Как научиться фотографировать. Часть I: основы цифровой фотографии
Красивая и мощная машина не сделает вас хорошим водителем. Дорогая посуда не сделает умелым поваром. А навороченная камера — это далеко не все, что нужно, чтобы стать хорошим фотографом. В интернете полно поразительно красивых кадров, сделанных мобильными телефонами. Поэтому техника — это все же не главное. Человек, который понимает принципы фотографии и видит сюжет, сможет сфотографировать его чем угодно.
Эволюция фотографа от новичка до профессионала
Умение видеть приходит с опытом, этому сложно научить, а в итоге все люди видят один и тот же кадр по-разному. А вот законы физики и базовые принципы фотографии для всех одинаковы, так что творческий путь стоит начать с них изучения.
Nikon D810 как пример отличной зеркальной камеры
Будем думать, что камера у вас уже есть, иначе вам полезно будет почитать материал «Антимаркетинг. Выбираем хороший, но формально устаревший фотоаппарат» — там вы узнаете о том, как купить хорошую камеру и не переплатить. А здесь я расскажу о том, что такое выдержка, диафрагма, ISO и чем отличаются разные режимы съемки.
1. Что такое экспозиция?
Грубо говоря, экспозиция — это количество света, которое получает матрица фотоаппарата. Или пленка, которой вы вряд ли вообще будете пользоваться. А экспонирование — это сам процесс экспозиции. А количество света зависит от времени экспонирования и уровня освещенности, который регулируется выдержкой, диафрагмой и чувствительностью матрицы. Для того, чтобы вам проще было понимать разницу в экспозиции — запомните понятие «ступень».
2. Что такое выдержка? Выдержка в фотографии не имеет ничего общего со спокойствием и терпимостью. Это отрезок времени, в течение которого затвор открыт и свет попадает на матрицу. В большинстве случаев выдержка очень короткая и измеряется в секундах и долях секунды. На экране фотоаппарата значение 60 соответствует 1/60 доли секунды. А вообще существует стандартный ряд выдержек с шагом в одну ступень: 1, ½, ¼, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000 с. Каждая следующая ступень уменьшает количество света, попадающего на матрицу в два раза. В четыре раза — это две ступени. В восемь раз — три ступени, и так далее.
Съемка с короткой, средней и длинной выдержкой
Каждая камера характеризуется диапазоном выдержек. В общем случае самая короткая выдержка составляет 1/4000 секунду, а самая длинная — 30 секунд. Снимать с рук можно на достаточно коротких выдержках (порядка 1/100, 1/200 секунды и короче), а для выдержек, измеряемых секундами (или даже для 1/10 секунды) уже нужен штатив. Без штатива естественное дрожание рук, характерное для всех людей без исключений сделает кадр смазанным, нерезким. Однако не стоит думать, что короткая выдержка — это однозначно хорошо, а длинная — непременно плохо. Нет, разные значения выдержки нужны для разных целей. Все зависит от конкретных условий и жанра съемки.
3. Что такое диафрагма? Диафрагма — это отверстие, диаметр которого можно регулировать и изменять тем самым количество света, попадающего на матрицу. Выдержка и диафрагма — основные параметры экспозиции. А вместе значения выдержки и диафрагмы вместе называют экспопарой. Для диафрагмы также существует стандартный ряд значений с шагом в одну ступень: 1.4, 2, 2.8, 4, 5,6, 8, 11, 16. Как и в случае с выдержкой, каждая ступень означает уменьшение количества света вдвое. Обозначается диафрагма дробью с маленькой f (f/2.8) или произведением с большой F (F2.8). Оба варианта правильны.
Вот как меняется диаметр отверстия при его закрытии с шагом в одну ступень
Чем меньше значение, тем более открытой считается диафрагма. А ее максимальное значение называют светосилой объектива. Собственно, максимальная диафрагма — одна из важнейших характеристик объектива, обуславливающая конечную стоимость. Кроме того, диафрагма определяет глубину резко изображаемого пространства (ГРИП), но об этом — в отдельном материале.
А вот как лепестки диафрагмы выглядят в объективе
Если вы сделаете кадр с выдержкой 1/100 с и диафрагмой F2.8, а затем поменяете значения на 1/50 и F4 соответственно, то экспозиция останется прежней, а фотографии будут выглядеть одинаково. В обоих случаях на матрицу попадет одинаковое количество света. Есть и еще один параметр, который стал актуальным именно во эру цифровой фотографии — чувствительность матрицы.
4. Что такое ISO? Чувствительность и ISO — одно и то же. Если все упростить, то это величина восприимчивости матрицы фотоаппарата к свету. Так же, как выдержка, и диафрагма, чувствительность описывается стандартным рядом значений с шагом в одну ступень: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800 и так далее. Аналогично, вы можете сделать два кадра: один с выдержкой 1/200 с, диафрагмой F2.8 и ISO 200, а во втором закрыть диафрагму до значения F4, а чувствительность увеличить до 400 единиц. Экспозиция будет одинаковой.
Качество картинки на ISO 200 (слева) и ISO25600
Увеличение чувствительности происходит очень болезненно, особенно на старых камерах. Чем выше ISO, тем больше так называемого шума появляется на фотографии и тем хуже в итоге ее качество. Повышать чувствительность стоит только при съемке в темное время суток. А уровень шума на высоких значениях ISO является одной из важнейших характеристик матрицы (и фотоаппарата в целом), поэтому съемка одной и то же сцены с разной чувствительностью приводится почти в каждом обзоре.
5. Чем отличаются режимы P, A, S и M? Почти во всех фотоаппаратах (во всех зеркальных, беззеркальных и топовых компактных) есть несколько режимов работы. Самый очевидный из них — автоматический, которым пользуется большинство людей. Он позволяет не разбираться в том, что такое выдержка, диафрагма, чувствительность, а просто снимать и в половине случаев получать приемлемый результат. Взрывной рост популярности фотографии в 90-х был спровоцирован именно массовым внедрением авторежимов. Но увы, даже самая совершенная автоматика не работает со стопроцентным результатом.
Селектор режимов съемки на типичной зеркальной или беззеркальной камере
Самыми востребованными режимами у продвинутых и профессиональных фотографов становятся полуавтоматические режимы — A и S (или Av и Tv в камерах Canon). В режиме A вы вручную устанавливаете значение диафрагмы, а оптимальную выдержку камера подбирает автоматически, опираясь на данные встроенных датчиков. Поэтому он и называется режимом приоритета диафрагмы. Режим приоритета выдержки называется S, он работает по такому же принципу. Вы вручную задаете значение выдержки, а оптимальное значение диафрагмы камера подбирает сама. Этот режим часто используется репортажными фотографами, в следующей статье я подробно расскажу почему.
С режимом М все просто — это полностью ручной режим. Значение выдержки и диафрагмы вы устанавливаете вручную. Камера же может только подсказывать вам, что с выбранными значениями кадр будет недоэкспонирован либо пересвечен (переэкспонирован).
Режим программной автоматической экспозиции как лучшая альтернатива полностью автоматическому режиму
Ну и, наконец, режим P — это альтернативная версия полностью автоматического режима. Оба параметра экспозиции (выдержка и диафрагма) устанавливаются автоматически. Во всех этих режимах вы самостоятельно устанавливаете ISO, в то время как в режиме Auto (полный автомат) ручное управление чувствительностью недоступно.
6. Какой режим съемки выбрать? Это уже сильно зависит от того, что именно вы хотите сфотографировать и какой результат хотите получить. Тема очень обширная, поэтому с ней мы разберемся в отдельном материале. Там же я расскажу о таком явлении, как Auto ISO и объясню как им пользоваться. Кроме того, мы поговорим о том, что длинная выдержка не всегда портит снимки, что такое RAW, каким бывает баланс белого и как управлять яркостью солнца с помощью пульта от телевизора. Шутка.
Добровольным домашним заданием будет полный отказ от автоматического режима. Снимайте все, что вы обычно снимаете, но пользуйтесь только режимами творческой зоны (P, A, S или M). А если есть вопросы, задавайте их в комментариях.
Полный текст статьи читайте на Ferra.ru