Как учиться на чужом продуктовом опыте
Александра Клименко, ведущая передачи «Нормально делай, нормально будет» на радио Медиаметрикс и автор телеграм-канала «Нормально делай, нормально будет» о кейсах в digital-проектах и продуктах, написала статью о том, как продакт-менеджеру использовать чужой опыт для развития своих навыков.
Как менеджеру продукта, мне интересны все аспекты создания и развития продукта: запуск, дизайн и редизайн приложения, маркетинг и UX, мотивация команды и монетизация. Чтобы понять на практике плюсы и минусы какого-либо подхода, необходима наглядная иллюстрация в виде кейсов.
Кейс — это рассказ о решении продуктовой задачи командой.
В хорошем кейсе:
- Чётко понятно, зачем и для кого делали задачу.
- Достаточно деталей о том, как именно делали, какие технологии / методологии использовали, с какими проблемами столкнулись.
- Приводятся результаты или предварительные результаты, и не всегда положительные, что ещё более ценно.
Так же как дизайнерам и стилистам советуют «насматривать» хорошие цветовые и интерфейсные решения, чтобы развивать вкус и опыт, так и продакту стоит слушать, смотреть, читать разные продуктовые решения.
Обучение в онлайн-университете: профессия «Product Manager»
Почему кейсы?
- С примерами лучше усваиваются новые знания. Если вы только что прочитали о новом фреймворке, теории или методологии, лучше всего после изучения прочесть пару кейсов её применения — в хорошем кейсе будут описаны детали, которые из теории были опущены как «очевидные». Например, в кейсе о запуске новой фичи можно узнать о процессе её запуска в компании, об этапах и трудностях, и что получилось / не получилось воплотить в итоге.
- Чужой опыт избавляет от иллюзий — не только вы совершаете «глупые» ошибки в, казалось, очевидных алгоритмах. Например, в этом кейсе забыли протестировать приложение на пользователях перед выпуском.
- Кейсы расширяют область возможных решений: одно дело просто знать о существовании инструмента, другое дело — подробности, как и где они хорошо сработали, а где привели к неверным выводам. Истории других компаний дают понимание, как именно этот инструмент работает в разных ситуациях, и где его можно использовать нестандартно, но успешно. Например, как использовали CJM для планирования триггерных email-рассылок в этом кейсе.
Читать ещё: «Как чат на сайте помогает бизнесу: три кейса»
Где искать чужой опыт
1. Конференции
ProductCamp — международное движение, в России и восточной Европе проводится начиная с 2010 года. Качественные доклады о процессах внутри команд, о запуске и проблемах растущих продуктов. Часть видео попадается в открытом доступе. Вот, например, как компания, занимающаяся только заказной разработкой, запустила собственный внутренний продукт:
ProductSense — крупная конференция по менеджменту продуктов в СНГ. Создание продуктов, практические инструменты, тренды, идеи и кейсы. Вот пример одного отличного доклада про А/Б тестирование в микрофинансовом продукте:
Англоязычных конференций с интересными кейсами ещё больше: ProductCamp, Mind the product, Leading the Product, Industry. Как пример, вдохновляющее выступление менеджера продукта Facebook с Mind the product:
На профильных конференциях для дизайнеров, UX-специалистов, разработчиков и аналитиков тоже можно посмотреть интересные кейсы:
- Profsoux — кейсы по решению продуктовых проблем с помощью дизайна.
- Конференции и мини-конференции для разработчиков, маркетологов, аналитиков: Russian Internet Week, Russian Internet Forum, Yet Another Conference, AIC Design Day, CodeFest, FrontDays и другие — ориентируйтесь по названию секций и докладчикам.
Читать ещё: «Нетворкинг для интровертов»
2. Статьи
Издания, которые публикуют полезные описания продуктовых историй:
- Vc.ru — площадка для предпринимателей с отдельной рубрикой #кейсы, в которой встречаются ценные истории развития ИТ-компаний.
- Хабр — сообщество программистов публикует истории о разработке и запуске продуктов, с полезными техническими подробностями.
- Spark — рассказы компаний про их бизнес-успехи и поражения, в том числе с ИТ-тематикой.
3. Телеграм-каналы
Нетология уже делала подборку телеграм-каналов, которые могут быть интересны продакт-менеджерам и профессионалам смежных отраслей. Ко многим из них прилагаются чаты, где обсуждаются самые интересные продуктовые вопросы и приводятся примеры из практики. Ссылки на такие чаты, если они открыты, стоит искать в описании самого канала в Телеграм.
Знаю ещё два источника продуктовых историй, однако к ним надо относиться с осторожностью:
4. Курсы
«Практические кейсы» фигурируют в рекламе многих курсов, но:
- Кейсы не всегда действительно присутствуют в курсе, даже если заявляются.
- Кейсы «подгоняются» под знания курса и могут быть как слишком поверхностными, так и наполовину выдуманными.
5. Блоги компаний
Многие компании выкладывают кейсы на сайте блога компании. Там встречаются как действительно интересные статьи, так и откровенно хвалебные. Если мастерство компании кажется невероятным, а рассказ — гладким, то скорее всего «некрасивые» детали, неожиданности и ошибки, которые делают настоящий кейс интересным и полезным, опущены для наведения рекламного глянца.
Как читать кейсы
Попробуйте решить проблему в теории
В основе кейса обычно лежит некоторая продуктовая задача, обычно вытекающая из проблемы в продукте.
Например, вы начинаете читать кейс:
«Наша компания решила сделать новую услугу — заказ пиццы с любыми ингредиентами. Первоначальные оценки — полгода на разработку и автоматизацию внутренних процессов, что не устраивает бизнес. Необходимо было ускориться и выпустить продукт за 2,5 месяца. Для этой задачи мы»
Когда вы добираетесь до проблемы — остановитесь и подумайте над возможными решениями. Как бы вы поступили, встретившись с такой проблемой? Какие гипотезы выдвинули бы? Попробуйте сделать предположение, прежде чем читать дальше.
Прочитали кейс — подумайте, где вы согласны или не согласны с действиями автора. Обладая такой же информацией, что бы вы сделали по-другому, и почему это могло бы сработать лучше?
Обсуждайте кейсы
Задавайте вопросы к прочитанному: автору, коллегам, другим продакт-менеджерам. И применяйте советы на практике, если решение вам подходит.
Читайте только то, что для вас актуально
Если сейчас тема кажется неактульной — не обязательно искать ответы на решение задачи и участвовать в обсуждениях в комментариях под кейсами. Достаточно прочитать его «наискосок» и отложить в памяти основные идеи, которые могут пригодиться позднее.
Что ещё помогает получить продуктовый опыт
Выкладывая свой опыт в открытом доступ, спикеры ожидают и приветствуют вопросы и комментарии аудитории.
Одно из самых полезных онлайн-знакомств у меня произошло, когда я спросила контакты автора понравившегося мне выступления в чате на 500+ человек. Мне ответил автор выступления, и я смогла задать ему много уточняющих вопросов. Его опыт мне очень помог, мы поддерживаем онлайн-знакомство, и я периодически пишу ему по другим продуктовым темам.
Так что ищите авторов кейсов и задавайте вопросы, скорее всего, они будут только рады.
Ещё одним отличным дополнением продуктового опыта может быть прохождение собеседований и решение практических заданий.
Когда я только начинала карьеру продакта, я через друга представила резюме head of product одной крупной компании, минуя HR. Он пообщался со мной в почте, а потом дал практическое задание. Пока я его делала, перерыла тонну информации, что само по себе было полезно. Ещё больше мне дала полученная обратная связь по заданию и советы, что именно мне прочитать / выучить / делать, чтобы подтянуться до уровня желаемой вакансии.
В заключение
Давайте делиться знаниями с рынком, чтобы на нем было меньше граблей и больше хороших продуктов. Если у вас есть кейс, напишите мне, вместе мы сможем составить его таким, чтобы другие могли извлечь из этого пользу.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология