Как сделать экспертные материалы лёгкими для восприятия — избавляемся от канцелярита и скуки
В процессе обучения мы рассчитываем получить полезные и в то же время интересные материалы, которые помогают вырасти в профессии, устроиться на работу, освоить новую методику. Но бывает, что информация подаётся сложно и скучно — приходится распутывать каждую фразу, чтобы добраться до сути. Если говорить о платном обучении, это может стать причиной плохих отзывов о курсе и запросов о возврате денег.
Руководитель контент-агентства 4Х Анна Линнден рассказывает, как избежать таких ошибок и сделать экспертные материалы понятными и увлекательными. Не только лекции и вебинары, но и выступления на конференциях, статьи и посты в соцсетях.
Анна Линнден
Руководитель
контент-агентства 4Х
Привет, меня зовут Анна. Несколько лет я работала в сфере онлайн-образования: собирала команды, редактировала материалы, обучала преподавателей грамотно излагать мысли. Примеры, которые вы увидите в этой статье, я взяла из реальных лекций. По этим текстам учились студенты, и кураторы каждый день получали жалобы и вопросы, пока на платформе не появились отредактированные материалы.
Расскажу, как доработать сырые материалы и не обмануть доверие людей.
Убираем из текста всё, что не работает на цель
Цель должна быть у каждого занятия, иначе возникает вопрос целесообразности его проведения. Если с формулировкой целей возникают сложности, эксперту лучше обратиться за помощью к методисту.
Преподаватели нередко раздувают текст, добавляя туда всё подряд.
Что можно смело выкидывать
Рассуждения о полезности курса. Студенты уже пришли учиться — не нужно тратить их время впустую.
Примеры:
«Нейроанатомия (анатомия нервной системы) играет важную роль в подготовке специалистов в области медицины».
«Каждый дизайнер, который хочет создавать эскизы одежды, должен в обязательном порядке пройти курс по дизайну одежды и стилю. Курсы дизайна открывают перед выпускниками двери в мир моды и позволяют профессионально выполнять заказы и качественно делать свою работу».
Лишняя информация о людях, упомянутых в лекции. Например, преподаватель пишет: «Термин «высшая нервная деятельность» был введён в науку Иваном Петровичем Павловым. Иван Петрович — советский и российский учёный, физиолог. Он родился в 1849 году [и дальше идёт биография]».
Лекция не о Павлове — его биография здесь не нужна, она только путает студентов.
Рассказы о личных предпочтениях преподавателя. Так, один педагог, не разобравшись в теме, добавил в лекцию по психологии целую страницу «о вреде китайского мультика про тетрадку, которая убивает людей» — речь о Death Note.
Случается также, что в материалах мелькают фразы из серии «А есть ещё такой метод, но я его не одобряю, так что эту тему мы разбирать не будем» или «Все люди, которые увлекаются [подставляем что угодно, например видеоигры], по природе своей инфантильные и ненормальные».
Этим список не ограничивается. Следует убрать блоки, которые раздувают лекцию, но никак не помогают студенту разобраться в теме и добиться цели обучения.
Если в лекциях есть сложные термины, которые студенты могут и не запомнить, советую не расшифровывать значение термина каждый раз, когда он встречается, а сделать глоссарий и каждый сложный термин в тексте выделять как ссылку.
Если студент забыл значение, он кликнет по ссылке — откроется всплывающее окно, комментарий или отдельная страница со справочной информацией. Так мы добиваемся сразу двух целей. Если студент знает значение термина, его не будут раздражать постоянные расшифровки. А если не знает — за несколько занятий точно выучит, пользуясь подсказкой. Проверено на многих курсах, классно работает.
Избавляемся от длинных цепочек существительных
«Формирование у обучающихся подходов к исследованию высших функций мозга, знаний о закономерностях работы головного мозга, о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира» → через такой текст очень трудно продраться.
Длинные цепочки существительных можно превратить в короткие простые фразы без потери смысла, но с потерей объёма.
Примеры обнажения смысла громоздких предложений:
О результатах рассмотрения обращения в приемную комиссию института вы будете уведомлены в установленный срок.
→ Мы рассмотрим обращение до 16 марта и свяжемся с вами.
Во избежание получения травм пассажирами автобуса во время поездки рекомендовано держаться за поручни.
→ Держитесь за поручни.
Одна из функций нервной системы — получение информации о состоянии внешней и внутренней среды от нервных окончаний или специализированных клеток.
→ Одна из функций нервной системы — получать от рецепторов информацию о температуре, запахе, вкусе, уровне освещения и пр.
Нервной системой данного мужчины, жертвы ограбления, была вызвана паническая атака в рамках функции программирования поведения.
→ Нервная система стремится уберечь организм от опасности. Поэтому, когда мужчина оказался в переулке, где его недавно ограбили, нервная система попыталась увести его оттуда с помощью панической атаки.
Бывает, что после распутывания длинной фразы оказывается, что смысла в ней и нет.
Так, в инструкции к тесту преподаватель написал: «Качество выполнения этого задания может служить показателем уровня ваших знаний по преподаваемому мною предмету». Эту фразу можно просто убрать.
Используем действительный залог вместо страдательного
Текст слабеет из-за пассивного залога. Мы словно стыдимся действующих лиц, как автор фразы из новости «Денежные средства были украдены [но не скажем, кто это сделал]».
Кроме того, предложения с пассивным залогом труднее читать и понимать.
В изолированном участке спинного мозга может быть восстановлена способность к осуществлению безусловных рефлексов. Так, у пациента с повреждением спинного мозга может быть вызван коленный рефлекс, хотя пациентом не будет воспринят стимул.
→ Изолированный участок спинного мозга может восстановить способность вызывать безусловные рефлексы. Так, если слегка ударить пациента с повреждением спинного мозга по колену, его нога непроизвольно дёрнется, хотя сам человек не почувствует удара.
Не прячем действующее лицо и говорим прямо в фразах из серии «документ был подписан директором» и «проект разрабатывается учёными».
Эйнштейном была получена Нобелевская премия.
→ Эйнштейн получил Нобелевскую премию.
Нами был подписан договор.
→ Мы подписали договор.
Данная тема была разобрана в рамках второго занятия.
→ Эту тему мы разобрали на втором занятии.
Заменяем отглагольные существительные глаголами
Взятие — взять. Выявление — выявить. Выполнение — Выполнить. Осуществление — лучше вообще удалить Полный текст статьи читайте на Нетология