Как выбрать облачный сервис для стартапа

Как основанный на новой идее проект, стартап подразумевает различные риски, поэтому предприниматели стараются запускать проекты с минимальными затратами. Справиться с этой задачей помогают облачные технологии: при их использовании компания экономит от 15 до 30% по сравнению с внедрением локальной инфраструктуры, согласно исследованию Cloud.

Базируясь на своём многолетнем опыте работы с пользователями, команда международного облачного провайдера Serverspace собрала критерии, которые стартапу стоит учитывать при выборе облачного провайдера.

Как выбрать облачный сервис для стартапа

Команда компании Serverspace

Выбор облачного провайдера усложняет не только количество таких компаний, но и разница в моделях тарификации, названия типовых услуг и попытки быть похожими на ключевых игроков рынка.

Рассмотрим, на что стартапу следует обратить внимание при выборе провайдера для аренды виртуальной инфраструктуры.

Стратегия стартапа

Для понимания требований к облачному сервису на старте команда стартапа должна определить цели и задачи проекта. Из распространённых задач можно выделить:

  • разработка и тестирование новых сервисов и приложений;
  • хранение и резервное копирование данных;
  • хостинг сайтов и приложений;
  • доступ к пробной версии продукта партнёрам и первым клиентам.

После определения задачи нужно сформировать бюджет, для чего сравнивают рыночные цены на облачные услуги по тарифным планам и лицензиям. При этом точное сравнение цен провайдеров затруднено из-за разных моделей ценообразования, скидок, а также различий в услугах, в частности в наименовании.

Стоимость облачных услуг

Стоимость услуг облачного провайдера складывается из количества ресурсов, используемых заказчиком. Чем больше ресурсов потребляется или чем больше посетителей приходят на сайт пользователя, тем больше потребуется бюджет.

Как правило, стоимость стандартной инфраструктуры складывается из таких параметров, как:

  • операционная система + лицензия для удалённого RDP-доступа при выборе ОС Windows;
  • дата-центр, где будет развёрнут сервер;
  • количество ядер CPU (ЦПУ) ― центральный процессор;
  • объём RAM (ОЗУ) ― оперативная память;
  • объём памяти (ПЗУ) ― типы накопителей: HDD (магнитный) или SSD (твёрдотельный);
  • ширина канала ― пропускная способность сети;
  • IP-адрес;
  • + бэкапы, администрирование и другие услуги и лицензии при необходимости.

Если говорить об операционной системе, основной выбор стоит между системами Linux и Windows Server. Первые отличает высокая защита от вирусов, со вторыми знакомы большинство пользователей.

Windows Server подходит для работы с разноплановым ПО: есть большое количество приложений, которые доступны для скачивания, для работы с файловыми и почтовыми серверами. Его часто выбирают тогда, когда требуется графический интерфейс. Эта ОС работает только по лицензии, поэтому чаще всего она дороже.

Linux-системы выбирают более продвинутые в системном администрировании команды, которые могут работать с командной строкой. Графический интерфейс также можно настроить и здесь. Среди наиболее популярных ОС Linux ― Ubuntu, CentOS и Debian. Лицензия на эти системы выпускается бесплатно, поэтому, как правило, они дешевле Windows.

Пример расчёта стоимости аренды облачного сервера для работы с программой 1С

Для упрощения работы с ценами большинство облачных провайдеров предлагают онлайн-калькуляторы. Также можно ориентироваться на фиксированные тарифы.

Онлайн-калькулятор Serverspace работает по принципу выбора ресурсов для виртуального сервера самим пользователем.

Допустим, клиенту нужен сервер для размещения программы 1С, которой будут пользоваться 10–15 сотрудников. Минимальные требования для этой задачи: 4–6 ядер CPU и 8 ГБ оперативной памяти.

Чтобы рассчитать стоимость сервера, выберем в калькуляторе следующие параметры:

  • Операционная система (ОС) ― Windows Server. Чаще всего 1С используется на ОС Windows, так как клиентам сразу необходим графический интерфейс. Также здесь есть возможность подключаться к серверу по RDP ― протоколу подключения пользователя к удалённому рабочему столу через сервер терминалов.
  • Дата-центр ― Москва. В нашем случае нужно выбрать локацию в России, так как это российское ПО и используют его чаще в России.
  • CPU ― 4, RAM ― 8 → начнём с минимально необходимых требований. Если ресурсов будет недостаточно, параметры всегда можно изменить в панели управления.
  • Канал ― для нашей задачи будет достаточно 50 Мбит/с.
  • SSD ― это объём диска, на котором будут храниться система 1С и база данных. Здесь всё зависит от размера базы — возьмём для примера 100 ГБ.

Исходя из этих параметров, формируем бюджет для выбранной задачи:

Как выбрать облачный сервис для стартапа

В среднем на старте ежемесячные расходы на облачную инфраструктуру составляют от 10 до 40 тысяч рублей.

Иногда компании идут по такому сценарию: создают серверы с минимальной необходимой конфигурацией для тестирования, а позднее масштабируются в зависимости от потребностей проекта.

При выборе облачного провайдера следует обратить внимание на типы тарификации:

  • Allocation Pool ― оплата за выделенный пул ресурсов для виртуальной среды. Рассчитывается за месяц.
  • Pay-As-You-Go ― оплата только за арендуемые ресурсы, используемые в течение определённого времени. Например, оплата может списываться каждый час или каждые несколько минут. Свойственно для публичного облака.
  • Reservation Pool ― оплата за гарантированное число ресурсов, которые зарезервированы за пользователем, независимо от наличия или загрузки ресурсов другими клиентами. Рассчитывается за месяц.

Для стартапов оплата по модели Pay-As-You-Go является подходящим вариантом, так как позволяет создавать серверы и изменять количество ресурсов в любой момент. При таком подходе оплата списывается в зависимости от провайдера, каждый час или каждые несколько минут, например в Serverspace ― каждые 10 минут.

Тип облака

Различают три основных варианта облачного хостинга: публичный, частный и гибридный. Не все их возможности одинаковы. Соответственно от выбранного типа зависит бюджет на виртуальную инфраструктуру.

Рассмотрим, какой вариант больше подходит стартап-проекту.

Публичное облако

Это облачное решение, при котором провайдер владеет и управляет виртуальной IT-инфраструктурой и предоставляет её в аренду пользователям.

У провайдера есть определённое количество вычислительных ресурсов, которые он объединяет в кластеры. Их могут использовать клиенты и создавать виртуальные машины с необходимыми параметрами до тех пор, пока не закончатся ресурсы. Обычно у провайдеров установлен мониторинг, который заранее уведомляет о том, что ресурсы могут закончиться. В этом случае провайдер закупает дополнительное оборудование.

Для стартапа публичное облако — подходящий вариант. Оно не требует больших вложений, так как не нужно закупать оборудование — физическая инфраструктура организована на стороне провайдера — и нанимать сотрудников для обслуживания и поддержки инфраструктуры. Такой тип облака разворачивается за несколько минут.

Публичное облако позволяет быстро масштабироваться до пределов, указанных провайдером. Например, в Serverspace можно увеличить мощности сервера до 64 CPU и 320 RAM — и в любой момент можно их сократить. Это актуально для ecommerce-проектов, где в пик продаж происходит большая нагрузка на сервисы. Также по мере развития проекта у стартапа появляется всё больше клиентов, а значит нагрузка на сервисы растёт.

Можно вспомнить историю компании Airbnb, которая начиналась с небольшой команды дизайнеров, решивших подзаработать. Они предоставляли комнаты в квартире, где проживали. В начале пути у команды не было достаточно средств, чтобы производить закупку оборудования, поэтому свой бизнес они решили разместить в публичном облаке.

Pinterest, вдохновляющий сегодня множество креаторов, также, будучи стартапом, полагался на облако.

Среди ограничений публичного облака отметим такие:

  • Чем больше проект, тем больше требуется вычислительных ресурсов. Не все провайдеры могут справиться с этой задачей.
  • Многие клиенты беспокоятся о конфиденциальности данных, поэтому стоит обращать внимание на соответствие законам страны, где расположены серверы провайдера и где компания их арендует. Например, в России следует соблюдать требования федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных».
  • Пользователи полностью зависят от провайдера. В случае сбоев повлиять на скорость решения проблемы не получится. При этом можно быть уверенным, что решением проблемы занимаются профессионалы.

Частное облако

Это решение, где виртуальная инфраструктура принадлежит одной компании. Частное облако можно организовать как самостоятельно с помощью собственных ресурсов, так и с помощью провайдера за счёт аренды оборудования.

В отличие от публичного облака пользователю не нужно делить ресурсы с другими клиентами, доступ есть только у него, поэтому данные защищены лучше.

При наличии прямого подключения к частному облаку можно распределять нагрузку между физической и виртуальной инфраструктурой. У пользователя есть возможность перераспределять объём ресурсов для разных отделов и филиалов внутри компании — в зависимости от того, кто в них сейчас нуждается.

Для стартапа одним из главных недостатков частного облака может стать его цена. Она зависит от индивидуального проекта облака, который создают специалисты провайдера под требования компании. Такое решение, как правило, выбирают проекты с большим стартовым капиталом и твёрдой уверенностью, что их проект вырастет и окупится.

Также стоит учитывать, что в отличие от публичного облака быстро создать виртуальную инфраструктуру не получится. Развёртывание и настройка системы индивидуально под компанию требует времени.

Масштабирование возможно в рамках выделенного облака → понадобится умение заранее планировать потребление вычислительных ресурсов.

Гибридное облако

Решение, при котором частное облако интегрировано с публичным, что позволяет пользоваться преимуществами каждого типа облака.

Вместе с этим выделяют ещё мультиоблачность, где у клиента есть возможность пользоваться услугами разных поставщиков. Технически это ещё более сложное и затратное решение, поэтому для стартапов в начале пути это не самый подходящий вариант.

По данным исследования международного облачного рынка от Flexera, гибридное облако занимает лидирующие позиции ― 72%. Однако, как правило, стартапы выбирают использование публичного облака в силу стоимости и быстрого старта — по статистике оно находится на втором месте (24%).

Как выбрать облачный сервис для стартапа
Источник: Flexera

Доступность по SLA

Подтверждает доступность инфраструктуры и оперативное реагирование на инциденты Service Level Agreement (SLA). Это соглашение об уровне обслуживания между провайдером и клиентом, где зафиксированы гарантии и показатели доступности облачного сервиса:

  • сетевая доступность;
  • производительность системы хранения данных (СХД);
  • условия технической поддержки;
  • регламентные работы;
  • финансовые гарантии.

В SLA все показатели фиксируются в параметрах времени, за которое будет решен тот или иной вопрос. Также должен быть указан фиксированный отрезок времени для решения нетиповых запросов клиента.

За нарушение SLA облачный провайдер услуг несёт финансовую ответственность, которая прописывается в документе.

Техническая поддержка

Работа технической поддержки облачного провайдера — одна из гарантий доступности инфраструктуры. Служба обрабатывает запросы пользователей, оповещает об инцидентах и отвечает за их решение. Формат работы и время обработки пользовательских запросов документируются в SLA.

Вот основные критерии в SLA, которым должна соответствовать техническая поддержка провайдера:

  • ежедневная круглосуточная работа;
  • доступ через разные каналы связи: телефон, email, тикет-система, чат на сайте;
  • время реакции на инциденты, заявленное в SLA;
  • помощь в решении нетиповых запросов;
  • своевременное оповещение о проведении технических работ и устранении инцидентов.

Перед развёртыванием инфраструктуры советуем протестировать работу технической поддержки: задать вопрос и посмотреть, как быстро специалисты ответят. Такой простой тест позволит сэкономить время в случае реального инцидента.

Дополнительные сервисы

Помимо виртуальных серверов облачные провайдеры предоставляют клиентам дополнительные сервисы: удалённый рабочий стол (RDP), Managed Kubernetes, DNS (Domain Name System, система доменных имён), CDN (Content Delivery Network, система доставки контента) и другие.

С одной стороны, это позволяет бизнесу масштабироваться. С другой — у стартапов редко возникает необходимость в большом портфеле сервисов, особенно на старте.

Поэтому перед размещением инфраструктуры следует определить, что именно нужно стартапу для запуска проекта. К примеру, для разработки и тестирования продукта достаточно:

  • Развернуть виртуальные серверы и позднее при необходимости их удалить. Можно взять три — для разработки, тестирования и прода.
  • Настроить изолированную сеть.
  • Поставить внутреннее ПО: почта, CRM, документооборот и бухгалтерия.
  • Настроить веб-сервер и разместить сайт.
  • Установить необходимое ПО.

Для упрощения развёртывания ПО провайдеры предлагают маркетплейсы приложений, где можно выбрать, что установить сразу при создании сервера. Например, многие предлагают создать сервер с уже развёрнутой системой WordPress, которая позволяет создавать сайт и управлять его содержимым.

Как выбрать облачный сервис для стартапа курс

Как привлечь инвестиции в стартап

Узнать больше

  • Расскажем, как убедительно презентовать идею проекта и договариваться с инвестором о выгодных условиях
  • Узнаете, как защититься от потери стартапа после взрывного роста
  • Разберётесь в нюансах поиска капитала и подготовите минимальный набор документов для привлечения инвестора

Управление виртуальной инфраструктурой

Вышеперечисленные услуги заказывают через панель управления провайдера. В небольшой команде стартапа, участники которой не сталкивались с системным администрированием, приходится самостоятельно разбираться, как управлять инфраструктурой. Поэтому стоит выбирать провайдера, где панель будет максимально понятной.

Провайдеры, ориентированные на решения для крупных клиентов со сложной ИТ-инфраструктурой, часто внедряют в панель множество фичей, в которых непрофильным специалистам сложно ориентироваться.

Основные функции, которые должны быть в панели управления:

  • Развёртывание виртуальных серверов.
  • Выбор шаблонов операционных систем — например, Windows Server, Linux-дистрибутивы, FreeBSD.
  • Возможность изменять конфигурацию сервера.
  • Размещение собственных ISO-образов — файлов, содержащих точную копию или архив диска, на котором хранятся данные и ОС.
  • Перезагрузка серверов.
  • Удалённый доступ к виртуальному серверу.
  • Наличие резервного копирования.
  • Создание снимков (snapshot) данных — файловой системы, сервера. Это позволит вернуть виртуальную машину в работоспособное состояние в случае сбоя.
  • Отслеживание статистики нагрузки на сервер.

Также в личном кабинете должны быть следующие опции:

  • Разные виды оплаты услуг: банковские карты, электронные деньги, для юрлиц ― оплата по счёту.
  • История финансовых операций, совершённых из личного кабинета.
  • Управление настройками кабинета: смена логина, пароля и email.
  • Изменение информации о владельце аккаунта и данных юрлица.
  • Возможность связаться с технической поддержкой.
  • Добавление участников для совместной работы.

Рассмотрим несколько примеров панелей управления.

Панель управления Selectel

В панели управления Selectel можно отметить простой дизайн интерфейса с отсутствием отвлекающих элементов, большой выбор услуг и разделение их на категории. Есть адаптация под мобильную версию.

Как выбрать облачный сервис для стартапа

Новых пользователей может запутать многоступенчатое меню при выборе услуг. Нажав на «Облачная платформа», пользователь попадает в новое меню → чтобы начать создание сервера, нужно нажать на кнопку. В панели также долго загружаются страницы, а калькулятор перегружен элементами. На момент написания статьи создание сервера занимает много времени из-за приличного объёма текста.

Несмотря на большое количество услуг, это может стать препятствием для стартап-команды: на старте они могут и не потребоваться, а разбираться в каждом сервисе возможности может не быть.

Отсутствует тёмная тема, которой пользуются системные администраторы, ― многие пользователи работают ночью.

Панель управления Serverspace

Панель с интуитивно понятным интерфейсом и одним меню, где видно все услуги сервиса.

Как выбрать облачный сервис для стартапа

Калькулятор не перегружен элементами, включены только необходимые для создания сервера ресурсы, что позволяет быстро разобраться в процессе заказа.

Есть удобная фича ― отображение, на сколько дней хватит ресурсов сервера.

Дизайн простой, но не современный — у провайдера готовится редизайн. Также в разработке — адаптив под мобильную версию и возможность подключить тёмную тему.

Загрузка страниц панели происходит быстро за счёт рефакторинга и технологии SPA.

Интерфейс заказа услуги RuVDS

У провайдера нет панели управления — есть калькулятор заказа услуги. Интерфейс выполнен в простом стиле, и сразу видно, какие ресурсы выбрать для создания сервера.

Как выбрать облачный сервис для стартапа

Дополнительные услуги заказываются отдельно на сайте, что может вызывать трудности во время организации инфраструктуры. Здесь этот процесс непрозрачный, пользователю необходимо заполнять формы для заказа новых услуг.

Отсутствуют адаптив под мобильную версию и тёмная тема.

Надёжность и безопасность

Данные любого бизнеса должны быть защищены, и у провайдера должны быть соответствующие лицензии и сертификаты: Аттестат соответствия ИСПДн требованиям безопасности информации или Лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Помимо этого поставщики должны размещать оборудование в надёжных дата-центрах, работающих без сбоев. Гарантом безотказности и безопасности дата-центра, или Центра обработки данных (ЦОДа), выступают сертификаты и стандарты, подтверждающие соответствие требованиям эксплуатации и защиты для хранения данных. Например, данные, которые клиент будет хранить в России, должны размещаться в ЦОДе, соответствующему закону № 152-ФЗ «О персональных данных».

Действует и международная система стандартов — Tier от Uptime Institute — для проектирования, строительства и текущей эксплуатации дата-центра. Уровни Tier показывают степень надёжности и отказоустойчивости дата-центра. Существует четыре уровня, где каждый новый включает в себя требования, предъявляемые к предыдущим. Уровни III и IV считаются самыми высокими для использования компаниями со сложными техническими запросами.

Tier III уже оснащён инфраструктурой с повышенным уровнем резервирования. Поддерживает техобслуживание и замену оборудования без остановки работы всего дата-центра. Все ресурсы инфраструктуры имеют резервные копии, например, есть несколько каналов подачи питания и охлаждения. Поэтому в моменты технического обслуживания (8–12 часов) будет активен только один из этих элементов.

Сертификация Tier не является обязательной. Некоторые дата-центры строятся по стандартам Tier III, но не получают конкретный уровень. Причиной такого положения дел может быть стоимость сертификации: в пересчёте на стойку она значительна, а после прохождения сертификации дополнительные расходы перекладываются на клиентов.

Отсутствие сертификата Tier не означает низкую надёжность ЦОДа.

Существуют и другие критерии и стандарты: к примеру, PCI DSS, направленный на защиту данных кредитных карт. Также можно ориентироваться на серию стандартов, которые применяются к процессам обслуживания: такие как ISO-9000 для общего управления качеством, ISO-27001 для информационной безопасности и ISO-14000 для экологических аспектов.

Несмотря на то, что на старте у стартапа запросы отличаются от крупных организаций, советуем сразу выбирать дата-центр, который соответствует высоким стандартам обслуживания.

Географическое расположение серверов

В интернете задержка при передаче данных определяется тем, какое расстояние преодолевает сигнал от сервера до получателя.

Физическое расстояние дата-центров до клиентов облачного провайдера напрямую влияет на скорость работы приложений, сайтов и сервисов.

Например, если клиент из Дальневосточного региона хочет работать на рынок европейской части России, лучше выбрать провайдера с ЦОДами в Москве, Санкт-Петербурге или других городах на этой территории.

Облачный провайдер может размещать оборудование как в арендованных стойках в центрах обработки данных, так и в собственных дата-центрах. Для клиента ощутимой разницы между этими вариантами нет.

Если стартап запускает проект за рубежом или планирует территориально расширяться, стоит выбрать провайдера с геораспределёнными локациями. Например, если запускать стартап в Европе, лучше найти провайдера с дата-центром, расположенным в стране запуска или в ближайшем к ней регионе. ЦОД в США или России в данном случае не подойдут.

Как выбрать облачный сервис для стартапа 10 вопросов специалисту по кибербезопасности: где хранить откровенные фото, что поможет предотвратить слив данных и почему всесильны русские хакеры

Чеклист: выбираем облачного провайдера для стартапа

Как выбрать облачный сервис для стартапа

Читать также

Как выбрать облачный сервис для стартапа Как облачные сервисы ускоряют запуск новых проектов

Как выбрать облачный сервис для стартапа Как стартапу найти и привлечь инвестора

Как выбрать облачный сервис для стартапа Как фаундеру стартапа правильно выстроить отношения с инвестором

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Как выбрать облачный сервис для стартапа

Команда компании Serverspace

The post Как выбрать облачный сервис для стартапа first appeared on Медиа Нетологии.

Полный текст статьи читайте на Нетология