Как соцсети управляют поведением пользователей

Вовлечение пользователей в соцсети держится не только на социальных причинах и физиологии — большую роль играют и решения разработчиков платформ.

О том, как социальные сети пытаются удержать внимание пользователей и управляют их поведением, рассказывает Алексей Комаров, UX/UI-дизайнер в IBM и преподаватель Нетологии на курсе «Дизайнер мобильных приложений».

АЛЕКСЕЙ КОМАРОВ

UX/UI-дизайнер в IBM

Согласно отчёту Digital 2020 October Global Statshot Report, 4,14 млрд человек — половина населения мира — активные пользователи соцсетей, которые ежедневно проводят там 2,5 часа каждый день — это усреднённый показатель. При этом, по данным трекера RescueTime, пользователи проверяют телефон в среднем 58 раз в день, 30 из которых приходится на рабочие часы — теряется минимум около 40 минут рабочего времени. Интересно, что 50% заходов в телефон происходят в течение 3 минут с момента предыдущей проверки смартфона.

Изначально соцсети были созданы как инструмент коммуникаций, поиска контактов и установления связей между людьми. Мы социальные существа и нуждаемся во взаимодействии для поддержания в первую очередь душевного здоровья.

Соцсети — это инструмент для общения, обмена мнениями, саморазвития, поиска работы, волонтёрства, поиска пропавших людей, для помощи нуждающимся. Это также источник информации, который позволяет нам быть в курсе мировых событий.

Бизнесу соцсети помогают находить аудиторию и взаимодействовать с ней, улучшая тем самым предлагаемый продукт.

Эти полезные возможности соцсетей сложно переоценить.

Позитивное влияние соцсетей особенно проявилось в пандемию. Люди могли общаться только в интернете, и это многим помогло не поддаваться унынию и в целом лучше справиться с ситуацией.

Однако у соцсетей есть и обратная сторона медали — бизнес-модель платформ, построенная на том, чтобы пользователи проводили в соцсетях как можно больше времени. О том, как это достигается с дизайнерской точки зрения, — в этом материале.

«Если вы не платите за товар, значит вы и есть товар», — Тристан Харрис, бывший специалист по этике Google

Технология убеждения — технология, которая предназначена для изменения отношения или поведения пользователей посредством убеждения и социального влияния, но не принуждения. Такие технологии активно используются в продажах, управлении, дипломатии, политике, здравоохранении и в других сферах.

В случае социальных сетей технология убеждения — это дизайн, разработанный таким образом, чтобы пользователь совершал определённые действия — например, продолжал скролить ленту новостей.

Facebook, Twitter, Instagram, Tiktok и другие соцсети конкурируют за наше внимание. Бизнес-модель таких компаний заключается в том, чтобы не отпускать людей от экранов, они борются за особую валюту — время, проведённое на ресурсе.

Социальные сети существуют за счёт рекламных кампаний. Рекламодатели платят за внимание пользователей, а взамен получают их данные. Сами по себе они не имеют никакой ценности, но на основе данных можно спрогнозировать и даже изменить поведение людей — вот что по-настоящему важно.

«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии» — так гласит третий закон Артура Кларка, футуролога и писателя.

Работа социальных сетей похожа на представление фокусника, который пытается найти слепые пятна восприятия реального мира, отвлекает внимание зрителей на какую-то мелочь, чтобы скрыть секрет исполнения фокуса.

Большинство рекламных кампаний со стороны соцсетей преследуют три цели:

  • захватить внимание пользователей, чтобы увеличить время сессии;
  • заставить вас вернуться и позвать друзей, которые затем пригласят своих друзей;
  • получить прибыль благодаря рекламе.

Каждая из этих целей основана на алгоритмах, задача которых подобрать интересный контент и продлить ваше пребывание на сервисе. Давайте разберёмся, как это происходит.

Социальное одобрение

Самый простой приём — социальное одобрение. Соцсети подпитывают нашу потребность в нём: мы совершаем какие-то действия в соцсети и ждём ответной — положительной — реакции от окружения.

Например, когда обновляем фотографию профиля, мы ждём, что её оценят. Это обновление обязательно попадёт в ленту новостей и отранжируется относительно других публикаций. Друзья увидят обновление в своих лентах, что запустит волну новых лайков и комментариев, то есть повысит активность и продлит время сеанса. Аналогичная цепочка относится и к обновлению статуса о работе, отношениях и другом.

То же самое происходит, когда приходит уведомление о том, что кто-то отметил вас на фото, — это служит новым триггером для начала коммуникации. Нет возможности сразу оценить или рассмотреть эту фотографию. Для этого необходимо перейти на страницу с фотографией, где откроется функционал с комментариями и подсказкой в виде эмодзи для быстрой реакции.

Вот как это выглядит:


    
            <p class=Полный текст статьи читайте на Нетология