Как собрать команду для работы на международном рынке: советы инвестора

Если предприниматель хочет расширить географию существующего бизнеса или инвестировать в местную компанию — в любом случае ему потребуется команда, которая будет заниматься построением и развитием бизнеса.

Каких специалистов нужно привлечь, где и как их найти, какие условия работы предложить, какие встречаются типичные ошибки при выходе на новый рынок — об этом и не только рассказывает Сардар Сардаров, инвестор, визионер, исследователь.

-Сардаров.jpg

Сардар Сардаров

Инвестор, визионер, исследователь

Команду для работы на международном рынке лучше сформировать из текущих сотрудников и местного персонала

Часть специалистов можно и нужно пригласить из основного состава, если он сформирован, а ряд других найти среди локальных сотрудников — зависит это от направления деятельности.

Из текущей команды к международному проекту можно привлечь:

  • финансового директора или финансового аналитика — при условии, что он (а) готов (а) погружаться в специфику местного рынка;
  • маркетолога — базовые принципы построения стратегии схожи, но подход нужно локализовать с учётом местного менталитета и особенностей спроса и потребления.

На западных рынках, в первую очередь в США, большинство технологических компаний, которые работают по бизнес-модели «устройство + расходники», продают основные устройства по низкой цене, а 80% выручки делают на расходных материалах — например, на картриджах для принтера, насадках для электрической зубной щетки.

Это объясняется тем, что на этих рынках потребители ценят низкие входные затраты, когда цена основного устройства снижается до минимума, а иногда даже опускается ниже себестоимости, но при этом готовы платить за оригинальные расходные материалы на протяжении всего срока службы устройства.

В странах Восточной Европы потребительское поведение отличается на 180˚: покупатели готовы платить больше за основное устройство, но не хотят переплачивать за оригинальные расходные материалы.

Понять, в какой стране какой сценарий работает и сориентировать бизнес по выбору правильной стратегии, может помочь привлечённый местный консультант или агентство. Например, возвращаясь к примеру выше, в США компании следует фокусироваться на маржинальности категории расходных материалов, а в странах Восточной Европы — напротив, смещать маржинальность в сторону стоимости основного устройства.

Обязательно стоит привлекать на месте налогового консультанта со знанием международного налогового права, юриста или юридическую фирму с опытом работы именно в отрасли проекта и бухгалтера.

Эти специалисты помогут правильно выстроить бизнес с учётом местного законодательства и минимизировать риски компании.

Юрист и налоговый консультант в начале работы должны совместно подобрать оптимальную юридическую форму. Выбранный тип юридического лица должен предполагать сбалансированную комбинацию прав и обязанностей инвестора, а также минимизировать налоговые последствия — как для бизнеса в целом, так и для самого инвестора.

В каждой стране типы юридических лиц свои. Выбрав неправильный, можно сильно ограничить возможности по развитию бизнеса.

Для уменьшения налоговых издержек консультант подскажет, можно ли воспользоваться международными соглашениями об избежании двойного налогообложения и как правильно это сделать.

Аналогичная ситуация и с бухгалтером: несмотря на единые базовые принципы бухгалтерского учёта, порядок оформления бухгалтерской документации может сильно отличаться.

Правильно оформленные бухгалтерские документы помогут избежать ненужных штрафов и неоправданно удержанных налогов.

Важно также найти локальных продажников — часто продажи завязаны на знании языка, на местной культуре, методах и подходах. Это всё очень тонкие настройки. Не обязательно привлекать всех сотрудников в штат — часть может работать на аутсорсе или на проектной основе.

В России можно делать ежедневную рассылку новостей и не терять клиентов. А в США частота сообщений выше одного раза в неделю воспринимается клиентами как навязчивость и вызывает волну блокировок.

Также крайне важен стиль общения с клиентами. В Европе принят уважительный тон, соблюдение дистанции, разговор ограничивается рабочими вопросами или нейтральными темами — погода, спорт, культурные мероприятия. В Северной Америке допустим более неформальный, дружеский тон, собеседники могут касаться таких тем, как семья, хобби, последние покупки, планы на отпуск.

Если применить европейский стиль на североамериканском рынке, клиенты расценят представителя компании как отстранённого и даже враждебного. Североамериканский стиль в Европе может быть интерпретирован как фамильярность и нарушение личных границ.

Для эффективной коммуникации на иностранном рынке необходимо понимать законы делового общения этого региона.

В зависимости от специфики бизнеса нужно задуматься о привлечении консультанта по политическим рискам. Он поможет оценить, насколько рынок благоприятен для иностранного инвестора, как правильно управлять средствами и получать дивиденды, как осуществлять транзакции между разными странами в случае необходимости. Кроме того он оценит политическую обстановку и её потенциальное влияние на деятельность компании.

В Норвегии правительство предоставляет существенные субсидии потребителям на покупку гибридных и электроавтомобилей. Благодаря этому технология быстро прижилась на рынке, и электроавтомобили получили большое распространение на дорогах Норвегии.

Опытный политконсультант разбирается в тонкостях государственной поддержки рынка. Он поможет определить перспективные ниши и даст вводные, как инвестору укрепить свои позиции и заработать в данной отрасли.

Также грамотный специалист поможет вовремя распознавать угрозы и разработать стратегию реагирования. Например, после прихода к власти демократов в США ожидается повышение корпоративного налога с 21% до 28%. Такие изменения могут поставить под угрозу существование компаний с низкой маржинальностью. Важно трезво оценить, удастся ли сохранить бизнес в новых условиях, и если нет — своевременно из него выйти.

Когда лучше нанять местного управленца, а когда — текущего

Если стоит задача вывести свой бизнес на новый рынок, то лучше привлечь сильного управленца с локального рынка. Во-первых, он знает все тонкости работы в стране, во-вторых, он сможет правильно подобрать команду и выстроить её работу.

Руководитель знает местный язык, рынок, специфику, а также постоянно проживает в стране и сможет полноценно представлять интересы компании.

Если же говорить о привлечении инвестора в новый проект, то ему стоит присмотреться к текущему CEO и оценить его потенциал.

Есть несколько важных критериев, по которым можно оценить текущего управленца. Например, посмотреть на результаты, которые были достигнуты за время его работы: выполнялись ли поставленные им KPI, соответствует ли нынешняя структура команды целям и задачам компании или проекта.

CEO должен быть хорошим аналитиком — стоит посмотреть, насколько он опирается на фактические данные при принятии решений. Также можно оценить стиль его отчётности, насколько структурированно он может представить результаты деятельности компании или команды.

Специалистов можно искать самостоятельно или обратиться к рекрутинговому агентству

Старый добрый проверенный метод — искать сотрудников по знакомым и знакомым знакомых.

Как бы банально это не звучало, но результат даст и поиск специалистов в интернете — например, по ключевым словам в социальных сетях, на специализированных сайтах вроде AngelList, на LinkedIn.

Также можно искать в профессиональных сообществах, тематических комьюнити, СМИ. Например, среди международных площадок известны GitHub для разработчиков, Behance для дизайнеров.

Локальные профессиональные сообщества можно найти через социальные сети или по поиску в Google, указав профессию и интересующий регион, а также через госслужбы, которые занимаются развитием бизнеса и экономики страны или региона.

На таких ресурсах можно заочно познакомиться со специалистом: почитать его посты и изучить ту информацию, которой он делится. Это поможет сложить мнение о кандидате — обладает ли он необходимыми знаниями и навыками, сможет ли быстро влиться в команду.

Если прибегнуть к услугам HR-агентства, оно возьмёт на себя всю работу под ключ. Как с любым комплексным предложением, здесь будут свои издержки — как минимум стоимость услуг, плюс нанятые сотрудники могут оказаться дороже.

В среднем комиссия агентства составляет от 15% до 25% от годовой зарплаты подобранного сотрудника.

Привлечение агентства наиболее оправданно при поиске редкого специалиста или сотрудника с узкой специализацией. Агентство сделает работу быстрее и дешевле по сравнению со стоимостью собственного времени.

Собирать команду самостоятельно или через агентство — это всегда индивидуальный выбор. Для принятия решения нужно адекватно оценить собственные силы, временные и финансовые ресурсы.

AngelList ― американская площадка для стартапов, инвесторов-ангелов и тех, кто ищёт работу в стартапах

Если выводить существующий бизнес на новый рынок, хорошей идеей будет перевезти туда часть сотрудников

Главное, чтобы специалисты видели для себя интерес в новых задачах, были готовы учиться, получать принципиально новый опыт. Кроме их профессиональных навыков, критичным станет знание языка — местного или английского, если он используется в деловой сфере конкретного рынка.

Желательно, чтобы у привлекаемых людей был международный опыт — это сильно повысит шансы на успешное выстраивание эффективной коммуникации внутри команды. Идеальные варианты — учёба, работа или проживание за рубежом сроком от года.

Нужно обратить внимание на открытость сотрудников, отсутствие у них расовых, религиозных и других предрассудков. Должно быть понимание, что есть иные способы организации жизни.

В разных странах может быть разный распорядок дня. Например, в США принято начинать рабочий день довольно рано и заканчивать его по возможности вовремя. В Италии всё более расслабленно и неформально, и на раннее начало трудового дня рассчитывать не приходится.

Есть достаточно много различий в бытовых вопросах, касающихся как компании, так и каждого сотрудника в отдельности. Страховка, мобильный оператор, банки, медицина — в каждой стране и даже регионе всё организовано по-разному.

Подготовить сотрудников к работе в другой стране помогут отраслевые конференции, которые дадут базовое понимание рынка, отрасли, местной специфики коммуникации и ведения бизнеса. Будут полезны индивидуальные или групповые встречи с местными консультантами по разным направлениям управления бизнесом.

В среднем такая подготовка займёт от одного до трёх месяцев активной работы.

Как на старте понять, что специалист не готов к работе за рубежом

Работу над задачей сотрудник начинает с оценочных суждений в стиле «а вот у нас всё по-другому устроено». Можно и нужно проводить параллели, но это не должно препятствовать познанию местной специфики и блокировать способность находить решения с изменившимися вводными.

В качестве решения задачи на иностранном рынке сотрудник предлагает сделать так, как дома, — «там же работает». Далеко не всегда можно использовать готовые решения. Бывает и так, что то, что работает в одной стране, незаконно в другой.

Вместо того, чтобы проактивно искать информацию о новой стране и рынке, сотрудник сообщает, что «не знает», «не может» или «не умеет». Такой подход не приближает компанию к решению задач.

Привлечение русскоязычной команды в других странах — развитие или крах бизнеса?

На многих рынках сейчас представлены русскоязычные команды, которые работают в международном поле. Привлекать их или местных коллег — решение инвестора или основателя бизнеса.

В первую очередь стоит проверить компетенции специалистов. Это поможет определить для себя, чем продиктовано желание работать с русскоязычной командой — их высокой квалификацией или желанием собственника или инвестора оставаться в зоне комфорта. Последнее, в свою очередь, может грозить замедленным ростом и развитием бизнеса и даже в какой-то момент привести к провалу.

Изучение правил местного рынка труда — одна из обязательных задач

Изучение местного трудового законодательства должно быть в списке приоритетных задач — для этого можно привлечь местных консультантов. Знание правил игры поможет избежать конфликтов и штрафов.

В США, в Швеции и в ряде других стран незаконно на собеседовании спрашивать кандидата о его семейном положении, наличии детей, а также о состоянии здоровья, национальности и происхождении. Это всё относится к параметрам для потенциальной дискриминации.

Важно знать, какое количество отпуска положено сотруднику, есть ли ограничения по количеству рабочих часов, каковы требования к социальным выплатам.

Например, в США на федеральном уровне не закреплено право работника на декретный отпуск, но при этом отдельные штаты или даже города, такие как Сан-Франциско, на локальном уровне могут обязать работодателей предоставлять сотрудникам отпуск по уходу за ребенком. Такие различия даже внутри страны могут сильно повлиять на выбор локации компании.

Что касается ежегодного оплачиваемого отпуска, то и здесь всё зависит от страны. В США нет требований по количеству дней — кандидат будет рад, если ему предложат 10 рабочих дней + 10 праздников в году. Во Франции работникам положено 25 дней отпуска + 10 праздничных дней. В России — 28 дней оплачиваемого отпуска и 13‒18 праздничных дней.

Если компания выходит на рынок Швеции, нужно быть готовым к тому, что страна активно тестирует концепцию 6-часового рабочего дня. Будет сложно конкурировать за высококлассных сотрудников, предлагая им работу на условиях 8-часового дня.

По зарплатным ожиданиям на новом рынке полезно проконсультироваться с местными рекрутерами.

Если раньше и возникал вопрос офиса, то пандемия его разрешила. Удалённая команда может работать эффективно. Главное — продумать различные инструменты коммуникации и правильно выстроить, протестировать и настроить бизнес-процессы. Системы онлайн-коммуникации и документооборота, программы для управления проектами, системы учёта рабочего времени и другие инструменты помогут выполнять задачи в срок и с предсказуемым уровнем качества.

 «У нас нет офиса и нам это подходит». Как CRM-агентство Mailfit выстраивает рабочие процессы на удалёнке

 курс

Трекер
для бизнеса

Узнать больше

  • Научитесь диагностировать бизнес и помогать компаниям расти
  • Узнаете, какими инструментами определять ошибки в текущей системе, как выбирать решения и вдохновлять руководителей на перемены

Частые ошибки при выходе на новый рынок

Само по себе ошибочное решение о выходе на новый рынок

Пусть это прозвучит не очень оптимистично, но иногда это именно так. Прежде чем принять его, стоит оценить проект со всех сторон: юридические аспекты, маркетинг, финансы, политические риски, HR. Амбиции — это прекрасно, и они должны быть, при этом нужно рационально подумать, а стоит ли игра свеч.

Экстраполяция существующей бизнес-модели на новый рынок в неизменном виде

При расширении необходимо учитывать локальную специфику во всех областях — от маркетинговой стратегии до найма местных сотрудников.

Экономия на качественных источниках информации

Можно найти множество информации как в открытых источниках, так и в платных бизнес-отчётах. Однако не стоит жалеть времени и средств на общение с экспертами из местных бизнес-сообществ.

Использование информации из одного источника

Иногда собеседники могут представлять информацию однобоко, подталкивая инвестора к выгодным для себя решениям. Лучше пообщаться с несколькими консультантами или провайдерами услуг на местном рынке. Это позволит обезопасить себя от принятия решений на основе неполной информации.

Резюмируем

Часть команды для работы в другой стране или регионе можно привлечь из основного состава, например, финансового директора, маркетолога. Таких специалистов, как юрист, налоговый консультант, бухгалтер, продажник, стоит искать на месте.

Если как инвестор входить в уже готовый проект, то нужно хорошо присмотреться к действующему CEO и оценить его компетенции. Если же выходить со своим бизнесом в другую страну, то лучше выбрать CEO из местных специалистов — он должен хорошо знать локальный рынок.

Собирать команду на новом рынке можно самостоятельно и с помощью рекрутингового агентства или независимого специалиста. В первом случае будет потрачено больше времени и сил, но получится сэкономить. Во втором — будет больше расходов, но это позволит минимизировать риск ошибки.

Важно правильно выбрать членов команды, которые смогут вести дела на новом месте: следует понять их готовность к этому и открытость к непривычным способам организации жизни. Профессиональные компетенции сотрудников можно подтянуть с помощью участия в конференциях, работы с привлечёнными консультантами.

Решение о том, работать ли на новом рынке с русскоязычными командами, нужно принимать, исходя из их компетенций. Важно, чтобы этот выбор был продиктован профессиональными качествами команды, а не зоной комфорта управленца.

Нужно изучить правила местного рынка труда, чтобы предложить компетентным игрокам конкурентные условия работы, не нарушить местное законодательство и не подвести компанию под штрафы и судебные иски.

Читать также

 Как выбрать и оценить бизнес-идею: советы Максима Спиридонова

 Как семья из Украины создала и продвинула стартап CruiseBe в США

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

-Сардаров.jpg

Сардар Сардаров

Инвестор, визионер, исследователь

Полный текст статьи читайте на Нетология