Как «Ростелеком» и другие компании экономят на восстановленном оборудовании

28 Сентября 2023 10:0028 Сен 2023 10:00 |
Поделиться

Уход с российского рынка некоторых зарубежных производителей электроники и разработчиков ПО, нестабильность валютных курсов, рост цен и сложности с использованием оборудования, ввезенного по параллельному импорту, ведут к росту популярности рефербишмента.

Минусы параллельного импорта

Из-за санкций зарубежные вендоры отказались от продаж телекоммуникационного и ИТ-оборудования отечественным компаниям (включая крупнейших телеком-операторов) и государственным структурам. В ответ на ограничения с 2022 года формируются каналы параллельного и «серого» импорта, однако такие схемы часто оказываются нестабильными или невыгодными, в том числе из-за проблем с логистикой.

Правила ввоза техники постоянно ужесточаются, а тот же параллельный импорт приводит к существенному изменению логистических цепочек и, как следствие — росту цен на оборудование и увеличению сроков поставки. Кроме того, несмотря на возможность приобрести ту или иную технику, компания-покупатель часто остается без послепродажной сервисной и технической поддержки производителей, ушедших или приостановивших свою деятельность в России. Плюс к этому не все зарубежное телекоммуникационное оборудование продается в комплексе с программным обеспечением (многие вендоры специализированного ПО также ушли с российского рынка), а поиск и тестирование нового софта занимает иногда месяцы и годы. Также эксперты отмечают, что смена поставщика телекоммуникационного оборудования и внедрение техники нового вендора в уже существующую сеть нередко несет в себе риски несовместимости. Этот вопрос решается только с помощью длительного тестирования и к тому же требует серьезных инженерных компетенций.

Например, один из крупных телеком-операторов, лишившись поддержки своего многолетнего партнера, предоставляющего решение по обеспечению защиты контента, столкнулся с необходимостью остановить все контракты на закупку ранее интегрированного с сетью «железа». В теории существующий парк может продолжать работать в рамках сети, но из-за отсутствия обновлений софта с каждым днем контент становится более уязвимым, а о покупке новых устройств пока думать не приходится. Таким образом в текущих условиях оператор вынужден искать нового партнера, тестировать его софт и только потом — размещать заказы на новые устройства, учитывающие особенности нового ПО.

Оправданный спрос

Учитывая все эти факторы, компаниям, эксплуатирующим телекоммуникационное оборудование, становится все более актуальным (а в текущей ситуации это часто бывает единственным выходом) восстанавливать б/у технику. Это касается и сегмента B2C (ТВ-приставки, роутеры), и B2B/B2G (серверы, системы хранения данных, точки доступа, маршрутизаторы, IP-камеры).

Плюс к этому на рынке начинает набирать популярность аренда телекоммуникационного оборудования, а следовательно, рефербишмент будет здесь недорогим и быстрым решением, продлевающим жизненный цикл устройств.

Например, по данным операторов связи еще в 2022 году, в связи с удорожанием логистики, инфляцией и другими факторами, стоимость Wi-Fi-роутеров в России в среднем выросла на 15–20%. По оценкам самих телеком-компаний, в прошлом году объем рынка роутеров в сегменте B2C (учитывается как продажа, так и аренда) увеличился на 10–13%, то есть ниже роста цен на новые устройства. Профильные компании говорят о возрастающем спросе на рефербишмент массового телекоммуникационного оборудования, например, Wi-Fi-роутеров и ТВ-приставок.

«Восстановление (рефербишмент) оконечного абонентского оборудования позволяет компаниям снизить затраты на закупку новых устройств, и, что немаловажно, — значительно оптимизировать процесс утилизации и списания возвращенного из аренды абонентского оборудования», — отмечает Денис Леонов, директор офиса по развитию вендоров компании «Ростелеком».

С профильными кадрами дешевле и быстрее

Зачастую операторы связи делают ставку на то, что к оборудованию для сегментов B2Bи B2G применяются более «заниженные» требования с точки зрения внешнего вида, а заказчику важна только техническая надежность «железа» и его совместимость с текущей технической и ИТ-инфраструктурой. В этой ситуации оператор может попробовать восстановить оборудование своими силами, но практика показывает, что отсутствие узких профильных компетенций и большого опыта приводит к неправильному подбору упаковки и комплектующих, неоднородному внешнему виду устройств и большому количеству других ошибок. В итоге это вызывает недовольство клиента и может серьезно повлиять на имидж оператора связи.

Кроме того, как это ни парадоксально, но восстановление оборудования собственными силами часто обходится существенно дороже, чем услуга профильной компании. Дело в том, что если телекоммуникационная компания сама занимается рефербишментом, то обычно это поручается инженерам с компетенциями, избыточными для восстановления б/у оборудования. Соответственно, платить такому инженеру нужно больше, чем работнику профильной компании, специализирующейся исключительно на рефербишменте оборудования разных классов.

«Немаловажным фактором является и то, что в специализированной компании давно разработаны и проверены технологии рефербишмента всех наиболее популярных моделей оборудования. Например, наша компания на протяжении 8 лет ежегодно восстанавливает более 1,5 млн единиц различной техники. Такой опыт позволяет оперативно работать по индивидуальному регламенту для каждой модели, касающегося как внешнего вида изделия, так и его технической части», — отмечает Валерий Носов, операционный директор компании «Супервэйв Групп».

Чистая выгода

Согласно оценке Валерия Носова, в среднем разница стоимости восстановления телекоммуникационного оборудования по сравнению со стоимостью новых аналогов варьируется от 20 до 60%.

«Например, в сегменте В2С восстановление абонентского оборудования, используемого для предоставления доступа в интернет (подключение высокоскоростного интернета, цифрового телевидения и IP-телефонии через один кабель), позволяет ежегодно экономить в среднем сотни миллионов рублей», — приводит пример Денис Леонов.

«Спрос на восстановление роутеров и ТВ-приставок — это не новый тренд. Но сегодня мы наблюдаем растущую потребность в восстановлении телекоммуникационного оборудования, которое используется корпоративными клиентами, а также на рефербишмент техники, которая ранее не рассматривалась с этой точки зрения. Поэтому в ближайшее время мы ожидаем существенный рост рынка услуг рефербишмента как в сегменте B2C, так и в B2B», — прокомментировал Валерий Носов.

Очевидно, что восстановленное б/у телекоммуникационное оборудование не сможет постоянно служить альтернативой покупки новой техники. Но в условиях действующих ограничений рефербишмент — это наиболее оптимальный вариант для всех крупных игроков на рынке телекома, имеющих большую клиентскую базу и широкий спектр услуг. Восстановление оборудования позволяет не только сэкономить в моменте, но и переждать нестабильную ситуацию с поставками и ценами, а также выиграть время для поиска новых надежных поставщиков и тестирования их техники или ПО. По объективным причинам (например, истекший срок эксплуатации или моральное старение оборудования) операторы все равно будут вынуждены закупать новую технику. Вопрос только в том, насколько быстро удастся найти новый стабильный канал поставок подходящего «железа» или софта и протестировать их.

Токен: Kra23d5HJРекламодатель: ООО «Супервэйв Групп»ИНН/ОГРН: 7838314569/1057810023952Сайт: https://superwave.ru/

Полный текст статьи читайте на CNews