Как уберечься от мошенников при закупке ИТ-оборудования
Безопасность
Благодаря возможностям технологий, компании и предприятия запускают перспективные сервисы, масштабируют проекты, совершенствуют взаимодействие с клиентами. При выборе инструментов для решения бизнес-задач в любой отрасли экономики особое значение имеет сотрудничество с надежными компаниями на рынке ИТ. Схема взаимодействия производителя с участниками ИТ-рынка в сегменте B2B, как правило, представляет собой цепочку «производитель — дистрибьютор — партнер — заказчик». На практике это означает, что производитель продукции предоставляет товары дистрибьютору, создающему каналы продаж. Партнер, который получает оборудование и ПО от дистрибьютора, инсталлирует продукцию конечному заказчику. Партнер может подобрать оптимальные ИТ-решения в зависимости от текущих потребностей заказчика и перспектив его роста. Результатом внедрения должно стать повышение производительности и эффективности бизнеса. Однако сложности могут подстерегать заказчиков на самом первом этапе. Мошеннические схемы становятся все изощреннее, подделки — все достовернее, а преступное желание обогатиться за чужой счет и вовсе не имеет границ. Разберемся, как уберечься от ошибки.
Благоприятная почва
На сегодняшний день наблюдается серьезный наплыв контрафактной продукции: аналитики соревнуются в прогнозах относительно итогов текущего года, называя все более внушительные цифры. Использование поддельной продукции не может гарантировать бизнесу достижения поставленных целей, так как возрастают риски снижения производительности за-за отсутствия гарантий на эти продукты.
Заказчики, привыкшие использовать продукцию иностранного производства, сталкиваются с дефицитом информации о российских разработчиках и производителях. Компаниям-поставщикам предстоит усилить каналы сбыта, а на это потребуется время. Мошенники пользуются общей несогласованностью, характерной для переходного периода. Заказчики чаще обращаются к неавторизованным поставщикам, а, значит, рискуют стать владельцами контрафакта и фальсифицированной продукции.
Случай из практики
Показательная ситуация произошла с российской компанией, которая стала жертвой мошенников. Компания закупила у одного из поставщиков десять системных блоков «Бобер», которые были ей отгружены в рамках заключенного контракта. Документация, которую поставщик был обязан предоставить заказчику при отгрузке, не была выдана. Представители компании решили связаться напрямую с производителем, чтобы получить нужную документацию. Они направили официальное письмо с просьбой прислать перечень документов (сертификат соответствия, декларация соответствия и пр.), а также направили серийные номера системных блоков и их фотографии, чтобы убедиться в подлинности продукции.
Производителем системных блоков «Бобер» является компания Delta Computers, российский производитель ИТ-оборудования, МПО и ПО, куда и обратились отправители. Выяснилось, что вместо оригинальных блоков «Бобер» поставщик продал заказчику «самосбор». На системные блоки неизвестного происхождения были нанесены поддельные логотипы с указанием названия компании Delta Computers.
Производитель, увидев серийные номера продукции и, ознакомившись с фотографиями, заявил, что не имеет отношения к этому оборудованию и не является партнером компании-поставщика. Заказчик понес убытки и не получил желаемые ИТ-решения.
Эта ситуация показывает, что компаниям-заказчикам важно обращать внимание на атрибуты, подтверждающие подлинность товаров. Самым эффективным методом противодействия нарушителям является официальный запрос, направленный производителю. После заключения договора заказчик получает уведомление о том, что его товар готов к отгрузке. На этом этапе он может запросить серийные номера продукта у поставщика, а затем обратиться с тем же запросом к производителю, сравнить полученные данные и убедиться в подлинности продукции. Даже в случае, если заказчику уже привезли товар, он может обратиться с аналогичным запросом к производителю и получить соответствующее подтверждение.
Если проводится конкурс, свойственный системе государственных закупок, можно установить требование «авторизационное письмо от производителя» в рамках закупочной процедуры. Описанной ситуации можно было избежать, как минимум, посетив официальный сайт поставщика — несоответствие логотипов вызвало бы обоснованные сомнения.
Закон и порядок
С целью борьбы с контрафактом 1 июля в России стартовал эксперимент по маркировке радиоэлектронной продукции. Помимо тестирования возможностей маркировки, планируется оптимизировать взаимодействие с производителями и продавцами, а в будущем — создать национальный каталог маркируемых товаров. Как ожидается, со временем маркировка коснется 26 видов электроники, включая смартфоны, компьютеры, планшеты и т.д.
Пока проект находится в стадии разработки, следует ориентироваться на перечень документов, подтверждающих качество товаров. Если продукт подлежит обязательной сертификации, необходимо изучить соответствующие технические регламенты.
Большинство продуктов компании Delta Computers имеют сертификацию Минпромторга России. Более 60 наименований — от клиентских систем до серверного оборудования — включены в реестр Минпромторга, в том числе персональный компьютер «Ворон», автоматизированное рабочее место «Ястреб», персональный компьютер «Бобер» и другие. Подтверждение производства продукции на территории Российской Федерации позволяет использовать ее в рамках осуществления программ по импортозамещению и служит значимым конкурентным преимуществом. Однако, это не исключает случаи копирования оригинальной продукции компании со стороны мошенников.
Чек-лист для избежания мошенников в процессе закупки ИТ-оборудования
- ознакомьтесь со списком авторизованных партнеров оборудования поставщика;
- запрашивайте авторизационные письма в рамках закупочной процедуры;
- не принимайте товар до подтверждения серийных номеров у производителя;
- избегайте предложений с ценой на порядок ниже рыночной;
- в случае выявления факта поставки контрафактной продукции включайте поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.■
Полный текст статьи читайте на CNews