Как неправильный выбор CMS может повлиять на продвижение сайта

uploadcr20jl1lwk.png

Про базовый функционал, основные проблемы и главные требования к CMS

Выбор CMS для сайта — извечный вопрос, который вряд ли потеряет актуальность в ближайшем будущем. Каждый новый владелец бизнеса или даже человек, который просто решил запустить личный блог, рано или поздно должен будет решить эту задачу. И от того какой выбор он сделает, зависит очень многое.

Удобство использования, функционал, возможности масштабирования и т.д. — это только часть списка. Я же, как практикующий оптимизатор, буду исходить именно с точки зрения SEO. Так что давайте рассмотрим то, как выбор движка для сайта может повлиять на его дальнейшее продвижение.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Наличие базового SEO-функционала

Факторы «дружелюбности» CMS по отношению к SEO лежат в плоскости именно технической оптимизации. Это касается как уровня всего сайта и его структуры, так и отдельных страниц, поскольку без точечной проработки в наше время никак не обойтись.

К основным требованиям такого рода можно отнести наличие следующих возможностей:

  • настройка 301 редиректа. Если такая опция есть с коробки — просто отлично. Иногда она реализуется при помощи установки дополнительных модулей, как на сайтах под управлением WordPress. В любом случае это удобнее чем прописывать их вручную через .htacсess.

  • кастомное изменение URL-адресов. Сюда относится настройка шаблона их формирования — со слешем в конце или без него, с приставкой .html, кириллица или латиница, а также возможность изменения адреса любого раздела, статьи или другого типа страницы, на произвольный.

  • генерация карты сайта. Файл sitemap.xml полезен для сайтов с большим количеством страниц разного уровня вложенности, так как ускоряет их сканирование поисковыми роботами. Особенно это актуально для интернет-магазинов.

  • установка канонических URL. Атрибут rel=«canonical» используется для указания поисковой системе, какой из нескольких URL-адресов с одинаковым или схожим содержимым является «каноническим». Именно этот адрес будет считаться основным и позволяет избежать попадания дублей в основной индекс. Это один из важных моментов технического SEO.

  • редактирование метатегов и заголовков H1. Обычно проблем с этим нет, но часто в качестве Title используется название страницы, а нужно сделать его другим, чтобы охватить больший спектр ключевых слов. Аналогичная ситуация и с Description (описание страницы в выдаче) — эти два метатега играют важную роль в формировании сниппета, и в некоторых случаях требуется их точечная проработка.

Если такой функционал не предусмотрен создателями самого движка, за реализацию всего перечисленного придется платить сторонним разработчикам. А это дополнительные затраты.

Возможности внесения правок по SEO

C основными требованиями разобрались. Но ведь работа над сайтом ведется постоянно, и нет предела совершенству. Рано или поздно у вас непременно появится необходимость реализовать что-то нетипичное или более сложное, и это внедрение может быть критически важным для успеха кампании.

Примеры таких задач:

  • интеграция с системами аналитики в соцсетях для отслеживания индивидуальных конверсий;

  • подключение Электронной торговли Analytics и Метрики;

  • создание физических страниц-фильтров для кластеризации каталога товаров по свойствам;

  • внедрение сквозной аналитики для сбора данных омниканально;

  • и т.п. более-менее сложные решения для аналитики.

В популярных движках подобные возможности либо уже встроены, либо реализуются без особых сложностей. Обычно с проблемой невозможности вносить правки по движку или слишком высокой стоимости такой работы, сталкиваются владельцы сайтов на самописных или не очень популярных коробочных CMS.

И вот тут-то и может начаться самое веселое. Оказывается, большинство специалистов понятия не имеют как работать с вашей CMS. А тот, кто изъявил готовность взяться за такую работу, называет ценник сравнимый с вашим месячным доходом.

К сожалению, такая ситуация не редкость. И у владельца сайта в таком случае остаются всего два варианта:

  1. Смириться со сложившимся положением и сознательно отказаться от дальнейшего развития;

  2. Копить деньги и платить, продолжая вкладывать в сайт с надеждой, что всё когда-нибудь окупится.

Для работы над сайтом на open-source движке или популярной платформе типа Битрикс, хорошего специалиста по адекватной цене найти несложно. А вот заумный самописный скрипт, разобраться в работе которого мог только его создатель, а также, древние движки, о существовании которых забыли уже даже сами их разработчики — практически гарантируют вам кучу проблем. И их решение может стоить целого состояния.

Проблема генерации дублей и мусорных страниц

Дубли в индексе поисковой системы — серьезная проблема, так как это влияет на ранжирование сайта в целом. И пусть существует немало способов запретить их от индексации, использовать каноникалы и т. д., все эти усилия будут как Сизифов труд, если такие страницы постоянно генерируются самой CMS.

Причем, проблема часто может быть не только в дублях. Некоторые движки в процессе работы с ними создают большое количество просто бесполезных страниц, которые не несут никакой ценности для пользователя. Всё это, в совокупности с обилием ненужной информации в коде, может создавать владельцу сайта немало проблем.

Хороший специалист способен исправить практически любую подобную проблему. Но лучше просто избегать их заранее. Иначе стоимость исправления ошибок может быть сравнима со стоимостью разработки нового сайта с нуля.

Парочка примеров навскидку:

  • Joomla содержит кучу мусора в коде, а совместимость плагинов с различными версиями движка, та еще лотерея;

  • Для нормальной настройки Drupal (в плане SEO), нужно будет установить добрый десяток модулей, и многие из них генерируют нежелательные технические страницы;

  • В PrestaShop слишком многое приходится делать ручками, даже чтобы каноникалы прописать. Ну или платить за коробочные модули, которые стоят немало.

Доступность шаблонов дизайна

Очень важный, хотя и неочевидный на первый взгляд момент. А задумываются об этом обычно в последнюю очередь. Оказывается, мало просто сделать сайт — нужно чтобы он еще и красиво выглядел. Ну или хотя бы не отпугивал своим внешним видом, вызывая желание закрыть вкладку в первых 10 секунд после посещения.

Популярные CMS тем и хороши, что для них можно найти множество готовых красивых шаблонов дизайна. Причем, не только за деньги, но и доступных бесплатно. В онлайн-маркетплейсе Themeforest.net можно купить тысячи готовых тем для таких платформ как WordPress, Joomla, Drupal, PrestaShop, OpenCart и многих других.

Возможность просмотреть как шаблон выглядит на готовом сайте, позволяет убедиться, что перед вами именно тот дизайн, который вам нужен. А демо-контент и документация по настройке, которые покупатель получает вместе с шаблоном — упрощают настройку, давая возможность даже неподготовленному человеку легко привести сайт к нужному виду.

Большинство тем дизайна, доступных на Themeforest, обойдутся в $40–60, что совсем небольшая инвестиция для коммерческого проекта. Стоимость разработки сравнимого по качеству индивидуального дизайна — от $500 и выше. А теперь представьте себе, сколько времени это займет и поймете, что покупка готового шаблона во многих случаях может быть правильным решением.

Так что перед тем как сделать окончательный выбор в пользу того или иного движка, не лишним было бы убедиться, что при необходимости можно будет без проблем найти для него шаблон дизайна. Создание его с нуля в наше время может быть дорогим удовольствием.

Точечная работа с разными типами страниц

Кроме работ по SEO на уровне всего сайта, часто требуется точечная проработка конкретных посадочных страниц. Это особо актуально в двух случаях — сайт сам по себе небольшой или уже достиг порога, когда все массовые методы фактически исчерпаны, а для дальнейшего роста необходима более тонкая работа.

Оптимизатор должен иметь возможность изменять все важные для SEO параметры страницы — метатеги Title и Description, заголовки H1, вхождения в тексте, параметр ALT у изображений и так далее. Желательно, чтобы такие возможности были доступны по отношению к абсолютно любой странице будь-то раздел, статья, карточка товара, фильтр и прочие.

К примеру, в Битриксе без проблем можно менять метатеги для подкатегорий или тексты на разделах:

А для WordPress доступны отличные бесплатные плагины, которые позволяют делать то же самое для страниц категорий, тегов или отдельных публикаций:

В последнее время мы активно прорабатываю посадочные страницы по методике Universal SEO, суть которой сводится к тому, чтобы сделать страницу одинаково полезной и для поисковых систем и для людей. В основе алгоритма лежит решение трёх основных задач:

  • Анализ целевой аудитории;

  • Анализ конкурентов;

  • Составление рекомендаций и внедрение их на сайте.

Как вы уже поняли — даже с учетом блестящего решения первых двух задач, без возможности внедрения запланированных изменений на сайте результата не будет.

Удобный редактор контента

Работа с контентом страницы лежит в основе любой современной SEO-стратегии. Поэтому крайне важно, чтобы движок, на котором функционирует сайт, предоставлял достаточно возможностей для такой работы. Если специалисту придется иметь дело с глючной, запутанной и ограниченной по функционалу админкой, то оптимизация страниц сайта превратится в какой-то ночной кошмар.

Понятно, что при необходимости, все можно реализовать и путем правки исходного кода. Вот только можете представить себе, сколько времени на это будет уходить. Да и в случае привлечения технического специалиста на стороне, за всё это еще и придется платить.

Хороший редактор контента должен отвечать следующим требованиям:

  • можно менять размер и стиль шрифта, добавлять элементы форматирования прямо через админку (подзаголовки, списки, выделения и т.п.);

  • есть возможность добавлять гиперссылки в тексте;

  • в процессе работы не генерируется никакой лишний код;

  • можно быстро и просто вставлять изображения, с возможностью свободного позиционирования и заполнения содержимого ALT;

  • есть возможность вставки мультимедийных элементов, например, видеороликов с YouTube.

В качестве примера простого и удобного редактора контента можно привести решение, используемое для ведения блогов на платформе Spark.ru. Выглядит минималистично и круто:

Но это кастомная разработка. А вот из доступных решений для каждого — старый-добрый WordPress, который можно считать образцовым в этом плане:

То, насколько сильно удобство и возможности визуального редактора влияют на удобство работы с сайтом, большинство понимают только тогда, когда сталкиваются с этой проблемой лично.

Расширяемость и доступные модули

Отличный пример таких движков — WordPress и Битрикс. В маркетплейсах на официальных сайтах можно найти множество дополнений, которые расширяют изначальный функционал движка.

Причем, суть не только в официальных модулях от создателей системы, ведь сторонние разработчики тоже в этом заинтересованы. Наличие большого сообщества пользователей дает возможность успешно монетизировать собственные разработки и хорошо на этом зарабатывать.

Какой бы большой и квалифицированной не была команда компании, которая занимается разработкой коробочной CMS, она не может предусмотреть весь функционал, который отвечает всем возможным потенциальным запросам пользователей.

Более того, попытка реализовать все «из коробки» в итоге приведет только к тому, что система превратится в большой и неповоротливый комбайн, функционал которого большей части владельцев сайтов попросту не нужен. Именно поэтому, возможность подключения сторонних модулей при необходимости — очень ценная опция.

Можно установить дополнения, которые реализуют такие полезные возможности как:

  • кэширование для ускорения работы при высоких нагрузках;

  • защита от спама и взломов;

  • расширенные инструменты для SEO;

  • отключение ненужных вам функций, которые нагружают систему;

  • мультиязычность для сайта и отдельных страниц;

  • реализация функционала интернет-магазина;

  • конструкторы форм и прочее.

Многие из них существенно упрощают продвижение сайта, позволяя без проблем адаптировать его соответственно актуальным требованиям поиска. Это позволяет добиться поставленных целей в SEO быстрее и дешевле. В противоположном случае, за реализацию всего необходимого функционала придется платить. И платить немало.

Выводы

На ранжирование сайта и особенности его продвижения влияет не CMS сама по себе, а то, какие возможности для оптимизации в ней присутствуют. Если в процессе работа система генерирует дубли и мусорные страницы, не позволяет устранить это посредством настроек, а для реализации даже базовых рекомендаций по SEO, необходимо привлекать сторонних разработчиков — проблемы гарантированы.

Так что хорошенько задумайтесь, когда вам начинают предлагать нечто совершенно экзотическое или, что еще хуже, самописное решение. Если только у вас нет миллионных бюджетов и времени.

Если же говорить о конкретных системах, то от себя я могу порекомендовать WordPress как оптимальный выбор для сайтов услуг, а также OpenCart или Битрикс (если позволяет бюджет) — для интернет-магазинов. Выбирать в любом случае вам, но помните, что CMS для сайта, это как фундамент для дома. И от него зависит очень многое.

Можете поделиться в комментариях своим мнением относительно движков, с которыми вы работали. В чем их плюсы и минусы для SEO, насколько они подходят для продвижения? Уверен, это многим будет интересно!

Комментарий:
Надежда Алехнович, ведущий аналитик интернет-компании R52.RU

R52.RU занимается SEO c 2003 года. На основании своего более чем 15-летнего опыта мы пришли к следующему заключению: «Не бывает плохих CMS, бывают плохо сделанные сайты». Несомненно, к выбору платформы, на которой будет сделан ваш проект, нужно подходить ответственно. Безусловно, все CMS имеют свои плюсы и минусы с точки зрения возможностей и удобства для продвижения, однако, на наш взгляд, система управления не так радикально влияет на его результаты и стоимость. Если говорить о сайтах, сделанных на самописных системах, то при недоступности разработчика работа с ними, конечно же, сложнее, причем это касается не только продвижения, но и сопровождения и развития подобных сайтов в принципе.

Значительно более важным для качественного SEO, на наш взгляд, является выбор адекватного разработчика вашего сайта, так как на любом движке можно получить как хороший сайт, так и плохой. За 10 лет работы в продвижении я видела очень много сайтов на различных CMS и могу с уверенностью сказать, что практически на любой платформе некоторые особо талантливые мастера умудряются делать абсолютно нерабочие и немодернизируемые проекты, в то время как некоторые сайты на самописных CMS можно достаточно быстро адаптировать под требования seo-специалистов.

Комментарий:
Сергей Мищенко, Deputy Head of Department SEO WEZOM

На услугу поискового продвижения к нам обычно заходят уже сформированные сайты, которые свой выбор касаемо CMS сделали уже давно. Если же сайт создается непосредственно у нас, то мы, конечно же, рекомендуем CMS систему собственной разработки. И не потому, что она наша, и это логично, нет. А потому, что изначально мы ее создавали в тесной кооперации с нашими SEO специалистами, которые внесли огромный вклад в планирование функционала, который просто необходим для успешного поискового продвижения. Можно с уверенностью сказать, что наша CMS система в плане SEO очень продумана.

Если говорить о популярных решениях, то здесь нельзя выделить какую-то одну определенную систему управления. Все зависит от тематики и спецификации сайта. Если это информационный портал, то здесь лучшим выбором будет WordPress, если речь идет об узконаправленном интернет-магазине, то это OpenCart. Для крупных интернет-магазинов широкого профиля хорошо подойдут решения от Bitrix. Все эти решения отличаются большим потенциалом для кастомизации, а также наличием ключевого функционала для SEO уже с коробки.

В целом же если стоит вопрос выбора CMS системы, то отдавать предпочтение в любом случае нужно тем решениям, которые давно на виду, имеют возможность расширения за счет дополнительно функционала, а также постоянно дорабатываются командой разработчиков.

Возвращаясь к вынесенной в заголовок статьи теме — у нас был случай, когда клиент изначально планировал создать сайт на рекомендуемой CMS системе, но в итоге создал его на одном из онлайн конструкторов. Это решение обошлось дешевле, но в конечном итоге готовый сайт вообще не имел никакого функционала для успешного поискового продвижения, так как на сайте не было даже возможности банально прописать МЕТА теги. То есть система в принципе не предполагала того, что сайты, созданные на ней, можно продвигать. И, к сожалению, клиент осознал это слишком поздно. В итоге таки создали клиенту сайт на нашей CMS системе, и теперь он с успехом пробивается в ТОПы поисковой выдачи. Но потерянного времени уже не вернешь.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine