Как написать мотивационное письмо для поступления в магистратуру российского вуза
Если вы собираетесь поступать или уже подаёте документы в магистратуру одного из российских вузов, в списке необходимых для поступления документов можете обнаружить мотивационное письмо. Что это такое и как сделать своё письмо ярким, ёмким и запоминающимся — расскажем в этой статье.
Мотивационное письмо — это краткое обращение абитуриента к приёмной комиссии. Экзаменаторам предстоит выбрать из множества достойных кандидатов тех, чей бэкграунд и мотивация позволят выполнить задачи программы в полной мере. И мотивационные письма помогают рассмотреть каждого абитуриента, чтобы выбрать подходящих: убедиться, что программа даст человеку то, за чем он пришёл, а процесс обучения будет интересным и взаимообогащающим.
Владислава Першина
Продюсер направления «Высшее образование» в Нетологии
Ольга Балашова
Автор Нетологии
Задача абитуриента — показать, что он выбрал определённую магистратуру не случайно, ясно понимает её роль в своём профессиональном развитии и стремится освоить именно эту программу. И подтвердить, что обладает всеми необходимыми знаниями и навыками, чтобы её освоить.
По сути, мотивационное письмо ― это дополнительный канал коммуникации кандидата с приёмной комиссией, и важно использовать эту возможность, чтобы показать свою заинтересованность, грамотность, компетентность и целеустремлённость. По опыту некоторых наших студентов, написанные с полной отдачей мотивационные письма и эссе перевешивают даже несоответствие другим критериям отбора.
Кстати об эссе — иногда вузы просят написать эссе вместо или в дополнение к мотивационному письму. Важно не перепутать эти два документа — у них разные задачи.
Мотивационное письмо раскрывает личность абитуриента, его цели и ожидания, рассказывает об успехах и планах. С помощью мотивационного письма оценивают бэкграунд — те навыки, знания и достижения абитуриента, которые у него есть на момент поступления.
Эссе в свою очередь должно показать способности абитуриента рассуждать логически, структурировать информацию, делать выводы. Здесь будут оценивать, как кандидат умеет аргументировать свою точку зрения, работать с информацией, анализировать её и вести логически выстроенные рассуждения.
Ещё эссе — это хорошая возможность показать объём и глубину знания предмета. Как правило, оно пишется на заданную вузом тему.
Чем мотивационное письмо для российского вуза отличается от письма для зарубежного вуза
В отличие от России, за рубежом абитуриенты пишут одно мотивационное эссе, по содержанию соответствующее нашим мотивационному письму и эссе вместе. Мотивационное эссе требуют для поступления и университеты, и колледжи и рассматривают его особенно внимательно.
С чего начать работу над письмом
Чтобы вам было проще сосредоточиться и ничего не забыть, мы советуем начинать с плана.
План подготовки письма
- посмотрите список требований и условий конкретного вуза — обычно они есть на сайте учебного заведения в соответствующих разделах;
- набросайте структуру письма;
- составьте список своих достижений, которые стоит упомянуть в письме;
- продумайте аргументы, которые покажут вашу заинтересованность в программе;
- напишите текст;
- дайте тексту отлежаться несколько часов, а лучше дней, затем отредактируйте его;
- оформите текст в соответствии с требованиями вуза;
- перед отправкой проверьте на опечатки, стилистические неточности, ещё раз сверьтесь со списком требований и убедитесь, что ничего не забыли.
Запланируйте побольше времени на работу над письмом, чтобы текст можно было отложить на пару дней и потом оценить заново. Можно даже написать несколько вариантов, затем сравнить их и выбрать лучший. Записывайте в заметки все идеи и тезисы, которые приходят в голову — так вы не упустите действительно хорошие идеи.
Читать также
Как написать мотивационное письмо для стажировки и обучения за рубежом
Как написать ярко и убедительно
Яркое и убедительное мотивационное письмо должно быть оригинальным, честным, понятным и про живого человека.
Оригинально: один вуз — одно письмо
Если подаётесь на несколько программ одновременно, важно для каждой написать уникальное письмо: помните, что главная задача — выделиться и запомниться комиссии. У всех программ есть свои преимущества и особенности, поэтому обойтись одним текстом не получится. Если текст шаблонный, это будет заметно, и комиссия расценит такой подход как незаинтересованность в обучении.
Честно и про живого человека
Не бойтесь использовать живые формулировки и яркие метафоры и высказывать оригинальные суждения. Пишите честно о своих эмоциях, ощущениях, ожиданиях от обучения. Не бойтесь делиться мечтами и планами на будущее. Представьте, что рассказываете о себе старшему товарищу, с которым вы близки, но без панибратства.
Напишите историю, которая раскроет вашу личность, иллюстрируйте свои аргументы деталями из жизни. И не забывайте про логичность и последовательность изложения.
Стоит избегать клише и избитых образов — они мешают проявить в тексте вашу индивидуальность. Также, по возможности, лучше не шутить на острые темы: есть опасность, что члены приёмной комиссии неправильно поймут и оценят шутку.
Чтобы проверить текст на клише и канцеляризмы, можно воспользоваться сервисом «Главред» — он подскажет, если нужно улучшить текст и сделать его менее стандартным и избитым.
Понятно: метод ABC для описания навыков
Чтобы уйти от простого перечисления навыков, можно воспользоваться методом ABC — его суть в том, чтобы описывать каждый навык, отвечая на три вопроса:
A — Activity
Что я сделал (а) / делаю?
- Во время учёбы в бакалавриате я руководил студенческим СМИ.
- Я был главным организатором секции по проектной деятельности в образовательном лагере для студентов.
B — Benefit
Какие навыки получила (а) в процессе?
- Благодаря этому я приобрел навыки управления командой и знаю все этапы производства цифрового контента.
- Благодаря этому я приобрел опыт создания собственного продукта и навыки управления проектом и командой.
С — Course
Как это связано с выбранным курсом?
- Это важно для направления «Медиакоммуникации»: теперь я знаю, как работает индустрия медиа.
- Это важно для специальности «Управление цифровым продуктом»: я могу экстраполировать свой опыт на другой масштаб и применить его в управлении продуктами.
Логичность и последовательность
Лучше всего развивать мысль последовательно, без долгих отступлений и перепрыгиваний с одной темы на другую.
Текст должен быть простым и понятным. В то же время использовать профессиональную лексику можно и нужно — главное, чтобы вы делали это уместно и хорошо понимали её значение.
Грамотность и оформление текста
Грамотный и правильно оформленный текст — важная часть образа абитуриента.
Делите текст на небольшие параграфы, избегайте длинных витиеватых выражений — в сложных причастных и деепричастных оборотах высок риск потерять мысль или запутаться в пунктуации.
На ошибки и опечатки текст удобно проверять сервисом «Орфограммка», он умеет находить не только грамматические ошибки, но и пунктуационные, стилистические.
Оформить документ лучше в едином цветовом и шрифтовом решении, на однотонном фоне.
Некоторые вузы регламентируют шрифты, отступы и поля, поэтому всегда изучайте список требований к письму до оформления. Но если определённых требований нет, можно использовать универсальные рекомендации:
- работайте в Google Документах — так у вас будет возможность править текст с любого устройства и хранить его в облаке, а доступ давать по ссылке. Такой документ можно сохранять в формате pdf или docx и отправлять по почте;
- используйте шрифт Times New Roman или Arial, 12 кегль, межстрочный интервал — полуторный, цвет текста — чёрный или тёмно-серый, без выделения цветом, без курсива или подчёркиваний;
- разбивайте текст на смысловые абзацы без интервалов между ними, со стандартными отступами при помощи клавиши Tab;
- выравнивайте текст по ширине.
Направление
Высшее образование
Узнать больше
- Учитесь онлайн из любой точки мира
- Получите диплом о высшем образовании в одном из ведущих вузов России
- Освойте новую цифровую профессию и получите помощь со стажировкой и трудоустройством
Примерная структура мотивационного письма
Вузы не всегда регламентируют структуру, но традиционно мотивационное письмо состоит из введения, основной части и заключения. Если ваш университет имеет другие требования к структуре мотивационного письма, необходимо следовать им.
Введение
Задача письма, а значит и введения, как мы помним — привлечь внимание комиссии. Попробуйте использовать яркий тезис, интересную личную историю, неожиданную метафору.
Уместно будет во введении написать о ваших достижениях, опыте, знаниях, сильных сторонах, которые помогут успешно освоить магистерскую программу. Обязательно расскажите, почему вы хотите поступить именно на эту программу и в этот вуз.
Основная часть
Чтобы раскрыть основную часть, ответьте письменно на вопросы:
- Как программа должна повлиять на ваше карьерное развитие? Какие цели вы перед собой ставите и каким образом достигнете?
- Какие компетенции и личностные качества у вас есть для достижения целей и какие предстоить развить?
- Как образовательная программа должна вам помочь на этом пути?
- Чем вы можете быть полезны сокурсникам и университету?
Заключение
Заключение можно посвятить рассуждению о перспективах, которые откроются после обучения, о целях и карьерных планах.
Пример требований к мотивационному письму
Требования к мотивационному письму программы «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ
Мотивационное письмо должно представлять собой структурированный текст объёмом не более 2 страниц печатного текста формата А4. Наличие письма — обязательно для поступления.
В мотивационном письме должны быть отражены причины, по которым кандидат хочет обучаться на программе, научные и профессиональные интересы, связанные с изучением дисциплин программы, а также профессиональные планы на будущее, свидетельствующие о том, что у него имеются необходимые знания, умения и навыки, которые позволят ему успешно освоить программу.
Требования к оформлению:
- объём — не более 2 (двух) страниц печатного текста формата А4;
- поля: верхнее, нижнее, правое — 1,5 см, левое — 2,5 см;
- шрифт — Times New Roman, 12 пт.;
- междустрочный интервал — одинарный;
- выравнивание по ширине;
- первая строка отступ на 1,5 см;
- интервалы между абзацами отсутствуют.
Комиссия оценивает содержание, структуру, стиль изложения, а также уровень владения профессиональной лексикой.
Ещё пара примеров: требования к одной из программ ВШЭ, требования к программе Политология, МГИМО (стр 13)
Наряду со стандартными пунктами в требованиях к мотивационному письму встречаются оригинальные: например, при поступлении на программу ВШЭ «Компьютерная лингвистика» нужно предложить проект, который хотелось бы реализовать.
Некоторые вузы предлагают составлять письмо по шаблону.
Что проверить перед отправкой
- Простоту текста. Мотивационное письмо должно читаться легко. Не перегружайте текст сложными конструкциями и речевыми оборотами.
- Последовательность и логичность структуры. Мотивы поступления и ваши достижения должны быть взаимосвязаны.
- Грамматику и пунктуацию. Ошибки и опечатки, как правило, портят впечатление.
- Полноту текста. Просмотрите ещё раз требования к элементам мотивационного письма и убедитесь, что ничего не забыли.
- Аргументацию вашего выбора. Вы должны убедить приёмную комиссию, что ваше место именно в этом вузе.
Не пытайтесь написать мотивационное письмо за один подход.
Несколько раз откладывайте его, чтобы вернуться к тексту снова после небольшого перерыва, когда вы достаточно отдохнёте и отвлечётесь.
Прочитайте текст письма вслух, попросите кого-то из близких побыть зрителями и слушателями.
Уделите письму достаточно времени и внимания — тогда результатом будет не только успешное поступление, но и, возможно, новая оценка себя и своего профессионального пути.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Владислава Першина
Продюсер направления «Высшее образование» Нетологии
Ольга Балашова
Автор Нетологии
Полный текст статьи читайте на Нетология