенту именно сейчас. К примеру, продавать не одну дорогую комплексную услугу, а разбить её на несколько маленьких и более дешёвых.
Просчитываем сценарии развития бизнеса
Прогнозировать продажи и расходы, узнать прибыль в худшем и лучшем сценарии помогает финансовая модель. Самое время это сделать.
Не замыкаемся и не варимся в собственных процессах
Советуем не прекращать общаться с командой, штурмить. Взаимодействовать с клиентами, поставщиками, банками — с кем-то обязательно получится договориться о взаимовыгодных условиях дальнейшего сотрудничества.
Следим за новостями и законодательством
Часто государство вводит для бизнеса поддерживающие меры как на федеральном, так и на региональном уровне — такие как налоговые льготы или поддержка со стороны фондов малого предпринимательства.
Так, быть в курсе социально-экономической ситуации в России поможет официальный портал «Объясняем.рф».
Читать также
10 признаков здорового бизнеса: быстрый чекап
Что предпринимателю нужно знать о финансах, чтобы вести бизнес
Как бизнесу избежать кассовых разрывов при помощи платёжного календаря
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии
Юлия Шашкова
Финансовый директор компании
«Нескучные финансы»
The post Как защитить финансы бизнеса в сложные времена first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология