Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс

О том, как бизнес может использовать особенности работы мозга и сделать истории заметными и читаемыми, рассказывает Ксения Зайкова, основатель коммуникационного агентства Node PR.

Информационная перегруженность бросает бизнесу серьёзный вызов: чтобы аудитория уделила внимание контенту, он должен выделяться и вызывать доверие. Один из способов завоевать внимание пользователей — рассказать историю. И не обязательно историю успеха.

Давайте посмотрим, какие существуют особенности восприятия сторителлинга с точки зрения нейробиологии и как их использовать для создания кейса, который запомнится.

Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс

Ксения Зайкова

Основатель коммуникационного агентства Node PR

Окситоцин активизирует эмпатию

Истории помогают почувствовать связь между нами и героями истории. Согласно исследованию специалиста в области нейроэкономики Пола Зака, рассказы с участием персонажей влияют на выработку окситоцина, который усиливает чувство сопереживания, и активацию работы зеркальных нейронов. Зеркальные нейроны включаются в работу, когда мы наблюдаем, как другой человек совершает действие или испытывает эмоции.

Часто бессознательно мы затем отражаем эти действия или эмоции. К примеру, когда персонаж, которому симпатизируем, борется за свою жизнь на киноэкране, мы чувствуем страх и тревогу, как если бы опасность угрожала нам. Нейроисследователь Ури Хассон выяснил, что это происходит потому, что чувства героев отражаются в зеркале нашей нервной системы. В результате эмоции человека, который рассказывает историю, синхронизируются с чувствами слушателя.

Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс
Группа Ури Хассона провела эксперимент, для которого взяла рассказ Джэрома Сэлинджера «И эти губы, и глаза зелёные», но с разными сюжетными линиями после определённого момента. Группе 1 рассказали, что у жены героя был роман с его лучшим другом. А группе 2 — что муж ревновал верную жену. Исследователи выяснили, что реакции мозга участников одной группы похожи между собой, но отличаются от реакций другой группы

Бренды используют этот приём при создании кейсов и историй, которые помогают реагировать на негатив или агрессивную рекламу конкурентов.

Так, основатель «Додо-Пицца» Фёдор Овчинников рассказал трогательную историю о том, как на старте бизнеса работал один и еле сводил концы с концами. В один из вечеров он привёз пиццу восьмилетнему мальчику из небогатой семьи, для которого пицца была настоящим праздником. «Я вышел в темноту на лестничную площадку и чуть не заплакал от счастья. Я доставил настоящую радость! И я почувствовал, что могу свернуть горы».

Эмоциональный пост, собравший 3 тысячи лайков, 300 комментариев и более 200 репостов, стал ответом на агрессивную рекламу конкурентов из «Тануки», которые намекнули на то, что продукцию «Додо» обычно любят люди с лишним весом. Фёдор в посте апеллировал к тому, что для его компании, которая работает, чтобы приносить радость, неважно, какого веса, пола, возраста или цвета кожи её клиенты.

Задействование обоих полушарий мозга помогает повысить интерес к историям

Долгое время считалось, что данные и логика активизируют левое полушарие мозга, а с творчеством и интуицией больше связано правое.

Не обошло стороной это ошибочное мнение и бизнес-сферу. Так, например, в 2011 году Mercedes-Benz выпустил успешную рекламную кампанию «Музыка. Рисование. Страсть». Посыл заключался в том, что Mercedes-Benz, как и мозг, представляет собой сочетание противоположностей, которые вместе создают технологические инновации, прорывные разработки, вдохновляющий дизайн и страсть:

Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс
Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс
Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс

Cтановится всё больше доказательств, опровергающих эту концепцию доминирования одного или другого полушария мозга.

Из известных работ можно назвать эксперимент учёных из Университета Юты, который показал, что активность мозга одинакова с обеих сторон независимо от личности человека.

Ещё один пример — исследование восстановления известного художника, который перенёс левополушарный ишемический инсульт. Через какое-то время он вернулся к рисованию, но ему по-прежнему было трудно создавать новые произведения искусства, хотя правая сторона его мозга не была затронута. «Я как будто потерял зрение», — так описывал своё состояние художник, который перестал чувствовать себя творцом. Это подтверждает, что для творчества нужны оба полушария.

А поскольку и в обработке информации участвуют тоже оба полушария, истории, созданные с расчётом на подключение левого и правого полушарий, привлекают к себе внимание. Детальная информация стимулирует левое полушарие головного мозга, а интересная эмоциональная история больше воздействует на правое.

Доказательством может служить пример Toshiba. Компания протестировала три формата публикации контента: экспертное мнение, технический материал с цифрами и микс увлекательной истории развития паровых турбин и интересных фактов. Если первые материалы собирали 3‒7 тысячи просмотров и небольшое количество комментариев, то с включением формата истории статья набрала тогда 35 тысяч просмотров, 100 закладок, собрала 168 комментариев и попала в топ постов Habr за сутки.

Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс
Аудитория реагировала на интересно поданную информацию высокой вовлечённостью. Сейчас у материала 79 тысяч просмотров

Эмоции высокой активации побуждают дочитать историю до конца

Ещё один фактор, влияющий на убеждение, — это эмоции. С точки зрения работы мозга это объясняется тем, что за убеждение отвечает миндалевидное тело в височной доли, работу которого активируют эмоции. Такой вывод сделала профессор когнитивной нейробиологии Тали Шарот в книге «Искусство влияния. Как изменить мысли и поведение других людей».

Доктор Йона Бергер, профессор маркетинга, в книге «Заразительный. Психология сарафанного радио. Как продукты и идеи становятся популярными» написал, что все эмоции делятся по своему воздействию на высокую и низкую активацию. Испытывая чувство высокой активации, аудитория хочет больше делиться и комментировать контент. А эмоции низкой активации наоборот минимизируют желание обмениваться информацией.

Есть мнение, что наиболее высокий интерес у аудитории вызывают только истории с негативными эмоциями. Однако на практике неважно, какую направленность имеют эмоции — негативную или позитивную. Главное — задействовать высокую активацию.

Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс

Интервью одного из основателей онлайн-платформы в сфере услуг YClients про «выстраданный успех» включает в себя палитру различных эмоций. Текущая оценка компании — $40 млн, однако начало истории для компании было не очень радужным. На старте инвестор выкупил более 40% сервиса, и это отталкивало других заинтересованных партнёров. Когда доверие других инвесторов удалось вернуть, в силу новых обстоятельств компания осталась без финансирования — пришлось уволить всю команду. Спасло стартап участие в акселерационных программах, которое помогло найти новых партнёров и переосмыслить бизнес-подход. Не обошлось тогда и без выгорания основателей.

Проблемы YClients не редкость для молодых компаний, однако сочетание противоположных по окраске, но активных эмоций притягивает внимание и побуждает дочитать интервью.

Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс курс

Сторителлинг как инструмент бизнеса

Узнать больше

  • Научитесь создавать истории для решения бизнес-задач
  • Узнаете, что такое визуальный сторителлинг, как работать со статической и динамической визуализацией
  • Попрактикуетесь в создании видеоисторий

Почему нужно писать не только про истории успеха

Многие предприниматели, которые хотят подсветить преимущества компаний и продуктов через кейсы, считают, что нужно публиковать только удачные примеры и прилизанные истории, в которых бренд без особого труда добился успеха.

Но такие материалы не вызывают эмоций высокой активации и чаще воспринимаются как малореалистичные. Чтобы кейс не только запомнился, но и выглядел убедительно, можно работать в двух направлениях.

Первый способ — рассказывать истории успеха через сложности, проблемы и ошибки и таким образом делать рассказчика более живым и естественным, приближенным к аудитории.

К примеру, ex-digital-продюсер Kokoc Group Иван Крапивин поделился историей о подготовке к Российскому интернет-форуму (РИФ). Они с коллегами от и до подготовили PR-кампанию стенда на форуме, но оказалось, что на площадке плохо работал интернет, вследствие чего геотаргетинг сработал незапланированным образом и спутал карты. Были и другие сложности, но в итоге ребята остались довольны результатами участия в РИФе. История собрала более 5 000 просмотров.

Истории успеха и неудач можно изложить и через книгу. Согласно исследованию института Hinge, книжный формат считается самым эффективным для демонстрации экспертности, повышения узнаваемости и доверия к рассказчику.

Например, автобиографию «Я такой как все» выпустил известный российский предприниматель Олег Тиньков. В книге бизнесмен рассказал о взлётах и неудачах на пути от среднестатистического парня до одного из богатейших людей в России. Олег откровенно говорит об ошибках и верных решениях и тем самым предстаёт перед читателем открытым и искренним.

Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс
Один из многих положительных отзывов о книге

Второй способ, который поможет создавать запоминающиеся истории, — писать антикейсы. К примеру, история «Как мы продвигали спектакль, потратили 200 тысяч рублей на рекламу и продали четыре билета» притягивает внимание уже заголовком.

Преимущество антикейсов в том, что они помогают понять, что компания учится на своих ошибках, делает выводы и не стоит на месте. Бренд, который стремится к развитию и готов рисковать ради того, чтобы реализовать сложные проекты, не боится рассказывать о неудачах — это то, что притягивает аудиторию и побуждает ждать новых нестандартных историй.

Резюмируем

Кейс с участием персонажей стимулирует работу зеркальных нейронов. Благодаря этому аудитория отождествляет себя со спикером, мысленно встаёт на его место и вовлекается в историю.

Существует повышенный интерес к историям, которые задействуют оба полушария мозга. Для этого нужно сочетать в кейсе как факты и цифры, так и лёгкое логичное повествование в формате истории.

Ключевой элемент успеха любого кейса — генерация у аудитории эмоций высокой активации, благодаря которым история будет находить отклик у читателей и стимулировать их на обсуждение. И не имеет значения, положительные это или отрицательные эмоции.

Стоит писать не только истории успеха: аудитория больше доверяет рассказчику, который показывает, что он не идеален и пришёл к признанию через трудности и ошибки. Кроме того, такие материалы стимулируют более высокую вовлечённость и обсуждение истории и спикера.

Читать также

Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс Сторителлинг: как интересно рассказывать истории

Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс Сторителлинг: 5 приёмов для создания запоминающейся истории

Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс 5 советов, которые помогут написать хороший текст

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Как нейробиология помогает создать запоминающийся кейс

Ксения Зайкова

Основатель коммуникационного агентства Node PR

Полный текст статьи читайте на Нетология