Как начать свой корпоративный блог и о чём там писать
Опыт ведения корпоративного блога с нуля: развеиваем страхи и мифы.
Дата публикации: 07.11.2017
«Где брать идеи?», «Насколько нас хватит?», «Кто будет писать?» — всё эти вопросы нам хорошо знакомы, потому что два года назад мы находились в похожей ситуации. В поисках способа коммуникации с аудиторией мы использовали публикации в профильных СМИ и посты в социальных сетях. Они хорошо работали, давали трафик на сайт и популяризировали бренд, но мы хотели свою площадку, где авторы могли бы выйти за редакторские рамки и поэкспериментировать с форматом контента.
Сначала было обсуждение и страх, что мы не справимся с регулярной поставкой информации. Серьезные нововведения нельзя запускать с прицелом — как пойдет. Результат в такой ситуации очевиден — никак. Если подходить к процессу с умом и чётким пониманием цели, то без контент-плана просто не обойтись. Многие энтузиасты отказываются от реализации уже на этой стадии, растягивая подготовку документа на месяцы. Они смотрят на стратегию и регламент крупных брендов, у которых имиджевые риски на порядок выше, чем у среднестатистических компаний. Пугаются от количества правил, ограничений, графиков и т.д. Зачем такой масштаб, если целевая аудитория блога ограничивается сотнями человек. Конечно, со временем они должны расти и набирать оборот, внося изменения и дополняя в контент-план, но поверьте, это произойдет не сразу. Иногда на авторов сваливается неожиданная слава, правда вирусный контент не гарантирует удержание аудитории. С такими приятными сложностями лучше справляться потом, а пока рассмотрим базовое наполнение плана, которое поможет не затягивать со стартом. Достаточно ответить на несколько вопросов:
-
Как часто планируете и можете писать?
-
Кто будет отвечать за контент и отслеживать регулярность?
-
Какие цели ставите перед блогом?
-
Должен ли он продавать?
-
Планируете интеграцию дополнительных инструментов?
-
Кто будет писать материалы?
-
Какие форматы контента собираетесь использовать?
-
Как будет выглядеть верстка?
-
Чем этот блог отличается от других?
-
Какие есть ограничения по знакам: минимум и максимум?
Появилось общее понимание, теперь работаем дальше. Думаете, что можно смело использовать площадку для трансляции всего, что по каким-то причинам не попало на страницы СМИ. Возможно, вы окажитесь правы и найдете своего читателя, но как показывает практика — на выходе получится поверхностный блог, который интересен только вам и коллегам. Многие считают уникальной историю запуска рекламной кампании для обычного клиента, поэтому спешат поделиться новостью со всеми, кто пока о ней не знает. Сознаёмся, на первых порах мы тоже грешили подобным контентом, но со временем, а также плохими результатами, пришло понимание. В этих рекомендациях нет ничего необычного, правда авторы часто про них забывают или не могут отделить «важно только мне» от «интересно остальным». Рассмотрим подробнее, какую функцию должен выполнять контент в корпоративном блоге:
-
Образовывать
-
Развлекать
-
Информировать
-
Продавать
-
Знакомить
-
Наталкивать на размышления
-
Хайпить (такое тоже бывает)
Последний пункт наверняка вызовет удивление у специалистов по контенту. Они могут назвать функцию по другому или отнести её к ситуативному маркетингу, который больше подходит для социальных сетей, но мы уверены, что публикации привязанные к конкретному инфоповоду пользуется не меньшей популярностью, чем аналогичные посты. С такими материалами нужно быть аккуратным, тщательно взвешивать целесообразность и не частить. Нельзя бросаться на любое событие с неприкрытым желанием оседлать новость и получить от хайпа свой кусок пирога. Вы скорее превратитесь в маленькое жёлтое издание, чем завоюете признание и симпатию целевой аудитории бренда. Точечные интеграции позволят разбавить ленту блога неформальным контентом, сформировав в сознании пользователя ассоциативный ряд и привязку к инфоповоду. Мы редко практикуем подобный формат, стараясь оценивать новость с позиции маркетинга. Вот два характерных примера:
Контент-план составили, с функциями разобрались — можно приступать. Не рассчитывайте на быструю популярность, статус примерного блога и комплименты от коллег по цеху. Разгоняйтесь постепенно, как локомотив, которому предстоит долгое и увлекательное путешествие. Подбрасывайте дрова с периодичностью 1–2 раза в неделю, если вам действительно есть о чём сказать. Погоня за высокой частотой может создать ощущение мусорной корзины или склада невостребованных статей. Лучше промолчать и сделать небольшую паузу, а потом ворваться на рынок с зубодробительным материалом. Мы остановились на одной публикации в неделю, потому что сомневались в регулярности поставки профильного контента от специалистов.
Отталкиваться только от тематических публикаций с анализом и практическими рекомендациями, если вы небольшая компания со штатом до 100 человек, довольно сложно и губительно в длительной перспективе. Приходится искать нестандартные решения, одно из них я привел в пример чуть раньше, и мотивировать специалистов на подготовку фактуры или интервью в режиме нон-стоп. Не все разделяют энтузиазм инициаторов создания корпоративного блога, но без настоящих профессионалов, которые находятся на передовой, вам не добиться высоких позиций и внимания экспертов рынка. Как можно решить эту проблему:
-
Писать самому
-
Найти копирайтера
-
Разработать систему бонусов
-
Поставить обязательную задачу
-
Вырастить авторов среди желающих
Мы пробовали использовать пункт № 3 — геймификация продержалась недолго. Иногда можем задействовать № 4, но только в редких случаях, потому что контроль и воздействие на специалистов другого профиля негативно сказывается на их творческом процессе. Проще говоря, на выходе получается какая-то фигня, так ещё и сотрудник вспоминает вас «добрым» словом. В итоге остановились на номерах 1 и 5. Первые публикации набирали мало просмотров, но нас это не пугало, а только подстегивало к поиску интересных решений. Мы стали дублировать наши материалы, которые раньше выходили в СМИ, конечно, со ссылкой на первоисточник. Серьезные публикации, прошедшие через редактуру и оценку профессионалов, улучшили наши показатели — подписчики постепенно росли с каждой новой публикацией, положительно реагируя и отмечая пользу контента.
Разбавляли тематические материалы другими форматами, которые может использовать любая компания, если посмотрит по сторонам и выйдет за привычные рамки. К примеру:
Конечно, можно поступательно подниматься вверх и делать акцент на проработке ядра аудитории, но мы решили пойти другим путем. Если честно, а мы не видим смысла обманывать читателей, нам просто захотелось привлечь внимание к нашему блогу со стороны. Таргетированная реклама в Фейсбуке давала хорошие результаты, правда с качеством были определённые проблемы. Мы видели, что пользователи не совершают целевых действий на сайте, кроме просмотра продвигаемой статьи. Начали искать тематические группы в социальных сетях. К сожалению, в сегменте b2b их очень мало. Часть из них никак не взаимодействует с аудиторией или просто копирует контент с других площадок. Спустя несколько дней мы вышли на Клуб Директоров, который предложил нам интересные условия с возможностью размещения 10 информационных постов со ссылкой на наш блог. Первыми публикациями мы прощупывали почву и искали контакт с аудиторией. Третий пост попал точно в цель и принес нам хорошее количество просмотров, шеров и самое главное — лидов. Мы продолжили держаться выбранного курса и увеличивать количество подписчиков, используя провокационные и кликабельные заголовки.
Не бойтесь сделать первый шаг или оказаться невостребованным у целевой аудитории. Понимание контентного наполнения приходит со временем. Нужно смотреть за инфополем, следить за успехами конкурентов, но не копировать их, анализировать интересы пользователей, провоцировать и экспериментировать с форматами. Корпоративный блог принесёт вам практическую пользу, если вы будете следить за тематикой и качеством материалов — продвинет бренд на рынке, продемонстрирует уровень профессионализма и экспертность ваших специалистов, поможет найти новых клиентов и подкрепить мнение действующих в том, что они сделали правильный выбор.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine