Как проанализировать сайт "с историей" перед началом его продвижения

upload7gycu9b233.jpg

Предупрежден — значит вооружен: 5 шагов на пути поиска подводных камней при продвижении сайта «с историей».

Описывая методики продвижения сайта, часто начинают рассказывать о работе «с нуля», т.е. с абсолютно новым сайтом на новом домене. Конечно, такие инструкции полезны, но не следует забывать, что намного чаще «в руки» к оптимизатору попадает сайт, который уже до этого продвигался, например, самостоятельно владельцем или другими оптимизаторами.

В таком случае очень важно:

  • правильно оценить ситуацию, которая есть на данный момент;

  • понять, какие ошибки и проблемы есть или были у сайта ранее.

Если этого не сделать, вы рискуете сорвать сроки продвижения или вообще не добиться результатов.

Получив новый проект, в первую очередь сделайте следующие необходимые шаги:

1Ознакомьтесь со статистикой позиций по продвигаемым запросам (если такая есть)

Статистика по продвигаемым ранее запросам нам интересна в динамике (т.е. не за последние день-два, а за все время, пока сайтом занимались). Конечно, статистика по запросам есть не всегда (по моему опыту, примерно у 30% клиентов есть информация о запросах и их позициях), если ее нет, можно обойтись данными web-статистики (об этом чуть ниже в статье).

Если статистика есть, анализируя её, обратите внимание, были ли резкие падения позиций.

Вариантов может быть несколько:

Вариант 1

Падений нет, запросы постепенно растут — идеальный вариант. Оцените, какие действия делали до вас, и, исходя из этого, выстройте свою стратегию работы. Как видите, то, что сделано до вас, работает.

Вариант 2

Было полное выпадение запросов из выдачи, через некоторое время восстановились прежние позиции — вероятнее всего, причина в технических проблемах (проблемы с индексацией). Уточните, действительно ли в этот период были проблемы технического или иного характера.

Например, сайт при обходе роботом был недоступен либо менялся дизайн вместе со структурой URL. Если позиции восстановились, ничего страшного, вряд ли эта проблема в прошлом повлияет на дальнейшее продвижение.

Технические проблемы легче выявить, если проверять позиции или трафик по двум поисковым системам (Яндекс и Google), — падение практически синхронное с разницей в несколько дней максимум.

Вариант 3

Было падение позиций по некоторым запросам, потом они восстановились — выясните, какие изменения контента были на страницах, по которым продвигаются проседавшие запросы. Как и во втором случае: если позиции восстановились, последствий для дальнейшего продвижения, скорее всего, не будет.

Вариант 4

Падение было, и запросы не восстановились либо восстановились, но на более низкие позиции — выясните, запросы просели по конкретным страницам? Если «привязка» к страницам есть — вы сразу определили приоритетные страницы для дальнейшей работы.

Рекомендую всегда при отслеживании и анализе запросов делить их на группы по посадочным страницам.

Пример такого распределения:

Наглядно видно, что страница № 1 не нуждается в каких-либо изменениях, в то время как страница № 2 явно «хромает».

Если запросы просели по разным страницам, тут уже сказать сложнее. Нужно анализировать конкурентов и проводить точечный анализ этих запросов и их посадочных страниц. Без понимания причин просадки по запросам ставить сроки продвижения не следует. Вероятно, что причиной просадки может быть и фильтр поисковой системы.

Особым случаем можно считать регулярные выпадения запросов и их возврата в ТОП. Такая динамика свидетельствует о возможном фильтре аффилирования, и вам следует искать сайт-двойник. В случае аффилирования также не рекомендовал бы браться за продвижение, при условии, что сайт-аффилиат остается, т.к. стабильности вы не дождетесь.

Пример:

Сайт № 1

Сайт № 2

Наоборот:

Сайт № 1

Сайт № 2

Если статистики позиций нет, но вы знаете конкретный сайт, который по смыслу копирует ваш сайт (это может быть проект этого же владельца, бизнес-партнера или сайт, который копирует контент вашего проекта), воспользуйтесь способом, предложенным Игорем Бакаловым.

2Проверьте историю домена

Если сайт новый, но сделан на старом домене, выясните, что за проект размещался раньше на этом домене. Посмотреть можно с помощью http://archive.org/web/web.php (даже если вы не знаете, новый сайт или старый — проверьте, лишним не будет). Вы должны понимать, что официально Яндекс отрицает наличие «кармы» и на вопросы о том, не влияет ли история домена на успешность выхода в ТОП, отвечает примерно следующее:

»Присутствие сайта в поиске Яндекса определяется не тем, на каком домене он находится, а тем, какую информацию содержит и насколько эта информация полезна для пользователей. Если Вы разместите качественный сайт на новом домене, то со временем он должен будет начать индексироваться. Если вдруг сайт долгое время не будет появляться в поиске, Вы можете написать нам, и мы проверим, нет ли проблем с его индексированием».

Однако опыт практической работы убеждает в обратном, поэтому, если вы готовитесь продвигать сайт и видите, что у домена плохая история (например, раньше там располагался порносайт, варезник либо иной «плохой» сайт), — лучше заранее предупредите владельца, что возможны проблемы и следует это учитывать при определении сроков продвижения.

Обычно, если на домене был плохой сайт более двух-трех лет назад, вероятнее всего, «история» не повлияет на новый сайт, если меньше — вероятность негативных последствий высока (обращаю внимание, что это лишь мой опыт, и у каждого может быть свое мнение по срокам).

3Посмотрите изменения ссылочной массы

Учитывая, какое внимание в настоящее время поисковики уделяют борьбе с сайтами, покупающими ссылки, ознакомиться с ссылочной массой пациента нужно обязательно.

Обращайте внимание на:

3.1 Резкий рост ссылок — может привести к фильтру

Допустим, за две недели до передачи проекта оптимизаторы купили большое количество плохих ссылок. Потом проект перешел к вам, на момент перехода сайт еще не был зафильтрован, но по прошествии первой недели вашей работы (когда вы еще толком и сделать ничего не успели) попадает под фильтр. Будьте уверены, заказчик решит, что виноваты вы.

Пример, когда за месяц купили ссылки с около 100 доменов

3.2 Резкое снятие ссылочной массы

На скриншоте показан пример графика ahrefs.com в период борьбы с фильтром Пингвин. Было снято более 2500 ссылок, ведущих на сайт.

Как вы понимаете, такой график может свидетельствовать о том, что прошлый оптимизатор пытался выйти из-под фильтра за внешнюю ссылочную массу. Необходимо выяснить:

— когда сайт попал под фильтр,

— какой именно фильтр,

— удалось ли оптимизатору выйти из-под фильтра.

3.3 Переспамленность анкор-листа

Большое количество прямых вхождений ключевиков в анкорах имеет крайне негативное влияние.

Увидев примерно такую картину (ключевые слова, конечно, будут вашей тематики), сразу планируйте чистку анкор-листа от переспама. Обычно чистка от переспама и некачественных ссылок дает положительный эффект и не влияет на увеличение срока продвижения проекта. Однако, в зависимости от особенностей конкретной ссылочной массы и сайта, чистка может означать увеличение сроков продвижения, даже если фильтр за внешнюю ссылочную массу не наложен.

4Изучите данные web-статистики (Google Analytics или Яндекс.Метрика)

Данные инструменты многофункциональны, поэтому вы можете проверять огромное количество факторов, но приоритетные показатели следующие:

4.1 Ознакомьтесь с общим трафиком

Берите максимально возможный период времени (от начала работы сайта). Как и в случае со статистикой запросов, обращайте внимание на резкие просадки. Однако, в отличие от запросов, при анализе трафика обязательно нужно учитывать сезонность.

Самый просто пример — новогоднее повышение продаж в интернет-магазине детских игрушек:

Еще один пример — рост трафика на период 23 февраля — 8 марта у сайта, который продает подарки:

Особенно важно учитывать данный нюанс, если основным критерием успешного продвижения будут не позиции, а трафик. Например, сайт пришел к вам в период своего подъема из-за сезонности. Вы решите, что это средний показатель, и договоритесь с владельцем на повышение трафика (например, на 10% за следующие три месяца), а в итоге окажется, что не только не повысите его, но даже не удержите на том же уровне (сезонность может составлять плюс 100–200%).

Помните, что в общем трафике присутствуют все каналы, включая CPC, прямые заходы, соц. сети и т.д.

4.2 Оцените трафик из поисковых систем

Как уже указано выше, мы должны оценить трафик из каждой поисковой системы в отдельности, поскольку именно он является мерилом успешной SEO-оптимизации.

При анализе трафика, как и в случае позиций, обращайте внимание на резкие просадки.

Если просадка была, и позиции не восстановились — на сайте есть какие-то проблемы, которые нужно найти и устранить. Первичный способ диагностировать проблему — сверить дату просадки с датами релизов новых фильтров от поисковых систем.

Можно автоматически — с помощью бесплатного инструмента SeoLib:

Можно вручную — с помощью истории апдейтов MOZ (для Google) и нашего блога (для Яндекса).

Оцените соотношение трафика из основных поисковых систем. В России преобладает трафик из Яндекса, в Украине — из Google. Если это не так, возможны проблемы с «отстающим» поисковиком.

Если заметно падение трафика, стоит определить, по каким именно страницам оно произошло. Для этого:

— сегментируйте трафик по «страницам входа»,

— сравните трафик до даты падения и после (сравнение проводите в равных промежутках времени).

Как и в случае с анализом по запросам, вы сможете понять, каким страницам вам необходимо уделить пристальное внимание.

4.3 Работая с интернет-магазинами, я также всегда обращаю внимание, настроены ли цели. Если да, то каков процент конверсии

Уже неоднократно сталкивался с тем, что у владельца сайта мало продаж из-за низкой конверсии, и он видит единственный способ повысить продажи — увеличить трафик.

Проанализировав конверсию и выявив, как её можно улучшить, вы сможете помочь владельцу ресурса значительно больше, чем просто работая над повышением трафика. Ну, а благодарный клиент — это очень хорошо для кармы :)

5Проанализируйте информацию в Яндекс.Вебмастер и/или в Google Webmaster

В первую очередь интересует информация о наложенных фильтрах. Поскольку пока что новый Вебмастер в бете, сказать о точности информации мы не можем, из примеров есть сообщение о фильтре за SEO-ссылки:

В Google, соответственно, это может быть сообщение о ручных санкциях в разделе:

Далее анализируйте ошибки и статистику сканирования. В Яндекс.Вебмастере:

В GoogleWebmaster:

Также обратите внимание на дублирующийся контент. Наличие дублей легко проверить, «прогнав» сайт с помощью Netpeak Spider или Sсreaming SEO Frog и отсортировав результаты по идентичным title и description.

Также Вебмастер может подтвердить информацию, полученную в ahrefs.com. Для этого зайдите в GoogleWebmaster в раздел «Ссылки на ваш сайт», а в Яндекс.Вебмастер — во вкладку «Входящие ссылки».

Таким образом, за небольшой промежуток времени вы сможете:

  • Выявить фильтры, которые, вероятно, перешли вам в наследство от прошлого вебмастера;

  • Определить, что это за фильтр (если он действительно есть);

  • Понять, не подпорчена ли «карма» у домена и что было на домене до этого;

  • Выявить основные технические ошибки сайта;

  • Оценить ситуацию со ссылочной массой;

  • Понять успешность действий прошлого вебмастера;

  • Выявить страницы, содержащие ошибки оптимизации (страницы с низкими позициями по запросам).

Зная все эти нюансы, можно с большей вероятностью оценить подводные камни продвижения сайта, точнее оценить сроки продвижения и быстро определить вектор работы с новым проектом. Предупрежден — значит вооружен!

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine