Как выбрать ИТ-решение для налогового мониторинга
В 2023 г. должен окончательно сформироваться механизм взаимодействия налогоплательщиков с ФНС России в рамках налогового мониторинга. Как выбрать ИТ-решение и провести интеграцию с информационной системой налогового ведомства, рассказывает Андрей Черненко, директор платформенных B2G-сервисов VK Tech.
Market.CNews: Насколько сложным является процесс вступления в налоговый мониторинг с технической точки зрения?
Андрей Черненко: Идея налогового мониторинга заключается в том, чтобы сделать мероприятия по налоговому контролю более удобными и менее трудозатратными для бизнеса. Компании освобождаются от обычных проверок, но предоставляет специалистам ФНС России доступ к налоговым данным. Таким образом, инспекторы сами мониторят всю необходимую информацию и уведомляют компании в случае ошибок и нарушений.
Организовать такой обмен информацией — довольно трудоемкая задача со множеством неочевидных аспектов. Дело в том, что механизм взаимодействия налогоплательщиков с ФНС России в рамках налогового мониторинга только формируется, поэтому от участников требуется определенная гибкость и готовность подстраиваться под меняющиеся требования и процессы.
Наработка собственного опыта может стоить слишком дорого. Проще заручиться поддержкой технологического партнера, который не раз прошел этот путь с другими компаниями, учел в своем продукте все актуальные требования и готов ответственно сопровождать весь процесс перехода.
Market.CNews: С какими именно техническими задачами придется столкнуться участникам нового режима?
Андрей Черненко: Перед компаниями, которые перешли на налоговый мониторинг или планируют это сделать, стоят три основные технические задачи. Первая — определиться, как именно будет организован доступ специалистов ФНС России к данным компании. Можно открыть прямой доступ к своим учетным системам или внедрить витрину данных, куда будут поступать только необходимая для налоговой службы информация.
Вторая задача — выбрать, каким образом лучше инсталлировать выбранное решение в свою ИТ-инфраструктуру. Есть два варианта: установить on-premise на свои серверы или использовать облачное решение. И третья задача — как интегрировать свои системы с АИС «Налог-3» — основной информационной системой ФНС России для корректной передачи налоговых данных.
Market.CNews: Какой способ доступа к данным компании вы рекомендуете выбрать?
Андрей Черненко: По данным ФНС России, большинство участников налогового мониторинга (68%) для информационного обмена с налоговым органов в рамках налогового мониторинга используют аналитическую витрину данных.
Прямой доступ к информационной системе открыли 26% налогоплательщиков. Остальным 6% участников, выбравшим ТКС, придется определиться между этими двумя способами уже в ближайшее время: с 2024 года он будет запрещен для использования.
Популярность витрины данных объясняется удобством использования такой формы представления информации для крупных компаний. Особенно, когда речь идет о группе компаний с разными информационными системами или организациях с большим количеством пользователей ИС.
В этом случае удобнее собирать необходимые данные в одном месте, не заставляя ведомство собирать их из разных источников и не увеличивая нагрузку на системы.
Market.CNews: Что нужно учесть при интеграции своих учетных систем с информационной системой ФНС России АИС «Налог-3»?
Андрей Черненко: В течение 2023 года все участники налогового мониторинга обязаны протестировать и запустить интеграцию с АИС «Налог-3». Это можно сделать в составе рабочей группы — заявки на вступление принимаются на сайте ведомства.
Интеграция требует решения ряда технических вопросов. Например, нужно установить и настроить сертифицированные средства криптографической защиты информации (СКЗИ) для обмена данными по защищенным каналам связи. ФНС России разрешает использовать решения трех разработчиков: «ИнфоТеКС», «Код Безопасности» и «Фактор-ТС».
При выборе модели СЗКИ рекомендуем ориентироваться на среднюю пропускную способность — от 1 Гбит/сек. По итогам запуска промышленной эксплуатации взаимодействия с АИС «Налог-3» может потребоваться переход на более производительные решения.
После интеграции нужно протестировать работу девяти сценариев взаимодействия с АИС «Налог-3». Среди них — получение реестра документов, запрос дополнительных документов, информирование о размещении запрошенного документа и другие. Наиболее трудоемким процессом становится организация и тестирование основного сервиса — файлового обмена с ФНС России. Важно учесть два нюанса.
Во-первых, потребуется организовать электронное хранилище документов (ЭХД). Корпоративные системы могут не справиться с большим количеством запросов, поэтому стоит предусмотреть выделенное хранилище.
Во-вторых, ЭХД должно поддерживать передачу файлов через HTTPS-сервер — это нужно, чтобы передавать большие по объему документы по частям. Кроме этого, важно обеспечить разметку типов документов в хранилище согласно классификации ФНС России SPVDOC.
Market.CNews: На что обращать внимание при выборе ИТ-решения для налогового мониторинга?
Андрей Черненко: При выборе решения налогового мониторинга важно обратить внимание на несколько критериев. Во-первых, опыт практической реализации в компаниях, которые перешли на налоговый мониторинг. Это позволит избежать экспериментов и реализовать проект без сюрпризов. Также стоит уточнить уровень экспертности команды вендора. Важно, чтобы технологический партнер обеспечивал сопровождение всего процесса перехода на налоговый мониторинг — от методологической поддержки до тестирования и запуска в промышленную эксплуатацию.
Важно, чтобы в составе платформы были встроенные СКЗИ и модуль интеграции с АИС «Налог-3», а также возможность инсталлировать решение локально или в качестве облачного сервиса.
Market.CNews: В каких случаях компании устанавливают платформу на собственной ИТ-инфраструктуре, а когда выбирают облачное решение?
Андрей Черненко: Инсталляцию on-premise выбирают компании с высокими требованиями к адаптации решения под специфику бизнеса. У них есть возможности для приобретения дополнительных вычислительных ресурсов при внедрении или масштабировании платформы. Кроме того, они готовы заниматься обслуживанием выделенных ресурсов, а также поддержкой решения и обеспечением его информационной безопасности силами внутренней команды.
Облачные решения выбирают средние и крупные компании, которые стремятся быстро перейти на режим налогового мониторинга, снизить издержки на содержание ИТ-инфраструктуры, обеспечить требуемый уровень безопасности без лишних усилий. Так, крупнейший производитель удобрений и химической продукции АО «Аммоний» выбрал облачное решение VK Tax Compliance. Для компании важно иметь возможность быстро масштабировать витрину с ростом бизнеса и количества транзакций, а также избежать долгого процесса закупки оборудования, исключить дополнительные расходы на поддержку инфраструктуры.
Облачные решения избавляют от многих непрофильных задач. Например, все вопросы, связанные с безопасностью, берет на себя вендор. Он обеспечивает сертификацию и соответствие решения установленным стандартам защищенности. При выборе облачной платформы важно убедиться, что облако, где размещается решение, выполняет требования 152-ФЗ о хранении персональных данных и аттестовано для подключения к государственным информационным системам первого класса.
Все больше компаний переходит на режим налогового мониторинга, чтобы упростить и ускорить обмен информацией с налоговыми ведомствами. На рынке увеличивается количество технологических решений, которые помогают по-разному решать эти задачи. При выборе партнера для перехода на налоговый мониторинг критически важно оценивать его экспертизу не только в технологическом стеке, но и в опыте внедрения, а также в меняющихся требованиях ведомств. Надежный цифровой партнер поможет реализовать проект по переходу на налоговый мониторинг с учетом всех потребностей и задач бизнеса.
■ Токен: Pb3XmBtzsyTiLKzEyJz675UKp57HJSgd8ekfe8nРекламодатель: ООО «ВК ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»ИНН/ОГРН: 7714415613/5177746017158Сайт: https://tech.vk.com/
Полный текст статьи читайте на CNews