Как власти будут развивать беспилотную авиацию в России и ее технологический суверенитет
Правительство утвердило «Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 г». Документ направлен на формирование технологического суверенитета в России в этой области и охватывает такие направления, как разработка, производство, создание комплектующих, обеспечение информационной безопасности, формирование спроса и др.
Стратегия развития беспилотной авиации
Правительство России утвердило «Стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030 г. (и с перспективой до 2035 г.)». Действие стратегии распространяется на области разработки, производства и безопасной эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС), услуги, предоставляемые с применением БАС, развитие сквозных технологий и сервисов, развитие системы обучения и подготовки кадров, развитие безопасной инфраструктуры и создание научно-технического задела, необходимого для формирования и развития отрасли беспилотной авиации.
Целями стратегии являются: формирование новых сегментов рынка с приоритетом использования линейки продуктов БАС, материалов, компонентов, комплектующих изделий, программных решений, технологий и услуг российского производства; обеспечение для гражданских отраслей продуктового и технологического суверенитета в области БАС, беспилотных воздушных судов (БВС), бортовых и наземных систем, в том числе посредством трансфера решений, наработанных организациями оборонно-промышленного комплекса в рамках создания и производства БАС для обеспечения национальной безопасности; создания специализированной системы сертификации БАС в рамках совершенствования и оптимизации действующих процедур сертификации с учетом риск-ориентированного подхода в зависимости от типа воздушного судна и ожидаемых условий эксплуатации; формирования системы обеспечения комплексной безопасности применения, учета и контроля БАС и ключевых компонентов, включая системы искусственного интеллекта; создания системы непрерывного образования, подготовки кадров и обеспечения квалифицированными кадрами отрасли беспилотной авиации.
Ключевые особенности отрасли беспилотной авиации
Беспилотная авиация представляет собой развивающуюся отрасль экономики, связанную с разработкой, изготовлением и эксплуатацией беспилотных авиационных систем, в том числе в ходе выполнения авиационных работ. Это направление в авиации, характеризующееся передачей от человека к бортовым и наземным автоматизированным системам рутинных функций получения, обработки, анализа полетной информации и выполнения управляющих команд. Поэтапное внедрение технологий для выполнения автоматизированных полетов воздушных судов наблюдается с самых ранних периодов развития мировой авиации.
Развитие технологий радиосвязи и микроэлектроники, миниатюризация устройств и компонентов, повышение их доступности в гражданском секторе привели к созданию нового класса воздушных судов, управляемых и контролируемых дистанционно, а также к появлению широкого спектра рыночного применения БАС и входящих в их состав БВС.
Под беспилотными авиационными системами понимается комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно беспилотное воздушное судно или несколько таких судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного беспилотного воздушного судна или нескольких таких судов и контроля над их полетом.
Ключевой спецификой БАС является, во-первых, выполнение полетов без пилота на борту, что требует новых принципов и технологий взаимодействия с другими участниками воздушного движения, уклонение от столкновений с воздушными судами, которое ранее обеспечивалось правилами визуального полета. Во-вторых, беспилотные воздушные суда отличает специфическая необходимость организации защищенной от несанкционного вмешательства цифровой радиолинии связи, контроля и управления беспилотным воздушным судном.
Перемещение пилота из кабины воздушного судна на землю, с одной стороны, исключает необходимость наличия на воздушном судне систем жизнеобеспечения и спасания человека. С другой стороны, это обстоятельство обусловливает необходимость наличие на борту более совершенных навигационных средств, способных к автономному самопозиционированию, комплекса производительных бортовых вычислителей, в том числе для работы с нейросетевыми алгоритмами, оптико-электронных систем и сенсоров высокой точности и чувствительности, а также систем автоматического управления полетом и автоматического предотвращения столкновений.
Важными ориентирами при формировании государственной политики в области беспилотной авиации являются международные стандарты и рекомендуемая практика, утверждаемые советом Международной организации гражданской авиации в соответствии с положениями «Концепции о международной гражданской авиации», считают авторы стратегии. Целесообразно классифицировать беспилотные воздушные суда на: беспилотные воздушные суда самолетного типа; беспилотные воздушные суда самолетного типа вертикального (укороченного) взлета и посадки; беспилотные воздушные суда вертолетного типа; беспилотные воздушные суда мультироторного типа; другие беспилотные воздушные суда.
Сферы применения беспилотной авиации
Существует восемь основных направлений применения беспилотных авиационных систем: сбор и передача данных, дистанционный мониторинг (направление включает виды работ, проводимые с применением оптических, радиолокационных, аэромагнитных, тепловизионных, мультиспектральных, измерительных и других средств сбора и передачи данных); проведение авиационной разведки и обеспечение охраны территории и объектов (направление включает виды работ, аналогичных работам, определенным в рамках направления «сбор и передача данных, дистанционный мониторинг», осуществляемых в целях минимизации угроз безопасности лиц и имущества); внесение веществ (направление включает работы в целях внесения распыляемых жидких, порошкообразных, газообразных веществ, биологических объектов, иных форм и средств защиты растений, связывания грунтов и нейтрализации разлива нефтепродуктов); аэрологистика (направление включает работы по перевозке любого вида груза в фюзеляже беспилотного воздушного судна, во внешнем контейнере или на внешней подвеске); работы по обеспечению связью (в направлении представлены такие работы, как оперативная организация фрагментов сетей подвижной радиосвязи, ретрансляция оптических сигналов и радиосигналов); образовательная и спортивная деятельность (в направлении представлены беспилотные авиационные системы, применяемые для развития инженерных компетенций у школьников и студентов, в направление не входит применением беспилотных авиационных систем в процессе летной практики при обучении внешних пилотов); визуальная инсталляция (направление включает применением беспилотных воздушных судов для одиночных и групповых полетов в целях демонстрации рекламных конструкций и создания визуальных эффектов, в том числе применением пиротехнической средств); внешние работы (направление включает работы, не вошедшие в другие направления применения беспилотных авиационных систем, в том числе строительно-монтажные работы, локальную защиту объектов, санитарную обрезку насаждений, мойку объектов, тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и акустическое вещание).
В будущем допускается возникновение направления «перевозка людей». Базовыми условиями для такого развития событий являются эффективная оптимизация нормативно-правового регулирования, рост интереса разработчиков и изготовителей к освоению сверхинновационных технологий, готовность общества к роботизации и перспективной аэромобильности. На закупку услуг, требующих применения беспилотных авиационных систем, в 2023–25 гг. придется как минимум половина государственных закупок. Требуется переосмысление подходов к организации воздушного движения и существенное расширение применения цифровых платформ и инструментов по организации допуска, контроля и навигации беспилотных авиационных систем в едином воздушном пространстве РФ.
Основу отрасли БАС составляют разработчики и изготовители, эксплуатанты БАС и инфраструктуры, персонал и система его подготовки, отраслевые научные и общественные организации. Межотраслевой характер Стратегии подразумевает включение в стратегическое планирование разработчиков и производителей материалов, комплектующих изделий, ПО, полезной нагрузки и компонентов, обеспечивающих эксплуатацию БАС, а также поставщиков сопутствующих услуг, включая услуги по подготовке персонала, созданию и эксплуатации инфраструктуры, обеспечению транспортной безопасности.
В числе ключевых категорий комплектующих для БАС в Стратегии рассматриваются: электрические силовые установки; источники питания электрических силовых установок; двигатели внутреннего сгорания, гибридные силовые установки; исполнительные механизмы; защищенные спутниковые приемники; бортовые система альтернативной навигации; крыло, поверхности управления, секции и другие элементы механизации крыла; компоненты полезной нагрузки БВС; защищенные системы связи с система альтернативной навигации (в том числе наземные и бортовые системы и компоненты систем управления полетом БВС, включая системы навигации, наблюдения, связи и информационного обеспечения); средства идентификации и определения текущего местоположения БВС; бортовые системы и компоненты текущего обнаружения БВС; бортовые системы и компоненты систем обнаружения и автоматического уклонения от столкновений воздушных судов.
В числе профильных технологий для беспилотных авиационных систем в стратегии рассматриваются: технологии зондирования и комплексной обработки информации для беспилотных воздушных судов (в том числе технического зрения); технологии и средства связи, включая меры защиты информации; технологии и средства интеграции БВС в единое воздушное пространство РФ; технологии и средства моделирования, испытания и количественного измерения характеристик БВС.
Наземные и бортовые системы обеспечивают взлет, посадку, управление полетом и контроль за полетом беспилотных воздушных судов. Отдельного внимания заслуживают информационно-управляющие системы БАС, объединяющие системы обнаружения, распознавания и идентификации объектов в различных диапазонах (например, системы технического зрения, радиолокационные и гидроакустические станции), системы автоматического управления, системы поддержки принятия решений, навигации, оценки состояния бортового радиотехнического комплекса, системы диагностики и самодиагностики, контроля состояния бортового радиотехнического комплекса и окружающей среды, оценки внешних угроз и внутренних угроз от аварий на борту, например, объединенные в сеть интеллектуальные датчики облучения, давления, вибрации, пожара, обледенения, средства сбора и передачи телеметрической информации.
Общее состояние отрасли беспилотной авиации в мире
Среднегодовой темп роста мирового рынка БАС с 2018 г. составил 21% и к 2022 г. достиг $30,6 млрд , из которых 39% сформировали страны Азии, 26% — страны Северной Америки и 22% — страны Европы. По типу конструкции на мировом рынке 81% занимают роторные БВС (преимущественно мультироторные, а также вертолетные), БВС самолетного и смешанного типов занимают 12% и 7% рынка соответственно.
Структуру мирового рынка беспилотной авиации по отраслевому признаку на 79% формирует сектор оказания услуг с помощью БАС. Другие сегменты рынка — производство БАС и комплектующих, а также разработка ПО занимают 1% и 4% рынка соответственно. Лидирующими отраслями в мире по объему заказных услуг с применением беспилотных авиационных систем являются энергетический сектор (14%), строительство (12%) и сельское хозяйство (9%). Более 60% заказов приходится на мелкосегментированные отрасли. Самыми популярными видами работ, осуществляемых с помощью БАС, являются работы в области геодезии и картографии (34%), патрулирование объектов (25%), воздушные съемки — 10%.
На рынке БАС в 2022 г. доминируют США и КНР. США имеют превосходство в сегменте оказания услуг с помощью беспилотных авиационных систем, в то время как КНР является мировым лидером в сегмента производства БАС (более 80% производственных в мире БАС приходится на КНР). Политика государств, заключающаяся в активном финансировании и планомерном прогрессирующем нормативном регулировании отрасли, позволила создать благоприятные условия для развития мирового рынка беспилотной авиации, считают авторы Стратегии.
Одним из ключевых факторов, который будет поддерживать стабильный рост мирового рынка, является увеличение инвестиционной активности. С 2018 г. объем инвестиций в развитие рынка БАС вырос более чем в 9 раз, составив почти $7 млрд в 2021 г., из которых около 75% обеспечили США и КНР, что в первую очередь определяет лидерство компаний из этих стран на рынке. При условии сохранения заинтересованности государственных органов и бизнеса мировая индустрия БАС к 2023 г. может вырасти в 1,8 раз, достигнув $55,8 млрд.
Таким образом, в мире наблюдается устойчивая тенденция развития рынка БАС и активного использования беспилотных технологий в экономике для решения различных задач. Это направление обусловлено не только потенциалом разработчиков и изготовителей, но и условиями, создаваемыми регулирующими органами для повсеместной эксплуатации БАС. Тиражирование практики применения БАС и рост рынка услуг возможны исключительно в случае внедрения регулятором системных требований к разработчикам, изготовителям и эксплуатантам, БАС, а также в случае решения вопросов интеграции БАС в воздушное пространство и проектирования доступных беспилотным авиационным системам коридоров.
Общее состояние отрасли беспилотной авиации в России
Первые БАС для гражданских целей начали появляться еще в СССР в 1960–70 гг., однако развитие рынка началось только в начале XX века. По итогам 2022 г. объем российского рынка БАС и услуг с их применением составил около 50 млрд руб., что менее 1% мирового рынка. Экспертная оценка объема российского производства БАС и их компонентов составляет 16–20 млрд руб. в год. По оценкам на 2023 г., объем российского рынка БАС, в том числе используемых для оказания услуг, составит более 50 млрд руб.
Наименование показателя | Сценарий (базовый — Б, прогрессивный — П) | Планна 2023–2026 годы | Планна 2027–2030 годы | Прогноз на 2031–2035 годы |
---|---|---|---|---|
Объем российского рынка беспилотных авиационных систем (с учетом потребности в рамках услуг), единиц | Б | 372 700 | 684 500 | 989 500 |
П | 389 700 | 718 800 | 1 039 000 | |
Доля беспилотных авиационных систем российского производства в общем объеме российского рынка беспилотных авиационных систем, процентов | Б | 52 | 70 | 80 |
П | 53 | 75 | 85 | |
Доля беспилотных авиационных систем российского производства в общем объеме государственных закупок беспилотных авиационных систем, процентов | Б | 60 | 80 | 90 |
П | 62 | 83 | 92 | |
Уровень технологического суверенитета беспилотной авиации (коэффициент) | Б | 2,5 | 1,5 | 1,2 |
П | 2,3 | 1,3 | 1 | |
Количество произведенных российских беспилотных авиационных систем, единиц | Б | 52 100 | 105 500 | 177 700 |
П | 55 400 | 116 800 | 199 100 | |
Количество субъектов Российской Федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов, единиц | Б | 20 | 89 | 89 |
П | 25 | 89 | 89 | |
Время оказания государственной услуги по сертификации типовой конструкции беспилотной авиационной системы (при условии представления заявителем документов, соответствующих требованиями готовности оборудования к сертификационным испытаниям), месяцев | Б | 2 | 1 | 1 |
П | 1,5 | 1 | 0,5 | |
Снижена стоимость сертификации типовой конструкции беспилотной авиационной системы по отношению к предельной стоимости сертификации, процентов | Б | 15 | 50 | 55 |
П | 20 | 55 | 60 | |
Количество сертифицированных беспилотных авиационных систем (при наличии заявок) (нарастающим итогом), единиц | Б | 22 | 30 | 35 |
П | 24 | 32 | 37 | |
Количество специалистов в сфере исследований, разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем, подготовленных и (или) получивших подтверждение квалификации, осуществляющих деятельность в сфере беспилотных авиационных систем и находящихся в реестре кадров специалистов в сфере беспилотных авиационных систем, в рамках принятой системы непрерывного образования и подготовки кадров (нарастающим итогом), тыс. человек | Б | 330 | 1 000 | 1 500 |
П | 450 | 1 100 | 1 600 | |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов перспективных технологий беспилотных авиационных систем, созданных с использованием результатов исследований и разработок (нарастающим итогом), единиц | Б | 5 | 47 | 109 |
П | 5 | 50 | 117 |
С 2018 по 2022 гг. рост российского рынка в среднегодовом выражении увеличился на 27%, опережая среднемировые темпы, что связано с эффектом низкой базы. Наибольший рост рынка БАС на уровне 150% в год отмечен в 2019 г., что связано с упрощением порядка использования воздушного пространства для БВС по правилам визуальным полетов на высоте до 150 м. Усредненная структура выручки на российском рынке БАС на 75% формируется за счет реализации услуг с применением беспилотных авиационных систем и на 25% — за счет реализации БАС и их компонентов, включая ПО.
Экспорт беспилотных авиационных систем в 2018–20 гг. составил до 600 млн руб. и осуществлялся в Судан (62%), Венесуэлу (12%), Узбекистан (9%) и др. Услуги с применением БАС используются в широком перечне отраслей экономики России: геологоразведка и добыча полезных ископаемых, строительство, сельское и лесное хозяйство, топливно-энергетический комплекс и сфера развлечений.
Наиболее популярными видами услуг с применением БАС в 2022 г. являлись мониторинг нефте-газопроводов, электросетей (40%), авиационо-химические работы в сельском хозяйстве (20%), световые шоу (12%), работы в целях лесоустройства (7%), обследование объектов капитального строительства (7%), перевозка грузов (6), картография и кадастр (5%) и аэромагнитная разведка (3%).
Организации отрасли беспилотной авиации имеют диверсифицированное производство. В номенклатуру их продукции входят БАС различных типов. Семь из десяти российских изготовителей БАС (70%) делают акцент на разработке и эксплуатации БВС мультироторного типа. В 2023–26 гг планируется обеспечить производство почти 39 тыс. мультиротов (без учета образовательных), что составит 75% выпуска БВС в натуральном выражении.
Производство БВС самолетного типа ожидается от каждого третьего изготовителя. 22% организаций также производят беспилотные воздушные суда самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой, 7% — вертолетного типа. Однако основу компетенций российских производителей, сформированную за счет достижений в области БВС гражданской авиации, составляет производство БАС самолетного и вертолетного типов. При рассмотрении российского рынка с точки зрения конечного потребителя коммерческий сегмент является преобладающим. Потребительский сегмент в РФ представлен БАС с максимальной взлетной массой до 3 кг для личного пользование преимущественно иностранного производства. ежегодный текущий объем данного сегмента оценивался в 2022 г в диапазоне 2–3 млрд руб.
Государственный сектор вносит существенный вклад в использование беспилотных авиационных систем и предоставление услуг с их применением. С 2018 по 2022 гг. в рамках государственных закупок было заключено почти 2 тыс. контрактов на сумму более 13 млрд руб. Около 35% контрактов заключили бюджетные и автономные учреждения, компании с государственными участием в капитале, 65% контрактов заключили органы государственной власти и органы местного самоуправления, казенные и бюджетные учреждения. По отраслевой принадлежности около 30% заказчиков относятся к сфере обороны, безопасности, обеспечения правопорядка, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, 26% — к сфере науки и образования, 10% — к государственному и муниципальном управления, 34% — к прочим сферам.
Основными заказчиками БАС являются МЧС, Росгвардия, Росреестр, Минсельхоз, Министерство науки и высшего образования и Минпросвещения. К 2030 г. число реализованных БАС на рынке РФ оценивается в более чем 180 тыс. единиц и порядка 200 тыс. единиц — к 2035 г. В денежном эквиваленте эти объемы соответствуют почти 200 млрд руб. и более чем 220 млрд руб. соответственно. При прогрессивном сценарии в 2030 г. эти потребности на 75% могут быть обеспечены российскими изготовителями по рассматриваемым сегментам, за исключением образовательных БАС.
В случае снятия накопившихся административных и технических барьеров для повсеместной и безопасной эксплуатации БАС развитию рынка дополнительно будут способствовать такие факторы, как сложная транспортная связанность отдельных территорий РФ (более 30 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичного сообщения наземным транспортом, 70% из них не располагают инфраструктурой для приема пилотируемых воздушных судов) и большая протяженность инфраструктурных объектов и площадь хозяйственных территорий (общая протяженность трубопроводов в РФ составляет более 900 тыс. км, общая протяженность электрических сетей — почти 2,65 тыс. км, протяженность железных дорог- 124 тыс. км, протяженность автомобильных дорог общего пользования — почти 1,51 тыс. км, площадь лесов достигает 815 млн. ГК, а земель сельскохозяйственного назначения — 380 млн. га). Наибольший потенциал для расширения применения беспилотной авиации в России имеется в сельском хозяйстве, создании и актуализации геопространственных баз данных, доставке грузов и мониторинге инфраструктурных объектов.
Перспективы и факторы развития отрасли беспилотной авиации в России
Интенсивность развития отрасли беспилотной авиации будут определять следующие факторы, характеризующие преимущества БАС: широкое разнообразие размеров и способов применения БАС; универсальность и возможность оперативной корректировки назначения применения БАС; более высокое соотношение максимальной взлетной массы и массы полезной нагрузки, мобильность и маневренность при располагаемых габаритах и массе; более высокая временная и экономическая эффективность применения, сопоставимая с крупноразмерными пилотируемым средства, включая доставку БАС к месту выполнения работ, разработку, обслуживание и эксплуатацию БАС; относительная простота в освоении управления и технологий применения БАС для персонала; заменимость наземного экипажа, а также способность контроля и управления одним составом летного экипажа полетом нескольких БАС; отсутствие рисков для жизни членов летного экипажа вне зависимости от времени суток, погодных и экологических условий, включая работу в условиях химических или радиационных заражений.
Анализ российский практики внедрения беспилотной авиации в производственные и операционные процессы обеспечил следующие эффекты на предприятиях и в хозяйствах, являющихся передовыми с точки зрения внедрения БАС. В области сельского хозяйства в два раза выросла производительность труда, на 12,8% сократились расходы на средства защиты растений, удельный рост сбор урожая по отдельным культурам увеличился на 10–30% при росте издержек, связанных с высокотехнологичными обработками, лишь на 2–4 процентных пункта в общей структуре затрат. На энергетических предприятиях в 8 раз снизился риск возникновения аварийных ситуации за счет объективной инспекции линий электропередачи, повысилась эффективность расхода бюджета на содержание сетевой инфраструктуры, инспекции выполняются в 5 раз быстрее, также снизилось количество несчастных случаев в ходе инспекций.
В топливном секторе затраты на воздушное патрулирование газопроводом снизились в три раза, на 70% сократилась длительность работ, объективный контроль и выявление нарушений в 5 раз снизили риски происшествий и ущерб от них. В области строительства финансовых затраты только в отношении земляных работ снизились на 30%, общий срок строительства сократился на треть, вдвое сократился риск выявления нарушений на поздних этапах строительства вследствие роста качества строительного и технического надзора. В области картографии и кадастра на 20% снизилась стоимость комплексных кадастровых работ, появилась возможность определить точное количество земельных участков, поставить на учет ранее не поставленные участки. В области управления государственным и муниципальным имуществом БАС позволяют выявлять и устранять нарушения на каждом втором объекте, находящееся в труднодоступных местах (постановка на учет отсутствующих объектов, выявление объектов, существующих только на бумаге).
В области экологического контроля БАС позволяют выявлять вчетверо больше нарушений при том же штате инспекторов и устранять нарушения на более ранних стадиях. В области геологоразведки в 2 раза снизилась стоимость полезных работ, стало возможным обеспечение более высокой точности и быстрого выполнения геолого-разведочных работ с применением БАС по сравнению с традиционной аэромагнитной съемкой пилотируемым самолетом.
Преимущества, которые в дальнейшем обеспечат ускоренное развитие российских изготовителей: высокое качество выпускаемой продукции по отдельным направлениям производства; диверсификация выпуска (изготовители зачастую работают по нескольким типа БАС и проектируют линейки однотипных бесплотных авиационных систем); готовность к освоению выпуска унифицированных комплектующих, критических в условиях внешнеполитических ограничений и необходимых для сборки БАС; возможность заимствования опыта организаций оборонно-промышленного комплекса в области выпуска БАС военного и двойного назначения.
В целом отрасль беспилотной авиации обладает существенными перспективами развития за счет: стабильного государственного спроса на беспилотные авиационные системы и услуги с их применением; внедрения и обеспечения равного доступа к системе мер государственной финансовой и нефинансовой поддержке всех категорий участников рынка; снижения административных барьеров, препятствующих повсеместному применению БАС в гражданских целях; обновления и расширения основных фондов в отдельных сегментах производственной деятельности; реализации потенциала для наращивания доли российских организаций на внутреннем рынке; проникновения технологий в различные отрасли и сферы жизнедеятельности общества (расширение сфер применения данных аэрофотосъемки, повышение охвата инфраструктурных объектов воздушным патрулированием, увеличение лесоавиаицонных и авиационных систем, расширение существующих и создание новых логистических цепочек); диверсификации выпуска организаций оборонно-промышленного комплекса за счет беспилотных авиационных систем гражданского назначения на основе накопленного потенциала, включая компетенции и производственные мощности, которые в период реализации Стратегии могут быть тиражированы.
Кадровый потенциал отрасли беспилотной авиации
Обеспеченность квалифицированными кадрами является одним из ключевых драйверов развития отрасли беспилотной авиации. Темпы внедрения технологий беспилотной авиации опережают возможности системы образования по подготовке кадров в этой области, предупреждают авторы Стратегии. Создаются зоны «разрыва компетенций» (ситуации, когда квалификация персонала не соответствует изменившимся условиям и требует повышения), устранение которых критических важно для кадрового сопровождения применения БАС.
Важно выстроить систему непрерывного образования специалистов и систему подтверждения квалификации для сферы БАС, начинать введение граждан в сферу БАС возможно уже с младшего возраста в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.
В настоящее время в детских и мобильных технопарках «Кванториум» реализуются дополнительные общеразвивающие программы по направлениям «беспилотные авиационные систем (проектирование, сборка, программирование и др.), «геоинформационные системы и технологии» и другие смежные по тематике направления. По ним занимаются не менее 100 тыс. детей от 7 до 17 лет, более 600 тыс. детей охвачены профильными мероприятиями, в их числе техно-марафоны, фестивали, чемпионаты и соревнования.
В рамках общеразвивающих программ осуществляются изучение устройства БАС, моделирование и конструирование БАС, разработка полезной нагрузки, программирование БАС, а также изучение основ картографии и сбора данных на местности, основ дистанционного зондирования земли, применения БАС для съемки территорий и др. Таким образом, представляется целесообразным продолжать развивать систему дополнительного образования детей как начальную ступень в подготовке кадровой для отрасли беспилотной авиации и создавать необходимую инфраструктуру во всех общеобразовательных организациях под эти цели.
Понимание основ беспилотной авиации и БАС начиная со школьного возраста способствует упрощению и ускорению подготовки кадров в сфере БАС на уровнях среднего профессионального образования, обеспечивая потребность отрасли в специалистах средней квалификации с последующим повышением уровня образования по желанию специалиста, в том числе в образовательных организациях высшего образований.
Одной из специальностей, по которой до 2023 г. велась профессиональная подготовка, является «оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом». По состоянию на 2021 г. спрос на подготовку по указанной специальности в рамках основных программ профессионального обучения составляет почти 2,5 тыс. обученных или 0,17% общего количества лиц, прошедших профессиональное обучение. В рамках среднего профессионального образования по специальности «эксплуатация беспилотных авиационных систем» в 2021 г. принято на обучение не более 2 тыс. человек. Однако с учетом возникшего спроса со стороны работодателей в 2023 г. подготовка по указанным профессиям и специальностям является актуальной, что делает необходимым для образовательных организаций среднего профессионального образования не только разработку образовательных программ, но и обеспечение соответствующей инфраструктурой (включая полигоны), оснащенной материально-технической базой, отвечающей достаточным требования для подготовки квалифицированных кадров.
Также важным аспектом является расширение работы по развитию системы подготовки квалифицированных педагогических кадров в рамках повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам технической направленности для усиления компетенций в преподавании учащимся школ и студентам образовательных организаций среднего профессионального образования специальных знаний в сфере БАС.
Для удовлетворения кадровых потребностей в области применения БАС наряду с запуском программ высшего и среднего профессионального образования со сроком реализации 3–5 лет, необходима реализация комплекса мер по созданию системы повышения квалификации действующих работников транспортной отрасли, а также для переподготовки специалистов, уже обладающих прикладным опытом деятельности в иных отраслях, включая геодезистов, маркшейдеров, агрономов и строителей.
Средний возраст сотрудников в отрасли беспилотной авиации составляет 40–50 лет. Доля молодых специалистов в общей численности не превышает 10%. Спрос на кадры в отрасли беспилотной авиации может достичь миллиона специалистов в области разработки, производства и эксплуатации БАС к 2023 г. Из них 60% — операторы БАС, руководители проектных команд, специалисты прикладных научно-производственных и технических направлений, специалисты по эксплуатации и обслуживанию беспилотных авиационных систем, а также внешние пилоты. Более 30% кадров приходится на разработчиков, технологов и профильных программистов. Наиболее востребованными являются специалисты инженерно-технического профиля.
Одним из прогнозируемых в рамках Стратегии трендов является увеличение количества лиц, которые получат квалификацию в сфере БАС в смежных профессиях на разных уровнях образования и в разных видах образовательных программ. В число востребованных профессий предполагается включить такие профессии, как «проектировщик интерфейсов беспилотной авиации», «инженер производства малой авиации», «аналитик эксплуатационных данных», «технолог рециклинга летательных аппаратов», «проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания», «программист систем автоматизированного управлении», «техник по эксплуатации беспилотных авиационных систем», «специалист по системам «антибеспилотные авиационные системы», «проектировщик наземной инфраструктуры для эксплуатации беспилотных воздушных судов», «специалист по разработке беспилотных воздушных судов космического назначения», «разработчик систем автоматической навигации беспилотных воздушных судов», «разработчик интеллектуальных робототехнических систем», «технолог аддитивного производства беспилотных воздушных судов» и др.
Подготовка специалистов для гражданской авиации должна начинаться с уровня среднего профессионального образования для обеспечения потребности отрасли в профильных специалистах среднего уровня квалификации с последующим повышением уровня образования, в&
Полный текст статьи читайте на CNews