Как смотреть чужие портфолио

uploadtuzete8419.jpg

И зачем это делать, если ты сам дизайнер

С 2014 года я вырос из графического дизайнера в ведущего веб-дизайнера в IT-Agency. В начале пути я много смотрел на чужие работы и учился. Сейчас у меня своя система, как изучать портфолио других дизайнеров и студий. Расскажу о нескольких способах, подходящих для разных задач.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей.

1Изучать сотни работ десятков студий

Когда подходит: в первый год в профессии.

Зачем это: понять, какая стилистика нравится; узнать, как и что делают другие; найти свой стиль и определиться с направлением дизайна.

Когда я выбирал профессию веб-дизайнера и осваивался в ней, я смотрел на всё вокруг: единичные крутые сайты, подборки и рейтинги работ, портфолио студий, о которых прежде не знал. Беспорядочность не мешала — я определялся с тем, чем хочу заниматься, и у меня было время на учёбу. Во время просмотров я отвечал для себя на вопросы: «Почему это нравится мне?», «Почему это нравится пользователям?». Такой подход помог сформировать вкус и понять, что происходит в индустрии.

Вот мой список маст-хэв сайтов для дизайнеров:

  • Behance. Подпишитесь на понравившихся дизайнеров и арт-директоров, чтобы видеть, что они лайкают;

  • Dribbble. Вбейте в поиске «web design» или то направление, за которым следите, и отсматривайте выдачу;

  • Pinterest. Смотрите чужие доски или создайте свою, чтобы собирать понравившиеся изображения;

  • Awwwards. Обратите внимание на проекты, которые попадают в «Awards of the day»: я от них кайфовал.

Behance-профиль Сергея Попкова, арт-директора агентства AIC, с презентациями того, как ребята делают крупные проекты

Менее известные сайты-каталоги с примерами крутого дизайна из моего топа:

2Копить примеры работ под конкретные задачи

Когда подходит: на второй-третий год в профессии, когда уже понимаешь, куда хочешь развиваться.

Зачем это: посмотреть, как другие решают прикладные дизайн-задачи; создать копилку идей и решений.

Когда я накопил свою практику, я понял, что в хаотичном потоке чужих работ можно потонуть. Тогда я начал структурировать увиденное: сохранять и сортировать понравившиеся работы по блокам, темам, направлениям, функциональности и т. д. Всё стало упорядоченным, и эффективность обучения выросла.

В одну папку я складываю макеты страниц, где мне понравился фильтр выбора товаров. В другую папку — макеты с крутым первым экраном. Одна и та же работа может попасть в несколько папок.

Я складирую идеи в сервисе raindrop.io. Макеты определяю в отдельные папки: «Сайты», «Элементы», «Анимации». Дополнительно присваиваю макетам теги: «Первый экран», «Картинки», «Анимация скролла», чтобы уточнить, на что именно обратить внимание.

Моя структура хранения макетов в Raindrop: навигация по папкам, тегам и по времени добавления в коллекцию — очень удобно

3Выбрать несколько любимых студий

Когда подходит: на второй-третий год в профессии.

Зачем это: начать разбираться в том, как делают они; со временем перерасти кумиров; сформировать своё отношение к работе заслуженных профи.

Когда я начал упорядочивать чужие работы и выполнять сложные проекты, я стал следить за несколькими близкими мне по духу студиями, на которые хотел равняться. Для себя я вывел такую формулу: выбрать 3–5 студий или дизайнеров, которые тащат, и смотреть на них. Потому что иначе — плохо. Ориентир должен быть один. Благодаря этому подходу я перенял много рабочих приёмов.

Я не могу категорично советовать, на кого вам смотреть, — универсального рецепта нет. Всё зависит от задач, которые вы хотите решать, и от направления дизайна, в котором развиваетесь.

Но рекомендую присмотреться к этим ребятам:

  • Студия Лебедева. Изучите все работы: не только макеты, но и описание процессов. В дизайне важен не только результат, но и как к нему пришли. В каждой работе у них есть что-то уникальное.

  • AIC. Они помогают понять, как делать дизайн на основе пользовательского опыта. Они настроены на то, чтобы людям было удобно взаимодействовать с сайтом или с системой;

  • Бюро Горбунова. Не смотрите на портфолио, а читайте советы и учебник по типографике (нужна подписка);

  • Студия Чулакова. Ищите у них хорошие решения по использованию анимации на сайтах.

Главная сайта Чулакова, полна анимации, — оцените

4Декомпозировать понравившиеся работы

Когда подходит: да всегда!

Зачем это: разобраться в деталях чужих работ; приучить себя делать конкретные вещи, которые кажутся правильными.

Сейчас мне интересно встать на место пользователя, чтобы придумать новое решение, которое решит его задачу самым удобным образом. В работах других дизайнеров меня интересуют стилистика, оформление, выбранная система. Я готов их перенимать, поэтому я пришёл к методу декомпозиции.

Вкратце метод декомпозиции заключается вот в чём:

  • находите крутой макет, в котором вам нравится почти всё: цвета, шрифты, интервалы, компоновка, воздух;

  • раскладываете макет на холсте, определяете сетку, выписываете основные компоненты;

  • берёте свой макет и пересобираете его на основе компонентов и правил чужого макета;

  • смотрите и анализируете, что получилось хорошо, а что — не очень.

Метод позволяет набить руку, понять точечные приёмы и привыкнуть делать так, а не иначе. Например, соблюдать определённый интервал между заголовком и текстом блока. Через какое-то время вы начнёте использовать новые приёмы на автомате.

Я пересобрал стартовую Яндекса в стиле Airbnb: заимствованы шрифты, цвета, отступы, стиль кнопки

Как смотреть чужие портфолио

  1. Сначала изучать как можно больше, чтобы быть в теме.

  2. Начать структурировать работы по типу решаемых задач.

  3. Выбрать 3–5 студий-кумиров и смотреть, как делают они.

  4. Находить хорошие работы и перенимать конкретные приёмы.

Комментарий:

Постоянно смотреть хорошие образцы — это один из всего трех ключевых методов развития навыков у дизайнера. То есть это очень важно. Это еще называют насмотренностью.

Для отечественных дизайнеров я бы еще добавил Revision к списку сайтов для регулярного посещения — важно следить за тем, кто сейчас жжёт в России и какие новые имена и студии появляются. При этом Россией ограничиваться тоже нельзя.

Следите за работами западных дизайнеров, кто на острие: Fantasy, Huge, Ustwo, Anton & Irene, Rally Interactive и пр. — для диджитал-специалистов. Pentagram, Landor, FutureBrand, SILO, The Partners и т.д. — для графических дизайнеров.

Ну, а начинающим я всегда рекомендую не просто смотреть, но и копировать образцы. Прямо брать и перерисовывать. Я даже придумал ввести специальные предметы для такого перерисовывания в программу высшего образования дизайнеров в Высшей школе «Среда обучения». Там это называется репродукция.

Комментарий:
Василий Вишняков, генеральный директор интернет-агентства Bquadro

Портфолио других студий, не только российских, безусловно нужно изучать. Это помогает быть в курсе зарождающихся тенденций. Конечно, никто и нигде сразу не напишет, что именно станет трендом (этого и нельзя сделать), поэтому следует разбирать те проекты, которые есть. Нет однозначно трендовых работ, это всегда собирательный образ, его нужно пропускать через себя и улавливать те новшества, которые появляются в этих дизайнах.

Просмотр таких работ позволяет всё время быть в контексте происходящего, острее чувствовать модные тенденции не только в дизайне, но и в технологиях. Потому что в нашей отрасли одно без другого невозможно.

Очень хорошо периодически собираться командой и обсуждать тренды совместно, делиться опытом, чтобы понять, что точно нужно использовать в ближайших работах, что может стать актуальным в будущем, но к чему стоит пристально присматриваться уже сейчас.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine