Как совместить деньги и творчество

Сергей Капличный, копирайтер издательства МИФ, специально для блога Нетологии написал статью по материалам книги «Скетчи по воскресеньям» о том, как иллюстратор Кристоф Ниманн решил для себя вопрос финансов, чтобы полностью сосредоточиться на творчестве.

В издательстве МИФ вышла книга Кристоф Ниманн «Скетчи по воскресеньям». Ниманн — известный американский иллюстратор, художник, писатель. Его работы можно увидеть на обложках журналов New Yorker, Time, Wired, New York Times Magazine и American Illustration.

Программа обучения: «Скетчинг: яркие образы и эффектная подача»

В своей книге Кристоф Ниманн рассказывает о том, как он работает над новыми проектами, создаёт идеи и решает проблемы, с которыми сталкивается любой творческий человек. Одна из таких проблем — для многих самая сложная — это вопрос денег. Давайте узнаем, как Ниманн закрыл для себя вопрос финансов.

Заботы о финансах

Единственное, что я могу сделать, чтобы всегда быть востребованным, — работать хорошо. Это нелегко даже при удачном раскладе. И вовсе невозможно, если приходится беспокоиться о деньгах.

Заботы о бюджете убивают творчество. Но не волноваться о деньгах тоже нельзя. Давайте разберёмся, как сделать это с минимальными творческими потерями.

Критикуйте себя

У творческих людей хрупкое самомнение. Когда я работаю, то стараюсь быть добрее и прощать себе ошибки. Но иногда надо взглянуть на себя со стороны, глазами старого (или молодого) искушенного мизантропа. Попробуйте и вы быть своим самым строгим критиком.

Что если моя работа — всего лишь на потребу публике? Иду ли я на творческий риск? Не отвергаю ли все новое? Когда что-то не получается, виню ли я клиентов или себя? Свои ошибки заметить трудно. Но еще труднее увидеть, что ты что-то делаешь правильно. Десять лет назад я мог обсуждать эти вопросы только в тесном кругу друзей и коллег. Теперь, когда у меня есть сомнения, я по-прежнему обращаюсь к ним за советом.

Определите свою востребованность

В эпоху соцсетей можно показать публике любую работу — законченную или набросок — и понять, какого о ней мнения другие, незнакомые люди. Стоит нажать на кнопку — и через несколько минут я четко представляю, что думает мир о моей идее.

Тот, кто говорит, будто ему все равно, сколько у него лайков, и он не расстраивается, когда пост собирает мало откликов, врет. Моя карьера начиналась в эпоху, когда ни Фейсбука, ни Твиттера, ни Инстаграма еще не было. Я отлично знаю, каково это: работать, не получая от публики почти никакой обратной связи. Поэтому я считаю соцсети потрясающим и необходимым помощником в творчестве. Кроме того, так вы можете определить, насколько работа интересна людям и может ли она принести вам успех.

Но хитроумные алгоритмы соцсетей создавались с единственной целью: манипулировать нашими комплексами и тягой к нарциссизму. И поэтому всегда есть риск спутать число лайков с качеством работы.

Иногда ваша работа может не набрать должного количества «лайков». Некоторые считают, что просто никто не понимает их искусства, однако мне кажется это странным. Если клиент зарубил мой эскиз или тот не собрал кучу лайков на Фейсбуке, это вовсе не значит, что я создал шедевр, опережающий время. Вполне может быть, что рисунок отстойный.

Подготовьте подушку безопасности

Чтобы иметь возможность спокойно думать, необходима финансовая подушка безопасности. Я сажусь и высчитываю, сколько денег мне нужно на месяц (как ни странно, каждый месяц я трачу примерно одинаковую сумму). В банке у меня всегда лежит сумма, которой хватит на полгода. Если случится катастрофа, у меня будет время найти выход. Это нелегко, но я обнаружил, что такой «буфер» заметно влияет на качество моей работы.

Появляются две важнейшие свободы:

  1. Я могу отказываться от заказов, которые мне не нравятся.
  2. Я знаю, что могу уволиться откуда угодно (хотя делал так всего раз или два в жизни).

Раз в месяц я выделяю время, просматриваю банковские счета и решаю: можно ли дальше работать в спокойном режиме или пора бить тревогу.

Читать ещё: «Лучшие дизайны по версии пользователей Behance»

Жизнь — непредсказуемая штука, и поддерживать эту систему удается не всегда. Мысли о деньгах порождают стресс. Но хуже всего другое: я знаю, что страх и отчаяние скажутся на моих рисунках. И, хотя это полное занудство, бережливость — важнейшая составляющая моей работы.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Полный текст статьи читайте на Нетология